Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Глава XII. Зачисление в запас Вооруженных Сил Российской Федерации Версия для печати Отправить на e-mail

Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации формируется, в частности, за счет граждан:

- не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

- не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;

- не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

- прошедших альтернативную гражданскую службу.

Зачисление в запас означает, что гражданин (не офицер запаса), вне зависимости от возраста, исключается из категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. А получить статус гражданина, пребывающего в запасе, и военный билет гражданин может гораздо раньше 27-летнего возраста.

По решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе и еще не достигших 27-летнего возраста, установленным порядком снимаются те граждане, которые освобождены от призыва на военную службу и от исполнения воинской обязанности.

Анализ оснований, по которым гражданин освобождается от призыва на военную службу, показывает, что практически все они постоянно действующие и не изменяются со временем. Однако есть одно основание, которое может измениться. Речь идет о признании гражданина не годным или ограниченно годным к военной службе.

В соответствии со ст. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года.

Граждане, признанные не годными к военной службе, в случае, если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.

Таким образом, не исключены случаи, когда гражданин, не достигший 27-летнего возраста и пребывающий в запасе, получает новую категорию годности к военной службе, т.е. теряет то основание, по которому в свое время он был снят с воинского учета и зачислен в запас. Какие перспективы, касающиеся военной службы, открываются перед таким гражданином? Может ли теперь призывная комиссия принять решение о его призыве на военную службу?

Ни в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", ни в других нормативных правовых актах нет нормы, которая прямо бы устанавливала порядок "перевода" гражданина из запаса в категорию призывника.

В принципе в пояснениях к ведению документов воинского учета, протоколов заседаний призывных комиссий, которые даются в приложениях к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400, содержатся ответы на некоторые вопросы, связанные с указанной проблемой. Так, например, п. 3 Пояснения по ведению учетно-алфавитной книги (форма N 18 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе. Приложение N 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400) разъяснено, что лица, не достигшие 27-летнего возраста, не прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу, состоящие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (в том числе с незначительными ограничениями), восстанавливаются на воинском учете граждан, не пребывающих в запасе, и в учетно-алфавитную книгу записываются заново со ссылкой на номер и дату протокола медицинской комиссии, вынесшей решение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.

Однако если существует решение призывной комиссии о зачислении гражданина в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, то медицинская комиссия, на основании решения которой рекомендуется делать соответствующие записи в учетно-алфавитной книге, не имеет права отменять решение призывной комиссии.

По всей видимости, решение об изменении статуса гражданина с состоящего в запасе на призывника должна принимать призывная комиссия. Имеет ли она такие полномочия? Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", в котором содержится исчерпывающий перечень решений, которые может принять призывная комиссия, она может принять решение только о зачислении гражданина в запас. Принять решение об отчислении гражданина из запаса призывная комиссия не может.

Кроме того, согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587) по завершении призыва призывная комиссия имеет право отменять только нереализованные решения о призыве на военную службу, о чем делается мотивированная запись в книге протоколов заседаний призывной комиссии.

Согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.

Таким образом, хотя и нет нормы, определяющей порядок перевода гражданина из состоящего в запасе в призывники, существуют другие нормы, в результате последовательного осуществления которых такой перевод может быть осуществлен.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования