Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Дальность плавания не ограничена Версия для печати Отправить на e-mail

Первые атомоходы

 

Решение проблемы превращения ПЛ из «ныряющей» в действительно подводную упиралось в отсутствие мощного и емкого источника энергии, способного работать без атмосферного воздуха. Использование управляемой цепной реакции деления ядер тяжелых элементов определило на долгие годы приоритетное направление в подводном кораблестроении. В 1954 г. СКБ-143 завершило работы над техническим проектом 627 и с июня на заводе № 402 начались работы по постройке атомохода. Официальная закладка лодки состоялась 24 сентября 1955 г., 9 августа 1957 г. АПЛ была спущена на воду, а 14 сентября 1957 г. произведена загрузка ядерных реакторов. Испытания К-3 завершились 1 декабря 1958 г., и с января 1959 г. АПЛ передана ВМФ для опытовой эксплуатации. АПЛ проекта 627А (шифр «Кит») стали первыми серийными. Одновременно велись работы по созданию АПЛ, ядерный реактор которой в качестве теплоносителя использовал жидкий металл. Основным достоинством проекта 645 стало увеличение мощности и кпд установки. АПЛ пр.645 под тактическим номером К-27 была включена в состав флота в 1963 г.

Работы по созданию атомных ПЛ как носителей ракетного оружия велись в двух направлениях: ПЛ с крылатыми и ПЛ с баллистическими ракетами. Опыт, накопленный в ходе проектирования дизельных ракетных ПЛ (пр.Вб11? 629 и первой АПЛ пр.627), сократил сроки реализации создания первого атомного подводного ракетоносца пр.658, вооруженного тремя баллистическими ракетами с надводным стартом. Первая лодка проекта, К-19, вступила в строй 12 ноября 1960 г.Позднее одна ПЛ проекта была модернизирована под 6 ракет и получила обозначение пр.701. Создание ПЛ с крылатыми ракетами велось на заводах в Комсомольске-на-Амуре (пр.659) и в Северодвинске (пр. 675). ПЛ проекта 659 была вооружена 6-тью КР П-5, головная К-45 принята в состав флота 28 июня 1961 г., в конце 60-х они были модернизированы в торпедный вариант 659Т. Головная ПЛ пр.675 (К-166) с 8-ю КР П-6 вошла в состав СФ в 1963 г. Всего АПЛ данного проекта построены серией в 29 единиц, и служили они более 30 лет.

АПЛ 1-го поколения строились в СССР с 1955 по 1965 годы, все они были построены по одной схеме: двухкорпусные, двухвальные, ГЭУ (за искл.пр.645) - два водоводяных реактора ВМ-А по 70 Мвт, ГТЗА 2х17500л/с, навешанные ТГ, две группы АБ по112 элементов, два дизель-генератора, два ГЭД на линии вала, основная силовая сеть постоянного тока 175 - 320 В. К ПЛ, занявшим промежуточное место между 1-м и 2-м поколением, относится пр.661. Этот уникальный корабль с корпусом из титана строился 11 лет, и во всем, за исключением компановки двух ЯР по 177 Мвт, корабль 2-го поколения, вооруженный 10-ю КР «Аметист». Опытная эксплуатация ПЛ К-162, начались в 1970 г. На испытаниях она развила скорость 44,7 узла, На флоте К 162 прозвали "Золотая рыбка.

На долю 1-го поколения выпало немало событий со словом «ВПЕРВЫЕ». Достижение Северного полюса под водой и всплытие на нем, трансарктический подводный переход, групповая подводная кругосветка, дальние походы, послевоенные Герои Советского Союза. На нем воспитано новое поколение подводников – «атомщиков» и получен бесценный опыт эксплуатации ПЛ с АЭУ, за который пришлось заплатить очень дорого: ядерные аварии на К – 19, К-3, К-8, К-11, К-27, К-431 с облучением и гибелью части личного состава; тяжелые пожары с жертвами на К-3, К-19, К-47, К-122, К-131, гибель К-8.

 

 ПЛ «ядерного равновесия»

Работы по созданию облика атомоходов второго поколения начались в СССР в конце 50-х годов. 28 августа 1958 г. по правительственному постановлению развернулось проектирование унифицированной ППУ второго поколения и был объявлен конкурс проектов лодок второго поколения. Особенностями проектов ПЛ второго поколения стали усовершенствованная гидродинамика, применение переменного трехфазного тока, увеличение диаметра прочного корпуса. Базовыми проектами ПЛ второго поколения стали 671 («подводный охотник»), 670 («враг авианосцев»), 667 («убийца городов»).

Одновальная ПЛ пр.671 имела два реактора, помимо традиционных торпед часть ПЛ была оснащена ракето-торпедами «Вьюга». Предельная глубина погружения новых ПЛ достигала 400 м, а скорость подводного хода - 33,5 узла, головная К-38 вступила в строй 5 ноября 1967 г. Дальнейшими модификациями ПЛ стали проекты 671РТ, 671РТМ, 671РТМК.

После рассмотрения предложений КБ на разработку относительно дешевой и простой АПЛ для борьбы с надводными целями задание на пр.670 было передано СКБ 112 («Красное Сормово»). Основным вооружением ПЛ стал противокорабельный ракетный комплекс с подводным стартом «Аметист». 8 ПКР «Аметист» располагались в контейнерах, размещенных между прочным и легким корпусом в носовой части. Ракета П-40 имела дальность стрельбы 80 км. Головная К-43 принята 27 ноября 1967 г. Модернизацией стал проект 670М, вооруженный комплексом «Малахит» с дальностью стрельбы до 120 км.

Строительство лодок пр.667А началось в Северодвинске в конце 1964 г., 28 августа 1966г. головная К-137 была спущена на воду, а 5 ноября 1967 г. были закончены испытания и ПЛ вступила в строй. Основным вооружением ПЛ стали 16 баллистических ракет Р-27 с подводным стартом. Глубина погружения до 400 м. Скорость подводного хода - 28 узлов. Экипаж - 114 человек. Дальнейшим развитием проекта стали ракетоносцы пр.667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ.

Несомненным достоинством АПЛ 2-го поколения стало улучшение условий обитаемости экипажа, высокий уровень комфорта. На долю ПЛ второго поколения выпала самая большая нагрузка в «холодной войне» на море. Интенсивность использования ПЛ в боевых дежурствах и на боевых службах составляла до 300 суток в год. В январе 1974 года начался уникальный 107 суточный переход ПЛ пр.670 и 671 с Севера на Камчатку. Маршрут перехода пролегал по Атлантике до мыса Доброй Надежды, Индийскому и Тихому океанам с заходом в порт Бербера (Сомали). В марте 1984 года в Японском море произошло столкновение К-314 (пр.671) с авианосцем «Китти Хок», ставшее косвенным свидетельством способности наших ПЛ преодолевать противолодочную оборону корабельных авианосных групп.

К ПЛ 2-го поколения можно отмести пр 705 - подводный истребитель. Малогабаритная одновальная комплексно-автоматизированная АПЛ с уменьшенным составом экипажа, титановым корпусом, глубиной погружения до 600 метров и мощной ППУ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. При скорости свыше 40 узлов ПЛ могла уходить от торпед. Головная К-64 спущена на воду в июле 1968 года. «Жар-птица» подводного флота, построенные серией из 7 единиц, были «счастливыми» ПЛ, на них не погиб ни один человек.

С массовым вступлением в боевой состав флота СССР АПЛ 2-го поколения был достигнут «ядерный» паритет с США.

 

 Мощь и совершенство

Опыт, накопленный при эксплуатации атомоходов 1 и 2 поколений, был воплощен в технических решениях подводных кораблей последующих поколений. Основное внимание при разработке проектов 3 поколения ( 945, 971, 949, 941 ) было уделено снижению уровня шумности, комплексной автоматизации процессов управления при помощи боевых информационно-управляющих систем, совершенствованию условий обитаемости для экипажи и приданию ПЛ более высоких ТТХ с обеспечением их наиболее совершенными видами и системами наблюдения, навигации и оружия ,

ПЛ пр.945 выполнена по двухкорпусной схеме из титанового сплава, с одним водоводяным реактором 180 Мвт, ГТЗА 43000 л/с, скорость подводного хода до 35 узлов, глубина погружения до 600 м. 4ТА - 533 мм, 2ТА - 650 мм, запас - до 40 ед. оружия, включая ракето-торпеды, а у пр. 945А - стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км. Головная лодка К-276 вступила в строй 21 сентября 1984 г. Стремление удешивить пр.945 для массового строительства привело к появлению пр.971, основным отличием которого стало применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Особое внимание при разработке проекта 971 уделялось снижению уровня шумности. Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности АПЛ превзошла лучшие американские аналоги (АПЛ «Лос-Анжелес»).

Для борьбы с авианосными ударными группами потребовался носитель на 20-24 КР с дальностью не менее 500 км Такимносителем стала ПЛ пр. 949. Подводный гигант водоизмещением 24000т, с подводной скоростью до 33 узлов и глубиной погружения до 500 м, основным оружием которого стали 24 КР комплекса «Гранит». Головная К-525 вошла в состав СФ в апреле 1980 года. С третьего корпуса ПЛ модернизирована как пр. 949А.

Проект 941 - адекватный ответ на программу ВМС США «Трайдент». Нетрадиционный тип ПЛ с двумя «прочными» корпусами и размещенными между ними 20 ракетными шахтами, а каждой из которых размещалась 95 -тонная ракета Р-39, привели к полному подводному водоизмещению 48000 т. Первый из тяжелых подводных крейсеров стратегического назначении вошел в состав СФ 12 ноября 1981 года.

Несмотря на недолгую историю подводных лодок 3-го поколения и их совершенство, с ними уже связаны трагические страницы истории подводного плавания. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла глубоководная ПЛ К 278 "Комсомолец" (пр.685).1 февраля 1992 года К-276 (пр. 945) столкнулась с американской АПЛ «Батон Руж», которая из-за полученных повреждений была выведена из состава ВМС. А К-276 вернулась и базу с незначительными повреждениями. Катастрофа К-141 «Курск» (пр. 949 А) 12 августа 2000 года всколыхнула весь мир. Два года тема «Курска», спасательных работ и подъема ПЛ, была ведущей темой мировых новостей.

Время неумолимо идет вперед, выводятся из боевого состава АПЛ 3-го поколения. На стапелях гиганта подводного судостроения, «Северного машиностроительного предприятия», заложены ПЛ 4-го поколения проектов 885 и 995.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования