Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Версия для печати Отправить на e-mail

§ 23. Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы, гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), или не достигли возраста 18 лет

  

Данное основание для отсрочки от призыва на военную службу определено подп. "б" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость которых в постоянном уходе повлечет для призывника приобретение права на отсрочку: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка и усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должны подтверждаться заключением органа государственной медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу.

Согласно ст.ст. 7 и 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза заключается в определении в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965.

Медико-социальная экспертиза должна проводиться по месту жительства призывника, т.е. согласно ст. 20 ГК РФ по месту, где он постоянно или преимущественно проживает. Исходя из смысла этой нормы, призывник и его близкий родственник, которому требуется уход, не обязательно должны проживать в одном жилом помещении или даже в одном населенном пункте.

На практике возникают вопросы, связанные с толкованием понятия отсутствия других лиц, обязанных по закону содержать указанных ранее граждан. Может ли, например, призывник, проживающий в г. Москве и занятый уходом за престарелыми родителями, получить отсрочку от призыва, если у него есть старшая сестра, проживающая с мужем и детьми в другом городе, например в Норильске? На первый взгляд, представляется, что в таких ситуациях необходимо исходить из того, имеют ли лица, обязанные по закону содержать вышеуказанных граждан, реальную возможность осуществлять уход за своими родственниками.

Однако в соответствии с СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Совместное проживание роли здесь не играет. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Норма, касающаяся достижения гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) появилась недавно, с принятием изменений и дополнений, определенных Федеральным законом от 1 декабря 2004 г. N 149-ФЗ.

Ранее действовала норма, определяющая необходимость наличия пенсионного возраста по старости. В связи с этим на практике возникала сложность в принятии решения о предоставлении отсрочек от призыва тем призывникам, родители которых приобрели право на пенсию по старости на льготных основаниях до достижения женщинами 55, а мужчинами 60 лет.

Возникают вопросы и при определении других условий, необходимых для получения права на данный вид отсрочки от призыва на военную службу, кроме первого условия - "отсутствие иных лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан". Некоторые призывники считают, что для получения этой отсрочки, кроме условия "отсутствие иных лиц:", должны быть соблюдены и все остальные, которые перечислены после слов "а также при условии" т.е. необходимо наличие нескольких условий, например, одинокая мать старше 55 лет должна не состоять на полном государственном обеспечении и нуждаться в постоянном постороннем уходе, а также быть инвалидом первой или второй группы.

Автор считает такую позицию не соответствующей норме вышеназванного Закона, в котором говорится не о дополнительных условиях (во множественном числе) для получения отсрочки, а об условии (в единственном числе). Кроме отсутствия иных лиц, обязанных содержать указанных граждан по закону, должно быть еще одно из перечисленных ниже условий, касающихся граждан, за которыми будет ухаживать призывник, при наличии которого он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу (подп. "б" п. 2 Перечня документов приложения N 3 к Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400):

- отсутствие полного государственного обеспечения этих граждан и их нуждаемость по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

- инвалидность первой или второй группы;

- пожилой возраст (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);

- возраст до 18 лет.

Для подтверждения права на данный вид отсрочки от призыва на военную службу призывник должен представить в призывную комиссию:

- свое свидетельство о рождении;

- справку о составе семьи. Военный комиссариат принимает меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания;

- на усыновителей - соответствующее решение федерального суда;

- на дедушек, бабушек - свидетельства о рождении родителей гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

- заключение учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

- свидетельство об инвалидности (первой или второй группы) указанных родственников;

- на родных братьев или сестер, не достигших 18 лет, - свидетельства о рождении.

В связи с внесением изменения в рассматриваемую норму вышеназванного Закона, касающуюся граждан пожилого возраста, в призывную комиссию необходимо будет представить еще и свидетельство о рождении того члена семьи, за которым призывник будет осуществлять уход.

 

Вопросы:

1. В ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" что следует понимать под постоянным уходом? Нужно ли оформлять опекунство, и является ли оформление попечительства (а не опекунства) основанием для предоставления отсрочки по подп. "б" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"?

2. Призывник является опекуном своей матери - инвалида II группы. Совершеннолетняя сестра проживает в другом городе и в судебном заседании заявила, что она отказывается содержать свою мать, так как фактически ее воспитывала бабушка. Решение суда - предоставить отсрочку от призыва по подп. "б" ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Правомерно ли решение суда, ведь согласно СК РФ дети обязаны содержать своих родителей? Может ли суд освободить от этой обязанности только на основании устного заявления?

Ответ: В указанном вами Законе нет нормы, определяющей необходимость оформления призывником опекунства или попечительства специально, для получения права на отсрочку от призыва на военную службу по указанному основанию. Закон определяет иное условие, необходимое для получения данного вида отсрочки от призыва в армию: отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать лицо, за которым призывник будет осуществлять постоянный уход. Лица, имеющие обязательства по содержанию своих близких родственников, определены в разд. V СК РФ.

Рассмотрение вопроса о правомерности решения суда первой инстанции находится в компетенции суда кассационной инстанции. Также трудно оценивать решение суда, не имея его. В решении суда, видимо, указаны те доводы, по которым суд пришел к соответствующему решению. Кроме того, судя по сообщенной информации, суд рассматривал вопрос, касающийся права призывника на получение отсрочки от призыва на военную службу, и вряд ли стоит оценивать решение суда как решение, освобождающее дочь от обязанностей по содержанию матери.

 

Вопрос: Можно ли рассчитывать на отсрочку после окончания военной кафедры, если родители являются работающими пенсионерами?

Ответ: Согласно подп. "б" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" условия получения права на данный вид отсрочки не связаны с наличием или отсутствием у родителей пенсионных удостоверений.

В качестве обязательных условий Закон определяет отсутствие других лиц, обязанных по закону заботиться о родителях, а также достижение ими пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).

 

Вопрос: Являюсь офицером запаса. Родители в настоящий момент находятся за границей в служебной командировке. Прописан и проживаю с бабушкой, инвалидом II группы. Больше никого из ближайших родственников ни у нее, ни у меня нет. Имею ли я право на отсрочку от призыва, и какие необходимо собрать для этого документы?

Ответ: В подобной ситуации вам будет трудно доказать наличие всех условий для получения отсрочки от призыва на военную службу по рассматриваемому основанию. Конкретно - отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать бабушку. Ваши отец или мать (в зависимости от того, чьей матерью является бабушка) входят в категорию тех лиц, которые обязаны содержать свою мать. Проживание этих лиц в другом месте, зарубежная командировка и т.п. не являются уважительной причиной, которая бы снимала с них обязанность содержать бабушку.

 

Вопрос: Я закончил вуз с военной кафедрой, имею звание лейтенанта запаса. Мои родители - пенсионеры, отец - инвалид I группы. Других родственников, кроме меня, у них нет, следовательно, я имею право на отсрочку. Потеряю ли я это право в случае моей женитьбы?

Ответ: Если вы уже имеете отсрочку от призыва на военную службу по подп. "б" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то факт Вашей женитьбы никак не повлияет на действие данной отсрочки.

 
Copyright © 2006