Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Первые погружения и всплытия Версия для печати Отправить на e-mail

История зарождения подводного плавания

 

Знаменитый историк древности Геродот (490-425 гг. до н.э.) в 450 г. до н.э. рассказал о подводном колоколе, находясь в котором, человек, облаченный в специальный костюм, мог ходить по морскому дну. Другой древнегреческий ученый и философ, Аристотель (382-322 гг. до н.э.), оставил описание подобных устройств, находившихся на вооружении армии Александра Македонского и успешно примененных им в 322 г. до н.э. при осаде города Тира. Это одно из первых упоминаний об использовании подводной сферы в военном деле.

Значительно позже принцип колокола помогал запорожским казакам. Опрокинув свои лодки вверх килем и забравшись под них, они скрытно сближались с неприятелем и наносили затем удар. Об этом поведал французский историк капитан Монжени, основываясь на фактах, приведенных в 1595 г. монахом-иезуитом Фурнье.

Однако, подводный колокол ограничивал человека в его движении под водой, не давая ему желаемой свободы перемещения. Для повышения подвижности требовалось превратить колокол в подводный корабль, но здесь перед первыми конструкторами возникала масса проблем. Во-первых, нужен был двигатель, позволявший судну передвигаться под водой; во-вторых, требовалось обеспечить герметичность корпуса и возможность самостоятельно погружаться и всплывать; в-третьих, решить вопросы обеспечения жизнедеятельности экипажа в подводном положении.

Одним из наиболее ранних изображений подводного корабля, видимо, является чертеж итальянского военного инженера Роберто Вальтурио (1413-1483). Его проект представлял собой цилиндр с заостренными оконечностями. В качестве движителей планировалось использовать четырехлопастные гребные колеса, приводимые во вращение мускульной силой экипажа. Не оставил без своего внимания проблему подводного плавания и великий итальянский ученый эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи (1452-1519), но разработанный им проект подводного судна, как утверждают современники, был уничтожен автором, который мотивировал свой поступок так: «... люди настолько злобны, что готовы убивать друг друга даже на дне морском». На сохранившемся эскизе изображено судно овальной формы с тараном на носу, невысокой рубкой, в средней части которой расположен входной люк.

От колокола до подводной лодки оставалось сделать один шаг. Впервые практически осуществил эту идею голландский механик Корнелий ван Дреббель (1572-1634). Эмигрировав в Англию, он стал воспитателем детей короля Якова 1 и, пользуясь его поддержкой, построил в 1620 г. подводную «галеру». Обтянутый промасленной кожей деревянный корпус корабля был рассчитан на 12 гребцов и М пассажиров. Погружение и всплытие осуществлялось путем заполнения и опорожнения кожаных мехом. «Галера» не имела вооружения и могла находиться на глубине 4 - 5 м в течение определенного времени. Первоначально она приводилась в движение шестом. В дальнейшем изобретатель оснастил судно шестью парами весел, а чтобы внутрь корпуса не просачивалась вода, отверстия для них были уплотнены кожаными манжетами. Жизнедеятельность экипажа и пассажиров при нахождении под водой обеспечивалась использованием особых веществ, восстанавливающих газовый состав воздуха.

Развитие подводных лодок в России 

Первые документально подтвержденные данные подводного плавания в России принято вести от попытки постройки «потаенного судна» плотника Ефима Никонова из подмосковного села Покровского. В 1718 году он подал челобитную царю: «...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...». Спустя несколько лет, в 1724 г., на Галерном дворе в присутствии Его Императорского Величества Петра I «образец» был испытан - «опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...». В 1728 году Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы прекратить, а неграмотного изобретателя определить на работу по специальности на верфи в Астрахань.

Несмотря на то, что в последующие сто лет не строились какие-либо подводные суда, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. В государственном архиве хранятся предложения и проекты подводных кораблей от людей разных со­словий общим числом 135 и это только то, что сохранилось до наших дней.

В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Она была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. Поперечное сечение напоминало неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Вооружить подводную лодку предполагалось зажигательными ракетами и шестовыми минами.

19 июня 1866 года в Кронштадте, в Средней гавани, начались испытания подводной лодки, построенной по проекту Александровского И.Ф. Железная ПЛ имела форму корпуса по аналогии с телом рыбы, в ней имелась водолазная камера с двумя люками, над серединой корпуса возвышалась небольшая рулевая башня с иллюминатором. Двигателем служила пневматическая машина. Подводная лодка оснащалась особым снарядом для подрыва неприятельских кораблей. Испытания и усовершенствования ПЛ продолжались до 1901 года.

В 1876 году изобретатель Джевецкий разработал проект одноместной ПЛ, которая была построена па его собственные средства. Комиссия наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода и непродолжительное пребывание под водой. В дальнейшем С.К.Джевецкий разработал и построил еще 3 варианта ПЛ. ПЛ 3-го варианта была изготовлена серией 50 штук. Эти 4-x местные ПЛ, вооруженные 50-тифуптовыми нарядами ВВ, находились на вооружении российского морского флоты до начала русско-японской войны, Оставленная в распоряжении Дженецкого ПЛ 4- го варианта была первой с новыми источниками энергии, аккумуляторной батарей и электродвигателем, вращающим винт. Под руководством С.К. Джевецкого была разработана и построена в 10904 году первая ПЛ с единственным двигателем «Почтовый», которая эксплуатировалась более 10 лет.

 Первое применение подводных лодок

В самом конце XIX века командование военно-морским флотом и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости введения подводных лодок в состав флота, пользования ПЛ был контр-адмирал В.К.Витгефт, планировавший их боевое применение в Порт-Артуре.

В мае 1901 года И.Г.Бубнов совместно с М.П. Беклемишевым разработали проект первой русской боевой ПЛ, миноносец № 113, впоследствии названной «Дельфин». Первые годы перед изобретателями стоял целый ряд неразрешимых технических проблем, поэтому даже наиболее талантливые из них зачастую при постройке ПЛ руководствовались личными, порой наивными соображениями. В период до 1917 года в состав русского флота введено 73 ПЛ, из них по отечественным проектам И.Г.Бубнова, 1 - по проекту М.П.Налетова и 1 – по проекту Джевецкого. 16 ПЛ было построено на русских заводах по проектам Голланда и Лэка. Значительная часть приняла участие в войне 1914-1918 г.г. К 1914 году субмарины прошли три войны (русско-японскую, итало-турецкую и греко-турецкую), выполнили ряд атак и даже выстрелили одну торпеду, но мимо. Сравнительно многолетний опыт использования субмарин не дал ответа - как правильно применять подводные корабли в большой войне.

К августу 1914 г. почти все моряки мира считали, что подводная лодка - специфическое оружие береговой обороны вроде подвижного минного поля. Иногда ей удастся атаковать военный корабль противника, стоящий на якоре. Об атаке движущихся кораблей и о действиях против торговых судов всерьез почти никто не думал. Подводные лодки никогда не были в числе любимцев адмиралов царского флота. Они больше тяготели к могучим, многопушечным броненосцам, чем к серым приземистым субмаринам. Такое отношение иногда приводило к: скверным анекдотам. Перед Первой Мировой войной для привлечения добровольцев в подводный флот было возбуждено ходатайство о прибавке жалования офицерам-подводникам. Реакция чинив Адмиралтейства оказалась положительной, но весьма своеобразной: «Можно и прибавить, все равно перетонут!».

8 сентября 1914 года «Акула» лейтенанта Н.А.Гудина првела первую торпедную атаку. Но было и такое, 11 октября 1916 года в районе Босфора экипаж ПЛ «Тюлень» под командованием старшего лейтенанта Китицына после артиллерийской дуэли захватил вооруженный турецкий пароход «Родосто» и как приз привел в Севастополь. Только за компанию 1915 г. русские подводники совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тыс. т. Оценивая боевую деятельность русских подлодок в годы 1-й Мировой войны, нужно учитывать, что подводный флот делал тогда лишь первые шаги, но даже и они были многообещающими.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования