Согласно п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Защита Отечества - это прежде всего оборона страны. Защита - оборона, охрана, щит. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Государственная стратегия в области обороны страны в настоящее время определена в указах Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24), "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от 25 ноября 1996 г. N 1592. Вопросы, связанные с несением военной службы, определяются прежде всего следующими федеральными законами: - Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ; - Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ; - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; - Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы. В п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации использованы понятия "долг" и "обязанность". Понятие "долг" относится к нравственным категориям и подчеркивает особое значение участия гражданина в защите Отечества, выполнении долга перед страной, перед родными и близкими. Понятие "обязанность" имеет юридический смысл: обязанность подкрепляется не только нравственными требованиями, но и правовыми средствами - в виде юридической ответственности. Конституция Российской Федерации распространяет обязанности по защите Отечества только на граждан Российской Федерации (п. 2 ст. 59). Конституция Российской Федерации предусматривает также возможность в случае, если убеждение или вероисповедание гражданина противоречит несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, замену военной службы альтернативной гражданской службой. Порядок и условия реализации альтернативной гражданской службы определены Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.
|