Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава четырнадцатая

 Неудачное партнерство и его последствия

 

Товарищ полковник, мне вчера на голову
упала корзина.

А что в ней было?

Ничего.

А в корзине?

Курсантский фольклор

 

Избави меня Бог от друзей, а с врагами я и сам справлюсь», — сказал Александр Македонский.

И он так усердно боролся с врагами, что Бог избавил его от друзей.

Из Ф. Кривина

 

Большинство предпринимателей напрямую зависит от других предпринимателей — заказчиков, поставщиков, партнеров.

В части второй этой книги вопросу подбора партнеров было уделено немало внимания. Именно потому, что ошибки в этой области обычно необратимы. И даже если Вы начинаете дело с проверенным и надежным другом, с которым у Вас никогда не возникало конфликтов из-за денег, то еще не факт, что конфликтов не будет, когда речь пойдет о больших деньгах.

С другой стороны, на начальных стадиях организации собственного бизнеса предпринимателю бывает остро необ­ходима любая помощь и он готов ее принять от кого угод­но. Но при этом все-таки надо вести себя аккуратно и по возможности осторожно. Я не имею в виду каноническую «разводку» или «откорм кабанчика». Если предприниматель хочет стать хозяином, а не шестеркой, он в любом случае не стает брать криминальные деньги или брать в партне­ры бандитов. Речь идет о вполне порядочных (по крайней мере поначалу) людях, которые могут тем или иным спосо­бом поддержать предпринимателя в его начинании.

Как говорит пословица, «Крокодил кушает в двух случа­ях: когда на небе есть луна и когда на небе нет луны». Разногласия с партнером тоже возникают в двух случаях: когда дела идут хорошо и когда дела идут плохо. В первом случае разногласия возникают, когда приходит время делить при­пыли, во втором — когда один из соучредителей, например, пожелает изъять свою часть имущества «из бесперспектив­ною дела». Причем в тот самый момент, когда эта часть иму­щества наиболее остро необходима предприятию.

Одним словом, причины разные, но одно можно сказать точно:

Разногласия возникают всегда, а при неправильном вы­боре партнера и неправильном подходе к соучредительству разногласия приводят к краху предприятия.

Чтобы оградить себя от этого, Вы должны с самого начала обсудить и продумать все возможные спорные ситуа­ции, и не только обсудить, но и включить их в договор о cотрудничестве. Никаким «джентльменам верят на слово»... хотя, как было сказано выше, за слово тоже надо отвечать. И не бойтесь, что друг-партнер упрекнет Вас в недоверии. В итоге ваша дружба только выиграет, если будут устранены  все  причины будущих размолвок. А то приходит потом такой «непредусмотрительный» предприниматель к юристу или ещё какому-нибудь специалисту «по решению конфликтных вопросов», разворачивает договор, а там...

«И чем же вы думали, господин такой-то, когда такое подписывали?» — спрашивает специалист.

А предприниматель только плечами пожимает и лопочет невнятное типа «знал бы где упасть, соломки бы подсте­лил...» Потому что он вообще об этом тогда не думал. Так hoi, уважаемые господа, я специально демонстрирую Вам то место на краю крыши, с которого сверзлось уже столько народу, что асфальт на полметра промяло. Стелите соломку заранее, а еще лучше — поставьте хорошее юридическое ограждение. И не рассчитывайте на то, что Вы умнее других... даже если Вы и впрямь умнее. Поговорку «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» придумали в Америке, а не в России.

А как быть в том случае, если Вы сами хотите избавить­ся от партнера?

Хотите — избавляйтесь. Но постарайтесь сделать это без конфликта. Обиженный партнер может обойтись намного дороже партнера, удовлетворенного разделом имущества. Общеизвестно, что больнее всего бьют именно те, кто нам близок. Потому что они знают наши уязвимые места. Кста­ти, вполне возможно, что ваши с партнером споры — след­ствие грамотной «диверсионной» работы конкурента. Может, лучше уступить и помириться, вспомнив, что Ваш партнер пока еще свой, а не чужой? Хотя бы потому, что сильный и обиженный партнер превращается в сильного и опасного конкурента.

Кстати, обратный процесс тоже возможен. Имейте в ви­ду, что сильного и опасного конкурента можно превратить в партнера. Если найти к нему правильный подход.

 
Copyright © 2006