Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава десятая

 Демонстрация силы и личное мужество

 

 

Возьмем бегемота и змею и попробуем соединить их вместе... Они не будут делиться, складываться, умножаться, потому что у них разные форматы.

Курсантский фольклор

 

Не тратьте силы, возьмите молоток побольше.

 Закон силы Энтони

 

Ни для кого не секрет, что в деловой жизни нашей стра­ны грубая сила имеет очень существенное значение. Что загнанный в угол отечественный предприниматель может пря­мо за столом переговоров взять да и врезать по физионо­мии своему более удачливому сопернику. А то и вовсе вытащить пистолет и прострелить собеседнику голову. На глазах у нерасторопных телохранителей. И никто даже осо­бенно не удивится. Хотя российское кодифицированное право таких действий не одобряет, но наше обычное право такое решение конфликта вполне признает и поддерживает. И, следовательно, предприниматель рискует не только кошельком и недвижимостью, но подчас и собственной жизнью. Бывает даже — жизнью своих близких.

На войне, как на войне.

Поэтому личное мужество в этих условиях имеет первостепенное значение. Вы не должны позволить сопернику за­пугать Вас, раздавить Вашу волю и принудить к повиновению, даже   если на то имеются объективные причины. С другой  стороны, Вы сами можете осуществить такой же силовой прессинг и тоже без объективного превосходства в силе.

Почему бы и нет? Вдруг у Вашего противника окажутся слабые нервы?

На жаргоне, который нынче в большом ходу у опреде­ленного круга «бизнесменов» (с которым, как правило, стал­кивается любой успешный предприниматель), подобная ак­ция называется «пробивка». В отличие от «наезда», когда за угрозой применения силы следует собственно применение силы, здесь задача атакующего — проверить крепость пози­ций противника и его готовность к драке; выяснить, насколь­ко крепки его тылы, какова его реакция на агрессию и т. д. Это не полномасштабное наступление, а скорее «разведка боем». Тактико-психологическая игра. Блеф. Но в этой пси­хологической игре нельзя действовать вслепую и на авось. Это поединок воль. Если Ваш противник окажется крепок, придется «выложить карты на стол». В этом случае совсем не помешает заранее знать, что у него на руках. И просто необходимо с абсолютной точностью помнить, что на руках у Вас самих. Иной «игрок» настолько увлекается ощущени­ем наигранного куража, что забывает о реальности. И гово­рит лишнее. А это совсем плохо, потому что, когда карты будут выложены, за каждое необдуманное слово, за кото­рым не стоит реального «обеспечения», придется заплатить. В «нецивилизованном» деловом мире опрометчивые слова, сказанные в присутствии людей, способных заставить го­ворившего отвечать за сказанное, могут обойтись дороже подписи на плохо изученном документе.

Но если Вы следите за тем, что говорите, и можете ус­тоять под психологическим давлением, у Вас есть все шан­сы отстоять свою позицию в личном контакте с противни­ком, который (контакт) является прямой аналогией встреч­ного боя.

Решив проблему с личностью, вы решите и саму про­блему.

Надо отметить, что в большинстве пособий по менедж­менту и бизнесу Вы ничего подобного не прочитаете. Бо­лее того, в них сказано, что деловые встречи следует про­водить корректно, конфликтов по возможности следует из­бегать и вообще вести себя по правилам хорошего тона, цивилизованно, как и подобает добропорядочному предпри­нимателю. «Отделите личность от проблемы и нападайте на проблему, а не на личность». Вообще-то это неплохие советы, которые полезно применять в некоторых случаях. Но далеко не всегда. Это касается и отечественного рынка, и так порываемого рынка цивилизованного, например западного.

Бытует мнение, что в цивилизованном обществе дела ве­дутся цивилизованно. Вас могут выкинуть из вашего дома (цивилизованно оповестив об этом за двадцать четыре ча­са), вас могут разорить, уничтожить дело всей вашей жиз­ни, которая после этого потеряет для вас смысл, и Вы пустите себе пулю в лоб... И никто этому не удивится. В циви­лизованном обществе. А вот если Вы пристрелите своего разорителя — это будет не по правилам. Поэтому тот, кто вас уничтожил, может совершенно спокойно назначить вам встречу, где Вы в присутствии адвокатов цивилизованно ре­шите, как и в каком порядке Вас разденут. Неприятно, да, но Вы — в цивилизованном обществе и у цивилизованности ость свой плюс: вас не убьют. И прожиточный минимум Вам и Вашим близким будет обеспечен. И Вы, цивилизованный предприниматель, очень возможно, через некоторое время опять встанете на ноги. Но помните, господа русские биз­несмены: все эти «смягчающие обстоятельства» действуют только в одном случае: если Вы — законный гражданин ци­вилизованного общества. В противном случае — извините! Правила «цивилизованного» бизнеса распространяются толь­ко на аборигенов «цивилизованного» мира. Потому что в этом мире изначально действует двойной стандарт, по которому жизни тысячи сербов «весят» намного меньше, чем уменьшение на пять единиц числа рабочих мест на одном из предприятий военно-промышленного комплекса США. Для «цивилизованных» западных бизнесменов Вы — нувориш из дикой России, и навсегда останетесь дикарем, даже ес­ли научитесь пользоваться столовыми приборами и станете докой в тамошней экономике.

Но вы можете заставить с собой считаться!

Есть у Дж. Лондона небольшой роман, который называ­ется «Время не ждет». Очень рекомендую с ним познакомиться. Это история о человеке, который был прирожден­ным лидером, обладавшим всеми качествами командира и предпринимателя. Он составил себе состояние, играя по «ди­ким» правилам, после чего попал в «цивилизованное» обще­ство, где ему начали активно внушать, что тут «все по-чест­ному», что уже нет победителей и побежденных, а есть исключительно победители. То есть «цивилизованный» биз­нес — это не война, а просто ролевая игра «поможем друг другу разбогатеть». Вопрос: зачем «цивилизованным» госпо­дам все это понадобилось? Ответ: чтобы заполучить день­ги доверчивого парня. Какими бы вежливыми формулиров­ками не обозначали это действие «цивилизованные» дельцы, в терминологии менее вылощенной это называется «развес­ти» и «кинуть». И парня развели и кинули. Вот только парень оказался достаточно решителен, чтобы, опираясь на свою личную силу и свое личное мужество, вырвать обратно свои деньги. По-дикарски, но эффективно.

Да, оказавшись в «цивилизованном» деловом мире, Вы на­долго, если не навсегда, останетесь там чужаком, дикарем, кандидатом на «раздевание». И ничего удивительного: это не Ваши предки, а предки нынешних граждан США обуст­раивали свою страну, утверждали свою конституцию и свои законы. И их потомки имеют право вести игру на своем по­ле по своим правилам. Это понятно. И когда они пытаются навязать свои правила другим игрокам на их собственных по­лях, опираясь на преимущество в силе, это тоже понятно. Ведь они сильнее. Но если Вам навязывают чужие правила, тот самый двойной стандарт, рассчитывая на Вашу довер­чивость... Вы вполне можете отказаться от этого «щедрого» предложения и не принимать на веру все, что написано в за­падных бизнесметодичках для нас, дикарей. Вы имеете пра­во играть на своем поле по своим правилам. Более того, вы можете играть по этим правилам и на чужом поле. Это, ко­нечно, риск. Но бывают случаи, когда риск оправдан. Вас и так считают дикарем, так используйте свои «дикарские» преимущества: напор, агрессивность, недоверчивость, осторожность, выносливость — и ваша дубина переломает и бейсбольные биты, и клюшки для гольфа.

 
Copyright © 2006