Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  Термоусадочная машина тоннельного типа термозбіжна машина тунельного типу.

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава шестая

Встречный бой

 

Вот представьте себе: чистое поле — ни кустика, ни деревца, и вдруг из-за угла выезжает танк!

Курсантский фольклор

 

 

Неразбериха в обществе постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее несколько уменьшить. Однако сама эта попытка приведет

к росту совокупной неразберихи.

Второй закон термодинамики Эверитта

 

Что такое встречный бой, когда он возможен и каковы его особенности?

Сначала, как водится, рассмотрим вопрос с военной точ­ки фения, а потом — под углом деловой практики.

1лавный вопрос распадается на составляющие: Когда? Как? Зачем?

Итак, когда вы можете навязать противнику (или он — вам) встречный бой?

Ответ: всегда. Во время успешного наступления против­ника (или вашего), на марше, в обороне... В любой момент вы можете оказаться втянутыми во встречный бой со всеми его специфическими преимуществами и сложностями.

Следующий вопрос: как? Как и какими особенностями от­личается этот вид боевых действий?

В качестве приблизительной аналогии можно использовать блиц-партию в шахматы, когда каждому из игроков in пускается, скажем, пять минут, а не два-три часа, как в обычной партии. Первая особенность встречного боя — напряженная борьба за выигрыш времени. Быстрое сближение сторон, скоротечное изменение обстановки, борьба за захват и удержание инициативы. Опередить противника в развертывании в боевой порядок, смешать его силы, не дать ему перейти в атаку. Решимость и быстрота во встречном бою значат больше, чем сила. Удачная контратака, произ­веденная даже небольшими силами, может привести к то­му, что организованное плановое наступление противника захлебнется, как, например, захлебнулось когда-то наступ­ление немцев под Москвой. В самых невыигрышных для нас условиях, когда враг был объективно сильнее, когда фронт «потек», то есть наши войска даже не отступали — бежали, а солдаты разуверились в том, что в силах про­тивостоять врагу... Достаточно было одному командарму предпринять решительные действия, провести контратаку, чтобы хоть частично задержать врага, заставить его от­ступить хоть на пару километров... И враг был отброшен. Причем не на два, а на добрых двести километров. При­мер одного командарма подвиг на решительные действия других — и стремительное движение фашистских армий остановилось. Москва была спасена. А солдаты поняли, что врага можно бить. Да, противник все еще был сильнее, но благодаря одному, пусть достаточно широкомасштабному встречному бою, бегство превратилось в оборону. А это уже принципиально другая ситуация. Когда наступающий преследует бегущего, он практически не несет потерь, зато потери бегущего огромны. Когда же ведется наступление на обороняющегося противника, то для его успеха тре­буется минимум трехкратный перевес в силе и потери на­ступающего тоже существенно выше, чем у обороняю­щегося. И выигрыш времени, разумеется. Особенно если, как тогда, в сорок первом, нападение противника было внезапным.

Исходя из сказанного выше мы можем ответить на тре­тий вопрос: зачем? Сформулировать цель встречного боя: захват инициативы, быстрый разгром наступающего про­тивника и создание выгодных условий для дальнейших действий, будь то наступление или переход к правильной обороне.

Рассмотрим пример: наружу просочилась некая негатив­ная информация о Вашей фирме. Допустим, о падении про­даж или о Вашей некредитоспособности. Такое случается. И даже тогда, когда у Вас все нормально. Это может быть обычная провокация со стороны противника. На первом этапе Вам лучше вообще не реагировать. Скорее всего, это «разведка боем», а не наступление. Попытка Вас раскачать и спровоцировать на ответные действия. Пусть все идет, как шло, — и слухи угаснут сами. Но если за этими слуха­ми стоит серьезная программа, то Вы должны отреаги­ровать быстро и решительно. Лобовой атакой. Завязать встречный бой. На том же «информационном» уровне. На­пример—мощной рекламной кампанией, специальной работой с клиентами, просто демонстрацией бодрости и активности. Кто поверит, что дела в фирме идут плохо, если глава фирмы бодр и весел, и закатывает по случаю второй годовщины основания великолепный праздник — с цыгана­ми, тройками и тележурналистами? И все это — не ради показухи. Вы должны использовать ситуацию. Развивать ус­пех. Ваши партнеры тем охотнее поверят в Ваши силы, ес­ли перед этим в них усомнились, если поверили слухам и решили: «Ну, этот Н. совсем сдал!» И тут Вы разворачиваетесь во всем блеске! Пусть даже — за счет последних  резервов. Ничего! Если доверие к Вам восстановлено, если у Вас есть авторитет, средства появятся. Но стоит окру­жающим решить, что Вы неплатежеспособны, и Ваши кредиторы тут же потребуют деньги назад, а должники, наоборот, откажутся возвращать долги. И Ваши резервы растают без всякой пользы. Зато если Вы укрепите свой престиж, ситуация станет прямо противоположной. Войско удачливого полководца растет непрерывно. А что это означает? Это означает, что растут Ваши возможности. Что Ваша сила увеличивается и не только количественно, но и качественно. Вчера у вас было подразделение, эквивалентное пехотному взводу, сегодня это уже рота. А рота —это не толь­ко втрое больше людей, но большая автономия, лучшее вооружение и дополнительные средства. Сегодня рота, завтра — батальон, то есть уже не «голая» пехота, но уже своя, а не «нанятая» артиллерия, своя разведка. Свои склады, свой транспорт, своя служба безопасности, свой банк... В биз­несе каждый правильный шаг знаменуется переходом ко­личества в качество (Специфика российского «полуфеодального» бизнеса в том, что каждый такой пе­реход принципиально изменяет не только деловой аспект, но и жизнь самого биз­несмена. Но это опять-таки уже не тактика, а стратегия, поэтому я воздержусь от того, чтобы анализировать эту ситуацию на страницах данной книги).

В военной практике правильный встречный бой чаще всего выглядит так: ваш передовой отряд, головная поход­ная застава встречает и уничтожает разведку противника, затем внезапно нападает и громит его боевое охранение, потом столь же внезапным ударом сковывает главные силы противника, обеспечивая тем самым выгодные условия для развертывания и вступления в бой ваших собственных ос­новных сил. Точно так же, как блиц-партия начинается с «традиционных» ходов пешек, точно так же «встречный бой» в бизнесе начинается, как правило, не схваткой тяжелых фигур, а «взаимодействием» тех же пешек и фигур легких и маневренных. Или зачастую вообще сводится к «поедин­ку» один на один. Первый против Первого. Во встречном бою не грубая сила является главным решающим факто­ром. Главное — подготовленность бойца, его «знание дебю­тов», его интуиция, умение предугадать мысли и намере­ния противника, умение навязать противнику собственную программу.  В этом случае, даже если враг значительно сильнее Вас, ошеломив его нежданным отпором, Вы полу­чаете преимущество, развивайте его, заставьте усомниться в правильности собственных планов — и Вы сможете пере­ломить его решимость и заставить отказаться от захватни­ческих намерений.

И еще один момент, о котором я уже писал во второй части, но на который не лишне еще раз обратить внима­ние. Успех в ситуации «встречный бой» во многом зависит от ваших «передовых дозоров». То есть от тех людей, ко­торые первыми осуществляют контакт с «внешним миром». Это могут быть люди совсем незначительные с точки зре­ния должности: не генералы, а сержанты или даже рядовые: секретари, охранники, водители транспортных средств, торговцы на точках... Те, кто находится на периферии Ва­шей территории. Но именно от них обычно приходят (или не приходят) первые сигналы об опасности. Проследите за тем, чтобы они были как следует проинструктированы, осо­бенно как себя вести в кризисных ситуациях. Встречный бой — это именно кризисная ситуация, когда у подчинен­ных нет возможности проконсультироваться с Вами. Пре­доставьте (и поощряйте) им инициативу, поставьте на ключевые точки квалифицированных специалистов. И не толь­ко на главных направлениях — на всех. Не думайте, что какое-то подразделение Вашего предприятия малозначительно, поэтому им можно пренебрегать. Исходите из того, что Ваш враг не станет пренебрегать ничем. Тем более что ударит он непременно в «слабое» место, то есть то, которым пренебрегли Вы. У Вас не должно быть слабых мест. Если Вы хотите побеждать, то должны находиться в постоянной боевой готовности. И Вы и Ваши сотрудники на «переднем крае». Они, как спецназовцы, должны уметь поражать цель из любой позиции: лежа, с колена, стоя. В любое время суток.

 
Copyright © 2006