Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава пятая

Оборона

 

Часовые должны стоять на расстоянии вытянутого выстрела друг от друга.

Курсантский фольклор

 

Все, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

Закон Паддера

 

Наступление — пожалуй, наиболее эффективный и эффектный способ достижения победы. Но не единственный. Иной раз к победе может привести и оборонительная так­тика. Вспомним исторический пример с разгромом напо­леоновских войск русской армией под предводительством Кутузова. Наполеон, вне всякого сомнения, блестящий во­енный стратег, признанный победитель, мастер стремитель­ных, сокрушительных ударов, оказался не в состоянии про­тивостоять тактике, полностью противоположной его собст­венной. Типичный пример того, что побеждает не тот, кто все делает правильно, а тот, кто умеет делать по-другому. При всей своей гениальности великий французский полково­дец оказался жертвой собственного шаблонного мышления. Вторгнуться на чужую территорию, схватиться в генераль­ном сражении с армией противника, разгромить армию — и победа в кармане. Все это Наполеон умел делать безупреч­но. При этом он был глубоко убежден, что и противник дол­жен действовать по той же схеме. Вооруженные силы долж­ны защищать территорию своей страны. Да, бесспорно. Но что делать, если они не могут ее защитить? Броситься в бой и геройски погибнуть? Именно на такой вариант и рассчитывал Наполеон. Однако его расчеты не оправдались. Глав­нокомандующий наших войск фельдмаршал Кутузов использовал прием, который в военной тактике называется «манев­ренная оборона». И в результате, победил более сильного и не менее опытного противника. Кстати, имеет смысл взять на вооружение и положительный опыт Кутузова, и печаль­ный опыт Наполеона, который не сделал соответствующих выводов из разгрома на чужой территории и впоследствии оказался в таком же «неприятном» положении уже у себя «дома», когда честно вывел войска в поле для битвы... А русские, вот беда, вместо того чтобы устроить генеральное сра­жение, пошли да и взяли Париж.

Вывод: пользуясь правильно выбранной, в данном случае оборонительной, тактикой, можно победить даже такого прославленного, умного и победоносного врага, каким был великий французский император. Правда, есть мнение, что к закату своей карьеры Наполеон тоже достиг своего пре­дела компетентности и стал выбирать соратников не по «де­ловым» качествам, а исходя из размеров их... носов.

Итак, оборонительная тактика. Что это? В каких случаях и( пользуется? Какие цели ставит и какого обеспечения требует?

Главная задача обороны — отразить наступление превос­ходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем  самым СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПЕРЕ­ХОДА В НАСТУПЛЕНИЕ.

 

Даже обороняясь, Вы должны быть настроены на Победу!

В зависимости от конкретных условий оборона может быть маневренной (о которой упоминалось выше) и позици­онной.

Позиционная оборона применяется там, где недопустима потеря территории.

Она ведется, как правило, на подготовленных заранее по-1ициях, которые можно удержать при атаке превосходящих сил противника и при этом нанести ему (противнику) максимальные потери.

Маневренная оборона используется тогда, когда требует­ся выиграть время, сохранить собственные силы или завлечь противника в район, где условия благоприятствуют Вам, а не ему. Маневренная оборона — это, как правило, серия после­довательных оборонительных боев на заранее намеченных и эшелонированных в глубину рубежах в сочетании с коротки­ми контратаками. В ходе маневренной обороны обороняю­щаяся сторона может вовлечь противника в район, где подго­товлена устойчивая позиционная оборона, или в район, обеспечивающий выгодные условия для разгрома противника контратаками. Выражаясь более простым языком, заманива­ние наступающего врага в подготовленную ловушку.

Оборона может быть преднамеренной, когда более активные и решительные действия нецелесообразны, или вы­нужденной — вследствие неблагоприятной обстановки. Но даже в случае вынужденной обороны у Вас должен быть за­ранее подготовленный вариант защиты. То есть антикризисная программа. И учтите, что антикризисная программа раз­рабатывается до кризиса.

На всякий случай. Это — как пожар. Вы принимаете все меры, чтобы пожара не допустить. Но план эвакуации из по­мещения все равно должен висеть на стене, а персонал соответственно тренирован.

Антикризисная программа может (желательно) подготав­ливаться заблаговременно, но может и организовываться в ходе боя, в непосредственном соприкосновении с врагом или в условиях отсутствия соприкосновения с противником. Но лучше — до.

Возьмем какой-нибудь типичный случай, например внезап­ную налоговую проверку. В идеале Вам следует организовать дело так, чтобы понятия «внезапная проверка» не существовало. Чтобы о всякой проверке вы узнавали заблаговременно от своих информаторов. А еще лучше — имели своих агентов влияния во всех потенциально «опасных» структурах. Но эти меры не всегда осуществимы, зато всегда стоят денег. При­чем часто довольно значительных. И потому Вам следует предварительно обдумать целесообразность подобных за­трат. Допустим, Вы просчитали, нужны ли Вам свои люди в госструктурах, представляющих потенциальную «опасность», и решили, что Ваш бюджет постоянного внешнего контроля не потянет. А обезопаситься надо. Потому что даже если Вы  собираетесь всю свою документацию оформлять по правилам, и все дела ведете исключительно «по-белому» (что в нашей  стране пока, к сожалению, просто невозможно), недочеты все равно будут. И это могут быть весьма серьезные недочеты, поскольку «сверху», из правительственных органов, из всевоз­можных комитетов, палат, министерств, советов и прочего постоянно истекает вниз поток указов, поправок, коммента­риев, дополнений и прочей бумажной шелухи. Большая часть них «отходов» политико-бюрократической деятельности ан­нулируется указами, поправками и дополнениями противопо­ложного содержания примерно через месяц-полтора после своего появления. То есть раньше, чем органы, в которые на­правляются данные директивы, сообразят, как их следует воплощать в жизнь. Посему становится понятно, что каждый конкретный документ подобного толка не предназначен для улучшения деятельности. Зато он прекрасно может деятельности помешать. Например, Вашей деятельности. И Вы должны подготовиться к подобному удару.

Допустим, появляются у Вас в офисе «внезапные» прове­ряющие и говорят:

-Предъявите нам всю Вашу документацию!
А Вы им:

Извините, уважаемые, но ее у нас сейчас нет!

Почему? — интересуются проверяющие.

Она передана на аудиторскую проверку.

Кому? — интересуются проверяющие.

А в фирму «АудитСливКонтроль».

Пожалуйста, телефон!

Искомые документы лежат у Вас в сейфе, но Вы зара­нее договорились с упомянутой выше фирмой, за неболь­шую ежемесячную плату на подобный вопрос честно отве­чать: «Да».

И «внезапным» проверяющим приходится уйти несолоно хлебавши, удовольствовавшись тем, что они получат доку­менты после окончания аудиторской проверки. А когда они уходят, берете эти самые документы и сроч­ным курьером отправляете их в «АудитСливКонтроль», что­бы уже за приличные деньги она сделала из них гладкую кон­фетку-леденец.

 

Оборона должна быть устойчивой и активной.

Для достижения этого обороняющиеся должны обладать выдержкой, стойкостью и упорством. Необходимо обратить особое внимание на моральный дух войск, так как их эн­тузиазм в обороне обычно не столь высок, как в наступ­лении.

Типичным примером оборонительных действий можно считать реорганизацию менеджмента, усложнение органи­зационной архитектуры. Первейшая задача обороны — на­капливание потенциала. В качестве простейшего военного примера активной обороны можно привести древнеримское построение, называемое «черепаха». Когда под натиском превосходящих сил противника римляне втрое уплотняли строй (первый ряд при этом опускался на колено) и полно­стью закрывались щитами, которые образовывали цельную, практически жесткую конструкцию — монолит. Снаружи сплошная чешуя щитов и острия копий, а внутри — легио­неры, изготовившиеся к броску, будто спринтеры в ожида­нии команды: «старт». В тот момент, когда организованный строй противника «захлестывал» и разбивался о «черепа­ху», сама «черепаха» мгновенно разворачивалась, разбра­сывая неприятеля, приводя в беспорядок его ряды и соз­давая крайне благоприятную ситуацию для перехода в на­ступление. Кстати, это построение и поныне используется полицейскими силами при «работе» с толпой.

Еще интереснее методика, использующая для поражения противника его собственный напор.

Возьмем в качестве примера опять-таки рекламу импорт­ного стирального порошка («Тайд», кажется), который лучше обычного. Мощный рекламный удар должен был повергнуть в прах отечественного производителя, но... Появился сти­ральный порошок в серенькой упаковке с названием «Обыч­ный порошок». И с этого момента финансовые вложения рекламодателя начали работать на конкурента. И работали до тех пор, пока рекламодатель не сообразил переделать рекламу, убрав из нее «Обычный порошок», который был действительно несколько хуже, но намного дешевле. Вот что значит активная оборона. Еще это значит, что следует обес­печить непрерывную разведку, маскировку собственных позиций, принять меры для введения в заблуждение против­ника и, в свою очередь, не позволить противнику ввести в заблуждение себя. Необходимо с максимальной эффектив­ностью использовать условия местности, незамедлительно уничтожать вклинившегося противника, пресекать высадку им десантов и навязывать ему свою волю и инициативу. Как показано на примере войны 1812 года, даже обороняясь, можно быть инициативнее противника и вынудить его сле­довать Вашему плану.

Одно из главных преимуществ обороняющегося — то, что он действует на подготовленной заранее территории. На этой территории у него отличные связи, привыкшие к обо­роняющемуся партнеры, собственность и контакты в органах управления и правопорядка. Обороняющийся может за­ранее обеспечить себе свободу маневра и удобство связи, продуманно разместить средства обороны, создать запасы материальных средств, выставить заграждения, засады и т.п. У него есть масса возможностей подготовить сюрпризы для нападающего.

Правда, для того чтобы полностью использовать эти пре­имущества, обороняющийся должен организовать систему боевого охранения, систему оповещения и маскировку, что­бы не допустить внезапной целенаправленной концентри­рованной атаки противника, которая может нарушить целостность обороны. В этом случае запланированная оборона может перейти в незапланированное отступление, а далее — и дезорганизованное бегство.

Но на войне, равно как и в бизнесе, бывает всякое. Всего не предусмотришь и вполне возможно, что в жизни имен­но гак и произойдет: Вы внезапно столкнетесь с противни­ком и у Вас не будет времени ни на подготовку обороны, пи на планомерное обеспечение боевых действий. Хорошо, если и для противника неожиданное столкновение с Вами также является сюрпризом... Но даже в этом случае Вас могут разгромить подчистую. Тут — как в вестерне. Неважно, какие у тебя мускулы, чем ты завтракал и сколь­ко у тебя денег. Важно, как быстро и точно ты умеешь стрелять навскидку.

Разумеется, военное искусство не могло обойти вниманием столь важный вопрос. Более того, такую ситуацию всегда рассматривают особо и для нее существует специальный термин «Встречный бой». Естественно, и в этой книге такому важному вопросу нельзя не уделить отдельного внима­ния. Что мы и сделаем.

 
Copyright © 2006