Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Часть вторая: Командир и его команда, или «Кадры решают все» Версия для печати Отправить на e-mail

Глава третья

«Ограниченно годен в военное время»

 

В формирование не зачисляются подростки старше 60 и младше 16 лет.

Курсантский фольклор

 

Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который может прыгнуть на семь футов, а не семь человек, прыгающих каждый на один фут.

Закон Мерфи

 

 

Допустим, Вы определили, кто именно Вам нужен и в ка­ком количестве. Следующая задача: найти подходящих лю­дей.

Вопрос набора персонала — один из важнейших вопросов управления. Да и вообще в любой области человеческой деятельности. Методики подбора кадров варьируются в за­висимости от социальной структуры общества, от культуры, от экономической ситуации... Этому вопросу посвящены сот­ни полезных книг, сотни тысяч книг умных и миллионы со­вершенно бесполезных. Четверть бродящих по миру анек­дотов посвящены вопросу пригодности человека к выполне­нию им своих обязанностей, будь то муж, раввин, Вовочка или новый русский. Существует множество программ под­бора персонала и сотни университетов ежегодно выпуска­ют десятки тысяч специалистов по подбору кадров, но... Да­же если умный и прогрессивный предприниматель решит использовать специалистов и научные наработки, толку от этого, скорее всего, будет немного. Почему? Потому что тео­рия вне практики не стоит ни гроша, а типичный дипломированный психолог подобен юноше, изучившему каратэ по книжкам с картинками. Нет, теория полезна. Но не сама по себе, а исключительно в компании с опытом и практикой. И лично я могу уверенно назвать только одну науку, которая строго придерживается этого принципа, — науку военную.

Итак, каким образом отечественный бизнесмен набира­ет свою команду?

Увы, несмотря на то, что существуют книги, методики, курсы и высокооплачиваемые специалисты-психологи, ны­нешний отечественный бизнесмен в большинстве случаев (особенно в начале своей деятельности) комплектует свою команду по принципу разбойничьей шайки.

На то есть серьезные причины:

Во-первых, так быстрее. Во-вторых, ему кажется, что со своими будет легче работать. В-третьих (и это, пожалуй, главное), заведомая «непрозрачность» затеваемого бизнеса. Из-за налоговых обстоятельств, из-за того, что нельзя «подставлять» бизнес-партнеров... Увы. В нашей стране пока еще совершенно невозможно вести дела исключительно «побелому». Особенно на начальном этапе. Поэтому первыми в команду входят друзья, родственники, знакомые с полезными связями, знаниями и имуществом и т. д.

Эта разномастная компания обычно делится на две кате­гории:

Те, кому лично доверяет лидер: брат, любовница, друг детства...

Те, кто может принести пользу: посыльный из рекламно­го агентства, сосед с полугрузовичком, подруга матери с бух­галтерским образованием...

Бывает (редко, что оба качества сочетаются. Бывает (ча­ще), что «группа поддержки» — изначально спаянная команда, люди, которые вместе работали, служили или учились. У таких шансы на успех, особенно на первых порах, существенно выше. Это подтверждается и логикой и статистикой. Группа молодых энергичных ребят, которым надоело «работать на дядю», у которых есть идеи в уже известной им сфе­ре деятельности, кое-какие связи и опыт, даже если у них нет четко проявленного лидера, все равно довольно быстро  добьются первого успеха. Это совершенно естественно, так как разбойничья шайка, чье ядро составляет несколько обу­ченных сержантов, сразу потеснит всяких там любителей по­дебоширить из среды крестьянской молодежи. У такой груп­пы сложности начнутся на втором этапе, и если им не уда­стся четко определиться с лидером, то «шайка» потеряет изначальное преимущество сработавшейся команды и рас­падется. То есть каждый из ее участников вернется к исходному положению. Правда, как правило, к этому времени у него уже будут кое-какие накопления: небольшой капитал, фонды, связи и опыт. Так что этот способ входа в бизнес является одним из самых распространенных. Однако вернемся к базовому варианту. Итак:

Есть начинающий бизнесмен, лидер и есть «группа поддержки», которая делится на две категории: «свои люди» и «полезные люди».

Трудности, с которыми немедленно столкнется такой биз­несмен, можно сформулировать следующим образом:

А. С теми, с кем очень здорово отдыхать и веселиться, может оказаться практически невозможно заниматься делом.

Б. Те, кто был взят в команду ради конкретных полез­ных свойств, данными свойствами на самом деле не обла­дают. Полугрузовичок постоянно ломается, посыльного в рекламном агентстве в грош не ставят, а подруга матери закончила курсы в 1970 году и компьютер видела только по телевизору.

Забавно, но факт. С подобными трудностями сталкивают­ся не только начинающие бизнесмены, но и вполне продви­нутые предприниматели. И если у начинающих может про­сто не быть выбора, и они вынуждены принимать на службу даже «ограниченно годных», то «продвинутые», которые могли бы более тщательно отбирать людей, очень часто про­сто не умеют этого делать и действуют по тому же шабло­ну, с которого начинали. И уверены при этом, что действу­ют правильно, поскольку уже делали так раньше — и срабатывало. Да, такое бывает. Бывает, что и брак, заключенный «по нужде» в тинейджерском возрасте, оказывается удачным.

Эдак в одном случае из тысячи  шестисот, если верить той же статистике.

Нет, я не имею ничего против «семейных» (Здесь имеется в виду коллектив, набранный из родственников, а не фирма, в ко­торой используют «семейные» (мафиозные, феодальные, корпоративные и т. д.) принципы руководства) фирм. Если речь идет о маленьком кафе или магазинчике. Поначалу так проще. Поначалу мы часто вынуждены не выбирать, а об­ходиться тем, что под рукой. Но как только у Вас появится возможность заменить «ограниченно годный» контингент бо­лее перспективными и профессиональными сотрудниками, сделайте это немедленно. В конце концов, кому Вы предпоч­тете доверить ремонт своей машины: профессионалу-меха­нику с отличными рекомендациями или любителю-соседу, который вот уже пятый год поддерживает на ходу свой «Запорожец»?

...Соседу? Почему?

...Что, совсем нет денег? Только двадцать долларов? А за­нять? Уже не дают. Ну тогда понятно. Что ж, дерзайте!

Есть люди, которым нравится ходить пешком. Для здоровья полезно и нервы успокаивает.

А сейчас — идеологическое отступление.

 
Copyright © 2006