РЕКОМЕНДАЦИИ КОМАНДИРАМ, ЗАМЕСТИТЕЛЯМ КОМАНДИРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ, А ТАКЖЕ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ Анализ работы должностных лиц частей и подразделений по организации воспитательной и культурно-досуговой работы с личным составом в предвыходные, выходные и праздничные дни, а также в вечернее время показывает, что данная проблема по-прежнему остаётся актуальной. Крайне слабо изучены руководящие документы, регламентирующие воспитательную работу. Не придаётся должное значение тому факту, что около 70%. случаев глумлений и издевательств, других негативных проявлений по отношению к военнослужащим младшего призыва приходится именно на конец недели, а также на вечернее время вследствие ослабления контроля за личным составом. Поэтому на одно из первых мест в вопросах воспитания выходят организациями качественное проведение с подчинёнными культурно-досуговых мероприятий. Практика показывает, что осуществлять организацию досуга личного состава необходимо не от случая к случаю и не в зависимости от проявлений общественной инициативы и самодеятельности, а постоянно и на профессиональном уровне. Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации в распорядке дня военнослужащих предусмотрено время для воспитательных и спортивно-массовых мероприятий. "Воскресные и праздничные дни являются днями отдыха для всего личного состава...В эти дни, а также в свободное от занятий время с личным составом проводятся культурно-досуговая работа, спортивные состязания и игры" -(УВС ст.230). Дополнительно в соответствии с приказом МО РФ 1995 г. N 235 "О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации" распорядком дня должно быть предусмотрено проведение не менее 2 раз в неделю по одному часу воспитательных мероприятий с личным составом. При организации культурно-досуговой работы с военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей полнее использовать воспитательные возможности военных учреждений культуры, армейских творческих коллективов, комнат досуга. Культурно-досуговую работу направлять на воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств, гордости за своё Отечество, историю России, Российской армии. Предусмотреть демонстрацию для личного состава еженедельно не менее двух художественных кинофильмов. Обеспечить их тематическо-репертуарную направленность в интересах патриотического воспитания личного состава, гордости за службу в Вооружённых Силах Российской Федерации. В выходные и праздничные дни организовать посещение военнослужащими театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений. Правильная и разумная организация отдыха военнослужащих способствует сплочению воинских коллективов, укреплению дисциплины, повышению физической закалки личного состава, развитию у воинов творческих способностей, мобилизации их на образцовое исполнение воинского долга. Организует эту работу заместитель командира по воспитательной работе. Он совместно с командиром, активом подразделения тщательно планирует мероприятия на предвыходные, выходные и праздничные дни. В плане, который утверждается командиром подразделения, предусматриваются: - собрания военнослужащих; - лектории выходного дня; - теоретические конференции; - беседы; - кинолекции, киновечера; - литературные вечера и викторины; - просмотр и обсуждение спектаклей и кинофильмов; - встречи личного состава с интересными людьми; - работа художественной самодеятельности; - экскурсии и культпоходы; - доведение до личного состава статей Закона РФ и0б уголовной ответственности военнослужащих за воинские преступления1*; - выпуск стенной печати; - спортивные игры и соревнования и др. Важно разнообразить досуг, учитывая пожелания военнослужащих различных категорий. В некоторых подразделениях каждый воскресный день посвящается определённой теме. Так, один из них может быть посвящен военно-технической пропаганде. В этот день перед личным составом выступают инженеры и техники, работают лектории технических знаний, технические кружки, организуются выставки рационализаторов и изобретателей, встречи с учёными и т.д. Но это не значит, что в этот день отдыха нельзя проводить других культурно-массовых мероприятий. Некоторые воскресные дни специально посвящаются массовым спортивным соревнованиям, открытию летнего или зимнего спортивного сезона и т.д. Не следует увлекаться проведением какой-либо одной из форм воспитательной работы, так как это ведёт к постепенному снижению интереса у военнослужащих, не привносит новизну в проводимые мероприятия. Планы проведения культурно-массовых мероприятий с личным составом на предвыходной и выходной дни составляются и утверждаются еженедельно по четвергам. Заместитель командира по воспитательной работе также по четвергам информирует о готовности к проведению комплекса мероприятий в предвыходной и выходной дни соответствующего вышестоящего начальника, докладывая основные мероприятия плана. План проведения культурно-массовых мероприятий с личным составом в праздничные дни составляется за 2-3 дня до самого праздника. Утверждённые планы в пятницу вывешиваются на видном месте в казармах с тем, чтобы каждый военнослужащий имел возможность ознакомиться с тематикой и планируемыми мероприятиями. Ни в коем случае не допускаются необоснованные переносы мероприятий, а тем более их непроведение. Это неизбежно влечёт за собой подрыв авторитета соответствующего должностного лица, вызывает у личного состава законное чувство, что всё здесь написанное составлено "для галочки". Мероприятия в плане составляются с таким расчётом, чтобы не было пустот и "провалов" во времени. Каждая минута должна быть расписана. Если одновременно проводятся несколько мероприятий, то указываются все ответственные за их проведение, кроме того в графе "примечание" военнослужащие расписываются конкретно по группам. Только чёткая организация проведения выходных и праздничных дней позволит осуществить полный охват 100% военнослужащих, установить за ними надлежащий контроль. В полной мере вышесказанное относится и к проведению мероприятий в вечернее время будних дней. Мероприятия воспитательного ха- рактера в данном случае заносятся в расписания занятий. В обязательном порядке процесс выполнения плана культурно-массовых мероприятий с личным составом в предвыходные, выходные и праздничные дни должен контролироваться руководящим составом частей и подразделений. Положительный опыт проведения указанных мероприятий следует обобщать и пропагандировать в стенной печати подразделений, средствах массовой информации. Практика показывает, что там, где вдумчиво подходят к планированию и проведению культурно-досуговой работы, резко сокращается количество грубых дисциплинарных проступков, улучшается в целом состояние воинской дисциплины, повышаются организованность и порядок, снижается травматизм. Нельзя забывать, что воспитательная работа носит цель сближения военнослужащих, сплочения воинских коллективов, создаёт такие условия, когда совершение происшествий и преступлений становится невозможным. Комплексом воспитательных мер должен быть выставлен надёжный барьер такому негативному социальному явлению, как суицидальные происшествия или намерения. Нужно помнить, что большая часть самоубийств происходит в вечернее время - 36 %, ночное - 26 %, утреннее - 30 %, время, когда люди предоставлены сами себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями. Наиболее суицидоопасным днём является среда. По статистике на среду выпадает до 24 % суицидальных происшествий, на четверг - 18 %, на остальные -по 16 %. В эти дни должны быть приняты дополнительные меры по усилению контроля: чёткий учёт личного состава и недопущение его отрыва от плановых занятий, скрупулёзное проведение вечерних проверок, контроль за убытием военнослужащих в командировки, отпуска и своевременное их возвращение. В случае отсутствия военнослужащего на приёме пищи, при выполнении работ или в местах отдыха личного состава необходимо принять меры розыска и выяснения причин его исчезновения. Исходя их изложенного, следует сделать вывод, что организация отдыха в подразделении позволяет с максимальной эффективностью учесть индивидуальные особенности воинов, их интересы и запросы. Высокий уровень культурного досуга во многом зависит от инициативы и творчества заместителя командира по воспитательной работе. Чёткое планирование по месту и времени, своевременное инструктирование актива и оказание ему практической помощи - важные условия успешной организации и проведения культурного досуга.
|