Морально-психологическое обеспечение караульной службы
Значительная часть солдат, пришедших в армию, с первых дней службы понимает, что быть хлеборезом на кухне или сидеть за баранкой автомобиля выгоднее и легче, чем через день стоять в любую погоду на посту, лишаясь нормального сна и отдыха, подвергать свое здоровье и жизнь испытаниям. Что выберет солдат, не отягощенный патриотическими идеями? Конечно, что полегче, учитывая, что большинство призывников идут служить не по своему желанию. А в караул допускать солдата без его желания нельзя. Мощная коммунистическая, идеология, бомбившая сознание человека с октябрятского возраста, при всех ее недостатках, сохраняла для большинства уверенность в том, что служба в армии — это священный долг перед Отечеством, своим народом. Теперь, в эпоху рыночных отношений, бывшие призывы и лозунги, не подкрепленные стимулом, на молодого человека не действуют. Где взять этот стимул? Военнослужащие по контракту хоть и незначительно, но за караул получают денежную надбавку. А солдат: что свинарь, что часовой — получают одинаково. Хотя разница в службе большая. И если солдат не глуп, он чувствует эту разницу. Как же сделать так, чтобы солдаты сами стремились ходить в караул? Это уже забота командира подразделения, и его заместителя по воспитательной работе. От их правильной организации службы в роте зависит успех. Имея опыт работы в этом направлении, хотел бы предложить несколько советов. Необходимым условием для успешной работы в этом направлении является полная сменяемость караула и создание небольшого резерва лиц, допущенных к несению караульной службы. В этом случае есть возможность заниматься воспитанием лиц, которые провинились в карауле. В повседневной деятельности командный состав роты своим словом и делом должны внушить всему личному составу, что караульные — это лучшие люди в роте, элита. Для этого: — создать в караульном помещении благоприятную обстановку, а это значит: тепло и уют, эстетически красиво оформленные помещения; наличие дополнительного питания (караул должен питаться лучше остальных); наличие теле-, радио-, видеоаппаратуры, настольных игр, подшивок газет и журналов. - стимулировать в пределах устава: без хозяйственной деятельности не обойтись, вот поэтому на все виды работ выделять, по возможности, только тех, кто не допущен к караульной службе или провинился в карауле; в увольнения отпускать беспрепятственно всех тех, кто несет отлично караульную службу; отпуска предоставлять только караульным (за редким исключением другим); с караульными проводить только занятия, при этом уделять больше внимания уставам и физподготовке (караульные должны быть физически крепкими, владеть приемами рукопашного боя). Можно внедрить систему стимулирования для лиц, несущих караульную службу. Для этого каждому военнослужащему ставится оценка за караул. Оценка выставляется по сумме: а) за подготовку к караулу (на разводе дежурный по части оценивает каждого за внешний вид и теоретические знания); б) за несение службы на посту; в) за несение службы в караeльном помещении. Эти оценки отражаются ежедневно на стенде в подразделении. Затем, на подведении итогов за месяц, подсчитываются отличные оценки каждого и при наборе определенной суммы, военнослужащий поощряется. Например, набрав 10 отличных оценок — благодарность от командира роты; 30 — грамота от командира части; 60 — фотография с командным составом части; 80 — благодарственное письмо на Родину; 100 — отпуск на Родину. При этом — «тройка» перечеркивает одну отличную оценку, «двойка» — пять отличных оценок. Такая организация должна принести положительные результаты. Вся трудность состоит в том, чтобы ее создать.
|