Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Формирование у подчинённых культуры межнационального общения Версия для печати Отправить на e-mail

Вопросы:

1. Знать и уважать национальные особенности
подчиненных.

2.Как формировать у подчиненных культуру межнационального общения.

 

Думается, прежде всего, уместно кратко пояснить основные понятия, с которыми мы встретимся,  беседуя на данную тему.  И в первую очередь - что такое "национальные особенности"

Особенности нации являются отражением общественного бытия и выража­ются в ее психологическом складе, национальных традициях, нравах, обычаях, чувствах и настроениях. Они воплощают в себе своеобразие и уни­кальность исторического, социально-экономического, политического раз­вития нации, на них сказывается и окружающая природно-географическая среда.

Переходя к конкретному разговору о национальных особенностях наро­дов Российской Федерации, начнем с русского народа составляющего абсолютное большинство населения нашей страны.

Исторически сложилось так, что русскому пароду приходилось веками вести героическую борьбу с иноземными захватчиками за свою свободу и независимость. В этой борьбе формировались характер и национальные осо­бенности русского народа, его воинов. К ним отнесем храбрость, верность долгу, чувство товарищества, выносливость, самопожертвование во имя свободы Родины, доброе отношение к другим народам.

Так, отмечая боевые качества русских матросов, адмирал Нахимов в рапорте о победе под Синопом подчеркивал, что ''флагманы и капитаны вы­казали и знание своего дела, и самую непоколебимую храбрость, равно как подчиненные им офицеры, нижние чины дрались как львы".

Высокую оценку боевым качествам русского солдата дал Наполеон, ко­торый говорил, что, если бы ему дали русских солдат, он мог бы завое­вать не только Индию, но и весь мир.

Нельзя не вспомнить боевые качества народов бывшего Союза, в том числе представителей всех национальностей России, с особой силой проя­вились в годы Великий Отечественной войны против гитлеровской Герма­нии.

Теперь рассмотрим национальные особенности народов некоторых регио­нов Российской Федерации с наиболее пестрым национальным составом. В этом отношении характерны Северный Кавказ,  Дагестан,  Поволжье.

Для народов Северного Кавказа характерны такие нравы, привычки, обычаи: они приветливы, дорожат дружбой с теми, кто отвечает им взаим­ностью. Существует у них такой обычай, как куначество, когда люди раз­ных народов обязуются оказывать друг другу помощь и защиту.

Новорожденным даются имена кунаков,  как знак высшего уважения и дружбы.  Горцы издавна славились гостеприимством. Одна из особенностей горцев - это взаимопомощь. Для выполнения наиболее трудных работ они объединялись.

Эти и  другие национальные особенности проявляются у ионной   предс­тавителей горских народов. Им свойственны общительность, заметно выра­женная склонность к взаимопомощи, образованию национальным микро групп и стремление к лидерству в воинском коллективе.

Такими же способностями отличаются войны народов Дагестана. Для них характерны коллективизм, взаимное уважение, почтительное отношение особенно к родителям и пожилым людям, другим национальностям. "И это не случайно. В Дагестане бок о бок столетиями живут вместе около 40 наци­ональностей, национальных и этнических групп.

Почти схожи национальные особенности некоторых народов Поволжья - татар, башкир, чувашей и некоторых других - с национальными особенностями народов Северного Кавказа, Дагестана, Средней Азии, Казахстана. Это относится, прежде всего. к татарам. У них высокая деловитость, быст­рая адаптация к изменившейся обстановке, развитая культура, темпера­мент. В военной службе отличаются активностью в выполнении своих обя­занностей.

Следует отметить, что национальные особенности военнослужащих в значительной степени обуславливают морально-психологическое состояние. Степень сплоченности многонациональных воинских коллективов. Но они не являются решающими. Главное и основное здесь - хорошо продуманная, це­ленаправленная воспитательная работа командиров, их заместителей, всех офицеров, прапорщиков, младших командиров по сплочению воинских кол­лективов с учетом национальных особенностей Яичного состава. Практика показывает, что педагогически тактичная, дифференциальная, последова­тельная работа с войнами различных национальностей способна благотвор­но воздействовать на них,  укреплять дружбу, сплотить воинские коллек­тивы. А это важнейший фактор высокой боеготовности, крепкой воинской дисциплины, предотвращения столкновений между войнами на национальной почве. В связи с этим здесь целесообразно поговорить о положение дел в вашем коллективе.

В межнациональном общении в воинских коллективах проявляются, как правило, две тенденции: единение и обособление. Первая означает пост­роение взаимоотношений между войнами различных национальностей на ос­нове взаимного уважения и терпимости. Вторая выражается в неприятии представителей других национальностей в качестве равноправных и жела­тельных партнеров в общении, в конфликтах сними. Для преодоления это­го, сплочения многонациональных воинских коллективов необходима систе­матическая, целенаправленная, последовательная организаторская и воспи­тательная работа.

Что надо учитывать в связи с национальными  особенностями  воинов, проходящих службу в вашем подразделении?

Специфика военной службы такова, что представители разных национальностей выполняют свой конституционный долг в отрыве от привычной национальной среды, в условиях жесткой регламентации всего уклада жизни, единообразия питания, вещевого довольствия, быта и в какой-то мере досуга.

В армии круг межнационального общения людей резко расширяется,  что порождает дополнительные психологические трудности, так как приходится общаться и находить язык с людьми, имеющими другие нравы, психологию, вкусы.  

Довольно часто именно в воинском коллективе впервые встречаются друг с другом представители различных национальностей. Естественно, им интересно познакомиться поближе.  Вместе с тем некоторые из них прихо­дят в подразделение не только с желанием узнать людей других нацио­нальностей, но порой и национальными предубеждениями, неправильными представлениями о других народах.  Здесь имеют место и религиозные предрассудки, и территориальные "претензии", и национальные "обиды", обладающие большой живучестью.

В связи с этим задайте сами себе вопросы: какова моя роль в сплоче­нии коллектива? Знаю ли национальные особенности своих сослуживцев и учитываю ли их? Проявлял ли бестактность, нетерпимость к традициям, нравам, обычаям воинов других национальностей? А ответив на них постарайтесь попять, что главное для всех вас - общность целей, честное и добросовестное выполнение конституционного и гражданского долга по за щите своего Отечества - России.

Важной предпосылкой здорового нравственного климата в воинском кол­лективе является утверждение уважительного отношения к личности война, независимо от того, какую нацию или народность нашей страны он представляет.

В какой бы обстановке офицеру ни приходилось общаться с подчиненны­ми, он постоянно должен помнить, что, как каждому человеку, солдату, свойственно чувство собственного достоинства. А поэтому грубое слово, несдержанность в выражениях, высокомерие способны создать пропасть от­чуждения между начальником и подчиненным, отрицательно сказаться на нравственном самочувствии война. Нельзя не согласиться с известным психологом Ф.Угловым, который писал: "Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубоe слово попадает в сердце и неред­ко валит человека наповал".

Особенно опасно, когда при этом затрагиваются национальные чувства людей. Замечено, что даже обычные конфликты в многонациональных кол­лективах способны приобретать национальную окраску. Отдельные войны с чрезмерно развитым национальным самолюбием могут воспринимать как по­казатель национальной неприязни малейшее проявление недостаточно обос­нованной требовательности, не говоря уже о бестактных шутках или кличках.

Совершенно нетерпимы такие шутки со стороны офицеров. Ведь в их ли­це солдаты, видят представителей вышестоящего командования, а поэтому и поведение их может расцениваться как выражение общей линии на пре­небрежение национальными особенностями и традициями пародов нашей страны.

Важно, чтобы офицер не только сам служил образцом высокой культуры межнационального общения, но и требовал этого от подчиненных. Отдель­ные воины могут допускать оскорбительное   поведение по отношению к представителям других национальностей в силу недостаточного понимания этого вопроса или личной невоспитанности. Понятно, что методы работы с ними должны быть различными. Понятно, что методы работы с ними должны быть различными. Если с одним можно провести разъяснительную беседу, доказать негативные последствия их действий и поступков, то на других, возможно, более эффективное воздействие окажут общественность, а то и меры принуждения. Благоприятное влияние на нравственный климат коллек­тива оказывает помощь воинам в изучении русского языка, активное их привлечение к  участию в общественной жизни подразделения.

Важнейшей предпосылкой здорового нравственного климата является не­уклонное соблюдение принципа социальной справедливости и owciikc служебной деятельности и общественной активности личного состава. Войны с удовлетворением служат тогда, когда уверены, что их усердие в  груде будет замечено и соответствующим образом оценено.  Оценки здесь могут быть различные: похвала, постановка в пример другим, объявление поощ­рений и т.д. Причем они всегда должны быть объективными, не преувели­чивая, но и не приуменьшая истинные заслуги солдата, соответствовать степени приложенных им усилий. Иногда бывает: получил воин взыскание и замечает, как изменилось отношение к нему со стороны командира. И ста­рается человек в последующем, стремится загладить свою вину, по дове­рия все пет и нет. Подобная практика ведет к тому, что солдат разоча­ровывается в службе и перестает верить в свои силы. Как при помощи, так и при наказании командир призван руководствоваться единственным критерием - мерой вклада война в общее дело, либо вреда, причиненного им коллективу.

Нередко случаи, когда, осмысливая принятое в отношении подчиненного решение, командир видит, что поступил несправедливо, но отменить его не хватает сил. Лучший способ избежать таких ситуаций - это стремиться во всем  проявлять взвешенность, не принимать скоропалительных решений, особенно при рассмотрении вопросов, связанных с оценкой действий и проступков подчиненных.

Быть справедливым в многонациональном коллективе - значит зорко следить за тем, чтобы в подразделении четко соблюдать законность, ус­тавные положению, чтобы все войны получали положенное им довольствие, paвномерно несли службу в наряде и карауле, особенно в праздничные и выходные дни, пользовались правом на увольнение.

Выражением принципа социальной справедливости в Вооруженных Силах являются воинские уставы. Строгое следование их положениям создает на­дежную основу для формирования в коллективе здорового нравственного климата.

 

ВЫВОДЫ:

Каждый народ, достоин уважения,  а его история и культура - внимания и изучения.

Каждый военнослужащий, проходя военную службу в рядах Вооруженных; Сил России, несет личную ответственность и за то, как представляет свой народ, как поддерживает его национальное достоинство среди предс­тавителей других национальностей.

Знание и уважение национальных особенностей сослуживцев, их обычаев и традиций способствует сплочению воинского коллектива, утверждению в нем дружеских взаимоотношений, а значит повышению боевой готовности.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования