Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Индивидуальные особенности воинов Версия для печати Отправить на e-mail

Практика изучения индивидуально-психологических особенностей подчиненных, их учета в воспитательной работе

 

Офицеру трудно рассчитывать на успех в руководстве подчиненными без учета и знания их индивидуально-психологических особенностей.

Опыт работы в войсках показывает, что наиболее распространенными ошибками офицеров в руководстве ими своими подчиненными ЯВЛЯЮТСЯ:

1.Неумение разглядеть существо личности подчиненного, его индивидуально-психические особенности.

2. Поверхностность в оценке личности воспитуемого в основном лишь по исполнительности и конечным результатам действий (вне анализа остаются причины, побуждающие воина к совершению того или иного проступка).

3. Самонадеянная вера в собственную непогрешимость в выборе средств воздействия, слабая самокритичность.

4. Недостаточное развитие навыков самоконтроля.

Чтобы избежать этих ошибок, можно воспользоваться методикой анали­за особенностей военнослужащих.

В каждом воинском коллективе важно различать воинов с позитивным, нейтральным и негативным отношением к службе.

К первой категории можно отнести воинов с правильными представле­ниями о службе. Они дисциплинированны и добросовестно относятся к своим служебным обязанностям. Работать с ними легко и интересно. Эти воины составляют здоровое ядро коллектива. Именно на них следует опирать­ся офицерам в работе по созданию здорового общественного мнения.

Ко второй категории относятся воины с отрицательным отношением к военной Службе. Для них характерно халатное выполнение своих обязан­ностей, недисциплинированность, склонность перекладывать свои обязан­ности на других.  Работать с ними трудно,  но они, как правило, всегда на виду, так как открыто нарушают уставной порядок. Зачастую эти воины не лишены ряда привлекательных черт: они имеют задатки лидеров, предприимчивы, умны, хорошо развиты физически, играют на музыкальных инструментах и т.д.  Именно поэтому вокруг них формируются микрогруппы с отрицательной направленностью. Эти группы нередко отстаивают корыстные интересы, противопоставляют себя всему коллективу.

К третьей категории можно отнести воинов, которые не имеют четких сложившихся взглядов об армейской службе, дружбе и войсковом товариществе. Ча­ще всего они склонные поступать "как все", в основном пассивны во всех вопросах жизни и деятельности коллектива.  Известный педагог А.С.МАКАРЕНКО такую категорию людей в коллективе обычно называл "болото". В работе с этой категорией воинов встречаются серьезные трудности.  Нап­равленность их характера трудно выявить, я потому и сложно воздейство­вать. Опытные офицеры знают, что таких воинов в подразделении боль­шинство. С одной стороны, в этом кроется опасность, если это большинс­тво будет тянуться к лицам с отрицательной установкой к службе. С другой - это большой резерв, если инертных увлечь, а пассивных "расшевелить''.

Мы привели примеры наиболее вероятных типов (категории) солдат, встречающихся в воинских коллективах. Конечно, это не полный перечень, но он поможет сориентироваться при организации занятий и руководстве подчиненными.

  

Теперь закономерен вопрос:  "А как же работать практически с каж­дой категорией в/сл?" При постановке задач на марш, боевую стрельбу, при заступлении в караул или наряд, при выполнении различных хоз.работ опытный командир ориентирует подчиненных, на согласованную совместную деятельность, на дружбу, сплоченность, взаимовыручку и взаимопомощь, такая установка является важным условием достижения поставленных це­лей. При этом офицеры должны учитывать, что в ходе выполнения задач они могут встретиться с теми категориями в/сл. срочной службы, ориенти­ровка о которых дана выше.

 

В ходе воздействия на подчиненных командиру предстоит:

ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ - укрепить в важности и ответственности выполняемой задачи, научить аргументировано отстаивать идею необходимости: сплоченности воинского коллектива, особой значимости ратного труда. Привести примеры взаимопомощи из жизни коллектива. Поддерживать авто­ритет лучших воинов, поставить их в пример, дать им наиболее ответс­твенные участки работы:

ВТОРУЮ КАТЕГОРИЮ - попытаться "нейтрализовать" путем аргументиро­ванного разъяснения пагубности групповых, личных интересов, чтобы иск­лючить их негативное воздействие на остальных воинов. Привести примеры халатного исполнения служебных обязанностей отдельными военнослужащи­ми, повлекшего срыв общей задачи. Максимально загрузить работой таких солдат, но при этом исключительно важно обеспечить и тщательный конт­роль исполнения ими своих обязанностей.

При организации работы с ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИЕЙ военнослужащих необ­ходимо настойчиво добиваться взаимопонимания с ними. Затем следует пе­ревести Их из равнодушного состояния к восприимчивости правильных представлений о роли и значении поставленной задачи, какой бы несу­щественной на первый взгляд она ни казалась. Самое же главное - прев­ратить их в союзников первой категории солдат, а значит, и в своих союзников. Задача эта чрезвычайно сложная и требует большого такта и вы­держки. При работе с данной категорией особенно недопустимо предвзятое отношение.

В повседневной деятельности офицеру необходимо учитывать и такую психологическую закономерность.  У человека, находящегося в негативном эмоциональном состоянии, нарушается процесс восприятия.  Представим такой случай, когда солдат получив задание, начинает выпол­нять его неумело пли не таким способом, который кажется командиру единственно возможным. Нередко это вызывает раздражение. Следуют соот­ветствующие действия, которые еще более подавляют волю подчиненного или озлобляют его.

Бывает и так. что у офицера складывается предвзятое отношение, которое возникает на почве антипатии к солдату, и тогда, что и как бы ни делал подчиненный; всё равно начальник остается недовольным,. Поэто­му во. взаимоотношениях с людьми необходимы высокая сдержанность, само­контроль и объективность.

Конечно, данные заметки не исчерпывают всех вопросов, связанных с учетом психологических особенностей военнослужащих, однако они позво­ляют глубже и предметнее знать людей. Дальнейшее, более углубленное самостоятельное изучение поднятых проблем позволит вам руководить, вве­ренными подразделениями и воспитывать подчиненных.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования