Предупредительная работа среди военнослужащих первого периода службы. Известно, что начальный период службы - самый трудный период в жизни солдата. Психологические особенности освоения молодыми воинами новых для них условий, связанных с новизной обстановки, оторванность от семьи, близких, друзей и другие факторы требуют коренной ломки прежних форм поведения и формирования новых отношения, привычек и навыков. Однако этот процесс не у всех воинов проходит одинаково, недостатки подготовки молодежи к военной службе, упущения в их военно-патриотическом воспитании нередко лежат в основе самовольного оставления части, дезертирства и других видов уклонений, совершаемых в первый период службы. Некоторые командиры и начальники склонны преувеличивать значение этой категории причин уклонений от военной службы и считают, что якобы вся ответственность за них лежит на семье, школе, трудовом коллективе, ближайшем социальном окружении, где жил, рос, воспитывался будущий воин. Не отрицая влияния условий формирования личности до призыва на военную службу, следует признать, что не всегда они являются определяющими. Процесс становления и формирования нравственного облика, сознания, воли и физической закалки молодого человека продолжается и в армии. Различного рода упущения в воспитательной работе, особенно с молодыми воинами, зачастую усугубляют эти факторы. Среди них - недостач точное внимание либо неоказание достаточной помощи молодым воинам на первом этапе военной службы: обучение военному делу без учета их интересов и возможностей дальнейшего совершенствования: недостаточное использование стимулов в службе: неумение вовлечь молодого воина в жизнь воинского коллектива и другие. Особенно вредны нетоварищеские, противоречащие воинским уставам взаимоотношения в коллективе, недоброжелательность, придирки вместо взыскательности, предвзятость и др. явления. Практика показывает, что причинами нарушений в/дисциплины в первом периоде, являются, как правило, незнание требований воинских уставов, непонимание их значимости, отсутствие навыков и привычек, необходимых в условиях военной службы, неуставные отношения. Важно учитывать, что в первом периоде службы закладываются основы дисциплинированного поведения военнослужащих. Поэтому совершенно недопустимо, когда молодые солдаты чаще, чем воины других периодов, используются на разного рода хозяйственных работах. При этом, как правило, выдвигается довод, у них, мол нет необходимых навыков обслуживания техники, пусть сразу же привыкают к армейским условиям. Подобная практика нередко приводит к тому, что у молодого солдата, матроса в первые же дни складывается неправильное представление о в/службе, теряется интерес к изучению боевой техники. Да и к уставному порядку он меньше привыкает на хоз.работах, чем при выполнении повседневных служебных обязанностей. Вовлекая воинов в армейскую жизнь, способствуя установлению между ними дружеских связей, необходимо использовать различные формы и методы, выработанные практикой воинского воспитания. Так, во многих частях и подразделениях стало хорошей традицией, когда молодые солдаты начинают службу с посещения музея или комнаты боевой славы, организуются встречи с отличниками учебы, проводится показ боевой техники с демонстрацией работы на ней опытных специалистов. Все это помогает им быстрее втянуться в армейскую жизнь, побуждает подражать своим сослуживцам во всем хорошем, прививает чувство ответственности за быстрое овладение всеми тонкостями военной службы. С первых дней службы, наряду с мобилизацией молодым воинов на честное и добросовестное выполнение воинского долга, вытекающего из требований военной присяги, уставов, следует разъяснить им права и обязанности, связанные с особенностями прохождения военной службы, в т.ч. основания предоставления краткосрочных отпусков (увольнений) из части, требования Закона об уголовной ответственности за уклонение от военной службы и другие вопросы нравственного и правового характера. Одновременно с проведением таких общих мероприятий большое внимание следует уделять работе с конкретным лицом как важнейшей форме воспитания. Ведь среди молодых воинов люди самых различных наклонностей, интересов, разных уровней знания, развития и сознательности. Есть среди них воины с неустоявшимися взглядами, еще не умеющим ориентироваться в сложных явлениях жизни и службы. Важное значение имеет учет национальной Психологии военнослужащих, их характера, темперамента, привычек. Индивидуальный подход предполагает знание национальных традиций, населения субъектов РФ, откуда они призваны, а также тех мест, где воины проходят службу. Изучение личности должно начинаться с первых дней его прибытия в часть. Объем первоначальных сведений о подчиненном каждому из должностных лиц - от командира полка до командира отделения - определен соответствующий статьями УКС ВС РФ. Уставом вменяется обязанность знать фамилию, год рождения, семейное положение, род занятий до в/службы, личные качества, успехи в боевой подготовке. Кроме этих данных важно знать и те его качества, которые отражают отношение к общественному и воинскому долгу, к своей профессии, к товарищам, отношение к самому себе. Для этого следует внимательно изучить документы, характеризующие воина, побеседовать с ним, в ходе чего уточнить автобиографические данные, склонности и привычки. Большую помощь в этом могут оказать личные дела, которые, составляются на призывников в военкомате и вместе с ними направляются в воинские части. Целесообразно в эти же дни направить письмо родителям призывника, в котором следует попросить написать о его жизни, учебе, работе до службы в армии, характере, склонностях, планах и намерениях, на что обратить внимание в воспитательной работе. О том, что такое письмо направлено, необходимо сказать в/служащему. Для получения информации о воине можно использовать также автобиографию, написанную им собственноручно. Автобиография позволяет не только пополнить знания о подчиненном, но и путем анализа умения высказываться в письменной форме судить о его общеобразовательном и культурном уровне. Конечно, как и любой-документ, автобиография не может раскрыть все стороны и черты характера воина, тем более, что в ряде случаев в/служащие пытаются как-то затушевать или обойти молчанием некоторые из фактов до армейской жизни, но тем не менее она расширяет знании о нем. Исходя из результатов бесед, анализа имеющихся данных, документов, реального поведения в/служащего в первые дни службы, можно составить социально-психологический портрет подчиненного. Это позволит более эффективно и целенаправленно проводить воспитательную работу, а самое главное - предвидеть возможное поведение в критических ситуациях и своевременно принимать меры по предупреждению отклонений от нормы поведения. Объем данных, необходимых для составления такого портрета, невелик. Тем не менее, он охватывает сведения, характеризующие условия жизни, воспитания и деятельности в/служащего как до призыва в армию, так и во время прохождения военной службы, и содержит примерно, следующее: Общие биографические сведения: возраст, место рождения и жительства до призыва на военную службу, образование, профессия, партийность, семейное положение. Условия в семье: ее состав, занятия, образование и поведение родителей, отношение родителей к детям, взаимоотношения в семье, жилищные и материальные условия. Условия учебы в школе, других учебных заведениях, условия труда на производстве, отношение к учебе, труду, общественным обязанностям, другим лицам, семье и самому себе, характер влияния школьного, производственного коллектива, родителей, товарищей. Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, наличие и характер поощрений, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной ответственности, судимости до призыва на в/службу. Потребности, интересы., привычки, взгляды, склонности, жизненные цели, ориентация, значительные события в жизни. Черты характера, темперамент, волевые качества, состояние здоровья, физического развития, другие индивидуальные особенности. Поведение в армии, наличие, количество и характер поощрении и взысканий, влияние командиров, групп и отдельных военнослужащих. Условия службы и воспитания в воинской части (подразделении.), характер взаимоотношений изучаемого с воинским коллективом, командиром, отдельными сослуживцами и другие данные. ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАТЬ ВЫВОД: - меры по предупреждению уклонений от военной службы в первом периоде ее прохождения являются составной частью мер, принимаемых по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Вместе с тем они носят более индивидуальный характер и направлены на вовлечение военнослужащих в армейскую службу, формирование у них позитивного отношения к ней, широкое разъяснение их обязанностей и прав, учет индивидуальных особенностей.
|