Особенности применения приемов и средств воспитания личного состава в период подготовки и проведения тактических занятий и учений До начала тактических (тактико-специальных) учений с л/с должны быть изучены вероятный противник, его средства вооруженной борьбы с ними и защиты от них, а также проведены тактико-строевые (тактические) занятия, на которых помимо действий в различных видах боя отрабатываются отдельные приемы, направленные на решение задач МПО. К ним относятся: преодоление под воздействием противника различных заграждений, препятствий, очагов пожаров и зон заражения; действия по вспышке ядерного взрыва и сигналам оповещения о радиоактивном и химическом заражении, при применении противником зажигательных веществ; оказание самопомощи и взаимопомощи при ожогах; действия десантом на танках и на лыжах путем буксировки за танками; обкатка танками; выход из поврежденного или горящего танка (БМП) под огнем противника; эвакуация раненых и др. На этих занятиях для отработки каждого учебного вопроса необходимо создавать тактическую обстановку, требующую от л/с психологического напряжения, активных и решительных действий. Противника следует обозначить мишенями, макетами б/техники, имеющимися транспортными средствами и выделять для этого необходимый л/с, а также средства имитации. Тактические (тактико-специальные) учения. Тактические (тактико-специальные) учения являются высшей формой целенаправленного формирования необходимых л/с психологических качеств. На учениях у л/с проявляются в едином комплексе знания, умения и навыки, а также морально-психологические качества, приобретенные в процессе обучения и воспитания, возникают психические состояния и чувства, близкие к тем, которые характерны для боевой обстановки. Все это позволяет не только совершенствовать психику л/с, но и проверять его психологическую готовность к ведению боевых действий. Учения должны проводиться по комплексным темам, в высоком темпе днем и ночью, в сложных погодных условиях (туман, гололед, дождь и т.д.) в быстро меняющейся обстановке, с боевой стрельбой артиллерии и минометов через головы л/с, прохождением танков через боевые порядки и др. В ходе учений л/с должен вести борьбу с танками, низколетящими воздушными целями противника, его диверсионно-разведывательными группами и десантами, защищаться от зажигательных веществ, нести "потери" в живой силе и технике, оказывать помощь пострадавшим, раненым и восстанавливать свою боеспособность. В целях активизации действий л/с и воспитания у него высокой бдительности на учениях следует практиковать также передачу ложных команд, данных обстановки и т.п. Командиры должны вносить в каждое учение максимум творчества, чтобы создать обстановку, приближенную к условиям реального боя. Первостепенное значение имеют выбор и оборудование района учений. Малознакомая обучаемым и наиболее характерная для местного театра военных действий местность с естественными препятствиями и местными предметами способствует созданию сложной и поучительной обстановки. Создать модель современного боя и более успешно решить поставленные перед учением цели позволяет широкое использование различных средств имитации (взрывчатых веществ, имитированных ядерных взрывов и др.), трансляции записей шумовых эффектов боя, а также использование всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно для войск (имитационных минных полей, проволочных и малозаметных препятствий, рвов, ловушек для танков и др.). Двусторонний характер боевых действий войск предопределяет целесообразность иметь на тактических учениях реального противника, который должен быть достаточно сильным, хитрым, активно действующим и оснащенным всеми видами современного оружия. Постоянное противодействие такого противника создает атмосферу напряженности и внезапности, свойственную боевой обстановке, вынуждает л/с проявлять боевую активность и бдительность, воспитывает у него находчивость, инициативу, смелость и решительность. При проведении односторонних тактических учений отсутствие на них противодействующего противника должно компенсироваться дополнительными мероприятиями по оборудованию местности, более интенсивной работой командира, проводящего учение, и его помощников. В современных условиях возрастает значение инженерного оборудования местности, которое не только создает благоприятные условия для ведения боя, но и является важнейшим фактором сохранения боеспособности войск, защиты их как от ядерных, так и обычных средств поражения противника. На каждом тактическому учении нужно требовать, чтобы л/с выполнял в полном объеме задачи по инженерному оборудованию местности в соответствии с обстановкой, для чего следует выделять необходимое время и осуществлять контроль за их выполнением. Достижение уверенных действий л/с В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВНИКОМ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЖИГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ является важнейшей задачей подготовки войск. На учениях, проводимых в условиях применения противником оружия массового поражения и зажигательных средств, должны решаться следующие задачи психологической подготовки: формирование у л/с правильного представления о характере боя с применением ядерного и химического оружия; воспитание уверенности в возможности выполнения поставленных боевых задач в условиях применения противником этих видов оружия, а также в надежности защитных свойств техники, местности, инженерных сооружений и индивидуaльных средств защиты; выработка навыков в преодолении и ведении боевых действий в зонах, зараженных радиоактивными и отравляющими веществами противника или охваченных огнем, без снижения боевой активности и темпов наступления; формирование умений и навыков в самопомощи и взаимопомощи, в быстрой дислокации последствий применения противником оружия массового поражения, зажигательных веществ и восстановлении боеспособности подразделений и частей; Недостаточное психологическое воздействие на л/с имитаторов оружия массового поражения должно компенсироваться сложностью тактической обстановки, физическим и умственным напряжением, а также динамичностью и непрерывностью действий. Имитация внешней картины последствий ядерного взрыва должна заключаться в создании очагов пожаров, воспламенении макетов боевой техники, "выводе из строя" л/с, вооружения и б/техники, подрыве подготовленного к завалу леса, оборонительных сооружений, макетов строений, мостов и т.п. Все это должно осуществляться в целях условий для активных практических действий обучаемых: определения уровней радиации и границ радиоактивного заражения; спасения экипажей «горящей» техники и т.п.; оказания помощи пострадавшим, проведения частичной специальной обработки; отражения атак "противника", использующего результаты ядерных ударов. Использование на учениях знаков с надписями "завалы", "разрушено", "заражено" должно быть минимальным, т.к. это является элементом условности и не способствует формированию необходимых психологических качеств л/с. Л/с, "выведенный из строя", должен направляться при необходимости на пункты спец.обработки или отрабатывать вопросы медицинской помощи, ремонта и эвакуации вооружения и техники. С ним следует проводить специальный разбор, на котором указать на конкретные недостатки в действиях, послуживших причиной "вывода из строя их". Такой разбор будет способствовать формированию у л/с уверенности в возможности защищаться от ядерных ударов. В тех случаях, когда ИМИТИРУЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВНИКОМ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, выполнение задач психологической подготовки достигается: созданием химической обстановки, приближенной к реальной действительности; тренировкой л/с в действиях по защите с получение сигнала оповещения, подаваемого внезапно в ходе выполнения войсками б/задач; длительным нахождением в противогазах и средствах защиты при ведении боевых действий; определением "потерь" в живой силе с учетом конкретных мер за щиты; выполняемых л/с мер защиты, соответствующих реальной обстановке, с обязательным "выводом из строя" лиц, не выполнивших мер защиты. привитием л/с веры в надежность индивидуальных и коллективных средств защиты, а также защитных свойств техники; проведением в полном объеме комплекса профилактических и лечебных мероприятий и показом эффективности их применения различными способами. Привитие л/с веры в надежность индивидуальных и коллективных средств защиты, а также защитных свойств техники, имеющей спец. защитную систему, достигается: - проведением проверки противогазов и отработкой накануне учений нормативов по пользованию противогазом в зараженной атмосфере; -нахождением л/с (для приёма пищи, отдыха и т.д.). - преодолением зараженных участков на машинах с включенной системой защиты без противогазов. При отработке вопросов РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК НА МЕСТЕ основное внимание следует уделять воспитанию у л/с высокой бдительности и постоянного стремления к укрытому размещению и маскировке. От каждого в/сл необходимо требовать умелого использования защитных и маскирующих свойств местности, отрывки щелей, укрытий, окопов, постоянной готовности к защите от оружия массового поражения, отражению наземного и воздушного противника, бдительного несения службы в охранении. При отработке вопросов МАРШЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК должны решаться задачи воспитания у л/с постоянной готовности к встрече с противником, моральной и физической выносливости, решительности и настойчивости в достижении поставленных целей. Для этого все маршевые передвижения войск необходимо освещать в преддверии встречи с противником и проводить их, как правило, на большие расстояния. Маршруты движения войск должны выбираться на характерной для изучаемого театра военных действий местности с широким использованием грунтовых полевых, горных и лесных дорог с наличием заболоченных участков, мест с сыпучим песчаным грунтом, завалов, оврагов и др. В ходе марша л/с должен переправляться вброд и по построенным мостам, отражать налеты авиации, нападение диверсионных групп и десантов, защищаться от зажигательных средств и оружия массового поражения противника. На отдельных участках маршрута целесообразно имитировать "выход из строя" транспортных средств и продолжать совершение марша в пешем порядке с применением марш-бросков. При отработке вопросов НАСТУПАТЕЛЬНОГО БОЯ у л/с должно формировать правильное представление о нем, воспитываться высокий наступательный порыв и непреклонная решимость активными действиями разгромить противника всеми имеющимися средствами, войсковое товарищество и взаимовыручка в бою, смелость и отвага, решительность и инициативность. А в зависимости от темы и целей учения необходимо предусматривать отработку с л/с следующих вопросов: проведение огневой подготовки с широким использованием огневых средств, ведущих огонь с закрытых позиций и прямой наводкой; преодоление препятствий и заграждений перед передним краем и в глубине обороны; боевые стрельбы из всех видов оружия мотострелковых и танковых подразделений, метание боевых гранат, стрельба артиллерии; минометов и бомбометов авиации при атаке и бое в глубине обороны; отражение контратак танков и пехоты противника как с боевой стрельбой, так и без нее; - борьба с низколетящими воздушными целями противника; ведение боевых действий в условиях применения оружия массового поражения противника и его зажигательных средств и защита от них; преодоление водных преград с ходу; действия войск в условиях задымления местности и в ночных условиях; действия мотострелковых подразделений в глубине обороны противника десантом на танках; При движении в атаку и при развитии наступления в глубине обороны противника подразделения должны преодолевать имитационные противопехотные и противотанковые минные поля, на которых "подрыв" л/с и боевой техники обозначается цветными дымами. "Подорвавшиеся" на минных полях (на минах) л/с и б/технику следует "выводить из строя" и эвакуировать с поля боя. Необходимо добиваться, чтобы л/с при атаке в пешем порядке передвигался на поле боя бегом в сочетании с ускоренным шагом, а при бое в глубине обороны в ходе атаки опорных пунктов чередованием перебeжeк и переползания. В ходе преследования и осуществления маневра на поле боя следует чаще практиковать ускоренные передвижения л/с пешим порядком и на лыжах (марш-броски), а также действия десантом на танках. При ведении войсками ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ дам формирования у л/с стойкости и мужества основной упор необходимо делать на проведение в полном объеме инженерного оборудования позиций, отражение массированных атак танков и самолетов, проведение контратак, а также отрабатывать с л/с обкатку его танками, облет самолетами, защиту от зажигательных средств и оружия массового поражения противника. В ходе оборонительного боя следует отрабатывать тушение очагов пожаров, спасение экипажей «повреждённых» боевых машин и оказание помощи "раненым" и "пораженным". Подразделения, не выполнившие в полном объеме в установленные сроки задачи по инженерному обеспечению и не организовавшие систему огня, следует считать не подготовленными к ведению оборонительного боя. В зависимости от обстановки и наличия времени эти подразделения должны вновь организовывать оборону или привлекаться после учений на дополнительные занятия. Наибольшие возможности для психологической закалки войск предоставляются НА УЧЕНИЯХ С БОЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ. Они насыщены элементами реальной опасности и позволяют л/с накапливать необходимый опыт активной деятельности в условиях боя. Ведение огня из всех видов стрелкового оружия, танков, применения боевых снарядов, мин, метание боевых гранат и движение л/с в непосредственной близости за их разрывами - все это вызывает у воинов боевой возбуждение, при котором сосредотачиваются и проявляются на практике все их знания, умения и навыки, волевые качества, основные черты характера. Действия л/с в такой остановке способствует формированию у воинов самообладания, решительности, мужества, смелости и отваги. Информационно-воспитательная работа. Информационно-воспитательная работа - система целенаправленных мероприятий по своевременному информированию л/с о военно-политической обстановке, принятых решениях органов государственной власти и военного управления, поставленных задачах, действиях управляемого МПС. Основными задачами информационно-воспитательной работы являются: - изучение, анализ и доведение до л/с органов военного управления и войск информации о военно-политической обстановке, социально-политической ситуации в районах действий войск и сил; изучение МПС в/сл, перестройка их создания с мирного на военное время, обеспечение высокой бдительности, пресечение благодушия и беспечности; разъяснение решений органов государственной власти и управления, приказов, распоряжений ГВК, командования, боевых задач; воспитание воинов на героических традициях Отечества и его ВС, в духе патриотизма, верности конституционному и воинскому долгу; разоблачение целей и содержания информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население, противодействие его психологическим операциям; мобилизация всех сил духовных в/сл на решительную борьбу с врагом, воспитание у них воли к победе, отваги, стойкости, мужества, храбрости, инициативы и др.морально-боевых качеств; пропаганда опыта отличившихся на учениях, примеров самоотверженного исполнения воинского долга; показ сильных и слабых сторон агрессора, эффективных способов борьбы с ним; -разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение б/задач, приказов, решительное пресечение элементов трусости, малодушия в бою; Формы информационно-воспитательной работы: -различные виды устной информации (оперативная, правовая, техническая, медицинская) и т.д.; прослушивание и просмотр информационных радио - и телепередач; прямое обращение командования к л/с в наиболее напряженные моменты учений; широкое использование видеоматериалов в целях оперативного доведения необходимой информации; обмен опытом л/с, ранее участвовавшего в тактических учениях; направление офицеров воспитательных структур в наиболее ответственные места в боевых порядках; индивидуальные беседы с в/сл, проявившими неуверенность и замешательство во время учебных действий; доведение приговоров военных судов об осуждении в/сл за воинские преступления, трусость, невыполнение боевого приказа и т.д.
|