Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Работа с верующими военнослужащими Версия для печати Отправить на e-mail

Методические рекомендации для офицеров воспитательных структур при работе с верующими военнослужащими

 Вопросы:
1. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее религиозную жизнь российского общества.
2. Значение христианства в становлении Российской государственности и армии России.

 

Законодательство Российской Федерации,  регламентирующее религиозную жизнь российского общества.
 

19 сентября 1997 года Государственной Думой был принят, а 24 сентября одобрен Советом Федерации и вступил в действие с 27 сентября 1997 года, после подписания Президентом Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В связи с этим актуальным становится вопрос: каков механизм реализации этого документа в воинских коллективах, какое влияние закон призван оказать на морально-психологический климат в подразделениях, качество выполнения личным составом своих служебных задач?

Указанный закон включает в себя 4 главы и состоит из 27 статей.

В преамбуле документа отмечается: "Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон".

В первой главе статья 2 констатирует: "Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации".

     В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену её альтернативной гражданской службой. В то же время, в статье 3 и 4 главы 2 говорится "создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону".

     Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 4 определяет взаимоотношения государства и религиозных объединений. В частности, в ней указывается:

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами их заменяющими в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

- обеспечивает светский характер образования в государственных и светских образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

• создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

• не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
• не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
• не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

  Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

    По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
    Статья 26 констатирует, что нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Вышеизложенные положения закона не входят в противоречие между Русской Православной Церковью и государством, а скорее, определяют цели двухстороннего сотрудничества:

- содействие возрождению государственно-патриотической идеи как основополагающей нравственной ценности военнослужащих, как духовной основы воспитательной работы с ними;

- укрепление морально-психологического состояния личного состава, возрождение традиций верного служения Отечеству, упрочение духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

- расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.

  В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности людей следующие категории:
1. Ортодоксально верующие - хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и открыто исповедующие свои религиозные взгляды.

2. Воцерковленные (неофиты) - знающие основы вероучения, стремящиеся соблюдать правила церковной жизни, но не всегда показывающие свои религиозные убеждения.

3. Формально верующие - над которыми совершено таинство Крещения, но они не знают церковных догм и правил духовной жизни.

4. Не определившиеся (клиники) - по своим умственным способностям или отсутствию положительного примера не имеющие религиозных убеждений.
5. Условные атеисты - над которыми совершено таинство Крещения, но не знающие вероучения, не приводя аргументов отрицающие существование Бога.
6. Воинствующие атеисты - как правило, не принявшие таинства Крещения, знающие основы вероучения и стремящиеся найти аргументы, чтобы опровергать существующие церковные догматы, открыто исповедующие своё негативное отношение к Церкви и верующим сослуживцам.

  Важное значение в повседневной деятельности подразделений имеет религиозная обстановка в коллективе, влияющая в целом на религиозную ситуацию войсковой части.

Религиозная обстановка - духовно-нравственная составляющая коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.

 

Составляющие религиозной ситуации:

1. Наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедывающих традиционные религии России (Православие, Ислам, Буддизм).

2. Число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, сатанисты, кришнаиты, баптисты и др).

3. Наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (Храмы, представительства, миссии, молитвенные дома).

4. Возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части.

5. Формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской Православной Церкви и иными религиозными организациями.
6. Степень влияния, (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе.

7. Мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и Русской Православной Церкви.

 При исследовании религиозной обстановки необходимо использовать следующие формы и методы изучения личного состава:


- устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него нательного крестика, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

- характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность;

- индивидуальная беседа, (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знают догмы церкви, богослужение, как соблюдают посты, правила поведения в храме и общения с сослуживцами);
- опросы личного состава с участием духовенства;

- наблюдение (непосредственное, опосредованное): в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;
- отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

- анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

- результаты переписки с родителями верующего, какие увлечения были до призыва на военную службу, особенности характера, какую работу выполнял в храме.

Состояние религиозности личного состава подразделений учитывается организаторами воспитательной работы и используется при проведении индивидуально-воспитательных мероприятий с верующими военнослужащими.

Некоторые особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими:

- Необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных.
- Не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм.
- Предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями.

- Исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятий или общению с представителями иных религиозных конфессий.
- При необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

Значение христианства в становлении Российской государственности и армии России.
 

Состояние общего кризиса в России поразило не только сферу государственного управления и хозяйственную структуру, но и духовную жизнь общества. Развенчание официальной идеологической доктрины создало вакуум в душах и сердцах многих людей. Это состояние идеологической дискомфортности подталкивает людей вернуться к вековым ценностям, присущим прежним поколениям россиян, к религии, влияние которой на духовную и нравственную жизнь общества заметно усилилось. В этом смысле проблема понимания и прошлого, и настоящего в среде современного сосуществования различных идеологий, в том числе религиозных, может быть решена только исторически. В сложившихся обстоятельствах проблемы отношений Церкви и Армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, использования духовного потенциала религии в работе с личным составом представляются особо актуальными. Потому, что на протяжении многих столетий нашего государства Православная Церковь являлась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов - защитников родной земли.

  Объективное рассмотрение взаимоотношений Церкви и Армии предполагает, прежде всего, ретроспективный анализ места и роли Русской Православной Церкви в тысячелетней истории христианства на Руси от времени князя Владимира-Киевского до наших дней, что делает очевидной роль православия как фактора огромного значения в национальной жизни русского народа, в утверждении его государственного быта.

  Отечественная история, оценивая значение принятия христианства на Руси, отмечает, что выбор князя Владимира в 988 году был выбором "на века", ибо это был выбор мощного и постоянно действующего фактора, продолжающего оказывать влияние и сейчас, причем не только на верующих. Значение его в том, что при иной религии, ином выборе культура Руси была бы другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык, иные войны и вообще совсем иную историю.

   Важнейшей миссией Церкви является ее служение национальным интересам. С первых же дней своего исторического существования Православная Церковь стала содействовать государственному объединению разрозненных славянских княжеств, связанных только этнически, в единое государство, крупнейшее в Европе.
    Поэтому церковь решающим образом повлияла на процесс сохранения национального единства русской земли, целостности и общности входящих в нее народов.
    В церковном языке слово "воин" имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью, много воинов-мучиников, римских легионеров и военачальников, "убиенных за веру во Христе". Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, покровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский - выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержания угнетаемой русской веры.

 Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья - святые страстотерпцы Борис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полководцы, не просто правители древней Руси, но яркие светочи веры и жизни по ней, подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались "христолюбивым воинством".

  Во время порабощения татарами Руси на церковь, как единственную в этот период объединяющую силу, легла задача подготовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против татар, со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыли в Свято-Троицкий монастырь, "Помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение" от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием.
    После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслужена первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой. Обычай совершать в день этот особый чин поминовения "О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных".

В сентябре 1609 года, когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской Православной Церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: "Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять".

История России и история Русской Православной Церкви неотделимы одна от другой. Поэтому, когда грянула Великая Отечественная война, то в первый же ее день, 22 июня 1941 года, глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием "Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви", призывая народ: "Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может". Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К концу 1944 года сумма взносов составила 150 млн. рублей, построена танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковным отношений в послевоенный период.
    Приведенные исторические факты подтверждают, что православная церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых Русью. Она призывает народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу.
    В российской истории всегда с благожеланиями и благословениями провожали воинов, отправляющихся на войну, с восхищением встречали героев, снискавших славу на ратном поле. Встает вопрос, как обосновывается церковью необходимость воинского служения? Не стоит ли война в кричащем противоречии с заповедью "не убий"?
   Обратимся к Священному Писанию Ветхого Завета и Нового Завета. Есть все основания утверждать, что заповедью этой имелось в виду убийство исключительно по личному расчету или в гневе. Если бы заповедь "не убий" отрицала войну, то как же можно было бы примирить с ней ветхозаветные войны? Поэтому, осуждая убийство и заповедуя "не убий", Господь не осуждает войну как социальное явление, как средство достижения вполне определенных политических целей. К тому же, хотя все заповеди десятисловия выражены в категорической, безусловной форме, тем же законодательством Моисея, которое и сказало: "не убий", в некоторых случаях и убийство не только не ставилось в грех, но даже узаконивалось, рядом читаем: "Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти..... и так далее, до всем известного "глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ушиб за ушиб..."(Исход: 21:12-27). Разумеется, никто не понимает даже буквально, но с точки зрения толкователей Священного Писания, это выражение нравственного положения о том в какой мере человек нарушает закон Правды в отношениях других людей к нему самому. Совесть ближнего уже не защищает нарушителя, как не защищает от проступка уже и его собственная совесть. И по Ветхозаветному закону те, как например, поднимающие руку на других, выходят и из-под защиты нравственной заповеди "не убий".

 С принципиальной точки зрения, конечно христианская церковь не поощряет войну. Церковь ежедневно молится о мире всего мира, как того требует Нагорная проповедь: "Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся". (Матфея: 5:9), об избавлении от разного рода бедствий и в том числе от "меча" нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

 Однако Православная Церковь далека от прямолинейного и одностороннего отрицания всякой войны. Война - несомненное зло и страдания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится, прежде всего, на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего Отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали каноном - церковным законом - слова учителя церкви Святого Афанасия Великого: "Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно". (Правила Св.Отцов: с.144).

    Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвенным характером воинской службы, проявляется в том, что когда за богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только именам военнослужащих прилагается их звание - воины. Определяя отношение христианства к войне и неизбежному убийству противника на поле брани, необходимо установить принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступление ради корысти, в гневе, в ревности или гордыне и духовным величием воина, отправляющегося на защиту Родины. И поэтому Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих" (от Иоанна: 15:13).
   В этом отношении воины Российской Армии, в прошлом весьма религиозны и чтящие христианские заветы, были весьма преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.

   Безусловно, война во всех ее проявлениях, составляет собой наиболее серьезное испытание нравственных сил воинов. Терпение и стойкость в страданиях, способность выдержать немыслимые испытания на войне явились, может быть, высшей нравственной ценностью человеческой, даваемой верой в истинность христианских идеалов, верой в Православную церковь, на протяжении многих веков являвшейся наставницей и вдохновительницей русских воинов - защитников родной земли.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I. 

Общая характеристика религиозных объединений

 

Существует три мировых религии (Христианство, Ислам, Буддизм). Христианская конфессия подразделяется на три основные составляющие: Православие, Католичество и протестантизм.

   Местами общественного Богослужения являются: Православного - Храм, Католического - Костел, Протестантского - Кирха.

   Русская Православная Церковь (другое официальное наименование - Московский Патриархат) наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 Православных Церквей мира. Насчитывает свыше 17 тысяч приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.

  Русь приняла Православие в 988 году. Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриархату, пока в 1448 году не добилась самостоятельности, став самовозглавляющейся (автокефальной) и получив право самой избирать Главу Церкви. С 1589 г. во главе Церкви стояли Патриархи, в период с 1721 по 1917 гг.- Святейший Синод. В 1917 году в Русской Православной Церкви патриаршество было восстановлено, она имела 78 тысяч храмов и часовен, более тысячи монастырей.

    Юрисдикция Русской Православной Церкви (РПЦ) простирается на лиц православного вероисповедания, проживающих на территории бывшего СССР, за исключением Грузии. В РПЦ входит ряд Церквей, которым Московский Патриархат предоставил самостоятельность в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Это Украинская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь. В юрисдикции РПЦ находится также Японская Православная Церковь (в 3 епархиях - 100 приходов).

   Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх, который носит титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". В 1990 году Поместный Собор впервые за долгие годы тайным голосованием и из нескольких кандидатур избрал Патриархом Алексия II.

    Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом. Патриарху и Священному Синоду призваны помогать синодальные учреждения: Отдел внешних церковных связей, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и другие.

   РПЦ осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания (Библии состоящей из 57 канонических книг) и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных соборов;

  Устава об управлении РПЦ, принятого Поместным Собором 8 июня 1988 года.

Основу Православного вероучения составляет уверенность в бытие Триединого Бога (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), Крестную смерть и воскресение Иисуса Христа - Сына Божия, который искупил первородный грех и придет в мир вторым пришествием судить мертвых и живых. Православные верят в бессмертие души и жизнь вечную.

  Существующий Богоустановленный институт - Церковь Христова, через богослужения (частные и общие), таинства и обряды, приводит верующих к спасению и Спасителю. Всего в Церкви существует семь таинств. (Таинство - особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое действие, совершаемое священником).
   Крещение - таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и призывании крестящим его Имени Пресвятой Троицы, Отца и Cына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую.

   Тем самым крещеный вводится в Церковь и становится ее членом. Крещение совершается только один раз.

   Миропомазание - таинство, в котором верующему, при помазании тела его священным миром, подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.

   Евхаристия - таинство Церкви. В собрании верующих, по молитве всей Церкви, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Духа прелагается в Тело и Кровь Иисуса Христа и предназначается для последующего причащения верующих и прощения их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение Святых Даров и Причащение является единым таинством Евхаристии.
   Покаяние - таинство, в котором христианину подается очищение от грехов, совершенных после таинства крещения. Кающийся исповедует свои грехи Богу и его Церкви, в лице ее представителя - епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. По законам христианской жизни человек обязан исповедаться при каждом случае грехопадения, но не реже одного раза в год.

    Бракосочетание - таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. В этом таинстве освящается семейная жизнь, а также рождение и воспитание детей.

   Священство - (хиротония - возведение в священный сан). В этом таинстве правильно избранный христианин, через возложение на него рук епископа, по молитве Церкви, получает особую благодать Святого Духа, чтобы совершать святые таинства, предстоять во главе народа на богослужениях, или же - для диакона - помогать священнику в этом. Существует три степени священства: диакон, иерей, епископ.

  Елеосвящение - таинство, в котором иерей или епископ, при помазании больного освященным елеем, испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные болезни.

   Основные положения Церковного учения и требования к духовной жизни христиан изложены в книгах Священного писания Ветхого и Нового Завета - Библии, а также трудах святых Отцов Церкви, деяниях Вселенских и Поместных Соборов.
   Духовно-нравственный кодекс, во всей полноте отражен в десяти Заповедях, данных Богом.

    Каждый православный христианин обязан ежедневно молиться, утром и вечером, перед едой и после приема пищи, перед началом и после завершения всякого дела, за здоровье живых и за упокой усопших и по всякому случаю, когда призывает себе помощь Божию. Важное место в христианской жизни занимают посты (самоограничения в пище, помыслах, желаниях), которые бывают однодневными, по средам и пятницам и многодневные до сорока дней, перед большими праздниками.

   Католицизм. В 11-м столетии произошло разделение Христианства на Православие и католичество. Главные отличия католичества от Православия заключаются в следующих католических догматах:

- Примат (главенство, непогрешимость) Папы.

  Согласно догмату Папа Римский является главой всей Церкви и непогрешим в вопросах веры, в отличие от Православия, где высшей церковной и вероучительной властью обладает Поместный Собор, а не Патриарх. Чувство власти и превосходства Папы над всеми остальными христианскими церквами побуждало католиков совершать крестовые походы против православных Византии и Руси.
- Исхождение Святого Духа от Отца и от Сына.

   Католический догмат (в отличии от православного, который учит об исхождении Святого Духа только от Отца) приводит к некоторому умалению Святого Духа перед другими Лицами Пресвятой Троицы.

- Непорочное зачатие Девы Марии.

  Католицизм учит о том, что у Божией Матери не было ни только личных грехов, но и первородного. Православные же верят, что Она была во всем подобна нам, кроме личного греха.

  Протестантизм. В 15-м веке вследствие раскола в Католической Церкви появились многие религиозные течения, объединенные под общим названием "Протестантизм". Он характеризуется либеральным отношением к Священному Писанию, не приятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции. За редким исключением, все протестантские религиозные объединения должны быть отнесены к сектам.

  Ислам. Одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель ислама - Мухаммад. Основным источником вероучения является Коран и Сунна (изречения пророка), в своем содержании имеет объединенные идеи Христианства и Иудаизма.

  В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. Культ ислама опирается на 5 "столпов веры":

- исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада;

- ежедневная пятикратная молитва;

- пост раз в году в месяц рамадан;

- добровольная очистительная милостыня (закят);

- паломничество, (хотя бы раз в жизни в Мекку);


В исламе выделяются главные предметы веры:

- в единого Бога;

- в посланничество Мухаммада и Писания: Коран называет пять пророков

посланников монотеистической (вера в одного Бога-Творца) религии: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада;

- в ангелов;

- в воскресение после смерти и судный день;


В этой связи ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.

В октябре 1917 года в России действовало 30 000 мечетей, в 1948 г. было зарегистрировано - 416, а в 1968 г. - 311, Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне закона. В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедует от 12 до 20 миллионов человек на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Сибири, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердловской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, г. Касимове Рязанской области и др.

Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая их часть - представители суннизма. Большая часть мусульман-азербайджанцев и талышей, часть курдов, татов, таджиков придерживается шиизма.

Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 2002 года в России зарегистрировано 49 Духовных управления мусульман и 2516 мечетей. В ведении Духовных управлений мусульман находятся: подготовка служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества (хаджа). Муфтий Духовного управления мусульман утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам отвечает за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети образуется и коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущество приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек.

Будущие служители мусульманского культа, как правило, обучаются в медресе и исламских институтах или получают домашнее религиозное образование.

Буддизм. Основатель Сиддарта-Гаутама. Возник в седьмом веке до Рождества Христова в Индии, но получил распространение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзен-буддизма и других буддийских школ. Дзен-буддизм в 5-6 веке и позднее распространился в Китае, Корее, Японии; Ламаизм - среди монголов, народов Дальнего Востока.

  По буддийскому вероучению Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. В отличие от других мировых религий в буддизме Будда - не единственное божество. Буддийский пантеон насчитывает тысячи божеств. Кредо буддизма - непротивление злу. Буддизм не признает Творца и творение, но верит в вечность и круговое движение и смену всех явлений.
  В мировой жизни буддизм наблюдает 4 периода (образования, развития, старчества и разрушения), у каждого периода, продолжительность которого ровна 84 000 лет, есть свой Будда (т.е. просветитель). Считается, что в настоящее время мир переживает третий период и, пройдя все четыре вплоть до разрушения, он начнет свое начальное существование.

  Признавая бессмертие души, буддист верит в ее переселение, которое совершается в постепенном порядке: вначале она воплощается в животных, затем в человека, гения, бодисатву и, наконец, достигает последнего пункта нирваны, где вечный покой и кончаются переселения.

   В ламаизме важным пунктом доктрины являются ожидание прихода Будды-Майдари и ускорение этого прихода.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад.

   Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.

Основные исторически традиционные буддийские регионы- Бурятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. До 30-х годов в Забайкалье насчитывалось около 40 только крупных монастырей - храмов, не считая мелких: В Республике Тува было около 50 храмов, в Калмыкии - несколько десятков. К 1941 г. на территории СССР совсем не осталось зарегистрированных буддийских обществ. На 1 января 2002 г. зарегистрировано 123 буддийских общин. Состоявшийся в 1996 году в Бурятии Духовный Собор служителей буддизма Сугунды принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России переименовано в Традиционную буддисткую Сангху (Церковь) России. С 1918 года в России существует Буддиский орден "Лотосовы сутры", в настоящее время общины ордена действуют в Москве, Киеве, Харькове, и других городах бывшего СССР.



ПРИЛОЖЕНИЕ II.

Секты Наряду с традиционными религиями, в России существует и большое количество сект. Секта - от слова "отсекать", т.е. отошедшая от веры группа сторонников, не согласная с вероучением и по своему объясняющая Священное Писание и религиозные догмы. Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества безразличным или противоречащих им.


Сектантство - социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.


Деструктивная секта - секта, имеющая в своих целях, а также в методах и средствах их достижения признаки деструктивного культа.


Сектант - адепт (член) секты, оккультист.


Тоталитарная секта - авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.


Культ - чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов, ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания: 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды и ритуалы.

Идол - кто-либо или что-либо как объект чрезмерного культового возвеличивания.

Адепт - 1) посвященный в какие-либо учения и тайны культа; 2) ревностный приверженец культа.


Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).


Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России Православия.

Сектанты часто маскируются под христиан или произвольно используют фрагменты христианского вероучения. В то же время каждая тоталитарная секта имеет свою специфику в контактах с государственными органами, в противоправных действиях и приемах сокрытия преступлений, вытекающую, в частности, из их религиозных взглядов. А это требует сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок, что значительно проще осуществить, опираясь на опыт Православия. Соответственно в тех регионах, где преобладают иные традиционные культуротворческие (т.е. сформированные, поддерживающие и развивающие этнокультуру) вероисповедания, например, ислам, желательно исходить из их опыта.


Православие как вероисповедание, система мировоззрения и нравственности принципиально отличается от любой тоталитарной секты. Более того, острие атаки большинства сект направлено именно на Православие. Чем более тоталитарна и криминогенна секта, тем большим своим врагом она считает Православие.

Ключевые особенности и признаки Православия,
отличающие его от всех сект.


1. Отношение к текстам Священного Писания в Православии:
- Активное использование всей без исключения полноты текстов Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов), более чем даже иные христианские конфессии.

- Внутренняя логичность и непротиворечивость интерпретации (истолкования) этих довольно обширных, написанных в разное время разными людьми текстов.

- Феноменальная устойчивость во времени этих текстов и их интерпретации, включая независимость от представлений отдельных людей (богословов и руководителей Церкви).


- Высокая степень согласия по отношению к этим текстам внутри Церкви (и даже разных Церквей).


- Наряду с предыдущим признаком наличие довольно широких сфер свободы толкования, а также отсутствие определенных до мельчайших подробностей формулировок, метафоричность языка и мышления, постоянное ощущение недосказанности, глубины и таинственности смысла.


2. Исторические подтверждения:

- Научная подлинность текстов Ветхого и Нового Заветов.


- Полнота реального исполнения пророчеств Ветхого Завета.


- Полнота, открытость, доступность и неизменность материалов о деяниях Соборов, посланий, актов мученичества, древних символов и церковных историй, жизнеописаний святых, древних литургий.


Основа отношений Православия с государством - симфония властей и Церкви. Православие придерживается принципа уклонения крайностей, предпочитая путь "золотой середины" и невмешательства в дела управляющих государственных структур, так как оно считает, что вся власть - от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нравственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляется РПЦ исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм.

Она терпима к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль. Православие является стержнем исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционной культуры. РПЦ выступает за сохранение России при любых условиях и последовательно заботится о русском народе, но без фанатичного национализма и ущемления иных народностей.

Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо обманывать и использовать для себя всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с позиции интересов секты. Секты безразличны или враждебны к традиционной российской культуре, стремятся к ее дискредитации и ослаблению.

Большинство сект стремится сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Задача всех сект - формирование у своих членов зависимого типа личности. Личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, а теория перевоплощения обесценивает ее полностью.


В сектах все подчинено их интересам. Любовь - такое же допустимое средство как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности, допускаются, если нужно секте, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе. Альтернативная служба была введена в нашей стране именно из-за сектантов и с их помощью.


В подавляющем большинстве тоталитарных сект имеются тайные документы и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии как части общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.

Большинство сект пользуется теми же текстами Библии, но, отвергая православное Предание, стремятся создать свое. Их метод - составление правдоподобных цепочек из специально вырванных фрагментов цельного текста Библии с собственным их толкованием под заранее сформированную концепцию.

Секты предпочитают использовать упрощенный современный язык со своим пониманием богословских терминов или вводят свои термины (новояз). Часто они сознательно искажают текст Библии в угоду своим взглядам.

Большинство сект отвергает догмат о Святой Троице, Божество Иисуса Христа и Личность Святого Духа, не признает Боговоплощения, или существенно искажает учение о них.


Во многих сектах, вместо Библии предпочитают чтение книг своих основателей. Большинству сект свойственна искусственная экзальтация при совершении молитв и обрядов, подменяющая духовность эмоциональностью и разрушающая психику. Одни из них культивируют механичность молитв, а другие - бездумное повторение мантр.

Практически все секты отвергают иконопочитание и крест. Все секты без исключения потеряли преемственное апостольское рукоположение и заменили его выбором всеми членами секты или начальством. Часто они применяют свои произвольные обряды рукоположения. Они так же вводят свои степени служителей, но как правило, отрицают и критикуют христианскую иерархию.

Секты не признают православных монастырей, многие отрицают монастыри вообще, хотя иногда и пытаются свои подобия их, например коммуны.

Большинство сект объявляют ненужными православные храмы, но создают свои молитвенные дома для совершения обрядов.


Многие секты не признают существования души, жизни после смерти тела и воскресения, общения с усопшими. Вместе с тем есть секты, верящие в переселение душ, ненужность тела и зло (греховность) материи. Но они никогда не молятся за усопших, не имеют своих святых, а почитают таковыми живых руководителей сект. Все секты, отрицая православную символику, создают свои системы символов и свои толкования их (иногда строго засекреченные).

Есть секты, наносящие своим членам специальные татуировки в соответствии с уровнем посвещенности.


Секты часто меняют и адаптируют свои учения исходя из конъектурных соображений и в зависимости от того, кто стоит во главе них. Отклонение в поведении и привычках секты может радикально изменить все ее учение. Большинство сект в своем вероисповедании имеет программы овладения миром и создание нового типа управляемого человека как одну из главных целей.

Секты активно спекулируют на внешней похожести формы некоторых православных и языческих символов, обвиняя Православие в язычестве. Чаще всего объектом нападок является православный Крест.


К наиболее активным из сект относятся:

"Баптисты". Секта создана Джоном Смитом в Англии в 1633 году, после запрета в 1639 году переместилась в Северную Америку. Основанный в 1814 году "Баптисткий союз" вскоре стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир.


В Россию баптизм проник 20 августа 1867 года. В этот день немецкий баптисткий проповедник Мартин Кальвейт перекрестил первого русского баптиста Никиту Воронина в Тифлисе. Баптисты отвергают присягу, военную службу, суды. Их деятельность была запрещена в Русской Армии, преследовалась в России, но сегодня это самая большая и активная секта, стремящаяся оказывать свое влияние на армию. Координационный центр находится в США.


"Пятидесятники" - секта аналогичная баптистам, отличительной ее особенностью является проповедь близости второго пришествия и конца света. Центр находится в США.

"Свидетели Иеговы" - секту образовал Чарлз Тейзом Рассел в 1870 году в Питсбурге (Пенсильвания) на основе протестантизма. Ныне в нее входят более 5 млн. человек. Свидетели Иеговы верят, что Иисус Христос - Царь Царства Божьего, но отрицают Догмат о Святой Троице. Эта секта - смесь своеобразных религиозных и политических элементов. Являясь одной из богатейших сект мира, она не ограничивается пропагандой через радио, печать, телевидение. Они проникают и в частные дома. Сторонники секты пытаются воспитать у сограждан антихристианские нравственные ценности и отрицательное отношение к воинской службе, существующему государственному устройству.


Вайшнавы - Центр Общества сознания Кришны. Вероучение основано на авторитете древнейших священных писаний Индии, монотеистических религиозных традициях. Вайшнав- это преданный слуга верховного Господа, Вишну или Кришны. Согласно утверждению Вед, вайшнавы следуют саната-дхарме, или вечной религии всех живых существ, представляющей собой преданное служение всевышнему господу - Шри Кришне. Сегодня в России насчитывается 112 общин Кришнаитов, в которых состоит несколько десятков тысяч человек, существуют 10 средних учебных заведений. Радиостанция "Кришналока" ежедневно осуществляет вещание в Москве, издается религиозная литература.

Характерной особенностью вероучения является негативное отношение к военной службе и войнам как явлениям.


В настоящее время в России действует множество разных старых и новых сект - "еретиков" по отношению к традиционным религиям, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Наиболее активны и криминально опасны из них: свидетели Иеговы; церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней; богородичный центр; АУМ синрике; богословие процветания; церковь "Живая вода"; Слово жизни; Позитивное мышление; Семья (Дети Божии); церковь Христа; новоапостольская церковь; церковь объединения (Мунисты); Центр Юнивер; неосатанизм; церковь саентологии; Новая эра; трансцендентальная медитация (ТМ); кришнаизм; белое братство; славянское неоязычество и другие.

Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Официально зарегистрированы на конец 1996 года религиозных организаций сектантского типа более 6 тысяч. причем многие из них, зарегистрировавшись в каком-либо одном месте, активно действуют по территории всей страны. К примеру, в одной Москве отмечено более 80 сект лишь корейского происхождения. не поддается исчислению множество всяких экзотерических и экстрасенсорных институтов, объединений, общин, групп, колдунов, жрецов, гипнотизеров и целителей: Калагия, Новая вселенная, Центр космического сознания, Сатори, Атма, Белый лотос, и т.п.

Секты и иные псевдорелигиозные организации чаще всего используются как удобное прикрытие для всякого рода авантюристов, правонарушителей и психически больных людей, являются зародышами и рассадниками психотерроризма и организованной преступности. Всем известны трагедии многих распавшихся семей из-за секты белое братство или планы по уничтожению населения земли секты АУМ синрике. Эти криминальные секты и сегодня продолжают действовать в нашей стране. Рассмотрим особенности одной из сект на конкретном примере. "Церковь саентологии", тоталитарная секта являющаяся могучей международной организацией. По собственным заявлениям секты, она имеет около 3100 региональных церквей, миссий и их филиалов в 107 странах мира и около 8 миллионов членов. Штаб-квартира организации находится в США в г. Лос-Анжелес. Мозговой центр организации находится в г. Клируотер, штат Флорида. Европейская штаб-квартира находится в г. Капенгаген, Дания. Эта тоталитарная секта есть разновидность сатанинских деструктивных культов.

Основатель саентологии, Лафайерт Рональд Хаббард (Рон), родился в 1900 г. умер в 1986 г. Жил за счет сочинений дешевой фантастики. Приписал себе многочисленные заслуги и награды в военной, научной и писательской деятельности. Массовой навязчивой продажей через саентологические структуры и благодаря закупкам самой организацией ряда его книг попал в списки бестселлеров. Верховный суд Калифорнии дал следующую характеристику Хаббарду и его секте: "В дополнение к нарушению и злоупотреблению гражданскими правами своих собственных членов организация на протяжении лет...изводила и притесняла тех людей за пределами церкви, которых она рассматривала как врагов. Совершенно ясно, что организация является шизофренической и параноидальной и что эта пикантная комбинация, является отображением ее основателя ЛРХ (Л. РОН Хаббард).

Внутри организации существует четкая иерархическая подчиненность вплоть до рядовых членов. Она располагает элитарными группами, подразделениями разведки и контрразведки, группами немедленного реагирования. Секта имеет даже концентрационные лагеря для перевоспитания своих провинившихся членов. У секты есть многочисленные структуры прикрытия, созданные с целью широкой вербовки адептов и для более респектабельного представления себя в обществе. В России такими структурами являются: Центры дианетики, Гуманитарный центр Хаббарда, Хаббард колледж (Административная технология Хаббарда), Нарконон (центр борьбы с наркоманией), Криминон (центр реабилитации осужденных), Гуманитарный центр детоксикации человека и др. Жесткий контроль за деятельностью организации проводится через строгое и неукоснительное применен ее Хаббардистких "технологий". Этот контроль осуществляет Центр религиозных технологий в США. В России широко продается его книга "Дианетика: современная наука душевного здоровья".


Используя скрытую гипнотическую технику, саентология индуцирует фанатическую преданность у десятков тысяч изначально нормальных и интеллигентных людей, делая их своими верными последователями. Саентологи всячески пытаются придать своему учению оттенок научности: их литература насыщена самодельными специальными наукообразными терминами и сокращениями (новояз), используются компьютерные методы, тесты, графики. Однако подлинной науки в учении нет. Все сводится к штудированию догматов, изложенных в книгах Хаббарда. Любое устное или письменное слово основателя считается "священным писанием". Реально саентология - это смесь сведений из психологии, черной магии, оккультизма и научной фантастики, помноженная на беспрекословную веру в непогрешимость и гений отца-основателя Хаббарда и созданной им организации. Разработанная Хаббардом методология не смогла пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира. В основе саентологической "науки" лежит догмат о том, что сущность человека заключается в неком духе "тетане", живущем квадриллионы лет, способном переселяться из тела в тело и свободно путешествовать по материальной Вселенной и в потустороннем мире.


Саентологами используется свойство мозга запоминать (записывать) визуальную, слуховую, обонятельную и др. информацию до мельчайших подробностей в стрессовых ситуациях. На новоязе саентологов эти записи называются "инграммами". Считается, что многие наши болезни есть следствие накопленных инграмм, которые так же влияют на душевное здоровье человека. Поэтому саентологи предоставляют услуги по очищению человека от вредных инграмм. Но, как показали тесты, человек пройдя долговременную и дорогостоящую процедуру очищения, ничего существенного, в том числе и сверхъестественными способностями не обладает. В процессе приобщения к учению секты у человека постепенно и настойчиво вытесняются христианские моральные устои, составляющие основу традиционных общечеловеческих ценностей. Любовь к ближнему заменяется идеей полной личной свободы сверхчеловека, основанной на "сильной воле", контроле за окружающими и управлении ими в личных целях.

В ряде стран (Германия, Франция, Испания и т.д) саентология лишена религиозного статуса. Полицией многих стран признано, что саентологическими организациями создана крупная шпионская сеть, собирающая информацию законными и незаконными методами (в том числе военного и экономического характера). Например, ряд высших руководителей секты, включая жену Хаббарда, были осуждены в США в 1977 году за систематическое хищение секретных документов армии и флота, таможенной службы, ЦРУ, Судебной палаты. Преступные действия так же содержит процедура одитинга, по сути относящаяся к нелицензированной психиатрической практике. Секта особенно опасна стремлением активно проникать в управленческие и научно-конструкторские слои оборонно-промышленных комплексов, широкомасштабной разведкой и сбором компрометирующих материалов, сильной психической деформацией своих членов, созданием наукообразных и благотворительных структур прикрытия, замаскированными связями с сатанинскими сектами, травлей своих противников.

Заявляя о своей лояльности ко всем религиям, Хаббард в последние годы жизни открыл "сокровенную тайну", что его "миссия" на Земле - миссия антихриста для предотвращения Второго пришествия. Идея заработать на создании своей собственной религии оказалась плодотворной, основатель саентологии к концу жизни превратился в мультимиллионера с состоянием в 640 млн. долларов. Судами многих стран Хаббард признан преступником, а в ряде государств объявлен персоной нон-грата. Например, в 1978 г. во Франции Хаббард приговаривается к тюремному заключению и денежном штрафу за мошенничеством, но избегает наказания бегством из страны. В США Хаббард во время дела о хищении правительственных секретных документов в 1977 г. попадает в список виновных, но не осужденных к тюремному заключению преступников. В 1985 году Внутренняя служба расследований обнаружила финансовые мошенничества Хаббарда. От уголовного наказания Хаббарда "спасла" только смерть в 1986 году.

К другим наиболее диким и криминогенным сектам даже на фоне тоталитарных сект относятся сатанинские секты. Здесь растление людей достигает максимальной и явно видимой глубины. В Европе пик увлечения сатанизмом наблюдался в середине XVII века в достаточно высоких светских кругах. В качестве жертв на черные мессы сатанистов "поставлялись" многие сотни младенцев. тогда были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанинские обряды.

Идейным вдохновителем современных сатанистов считается Алистер Кроули (1875-1947), именовавший себя зверем Апокалипсиса и обучавший многих учеников, в частности основателя саентологии-Хабарда. А.Кроули широко использовал практику йоги и буддийские тантрические обряды, бывал в Китае и Гималаях. Современный сатанизм проповедует возрождение "старой религии" ведовства. Деструктивное учение сатанистов вырастает из крайних эгоистичных форм обыденного мировоззрения. одной из самых распространенных и почитаемых книг у сатанистов является "сатанинская (или черная) библия" Антона Шандора Ла Вея, предводителя американских черных магов, написанная им в 1968 году.

Для философских "обоснований" своих взглядов они используют учения Ф. Ницше. Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

Основополагающие идеи сатанизма крайне примитивны: cатана сильнее всех, каждый сам себе бог, жизнь-это насилие, необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктами влечениям, на общественные законы и власть не обращать внимание, социальные структуры необходимо разлагать изнутри, настоящая радость-месть своим врагам, земная жизнь-подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов, главный враг Православие, все связанное с Православием должно по возможности оскверняться, считают, что при жизни надо ублажать дьявола.


Основа культа сатанистов - принесение жертвы. Настоящая жертва для них - не убийство как таковое, а смертные муки живого существа, желательно человека. Вместо живой жертвы иногда используется ее образ: кукла, фотография, рисунок. Образ уничтожается, например, втыканием в него гвоздей или иголок, описание процесса уничтожения.


Один из главных магических инструментов - насылание проклятий. У сатанистов применяется специальный магический алфавит и язык, называемые енохианскими.

Во многих странах открыто действуют "церкви сатаны". Каждый союз сатанистов построен по принципу строгой пятиступенчатой иерархии. Союзы выпускают массовыми тиражами сатанинскую литературу, способствуют организации рок концертов, изготовляют майки, кольца. Действует ряд модных рок групп откровенно восхваляющих сатанизм: Ролинг Стоунз, лед Зеппелин, Блэк Саббат, АС/ДС, и т.п. Даже знаменитый ансамбль Битлз в скрытой форме занимался подобной деятельностью. В последние годы в России отмечена активность этих криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы и кафе, охотно дают интервью журналистам, взаимодействуют с наркомафией. Сатанисты особенно тщательно изучают уголовное и иное законодательство России, заранее готовясь к противодействию правоохранительным органам. Имеют место ритуальные убийства православных священнослужителей и монахов, например в Оптиной Пустыни в 1994 на Пасху было совершено ритуальное убийство трех монахов, убийца-сатанист не понес уголовного наказания а помещен в психиатрическую больницу. "Московская церковь сатаны" выпускает многотиражную газету "Народный строй" и подпольно распространяет ее.


Сегодня в России действуют нижеуказанные деструктивные культы:
Восточной ориентации:

АУМ синрике, Кришнаиты, Бахаи, Брахма Кумарис, Академия йоги, орден лотосовой сутры, Белый лотос, Шри чимной, Трансцедентальная медитация, Раджниш (Ошо), Миссия божественного света, Радха Соами Сатсангх (Биас).

Западной ориентации (Псевдохристианские):

Свидетели Иеговы, Богородичный Центр, Муниты, Мормоны, "Семья" (Д.Берг), Единая вера (Виссарион), Новый Акрополь, Церковь откровения, Белое братство, Церковь Христова, Новоапостольская церковь, Слово жизни ("Лайф-спринг"), Живой поток (Церковь свидетеля Ли).


Экологической ориентации:

Движение "Нью Эйдж", Озарение (Insight), Фонд Рериха, Теософские и антропософские группы, "Внутренний круг" последователей П.Иванова, Неоязыческие группы.


Сатанинские и примыкающие к ним:

Церковь сатаны, центр Юнивер, Восточные тамплиеры, серебрянная звезда, Золотой рассвет, Церковь саентологии, Группы последователей Карлоса Кастанеды, неоязыческие группы сатанинского толка, Международная ассоциация люцифиристов кельтско-восточного обряда: Южный крест, Черный ангел, Зеленый орден.

Коммерческие или псевдонаучные:

Гербалайф (Термоджетикс) и др.


Основой контактов с представителями сект должно быть ясное понимание того, что любая вера затрагивает и изменяет фундаментальные и наиболее глубинные слои психики и бытия людей. Как правило, религиозная деятельность есть не просто те или иные учения, а особое мировоззрение, суть и форма самой жизни человека. Они определяются системой религиозных принципов и догматов.

Рекомендованная литература: Библия. Издание Московской Патриархии, 1992.
Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М. Республика, 1996. С.Булгаков "Православие" М. Современник. 1994 г.

Протоиерей Митрофан Зноско-Борвсей "Лекции по сравнительному Богословию" Изд. Св-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря. 1992 г.

Митрополит С-Петербургский и Ладожский Иоан. "Современные ереси и секты в России". Рязань. 1996 г.

А.Хвыля-Олинтер "Опасные тоталитарные формы религиозных сект". Москва. 1996 г.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". М. "Радонеж" N 16-17. октябрь 1997 г.

Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и Обряды Русской Православной Церкви. М.; Православное Богоявленское братство, 1995.

Краткие сведения о праздниках Православной Церкви. М.; Современник, 1991. С.Слободской "Закон Божий".


Дополнительная литература

М.Д.Гуськов "Православие и Российское воинство". Изд. ВВИА имени Н.Е.Жуковского. Москва, 1994 г.

О.В.Золотарев "Христолюбивое воинство Русское". Москва, Троица.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования