УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. Вступление_______________________________________ 2 2. Руководитель группы: путь к успеху________________________________ 2 3. Лекция__________________________________________4 4. Подготовка к свободному изложению материала______________________ 6 5. Рассказ__________________________________________________ 9 6. Искусство беседы__________________________________________ 11 7. Как вести диалог________________________________________________ 13 8. Как подготовить и провести, дискуссию____________________________ 14 9. Методика "круглого стола"_______________________________________ 17 10. Методика "мозговой атаки"______________________________________ 18 11. Деловая и ролевая игра__________________________________________21 12. Индивидуальное собеседование__________________________________ 23 13. Практическое занятие__________________________________________ 24 14. Методика проведения итоговых и контрольных занятий_____________ 26 15. Тематический словарь________________________________________ 28 ВСТУПЛЕНИЕ Как и всякая другая учебная дисциплина, общественно-государственная подготовка имеет определенную систему своих понятий, категорий и свою методику. В целом под ней понимается совокупность путей, способов и приемов обучения всех категорий личного состава. Овладение руководителем группы передовой методикой проведения общественно-государственной подготовки дает ему возможность с помощью научно-обоснованных способов и приемов воздействовать определенным образом на сознание слушателей, делать доступным и интересным изучаемый материал. В обобщенном виде методика основывается на теоретическом богатстве целого ряда наук педагогики, логики, социологии и т.д. и требует от руководителя большой эрудиции, воли и сил, стремления к постоянному познанию и совершенствованию. Но каждый руководитель занятий способен при желании, вникнуть в тайны методического мастерства, добиться такого положения, когда сила его приемов благотворно скажется на уровне подготовки слушателей и реализуется в их практических делах. Существует немало путей, которые могут быть применены в процессе обучения и воспитания. При этом следует учесть, что они не являются чем-то навсегда застывшим, закостенелым, а могут и должны использоваться применительно к требованиям времени и об¬становки, особенностям обучаемых и т.д. Практика показывает, что сегодня нужно отказаться от монологового подхода в организации занятий, изживать формализм во всех его проявлениях, менять стиль учебы, переходить, прежде всего, к активным формам обучения, смело и аргументировано выходить на диалог со слушателями. Такие возможности применения диалоговых форм в обучении, и открывает перед нами предмет - общественно-государственная подготовка. I. РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: ПУТЬ К УСПЕХУ Главной фигурой общественно-государственной подготовки является руководитель группы. Именно от его мировоззренческих позиций, методического мастерства, теоретической глубины подачи материала зависит успех занятий. Более того, руководитель группы выполняет роль воспитателя, призванного формировать у слушателя качества гражданина, патриота, воина. С чего начать свою работу? Во-первых, внимательно изучить учебный план занятий. Это позволит вам планомерно готовиться к ним, заранее подбирать литературу и другой материал. Во-вторых, если вам предстоит проводить занятия с группой, которой личный состав не подчинен вам непосредственно, то не пожалейте времени для предварительной беседы а людьми, с командиром, постарайтесь побольше узнать о них, как можно лучше их изучить. В-третьих, обязательно посетите несколько занятий, проводимых опытным руководителями. Основные требования к руководителю группы: 1. В сфере знаний: -теоретическая подготовленность и ее постоянное совершенствование; - глубокие знания в области военного дела; - эрудированность, широкий кругозор; - прочные знания в области психологии, педагогики, логики. 2. В сфере навыков: а) методических: - ориентировка в большом количестве литературу, ее отбор и изучение; - составление плана, конспекта или тезисов для различного рода занятий; - пользование записями во время занятий без нарушения структуры речи; б) интеллектуальных и речевых: - навык устной речи (живое слово, ясное, выразительное и доступное, манера поведения на трибуне, техника речи - дискуссия, пауза, и др.). Все это значительно усиливает воздействие на людей, составляя, по образному выражению А.П.Чехова, своеобразную музыку публичного выступления; - навык распределения внимания (руководитель занятия фиксирует в своем сознании общее состояние аудитории, поведение каждого слушателя, не теряет логическую нить своих рассуждений, не забывает фактов, которые надо сообщить, выводов, к которым следует подвести слушателей); - педагогический такт (способность руководителя группы установить правильные отношения со слушателями на основе взаимного уважения, доверия, требовательности, чуткости, вежливости); - навык творческого подхода к проведению занятия (поиск новых форм и методов активизации слушателей, создание обстановки гласности, дискуссии, откровенного обсуждения острых, актуальных вопросов, умелого использования передового опыта); - навык ежедневного чтения периодической печати, художественной литературы; в) в сфере умений: - самостоятельно подготовить по основной для себя теме содержательное выступление; - быстро установить контакт с аудиторией, доступно и убедительно излагать материал; - использовать наглядные пособия и технические средства в органичном сочетании с устной речью; - вызвать у аудитории интерес к теме и поддерживать высокий уровень внимания. Таким образом, знания, навыка и умения следует рассматривать как основные компоненты мастерства руководителя занятий. При этом знания определяют содержательную сторону деятельности, а навыки и умения - методическую. Конечно, они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, не могут существовать друг без друга. Помните, что... Всякое мастерство - это совокупность деятельности и опыта. Роль опыта в приобретении мастерства руководителя группы трудно переоценить. В то же время каждый, даже начинающий руководитель занятия, должен твердо знать: методическое мастерство - дело наживное. Руководителями групп общественно-гуманитарной подготовки не рождаются, ими становятся при условии постоянной и настойчивой работы над собой. ЛЕКЦИЯ Лекция - это развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем. Но своей тематической направленности она охватывает практически все области политики и экономика, истории и культуры, военного искусства и военного дела, военно-правовой работы, педагогики и психологии и ведется со всеми категориями военнослужащих. Любое лекционное выступление обладает возможностью, непосредственных контактов с аудиторией. Лекция не только несет определенную информацию, но и выполняет воспитательную функцию. Эффективность лекционных занятий будет тем выше, чем теснее достигается диалектическая связь знаний, убеждений и действий. Вот почему ее центральной проблемой является повышение качест¬ва каждой лекции. Требования, предъявляемые к лекции: 1.Высокий идейно-патриотический и научный уровень. Идейная направленность, высокий научно-теоретический уровень лекции - главный показатель ее качества. Идейность и научность содержания лекции воспитывают слушателей, вооружает их научными знаниями, учат мыслить, решать практические задачи, привлекают к науке. 2.Отражение войсковой жизни, использование повседневной практики воспитательной работы. В каждой лекции следует показывать значение данной темы для практики учебно-боевой деятельности войск, анализировать факты войсковой практики, делать выводы и давать рекомендации. Для руководителя должно стать правилом — брать примеры только из жизни тех частей и подразделений, для яичного состава которых читается лекция. 3. Практическая направленность обеспечивает. положительное отношение слушателей к учебному материалу и создает у них необходимые внутренние предпосылки для творческого использования приобретенных знаний. 4. Боевой наступательный характер. В этих целях следует поддерживать все новое, передовое, вести решительную борьбу с тем, что мешает движению вперед, не обходить острых жизненных вопросов, реально оценивать положение дел в стране, в Вооруженных Силах и в своей части. 5. Проблемное изложение материала. Исходя из этого требования, акцент делается не на информационном сообщении учебного материала, а на постановке и решении проблем, создания ситуации интеллектуального затруднения. Оно требует от руководителя умения построить лекции так, чтобы слушатели, получая ответ на поставленный вопрос, применяли имеющиеся у них знания, вспоминали и сопоставляли известные им факты, теоретические положения. Основные этапы подготовки лекции/ 1. Выбор темы и составление плана лекции. 2. Подбор и анализ материала для лекции. 3. Подготовка текста выступления. 4. Подбор наглядных пособий и технических средств воспита¬тельной работы. 5. Учет особенностей аудитории в процессе подготовки лекции. Исходя из понимания роля и места лекции в подготовке воен¬нослужащих, учитывая назначение разрабатываемой тематики и ее содержание, лектор определяет узловые вопросы, подлежащие раскрытию в лекции. Каждая лекция состоит из трах частей: вступления, основной части, заключения. Вступление - это психологическая подготовка слушателей к восприятию учебного материала. Егo цель - заинтересовать и на¬строить аудиторию на слушание лекции. Необходимо с самого начала вызвать у слушателей интерес. Основная часть. В ней реализуется содержания всей темы. Вбирая в себя фактический материал, его анализ и оценки, основ¬ная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения ЗАКЛЮЧЕНИЕ - ответственный момент устного выступления. Оно должно быть обобщающим, кратким и выразительным. Завершить лек¬цию можно яркой иллюстрацией, интересным фактом, авторитетной цитатой, повторением главных мыслей и т.д. Самый ответственный этап - чтение лекции. Чтобы она за¬хватила слушателей, привлекла их внимание, недостаточно только обеспечить глубокое ее содержание. При чтении лекции на первый план выдвигается «Методика изложения материала", которая предпола¬гает использование целого арсенала методических приемов активи¬зации внимания слушателей. ПОДГОТОВКА К СВОБОДНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ МАТЕРИАЛА Наукой установлено, что 90% своих мыслей человек выра¬жает вслух. Поэтому для офицера устная речь служит главным инструментом его общения с подчиненными, основным средством обучения и воспитания личного состава, управления войсками. Ко чтобы каждое его слово не просто звучало, ко и было принято, понятно и правильно оценено теми к кому оно обраще¬но, чтобы оно убеждало и мобилизовывало, звало на практи¬ческие дела, нужно уметь владеть им. ЖИЗНЬ убедительно под¬тверждает справедливость русской поговорки, которая гласит: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести". Для этого офицеру необходимо овладеть ораторским мастерством. Для офицера, проводящего занятия в системе общественно-государственной подготовки огромное значение имеет такая слагаемая ораторского мастерства как искусство излагать подготовленный им материал своим слушателям. Прежде всего, экспериментально доказано, что при восприятии на слух письменного текста аудитория усваивает не более половины содержания, в то время как при воздействии живой речи - почти 90%. Это означает, что свободное изложе¬ние почти в 2 раза продуктивнее, чем чтение по написанному тексту. Нельзя не учитывать и то, что при озвучивании написанно¬го текста особенности письменного изложения материала за¬трудняют его восприятие слушателями. Пропадает живая речь, выступление получается скучным, ибо оратор думает не о том, как лучше, ярче изложить материал, а только о том, чтобы успеть прочитать все написанное. Письменный текст не отражает, эмоциональность, жестов, мимики оратора. При свободном изложении разговорный характер речи делает выступление более ярким, простым, доступным и понятным, способствует выражению эмоций, созданию обстановки живого общения и близости оратора к аудитории. Закономерно, что устная речь воспринимается в два раза легче письменной. Следует учитывать и то, что когда оратор читает, не отрывая глаз от текста, то он лишается возможности следить за аудиторией, контролировать, как она понимает преподноси¬мый материал. Не видя реакции слушателей, трудно правильно ориентироваться: излагать материал дальше или остановиться, дополнительно разъяснить то, что слушатели не поняли. Озвучивание текста метает оратору проявить свою индиви¬дуальность: у него работает не мысль, а только язык. Другое дело - свободное изложение. Великий русский критик Д.И. Писарев отмечал: "Когда человек выражает перед вами свою мысль или мысль чужую, но вполне усвоенную им и, следовательно, развивающуюся из головы, а не из тетради, тогда он непремен¬но оживляется и непременно передает часть этого оживления; тогда даже чужая мысль принимает на себя отпечаток его личности". Чтение слово в. слово текста затрудняет введение новых мыслей, доводов, рассуждений, так как этим нарушается "нормальное" чтение и возникает опасность нарушить закреп¬ленную в письменном тексте последовательность изложения материала. Нужно помнить и о том, что при озвучивании письменного текста у слушателей непроизвольно возникает сомнение, а знает ли оратор материал или только читает текст, подготов¬ленный кем-то другим. Смысл известного указа царя Петра I "Указую господам сенаторам держать речь в присутствии не по-письменному, а только словами, дабы дурь всякого была видна", заключается именно в том, что остается неизвестным, понимает ли сам оратор то, что говорит, В народе тех, кто выступает, читая по тексту, метко прозвали "карманными ораторами", так как у них выступление не в голове, а в кармане, где лежит его письменный текст. Отсюда и пошла поговорка: "Он за словом в карман не лезет" для характеристики тех ораторов, кто не связан текстом, говорит свободно. Конечно, бывают ситуации, когда чтение по написанному тексту предпочтительнее и даже необходимо. Так, лучше читать по готовому тексту доклады на торжественных и отчетных собраниях, конференциях, съездах, симпозиумах и т.п. Такие доклады требуют точности сообщения, в них нельзя допускать ошибок, кроме того, написанные доклады, как правило, строже, логичнее, компактнее по времени, чем тот, который произно¬сится свободно. Но выступление на занятиях по общественно-государственной подготовке требует свободного изложения. Это обусловлено как целями и условиями самого занятия, так и временем и самой методикой его проведения способом рассказа и живой, развер¬нутой беседы. Чтение может иметь место лишь при цитировании, причем оно должно органически вливаться в ткань свободного изложения, помогать слушателям в усвоении материала и не отвлекать от основной нити рассуждений. В зависимости от опыта и подготовки каждый руководитель занятия вырабатывает свой собственный метод формирования готовности к свободному изложению материала. Ко: практикой установлены два основных варианта такой подготовки. Первый - подготовить письменный текст выступления и на¬кануне занятия проговаривать его мысленно как вслух. Достоин¬ство этого варианта в том, что письменный текст легче повто¬рить, чем говорить экспромтом. При этом оратор добивается большей стройности, последовательности речи, может лучше рассчитывать время изложения. Но этот вариант имеет и существенные недостатки. Заучи¬вание наизусть требует громадной затраты времени и энергии и при этом всегда существует опасность забыть текст. Озвученный письменный текст, как уже отмечалось, не так доходчив и выразителен, как живая устная речь, он стесняет оратора, связывает свободу распоряжением материала. Озвучивая заученный текст, можно сбиться при неожиданных репликах, вопросах слушателей. Второй вариант - на основе собранного материала оратор составляет конспект (тезисы, план), заучивает его, а затем мысленно или вслух проговаривает все выступления своими словами. В основе этого варианта лежит понимание того, что оратор обязан корректировать ход выступления в зависимости от того, как его воспринимают слушатели, вносить в него необходимые изменения. В этой ситуации заученный текст может стать серьезной помехой в творческом изложении материала. Достоинства этого варианта: он сочетает естественность и живость свободного изложения с последовательностью и логи¬ческой ясностью заранее подготовленного конспекта (тезисов, плана), дает возможность для импровизации при любых измене¬ниях обстановки, обеспечивает большую устойчивость при по¬пытках сбить оратора репликами, вопросами, позволяет улучшить контакт с аудиторией. Вместе с тем, при этом варианте есть опасность выйти из регламента, отклониться от темы, упустить наиболее важное и существенное. Импровизация может отрицательно сказаться на выразительности и эмоциональности, правильности языка выступ¬ления. И все-таки второй вариант подготовки к свободному изло¬жению материала на занятии явно предпочтительнее. Он обеспе¬чивает наилучшие условия для свободного, живого изложения материала, улучшения, связи со слушателями, формирует способ¬ность к импровизации, устойчивость при любых изменениях обстановки. Рекомендуется максимально приближать тренировку произ¬несения выступления к реальным условиям: постоянно представ¬лять перед собой аудиторию, произносить выступление целиком, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, видеть в зеркале свою позу, мимику, жестикуляцию, репетировать, положив перед собой часы, чтобы учитывать время, которое требует изложение вопроса, раздела и выступ¬ления в целом. Большую пользу приносит присутствие на тре¬нировке и критические замечания, советы домашних или товари¬щей по работе, прослушивание магнитофонной записи, просмотр по видеозаписи. При этом, тренируясь, оратору необходимо ставить себя в положение своих слушателей. Он тогда сможет проследить, как будут восприниматься наиболее сложные и трудные для понимания места его выступления, какие примеры, факты вызовут интерес или, наоборот, не подействуют на слушателей, что из средств усиления выразительности и эмоциональности сработает, а что нет и т.д. Тренировку лучше проводить на протяжении нескольких дней до занятия - это будет содействовать закреплению мате¬риала в памяти. Причем, для лучшего запоминания, если позволяет обстановка, нужно проводить репетиции не подряд, а с промежутками в 2-3 дня. Очень полезно в день выступления, на свежую голову, мысленно как бы произнести "про себя" все выступления. Это мысленное, крайне сжатое, стремительное развертывание темы от качала до конца. Если такое воспроиз¬ведение схемы содержания выступления удается реализовать сразу, не спотыкаясь, без "провалов" в памяти, значит тема в ее логическом развитии глубоко вошла в сознание, легко оттуда извлекается - это важный признак готовности оратора к свобод¬ному изложению материала на предстоящем занятии. Для проверки запоминания полезно взять лист бумаги и кратко по памяти воспроизвести, написать главное, сличив затем написанное с текстом выступления - это дает возможность сразу обнаружить, где "провалы" и обратить на них особое внимание. Можно использовать и такой прием. Во время мысленного или вслух проговаривания выступления на каком-то этапе мыс¬ленно или на самом деле отвелечься, переключив свое внимание на что-то другое. Если после такой паузы оратор сможет продолжить изложение - значит он хорошо усвоил и прочно запомнил материал выступления и может свободно излагать его перед аудиторией. Как справедливо утверждал древнеримский историк Тацит: "оратор должен быть также хорошо подготовлен, как воин к бою? Важной частью подготовки является формирование готовности к свободному изложению материала. РАССКАЗ Рассказ - это форма устного изложения учебного материала. Его основная цель - живо и увлекательно раскрыть содержание те¬мы занятия, увязать ее с жизнью и практическими задачами, стоя¬щими перед воинским коллективом. В отличие от лекции: в рассказе руководитель группы обраща¬ется к личному опыту слушателей и имеющимся у них жизненным представлениям и лишь потом подводит их к теории вопроса. При этом следует опираться на реальные сюжеты и из их анализа делать практические выводы. Лекция же чаще оперирует научными, абстракциями. Следовательно, рассказ - это сюжетное повествование, в ко¬тором все важные выводы строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий, фактов, поведения личностей, конфликтных ситуаций и их разрешение. Перед руководителем группы ОГП стоит задача создать у слушателей конкретные представления о событии, явлении, процес¬са. Это позволяет добиться большей убедительности, лучше раскрыть сущность и значение изучаемого предмета. Средства конкретизации, применяемые в ходе рассказа. 1. "Привязка" ко временя и месту изучаемого события или процесса. 2. Использование бытового материала, который дает возмож¬ность усилить яркость и достоверность в изображении обстановки. 3. Применение "языка цифр". Но здесь надо обладать чувством меры. Ибо исследованиями установлено, что слушатели со средним образованием способны усвоить за один час занятия не более 20 каких-либо показателей, да и то при условии, если ру¬ководитель подготовил аудиторию к их восприятию. Как это сделать? Там, где это возможно, цифры следует округлять. Можно также применить, прием обратной подачи цифр - сравнить их с чем-то наглядным, осязаемым. Неплохо воспринимаются процентные данные, сведения о производстве за один день, час, минуту и т.д. Вы правильно поступите, если разобьёте цифры на группы (по 3-5 в каждой) и обязательно проанализируете их в сравнении, по¬казывая общую динамику развития. 4. Опора на художественную, в том числа мемуарную, литера¬туру, исторические документы. Это помогает создать запоминавшиеся образы, картинность повествования и описания. 5.Употребление так называемого местного материала, т.е. фактов, пригаров из жизни данного воинского коллектива, города, района, где дислоцируется часть. Обращение к имеющимся у слуша¬телей представлениям сделает изложение более доказательным и живым. Готовясь к занятиям, руководитель группы должен помнить и о следующих особенностях. Печатный текст четко разделен на гла¬вы, абзацы. В нем, как правило, существенное выделено курсивом или жирным шрифтом. Чтение можно в любой момент прервать, чтобы вдуматься в смысл прочитанного, вернуться к нему через неко¬торое время, устное же изложение ничего этого не подразумевает. Вот почему, если вопрос сложный, надо замедлять теш вы¬ступления, делать паузы, время от времени переходить к деталь¬ному разбору и объяснению материала. Причем, чтобы сосредоточить внимание аудитории на главном, следует каким-либо образом выделять наиболее существенные моменты, второстепенное при этом будет служить своеобразным фоном. Там, где это возможно, надо добиваться четкого структурно¬го деления повествования (во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.) Важное значение в рассказе имеет умелое объяснение понятий и терминов. Это касается и немалого числа иностранных слов, во¬шедших в последнее время в нашу речь. Установлено, что многие из них, далее считающиеся общепринятыми, ничего не говорят, по крайней мере 20-30 процентам слушателей. Чтобы излагаемый материал лучше усваивался, необходимо использовать прием повтора. Так, в ходе исследований доказано, что для запоминания основного понятия, несущего главную мысль, необходимо повторить его не менее семи раз, а тезис - не менее чётырёх раз. Не менее важно умение руководителя занятия использовать аргументы. Какой порядок их подачи оптимален? Тут все зависит от аудитории. Если чувствуется, что слушатели, не проявляют особого интереса к теме разговора, то более сильные и убедительные аргументы целесообразно изложить в самом начале. Если ауди¬тория настроилась на восприятие рассказа, то их следует"приберечь" до конца занятия, когда внимание воинов заметно ослабева¬ет. Эффективность использования аргументов, конечно же, опреде¬ляется не их количеством, то есть их яркостью, новизной, эмо¬циональностью. На слушателей с более высоким уровнем образования, установки которых, например, не совпадают с мнением самого рассказ¬чика, более эффективно воздействует двусторонняя аргументация, представляющая собой столкновение суждений, фактов, противопоставление точек зрения. На их фоне истина проявляется более зримо. Рассказ становится заметно богаче, когда используются яр¬кие, образные сравнения, красочные эпитеты, исторические приме¬ры, меткие пословицы и поговорки, другие средства оживления и усиления выразительности. Речь должна быть ясной, четкой, что¬бы все слушатели хорошо понимала сказанное. А для этого надо говорить доступным для аудитории языком, отказаться от штампов, сложных научных терминов и выражений различных диалектных, жар¬гонных слов. Одно из основных качеств хорошего рассказа - краткость, лаконичность изложения, т.е. умение выразить максимальную по объему информацию минимальным количеством слов. Еще Плутарх отмечал:"Сила речи состоит в умении выразить многое а немногих словах". Краткость в изложении заставляет слушателей быть сосредоточеннее, внимательнее, более активно думать. Лишние слова и повторения можно опустить без ущерба для содержания, так как они вносят путаницу в выступление, усложняют его. Кроме того, слишком длинная речь, заполненная ненужными деталями и подробностями, утомляет и расхолаживает слушателей, снижает их интерес, ослабляет значимость приводимых доводов, затрудня¬ет правильное понимание материала. Вот почему Цицерон утверж¬дал: "Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно". И еще несколько советов. Учеными установлено, что степень усвоения рассказа зависит от длины и сложности предложений. По¬ловина аудитории будет не в состоянии уловить смысл произнесен¬ной фразы, если она содержит более 13 слов. Следовательно, выс¬тупающий должен использовать более простые по своей конструкция предложения. Большое значение для успеха, рассказа имеет эмоциональность изложения. Она способна на 40 процентов повысить восприятие че¬ловека. В известном афоризме говорится: "Кто сам не горит, тот и других не зажигает". В зависимости от излагаемого материала речь должна звучать спокойно ила гневно, сдержанно или насмеш¬ливо и т.д. В Древней Греции, родине ораторского искусства, удачное публичное выступление приравнивалось к подвигу. Высоко оно це¬нится и сегодня. ИСКУССТВО БЕСЕДЫ Беседа - это форма проведения занятия посредством диалога между обучающим и обучаемым, в ходе которого слушатели, коллек¬тивно обсуждая ряд взаимосвязанных проблем, обогащают СБОИ зна¬ния, учатся логически мыслить и находить ответы на поставленные вопросы. Как показали исследования, беседа гораздо эффективнее лек¬ции или рассказа, она побуждает активный интерес воинов к обучению, способствует быстрому формированию у них убеждений. Беседа может проводиться в форме обсуждения вопросов по за¬ранее составленному плану, ответов на вопросы слушателей, сво¬бодной дискуссии. Подготовка к беседе заключается прежде всего в подборе со¬вокупности вопросов, которые ставятся перед аудиторией в определенной последовательности. Какие требования при этом предъявляются? Вопросы должны быть точно сформулированы и соответствовать уровню подготовки слушателей. Надо избегать объедине¬ния в один вопрос сразу нескольких проблем, что вызовет трудности в их восприятии и обсуждении. Рассматриваться должны существенные стороны проблемы. При этом не рекомендуется подсказывать обучающемуся ее решение, то есть освобождать слушателей от необходимости думать. В ходе за¬нятия следует обращаться не к памяти, а к мышлению обучаемых, заостряя их внимание вопросами: "Почему?", "Зачем?", "Что следует из?..", "Чем объясняется?..", "Какое имеет значение?..", "Чем (как) можно доказать?.." и т.д. Руководителю занятия следует заранее определиться, как нес¬ти обсуждение: методом индукции, идя через рассмотрение частностей к общему выводу, или, наоборот, дедуктивным путем. Беседа начинается постановкой вопроса перед всей группой. Затем делается пауза, чтобы у аудитории было время на его обдумывание. Как правило, для ответа следует давать слово менее подготовленному воину, с тем, чтобы после него другие, более сальные слушатели могли выступить с уточнениями, дополнениями иди даже возражениями. Такой прием поднимает активность группы. Если руководитель испытывает дефицит времени, то можно начать беседу с вызова наиболее подготовленного слушателя. Как быть с "молчунами", которые не вступают в разговор без специального к ним обращения? Сначала надо разобраться, почему воин стремится остаться в тени: от незнания, от скромности или робости? Последних следует приободрить, поддержать и, конечно, на забывать похвалить даже за краткое выступление. В следующий раз они активнее и смелее включатся в обсуждение теш. Руководитель занятия должен умело вести беседу, чтобы она не превратилась в беспредметный разговор. Прежде всего надо добиваться от обучаемых аргументированных выступлений, учить их подтверждать высказанное мнение фактами и доводами, отстаивать свою точку зрения. К примеру, можно спросить: "Все ли так думают?", "А кто думает иначе?", "Чем можно это доказать?" и т.д. Если обучаемые отклонились от поставленного вопроса, надо вернуть их к предмету обсуждения, если занялись мелочами, забыв о главном, - напомнить им об основной теме; если увлеклись общи¬ми рассуждениями — обратить их внимание на конкретные факты. Оп¬равдан и такой методический прием: если кто-то допустил фактичес¬кую ошибку - предложить слушателям группы найти ее в ответе това¬рища и исправить. Все это в конечном итоге обеспечивает целеуст¬ремленность и логическую последовательность обсуждения, дает воз¬можность осуществить замысел беседы. - Важным условием ее эффективности выступает педагогический такт руководителя группы. Он необходим для создания нужной психо¬логической атмосферы на занятии, чтобы слушатели чувствовала се¬бя непринужденно, не стеснялись высказывать свои мысли. Совершенно недопустимо обрывать выступающего или тем более упрекать его за ошибочное суждение. Это резко снижает активность обучаемых и не только не развивает у них навыки самостоятельного мышления, но и создает так называемый комплекс неуверенности в своих си¬лах. Нужно исходить из того, что ответы слушателей выявляют их истинные знания и убеждения. И при этом не следует бояться невер¬ных суждений. Гораздо хуже, если они будут высказаны там, где некому подметать ошибку и исправить ее. Руководителю надо пом¬нить, что. коллективное обсуждение той иди иной неточности оста¬вит более глубокий след в памяти. Как известно, общественное мнение ощутимее влияет на человека. Исследованиями установлено, что в ходе дискуссии у 18 процентов слушателей образуется новая точка зрения, у 63 процентов она значительно корректируется и лишь у 19 процентов не меняется. Важное значение имеет гибкость в проведении беседы. Зачастую обучаемые отвечают на так и не в том порядке, как ожидалось. В таком случае не стоит прерывать их выступления и оценивать как неверные. Полезнее быстро перестроиться и, опираясь на прозвучав¬шие выступления, с помощью наводящих вопросов направить беседу в нужное русло. Такой прием окажется даже более интересным и плодотворным в воспитательном отношении, ибо руководитель будет опираться на соображения участников беседы и придет к правильным выводам с помощью их самих. 3 ходе занятия надо всячески стимулировать активность груп¬пы. Если слушатели в ходе обсуждения задают вопросы, то вероят¬ность того, что они усвоят правильно материал, увеличивается на 20 процентов. Бывает и так, что руководитель не может ответить на заданный вопрос. В этом случае не следует тушеваться. Лучше прямо сказать: "Точного ответа сейчас дать не могу, наведу справку и отвечу на следующем занятии- и обязательно сделать это. Известный афоризм, гласит: "Плохой учитель сообщает истину, хороший учит находить ее". Практика подтверждает, что овладение методикой проведения беседы дает возможность резко повысить качество и действенность занятий в системе, общественно-государст¬венной подготовки. КАК ВЕСТИ ДИАЛОГ Научить - значит передать свои знания обучаемым. Удачно за¬нятия проходят тогда, когда в определенную их форму внедряются активные методы обучения. Классифицируются они по-разному, но общепризнанными являются диалог, групповая дискуссия ("круглый стол", "мозговая атака"), деловая и ролевая игра. Каждый из этих методов имеет свою специфику и предполагает определенные педагогические условия применения. Каковы же особенности каждого метода? Начнем с диалога. ДИАЛОГ - это метод, который в отличие от монолога (когда говорит только руководитель занятая, а слушатели воспринимают информацию в готовом виде) предполагает активное участие воинов в процессе изучения учебного материала посредством его мысленной переработки и высказывания своих суждений по поводу получен¬ной информации. Проще говоря, когда воины не только слушают, но и высказывают свое мнение, спорят, дополняют рассказ руководителя, основываясь на личном опыте и размышлениях. В ходе занятий решавшее значение имеет отказ от "школярского" стиля. Следует учитывать, что восприятие материала по об¬щественным проблемам имеет свои особенности. Это мировоззренческое содержание; общий оптимальный характер изучаемых явлений и процессов; подверженность влиянию социальных изменений; иллюзия простоты и общеизвестности изучаемых вопросов. Какие же приемы использует руководитель занятия? Чаще дру¬гих применяются следующие типичные способы изложения учебного материала: 1) тезисное, конспективное с минимумом иллюстраций и фактов; 2) повествующее, с опорой на разнообразный фактический ма¬териал; 3)рассуждающее - когда перед группой ставится вопрос, предлагаются доводы "за" и "против", с тем чтобы обучаемые при¬шли к выводу сами; 4) проблемное - когда перед слушателями ставится вопрос-проблема, ответ на который они должны найти посредством переработки изучаемого. Творческая обстановка диалога складывается на занятии при рассуждающем и проблемном изложении. Оба они психологически од¬нородны: заставляют обучаемых самостоятельно мыслить. В плане see педагогическом отличаются. При рассуждающем изложении обучающий ставит перед слушателями вопрос, побуждая их заинтересоваться и задуматься. Удерживая их внимание, он шаг за шагом приводит их к нужному выводу. Приведем пример: изучается тема "Воин и коллектив. Взаимо¬отношения военнослужащих. Пути разрешения конфликтов в условиях военной службы". Руководитель занятия, может поставить перед группой вопрос типа: "Какие негативные явления, серьезно за¬тронувшие общественную жизнь, проникли в армию, влияют на взаи¬моотношения военнослужащих?" Подумаем вместе, какие процессы и явления свидетельствуют о появлении неуставных взаимоотношений в коллективе? Каковы пути их устранения? и т.д. Таким образом, ориентируя обучаемых на поиск в нужном на¬правлении, руководитель стимулирует их мыслительную деятельность, вызывает на внутренний диалог. Психологически это означает, обучаемые поняли и приняли "приглашение" руководителя к размышлению. Проблемное изложение отличается от рассуждающего тем, что на поставленные вопросы обучающий прямого ответа не дает, а подталкивает на размышления обучаемых. Тем самым создаются пред¬посылки для диалога. Например, с офицерами изучается тема "Понятия и виды право¬нарушений. Юридическая ответственность военнослужащих". Проблем¬ными вопросами, где задача обучаемых самостоятельно обобщить факты и оценить их, здесь могут быть: "Выявите причины правонарушений в вашей части (подразделении)", "Обоснуйте необходимость юридической ответственности военнослужащего за правонарушения". Следующая группа вопросов предлагает не просто обобщение и оценку фактов, но и отбор из них наиболее весомых. Это вопросы с побуждающим началом: "докажите", "аргументируйте", "установите" и т.п. Используются такие вопросы, нацеленные на теоретическое объяснение фактов, событий воинской лизни и деятельности. К при¬меру: "Для чего изучать личность военнослужащего, совершавшего правонарушение? Конечно, не всех обучаемых успевает руководитель выслушивать в ходе занятий. Тем не менее высказанные мнения помогают коллективно думать, вовлекая в беседу даже самых пассивных. Выбор наиболее результативного приема зависит от содержания темы занятия, его цели, уровня подготовленности группы и психологических условий обучения. Ценен диалог потому, что он воспитывает у обучаемых способность объективно оценивать уровень своей компетентности я учитывать в полемика мнения других, выдвигать и аргументировать идеи и предложения, принимать нестандартные решения, ясно и убедительно излагать и защищать своя мысли и выводы, предвидеть последствия предпринимаемых действий. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ Дискуссия - это публичное объективное обсуждение какого-либо спорного вопроса (проблемы), ориентированное в конечном счете на его решение. Проблемой же могут выступать сложный практический или теоретический вопрос, противоречивая ситуация, противоположные позиции в объяснении общественных явлений или процессов. В чем преимущество этой формы занятий перед другими? Прежде всего в том, что дискуссия, предполагает более высокую активность слушателей, все они - участники подготовки и проведения обсуждения. Всестороннее же рассмотрение проблемы дает возможность глубже разобраться в ней, систематизировать знания. Рассуждения каждого и покажут степень усвоения пройденного материала. Требования, предъявляемые к дискуссии: Во-первых, необходимо соблюдать правила, основанные на ши¬роко известных законах логики: всякое утверждение формулируется точно, однозначно и не может подменяться в процессе дискуссии другим утверждением (закон тождества); истинно либо утверждение, либо его отрицание - третьего не дано (закон исключенного третьего); две противоположные мысли об одном и том же предмете в одном и том же отношении в одно и то же время истинными не могут быть, но должными могут (закон противоречия); должно быть приведено достаточно оснований для доказательства достоверности утверждения (закон достаточного основания). Во-вторых, в рассуждениях надо. придерживаться следующих принципов: нетождественности факта и мнения (факт достоверен, а мнение вероятно); равной безопасности (непричинения ущерба -психологического или иного - ни одному из спорящих), децентрической направленности (спорящие не отвлекаются от рассмотрения проблемы); адекватности воспринятого тому, что сказанет (недопущение искажения смысла сказанного). Что обеспечивает успех дискуссии? Хорошая подготовка всех участников, стремление установить истину, спор по существу проблемы и его практическая направленность, уважение точки зрения оппонента, обстановка творческого поиска и др. Практикой выработаны различные методические варианты проведения дискуссии. Предлагаем один из них. Так, проведению занятия предшествует тщательная предварительная подготовка. По времени она додана составлять не менее десяти дней. В этот период работа руководителя группы строятся по трем направлениям. Первое - он заблаговременно информирует слушателей о предстоящем занятия и плана проведения дискуссии, о проблеме и постановочных вопросах, выносимых на обсуждение, проводит консультации. Второе - личная подготовка. Она включает детальное ознакомление с литературой, консультации специалистов, сбор фактического материала, продумывание методических приемов воспитательного воздействия на слушателей, -составление подробного плана проведения дискуссии,- обдумывание и "проигрывание" ее наиболее трудных и важных моментов. Третье - материальное обеспечение дискуссии. Здесь важно определить порядок использования на занятии технических средств воспитания, подготовить плакаты, схемы, таблицы. С помощью работников библиотеки организуется выставка литературы. Слушатели же изучают рекомендованную литературу, подбирают аргументы и факты по рассматриваемое проблеме, участвуют в изготовления наглядного материала и т.п. Дискуссия проводится в несколько этапов Открытие, вступительная часть (5 —10 минут). Руководитель определяет цели занятия (например, развитие у слушателей творческого мышления, углубление знаний, совершенствование навыков ведения полемики," выработка целостной картины по обсуждаемой проблеме и т.д.), регламент, обращает внимание слушателей на необходимость следовать правилам проведения дискуссии. Он показывает актуальность темы и ее практическую направленность, выносит проблемы на обсуждение а обращает внимание на трудности в их решении. На двухчасовое занятие, как правило, выносится только одна проблема. Следующий этап - это подготовка дискуссии в группах (пять-десять минут). Руководитель занятия делит слушателей на две-три группы численностью не более восьми человек (оптимально - 4-5 человек). Каждая группа выбирает ведущего. Затем объявляется состав экспертной группы (2-3 человека). В нее входят наиболее подготовленные военнослужащие. Их обязанности - поддерживать на занятии обстановку творческого поиска, анализировать высказанные предложения и отбирать наиболее ценные и интересные идеи и мнения, заслуживающие дальнейшего рассмотрения. В случае малочисленности учебной группы обязанности эксперта выполняет руководитель занятая. Дискуссия в группах занимает около 30 минут. Слушатели осмысливают проблему и намечают пути ее решения. Затем каждый предлагает свой вариант ответа, обсуждаются высказанные мнения и разрабатывается модель решения поставленной проблемы. Здесь необходимо умение критиковать и возражать, объективно излагать факты и события, вести творческий поиск, прибегать к анализу и синтезу. Не последнюю роль сыграет чувство юмора участников спора. Члены экспертной группы также готовят свой вариант решения. Руководитель занятия фиксирует активность участия слушателей в обсуждении проблемы, их умение отстаивать свою точку зрения, убедить собеседника. Выступления ведущих групп (15-20 минут). Ведущие сообщают о результатах обсуждения постановочных вопросов и проблемы в целом. В это время руководитель занятия и члены экспертной группы фиксируют все предложения и варианты решений. Вели есть возможность, то информация для общего обозрения отражается на дос¬ке. Кроме того, руководитель дискуссии отмечает умение выступающих не только убедительно и интересно демонстрировать позицию слушателей своей группы, но и поддерживать дружелюбный тон, проявлять уважение к мнению оппонентов. Важный этап занятия - принятие решения. На него предусмотрено 10-20 минут. Экспертная группа (руководитель занятия) обобщает высказанные в ходе выступлений ведущих групп предложения и на основе их формулирует выводы. В обсуждении участвуют все желающие. После чего с учетом замечаний и внесенных поправок принимается окончательное решение. Это и будет общее мнение участников дискуссии. Заключительный этап - подведение итогов дискуссии (5 — 10 минут). Руководитель занятия подводит итоги обсуждения проблемы, отмечает степень ее раскрытия, положительные стороны дискуссии и недостатки, активность участников полемики и вклад в достижение поставленных целей каждого слушателя, наиболее интересные идеи и мнения, заслуживающие дальнейшего рассмотрения. МЕТОДИКА "КРУГЛОГО СТОЛА" Одним из наиболее популярных а действенных методов активизации познавательной деятельности слушателей в последние годы стал "круглый стол". Специалисты относят его к активным методам обучения, к одному из способов педагогики сотрудничества. "Круглый стол" представляет собой совокупность методов обучения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения проблем. В этом смысле семинары, дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения занятий являются родственными "круглому столу". Вместе с тем он обладает рядом преимуществ. Прежде всего это активное участие в его проведении достаточно большого количества военнослужащих, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес. Кроме того, "круглый стол" позволяет реализовать другие методы обучения (в частности, диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью. Руководителям групп общественно—государственной подготовки данный метод целесообразно применять для проведения занятий после завершения изучения раздела или крупной темы учебного плана. До актуальным для всего личного состава проблемам "круглый стол" может проводиться с участием различных категорий военнослужащих, а для наиболее подготовленных групп он может быть формой проведения итоговых занятий. Это обусловлено тем, что участники "круглого стола" не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать и аргументировано спорить. Методика "круглого стола" включает в себя подготовительный этап и этап проведения. Руководитель группы заблаговременно определяет и сообщает слушателям тему, время и место проведения занятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учебным планом или с учетом интересов и пожеланий самих слушателей. В этот период целесообразно рекомендовать слушателям перечень информационных источников, которые отражают тему "круглого стола" и представляют различные точки зрения на проблему. На этапе подготовки "круглого стола" приглашается группа специалистов (в количестве не более 20% от численности аудитории), которая будет своего рода генератором идей и новой информации на занятии. Это могут быть представители местных государственных и общественных организаций, военных и гражданских вузов, органов военного управления, специалисты различного профиля. В отдельных случаях роль специалистов могут сыграть наиболее подготовленные слушатели, которые предварительно готовят, короткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы. Для повышения познавательной активности слушателей в период подготовки к занятию осуществляется сбор письменных вопросов военнослужащих по теме "круглого стола". Эти вопросы являются ориентиром для подготовки руководителя группы и приглашенных специалистов. Чтобы занятие прошло интересно, содержательно и активно, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование технических средств обучения, наглядных пособий, материалов средств массовой информации. Важно соответствующим образом подготовить помещение для занятия. Особая ответственность в период подготовки "круглого стола" лежит на руководителе группы. С одной стороны, он организует работу слушателей, при необходимости проводит консультации и обеспечивает материально-техническую базу занятия, а с другой - координирует подготовку приглашенных специалистов, командиров подразделений, представителей общественности. Проведение "круглого стола" целесообразно начать с вступительного слова руководителя группы {ведущего). Он напоминает тему, цели и основные проблемы занятия, представляет аудитории приглашенных участников "круглого стола" и порядок работы. Затем предоставляется слово для кратких сообщений по различным аспектам обсуждаемой темы (проблем) либо приглашенным специалистам, либо заранее подготовленным слушателям. Это могут быть как инициативные выступления, так и заблаговременно подготовленные ответы на поступившие письменные вопросы слушателей. Если после сообщений слушатели задают устные вопросы, то руководитель по своему усмотрению предоставляет слово для ответов тому или иному специалисту. Аналогично он поступает в случаях, если у слушателей возникает желание обменяться мнениями по существу выступлений» Методическим правилом для ведущего "круглого стола" в подобных ситуациях может быть дирижерский принцип: дать возможность каждому сыграть свою партию таким образом, чтобы вся аудитория, услышав как можно больше точек зрения на проблему, получила о ней цельное и многогранное представление. Кроме того, задача ведущего состоит в том, чтобы создать на занятии атмосферу дискуссии, полемики, направленную на поиск истины и имеющую выраженную практическую значимость для подразделения, части. В ходе проведения "круглого стола" чрезвычайно важно соблюдать выработанный порядок (регламент) работы, чтобы не уйти от темы занятия и оптимально распределить время между основными вопросами и выступлениями. После завершения обсуждения руководитель группы (ведущий), как правило, берет заключительное слово, в котором подводит итоги "круглого стола". "Целесообразно отметить полноту и глубину рассмотрения темы и ее основных проблем, дать оценку активности слушателей, поступивших вопросов и ответов на них. Учитывая учебный характер данного занятия, руководитель группы может выставить оценки активным участникам подготовки и проведения "круглого стола". При необходимости некоторые важные вопросы жизнедеятельности войск и сил флота, поставленные слушателями, могут быть доложены руководителем группы командованию части (корабля). МЕТОДИКА "МОЗГОВОЙ АТАКИ" Среди активных форм проведений занятий в системе общественно-государственной подготовки, пожалуй, самая необычная и интересная - "мозговая атака". Появившись еще в 30-е годы как метод обсуждения и решения научных задач, она в дальнейшем получила широкое распространение в практике обучения. "Мозговая атака" представляет собой метод коллективной мыслительной деятельности, направленный на выявление новых идей или проблем и поиск, путей их решения. Важной ее особенностью является исключение критики выдвигаемых идей и предложений. Главное достоинство - возможность получить конкретный результат за короткий промежуток времени. "Мозговая атака" может планироваться руководителем учебной группы как форма проведения-занятия в целом или как фрагмент того или иного занятия. В первом случае ее объектом будет плановая тема семинара или практического занятия, имеющая проблемный характер. Во втором - отдельные наиболее важные учебные вопросы, требующие глубокого коллективного обсуждения. Опыт показывает, что метод "мозговой атаки" целесообразно использовать прежде все го в группах ОГП офицерского состава, а также прапорщиков и мичманов. Основное содержание занятия заключается в высказывании слушателями любых идей, мнений и предложений по существу обсуждаемой темы с последующей оценкой их и выбором лучшего варианта решения. 0рганизация "мозговой атаки" включает в себя выбор темы или задач, требующих решения, определение условий и основных правил коллективного творчества, создание рабочих групп - генераторов идей (оптимальный состав 5-10 человек), назначение группы экспертов (3-5 человек) для оценки и отбора лучший идей. К основным правилам этой активной формы обучения относятся: - равенство всех участников и недопустимость критики в" любой форме; - создание непринужденной атмосферы на занятии, активное участие всех слушателей и поощрение самостоятельности и смелости суждений, строгое следование предмету- обсуждения, соблюдение очередности и ограничение времени выступлений (в пределах 1-2 минут); - новые идеи и мысли формулируются кратко и ясно участниками одной группы, а их обоснование а оценка осуществляются экспертами другой; - нежелательность повтора высказанных ранее идей, но целесообразность развития и углубления их в последующих выступлениях; - наглядность и гласность в показе лучших идей, мыслей и предложений. Практикой выработаны различные варианты проведения "мозговой атаки". В общем виде в её методике можно выделить четыре этапа. I этап: Постановка задач рабочим группам и экспертам II этап: Генерирование идей: высказывание мнений и суждений, формулировка основных предложений III этап: Оценка, анализ а отбор лучших из выдвинутых идей IYэтап: Подведение итогов и принятие коллективного решения информация о результатах "мозговой атаки". Первый этап. Руководитель группы объясняет тему (проблему) и цель проведения занятия, распределяет слушателей по группам, доводит до них основные правила коллективной работы и ставит задачи рабочим группам и группе экспертов. Второй этап. Происходит генерирование и.фиксация (запись) идей по обсуждаемой проблеме. "Мозговая атака", как правило, начинается по команде руководителя одновременно во всех рабочих группах. В течение. 25-20 минут участники поочередно высказывают свои суждения, а группа экспертов фиксирует на бумаге выдвигаемые идеи. Глазная задача руководителя на данном этапе - создать творческую обстановку, снять психологические барьеры в восприятия информации. Иногда для этого проводят предварительную разминку - решают какую-либо тренировочную задачу или проблему. Третий этап. Группа экспертов изучает и анализирует поступившие идеи и варианты решения задач. Здесь руководителю группы важно, помочь экспертам сопоставить различные идеи и суждения, оценить их с точки, зрения конструктивности и отобрать лучшие из них. При этом уместно выработать определенные критерии, на основе которых будет осуществляться данная оценка. Наиболее распространенными критериями для оценки идей являются их практическая значимость, новизна, четкость формулировки. Если возникает необходимость, то обсуждение некоторых идеи и предложений может быть проведено с участием всех слушателей. В результате составляется список приоритетных, лучших, по мнению экспертов, идей или решений. Заключительный, четвертый этап - подведение итогов "мозговой атаки". Полученные результаты доводятся до всей учебной группы. Возможны комментарии и публичная защита отобранных экспертами идей. Руководитель учебной группы предлагает механизм принятия коллективного решения (голосованием или иным способом). Уместно оценить работу каждого слушателя, подчеркнуть наиболее интересные мысли, идеи. Овладеть методом "мозговой атаки" помогут следующие рекомендации: - обсуждаемый вопрос должен иметь конкретный, а не глобальный характер. При его рассмотрении приветствуются самые смелые и оригинальные высказывания; - экспертами целесообразно определить наиболее подготовленных, слушателей во главе с помощником руководителя группы ОГП; - если руководитель занятия подготовлен достаточно хорошо, то учебную группу можно разделить на две рабочие группы. Сначала первая осуществляет "мозговую атаку" поставленной проблемы (темы), затем вторая проводит "мозговую контратаку" полученных результатов. Смысл ее состоит в коллективном поиске слабых, уязвимых мест в высказанных идеях или суждениях. В таком случае эксперты оценивают результаты работы двух рабочих групп одновременно. ДЕЛОВАЯ И РОЛЕВАЯ ИГРЫ Сущность игры как активного метода обучения заключается в розыгрыша конкретной ситуации учебной ала профессиональной деятельности, где все рола исполняют сами обучаемые. На занятиях по общественно-государственной подготовке применяются в основном два вида игр: ролевые и деловые. Если при решении проблемы на принимается во внимание действие конкретного должностного лица, то такая игра определяется как деловая. Более простой, но менее эффективной является ролевая игра. Решение проблемы в данном случае представляет собой результат совместной групповой деятельности, в которой учебные роли ее участников не одинаковы. Ролевые игры предпочтительны в группах офицерского, сержантского и старшинского состава, прапорщиков я мичманов, так как они требуют хорошей подготовки участников. В ходе игры осваиваются новые роли конкретных должностных лиц, новые формы и способы общения, получают развитие способности войти в положение собеседника, понять и участь профессиональные и должностные интересы других, посмотреть их глазами на ситуацию, найти оптимальное решение. Игры направлены на выработку у слушателей понимания социально-психологических особенностей деятельности разыгрываемых персонажей. В игре, как правило, у участников проявляются сильные эмоционально-волевые процессы, связанные с пробой сил, состязатель¬ностью, самоутверждением, общением друг с другом. В результате активизируются творческие возможности обучаемых, возрастает их интерес к занятию, что способствует лучшему познанию собственных сил и возможностей. Подготовка игры начинается с разработки сценария, отражающе¬го конкретную ситуацию. Составные сценария: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план и правила игры, общее описание ее процедуры, содержание си¬туации, характеристики действующих лиц. Сама игра берет начало с анализа конфликтной ситуации, чтобы принять в общих чертах решение. Затем происходит распределение ролей между подгруппами и конкретными лицами. После этого проводится игровой этап. Его итоги подводятся в ходе групповой дискуссии. После распределения ролей надо дать каждому исполнителю подробный инструктаж: определить позиции разыгрываемых персонажей, -преследуемые ими цели, взаимоотношения с другими участниками игры, их индивидуальные особенности. Группе экспертов поручается фиксировать .соблюдение установленных правил игры, норм общения и поведения, инициативу и творчество каждого. Руководитель занятия должен быть готов включиться в игру на любом этапе, заменяя на определенный период . тот или иной персонаж. Основными этапами ролевой игры является: разминка, общий инструктаж, описание ситуация и проведение дискуссии, распределение ролей, подготовка участников, игра, послеролевой анализ, обсуждение и оценка результатов. Во время разминки, повторяются основные теоретические положения изучаемой проблемы, рассматривается конфликтная ситуация, собирается дополнительная информация. Инструктаж помимо своих непосредственных задач имеет целью проконсультировать обучаемых, развеять их сомнения в том, что они "не актеры" и что у них "не получится". Необходимо объяснить участникам, что игра не требует перевоплощения в образ, как в театре, а "исполнение роли" - это лишь принятие определенных способов действия, присущих данному образу. В целях лучшего взаимопонимания целесообразно предварительное общение между участниками игры. В ходе дискуссии вырабатывается решение ситуации без исполнения ролей. Роли распределяет руководитель занятия исходя из индивидуальных особенностей играющих или характера решаемых задач. Если найдено несколько решений, то каждое из них поручается проиграть отдельной подгруппе. Вместе с ролью каждый участник получает характеристику своего персонажа. Иногда игра строится по другому варианту: каждой подгруппе даются одна и та не ситуация, общая схема решения, но характеристики персонажей разные. Это усиливает психолого-педагогический аспект занятия. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход за исключением руководителя, корректирующего действия участников, если они отклоняются от главной цели. Заканчивается игра подведением итогов. Важное значение имеет послеигровое обсуждение конкретных, шагов каждого из участников. Выступают эксперты, идет обмен мнениями, защита слушателями своих решений и выводов. Все это повышает эффективность обучения. В заключение обучающий констатирует достигнутые результаты, отмечает сальные и слабые стороны занятия. Рассмотрим элементарный пример ролевой игры: к офицеру обратился сержант с просьбой помочь в воспитании одного из подчиненных. Нужно проанализировать и принять решение по следующей ситуации: "Не знаю, что с ним делать. На каждое мое замечание он реагирует с раздражением, пререкается. С сослуживцами также не сдержан, хотя поначалу был достаточно уравновешен и послушен. Как себя с нам вести?" Что вы ответите сержанту? С чего посоветуете начать? Процедуры игры может быть следующей. Один из членов подгруппы возьмет на себя роль офицера, другой - сержанта. Вся подгруппа предварительно получит информацию о личности солдата и обсудит вопросы, которые может задать сержанту офицер, чтобы лучше разобраться в создавшейся ситуации. Порядок и количество вопросов неограниченны. Проанализировав ответы сержанта, офи¬цер дает определенные советы. Члены подгруппы могут помогать ему в этом в зависимости от того, какие вопросы будут поставлены перед сержантом. Если офицер свяжет ситуацию только с возрастными особенностями солдата, то советы будут носить общий характер, то есть будут правильными в принципе. Если же при этом учитывают свойства личности солдата, его положение в воинском коллективе, уровень притязаний, самооценка поступков и другие характеристики, то советы конкретизируются, приобретают более определенный и целенаправленный характер. Нередко занятие строится по типу деловой игры. Например, из группы выбираются три человека, которым предстоит вступить в должность «командира подразделения в новом качестве». Процедура игры может выглядеть так. Устное обоснование руководителем актуальности темы и цели игры. Распределение ролей. На основе представленной информации о состоянии дел в коллективе каждый из трех получает индивиду¬альное задание. Первый - подготовиться к представлению в коллективе, второй - составить план работы на первый день, третий - разработать решения предлагаемых ситуаций.. Остальные участники занятия делятся на три подгруппы экспертов, каждая из которых будет оценивать действия' одного из "командиров". Эксперты получат инструктивные материалы и копии трех заданий, выданных участникам игры (задания разрабатываются в подготовительный период). Подготовка к игре: изучение информации, выполнение индивидуальных заданий, изучение документации экспертными группами. В ходе занятия три "командира", расположившись перед аудито¬рией, "играют свой роли": первый представляется личному составу, второй сообщает план работы на первый день, третий описывает ситуации, с которыми он столкнулся, и принятые по ним решения. Групповая дискуссия: сообщения представителей экспертных групп о своих оценках, данных каждому участнику игры. Общее обсуждение проблемы. Подведение итогов: руководитель оценивает работу участников игры и экспертов, анализирует ход занятия, поведение и активность слушателей; обращает внимание на их удачные решения и ошибки, подчеркивает образовательную и воспитательную ценность игры. Занятая по общественно-государственной подготовке дают оп¬тимальный результат при условии рационального сочетания активных методов обучения. Поэтому использование игрового метода должно быть также продуманным и рационально дозированным. Элементы игрового метода могут вводиться в любой вид учебного занятия, на любом этапе. Но при этом принципиально важно, чтобы создание самой элементарной игривой ситуации было основательно подготовлено. Следует строго придерживаться принципа "от простого к сложному". На первых этапах освоения игрового метода руководителю занятия целесообразно включать лишь отдельные игровые элементы. Цель - овладеть приемами общения между игроками, отработать отдельные детали игры, создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии. Таким образом, игровой метод наиболее эффективен при углуб¬лении и закреплении знаний, их практическом применении. Поэтому занятие-игру лучше проводить на конечном этапе обучения, в виде итогового учебного занятия. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ При его организации руководитель группы начинает свою работу с плана, в котором указывается цель занятия, учебные вопросы, список литературы. Такой план доводится до слушателей за 5-7 дней до проведения собеседования. Целесообразно при этом разработать методику каждого собеседования, учитывая особенности изучаемой темы, уровень подготовки слушателей и обстановку, складывающуюся в подразделении (части) в соответствии с решаемыми служебными задачами. Успех собеседования, как показывает практика, во многом определяется его подготовкой. Руководитель, кроме плана собеседования, разрабатывает перечень дополнительных вопросов, орга¬низует проведение консультаций по наиболее важным проблемам, но¬винкам литературы, вызывающим интерес у людей В ходе собеседования главное не проверка конспектов, не воспроизведение формулировок, а выяснение, как умеет слушатель мыслить, творчески применяя диалектический метод к оценке событий и явлений повседневной жизни. Беседу со слушателями следует начинать с выяснения, что ими прочитано, изучено, какие проблемы и трудности встретились в процессе самостоятельной работы. Слушатели должны идти на собеседование с твердой уверенностью,, что здесь их ждет совместная интересная работа, способствующая развитию их интеллекта, укреплению убежденности и помогающая в практике служебной деятельности. Поэтому нельзя начинать и проводить собеседование по раз и навсегда сложившейся схеме, а необходимо разнообразить подходы, методы и формы проведения* Работа со слушателями в ходе собеседования строится в таком порядке: руководитель ставит перед собеседником вопрос, давая некоторое время на его осмысление, обычно 3-4 минуты, внимательно слушает, дает пояснения и постановкой дополнительных вопросов создает проблемную ситуацию, чтобы в процессе совместного мышления установить истину. Вместе с тем определяется, насколько глубоко и всесторонне понятно или усвоено слушателем то или иное положение, умеет ли он применять полученные знания к анализу и оценке конкретных явлений и событий общественной жизни и войсковой практики. Руководитель группы вникает в методику его самостоятельной работы, выявляет, насколько она рациональна и отвечает современным требованиям. . Завершая собеседование, руководитель отвечает на заданные вопросы, разъясняет положения, которые не нашли своего разрешения в ходе занятия. По итогам собеседования необходимо произвести разбор, отметить, кто из слушателей отличается в лучшую сторону, а кто был подготовлен слабо. По возможности отметить, какие вопросы или проблемы вызвали затруднение. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Практическое занятие - один из методов обучения слушателей, помогающих им глубже понять и закрепить смысл теоретических положений и побуждающих их к самостоятельной работе. В ходе его руководитель может использовать различные виды заданий: дидактические (учебные), аналитические, организаторские, пропагандистские. Дидактические задания дают воинам навыки приобретения знаний учат самостоятельно мыслить. В этих целях применяются логические упражнения, решаются учебные задачи, подбираются и анализируются фактические материалы из печати, справочников, приводятся примеры из жизни воинского коллектива. Задания аналитического характера помогают прогнозировать положение дел в подразделении, вести поиск новых путей повышения в нем уровня боевой готовности, укрепления дисциплины и улучшения нравственной обстановки. Для решения наиболее общих задач и проблем воинского коллектива используются организаторские задания. Главным предназначением их является подготовка предложений, к примеру, по повышению боевой, готовности, качеству и эффективности воспитательной работы. И наконец, цель последнего вида задания – пропагандистского - заключается в привитии слушателям навыков устных выступлений, вовлечения их в агитационно-массовую работу. Всеми вышеперечисленными приемами можно пользоваться до занятия (в этом случае их выполнение помогает лучше понять существо проблемы до объяснений руководителя), в ходе занятия (когда она подтверждают главную мысль или способствуют опровержению неверных, ошибочных взглядов) и после занятия (для закрепления теории и выработки навыков ее применения в практической работе. Подчеркнем, что плодотворными они будут только тогда, когда руководитель группы убежден в полезности предстоящей работы, четко формулирует задание, определяет срок его выполнения, указывает материалы, которые могут быть использованы при подготовке. Важно также дифференцировать эти задания с учетом особенностей, и способностей слушателей. Как методически правильно провести практическое занятие? Рассмотрим это на примере изучения темы об укреплении воинской дисциплины. Еще до занятия руководитель дает слушателям ряд общих, груп¬повых и индивидуальных заданий. Скажем, первое задание для всей группы может быть таким ~ подобрать и выписать из Дисциплинарного устава ВС РФ статьи, определяющие понятие "воинская дисциплина", требования к ней. Второе общее задание - подготовить ответы на вопрос: "Какие личные качества военнослужащего влияют на повышение сплоченности и боевитости подразделения?" И, наконец, третье задание - каждому обучаемому подготовить ответ на вопрос, что означает крылатое выражение "От дисциплины до геройства - один шаг", подобрать примеры храбрости и отваги наших воинов в годы Великой Отечественной войны I94I-I945 г.г. Задания для групп слушателей (3-5 человек) могут носить иной характер. Например, проанализировать, какие виды нарушений дисциплины характерны для подразделения и что, по мнению группы, надо сделать для их устранения. Или порекомендовать оценить нравственную атмосферу в коллективе, определить, как она влияет на состояние воинской дисциплины. Нужно использовать и индивидуальные задания. Так, одному из слушателей можно предложить раскрыть роль войскового товарищества в деле укрепления дисциплины, другому поручить рассказать о вреде панибратства в армии. Обсуждение каждого задания на занятиях должно приводить их участников к правильным выводам. В завершение практического занятия целесообразно поручить тем слушателям, которые хорошо разобрались в теме, выступить перед сослуживцами с небольшой беседой. Желательно, чтобы смысловое содержание ее учитывало задачи, выполняемые подразделением. Таким образом, умелое использование практических занятий в системе общественно-государственной подготовки поможет слушателям глубже разобраться в изучаемых темах, приобрести навыки самостоятельной работы по совершенствованию своих званий. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению итоговых и контрольно-проверочных занятий по общественно-государственной подготовке В соответствии с приказом МО РФ № 250 от 8 мая 1993 года '"Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ" и директивы заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ № 172/1893 от 6 октября 1995 года установлено, что общественно-государственная подготовка рассматривается, как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и средство поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, является обязательным предметом обучения для всех военнослужащих и проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск. Проверка усвоения пройденных тем по общественно-государственной подготовке осуществляется: - на инспекторских проверках - по изученным с начала учебного года темам; - на итоговых проверках - за очередной период обучения; - в ходе плановых занятий - не реке 2-3 раз в течение периода обучения. Целесообразно в доброжелательной форме определить уровень знаний слушателей по проблемам отечественной истории, государственного и военного строительства, действующего законодательства, теории и практики воспитательной работы. К проведению итоговых занятий по общественно-государственной подготовке в первую очередь, должны быть привлечены наиболее-подготовленные офицеры штабов, служб, воспитательных структур. При инспектировании и проверках соединений и частей проверяется: офицеров - 10-15% от их общего количества, в том числе группа руководящего состава (штаба); - прапорщиков - 10-15% от общего количества (не менее одной группы); - военнослужащих -женщин - 10-15% от их общего количества; - солдат, сержантов по контракту и по призыву - не менее 5-10% от их общего количества. При выставлении оценок необходимо учитывать уровень и профессиональную подготовленность военнослужащих, характер решаемых задач, обстановку в районе дислокации, степень физических и психологических нагрузок на личный состав и другие факторы. Индивидуальные опенки проверяемых определяются по следующим критериям: - "отлично" - если он в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ и воинских уставов; - "хорошо" - если овладел программой, добросовестно выполняет должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ и воинских уставов; - "удовлетворительно" - если овладел основными положениями учебной программы, выполняет должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ и воинских уставов; - "неудовлетворительно" -если он овладел основными положениями учебной программы, имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины. При оценке офицеров, прапорщиков, сержантов, имеющих подчиненных, учитывается применение ими полученных знаний в обучении и воспитании личного состава. Оценки группам, подразделениям и воинским частям по об¬щественно-государственной подготовке определять на основе индивидуальных оценок слушателей: - «отлично» - если не менее 90% проверяющихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50% - "отлично"; - "хорошо" - если не менее 80%, проверяющихся военнослужа¬щих получили положительные оценки, из них 50% - "отлично" и "хорошо"; - "удовлетворительно"- если не менее 70% проверяющихся военнослужащих"получили положительные оценки. В каждой части должны быть в наличии следующие отчетные документы: I. Планы общественно-государственной подготовки на год. 2. Приказ командира войсковой части, в котором определен персональный состав руководителей групп и их помощников, состав учебных групп, система контроля за качеством проведения занятий руководителями, порядок проведения инструкторско-методических занятий с руководителями групп, выделение служебного времени для подготовки руководителей групп к занятиям. 3. Конспекты лекций (бесед), планы семинаров (собеседований), разработанные руководителями групп и утвержденные непосредственным начальником. 4.Планы инструкторско-методических занятий с руководителями групп и отчетный материал: проведенных занятий. 5.Планы двухдневных учебно-методических сборов с руководителями групп и отчетный материал проведенных замятий. 6. Учет занятий по общественно-государственной подготовке в журналах боевой (командирской) подготовки или в отдельных журналах, посещаемость, текущие оценки. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Консультация - от латинского "совещаюсь", "обслуживаю", "забочусь". 1. Совет специалиста по какому-либо вопросу одна из форм учебных занятий. 2. Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3. Дополнительная помощь нуждающемуся в усвоении предмета. Консультация - учебная - один из видов учебных занятий в системе образования и обучения, а также повышения квалификации; проходит, как правило, в форме индивидуальной беседы консультанта с консультирующимся и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации бывают: индивидуальные, групповые. Консультация - печатное или устное разъяснение специалиста; преподавателя, пропагандиста, методиста по сложному и актуальному теоретическому вопросу, проблеме. Виды консультаций: тематические, методические, обзорные. Службы и учреждения, которые дают советы нуждающимся в них, получили название консультаций (юридическая К., детская К., женская К. и т.п.) Лекция - развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем. Личностно-ролевая форма, - специфический способ организации учебной деятельности, при котором системообразующими факторами являются личность и роль. Характеризуется такими чертами: - совместная деятельность руководителя и слушателей; - максимум активности слушателей; - обучение и воспитание через общение; - соблюдение закона перемены социальных ролей; . - обеспечение каждому исполнителю ролевой перспективы. Личностно-ролевая форма организации учебно-воспитательного процесса обладает достаточной универсальностью. Она позволяет успешно проводить методологический семинар, пресс-конференцию, заседание "круглого стола" редакции, заседание коллегиального органа, производственное совещание, итоговое занятие в системе ОГП, научно-методическую конференцию, различные учебные игры и т.п. Личностно-ролевая форма построения целостной человеческой деятельности открывает, с одной стороны, хорошие перспективы для оптимизации этой деятельности, а с другой - для всестороннего развития человеческих сил. ЛИЧНОСТЬ - субъект познания и активного преобразования мира. Единство общечеловеческого, социально-значимого и индивидуально-неповторимого в человеке. Индивид становится личностью в процессе овладения социальным опытом (обучение, воспитание, образование), сложных и противоречивых процессов социализации» ОППОНЕНТ - (от лат. возражающий) - противник в споре. Лицо, которому поручена оценка диссертации, доклада, лекции, выступления. Для оппонента очень важно быстро и точно подмечать уязвимые места в докладе, уметь остро ставить вопросы докладчику: аргументировано возражать или опровергать утверждения автора. Нестандартное видение проблемы в ее целостности и системных связях с другими, гибкое мышление, умение остро, нетрадиционно ставить вопросы автору письменного или устного доклада. Оппонент должен грамотным и объективным "возмутителем спокойствия", от него берет начало дискуссии, в ходе которой и рождается истина. ОРГАНИЗАТОР - тот, кто осуществляет организацию (сообщает стройный вид, упорядочивает). Термин "организация" применяется к биологическим, социальным и многих техническим объектам. Организатор - направляет, сочетает, объединяет, разъясняет, упорядочивает, согласует, стремится к совершенствованию. Выдви¬гает цель, программу деятельности, правила и процедуры действий, Роль организатора объективно неизбежна для выполнения совместной деятельности людей в группе (коллективе). ОЦЕНКА ВЫСТУПЛЕНИЯ - установление соответствия количествен¬но- качественных характеристик определенного объекта в отношении некоторых требований. Виды оценки: нравственная (одобрение или осуждение социальных явлений в свете этических категорий добра и зла); педагогическая (определение меры усвоения учащимися зна¬ний, умений и навыков в соответствии с учебной программой); практически выборочная (бракераж). Действенность оценки зависит от авторитетности субъекта оценки, ситуации оценивания, качества оценки, отношения субъекта оценки ко всем элементам оцениваемой ситуации (целостность оценки). Позиции, по которым ведется оценка: 1) Эрудиция (ее широта и глубина). 2) Новизна, оригинальность мыслей доклада, выступления. 3) Умение автора доклада связывать теорию с практикой. 4) Уровень общения докладчика с аудиторией. 5) Язык изложения. Оценивание ведется по 5-балльном системе каждым из членов группы оценщиков, поэтому в итоге выводится среднее значение оценок. РЕЦЕНЗЕНТ - автор рецензии (от лат. рассмотрение). Рецензент дает критический разбор научного или художественного произведения, устного выступления. Рецензия может быть письменной или устной. Рецензии, как правило, содержат - краткую положительную оценку объекта рецензии; - критические замечания, недостатки упущения; - предложения и советы автору по улучшению его труда. Главные требования к рецензии: - объективность оценочных суждений; -реалистичность советов и предложений; -минимум субъективности. РОЛЬ (социальная) - то субъективное бытие социальной действительности, персонифицированная социальная функция. Роль включает совокупность прав, норм, обязанностей, приказов, правил определяющих, что должен делать человек, занимающий определенную социальную позицию, выполняющий определенную производственную или творческую функцию Переход от выполнения простых к более сложным, более ответственным ролям возвышает человека и нравственно и социально. В этом положительное значение принципа ролевой перспективы а практике. Семинар (лат. рассадник) - вид групповых учебно-теоретичес¬ких или практических занятий курсантов ВУЗов, членов научных обществ, слушателей системы ОГП. На семинаре учащиеся, слушатели обсуждают под руководством преподавателя подготовленные ими доклады, сообщения, ре5ераты. Научный семинар, как правило, посвящается глубокому, аргументированному, всестороннему анализу определенной темы, проблемы, явления, факта. Научный семинар,— высшая форма семинара, построенного согласно НОТ, поискового, творческого труда. Здесь неизбежно оперирование новыми знаниями, опытом. Научный семинар направлен на приращение социального опыта его участников. В ходе учебных занятий следует придавать семинарам высокий уровень научности. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ ОГП Относительно устойчивый сплав в духовном мире деловых и личностных качеств. 1) Профессионально-этические качества Знания: широта и глубина эрудиции, компетентность, владение социальным опытом, авторитетность в свете я решении определенных проблем, знание позитивных и негативных сторон человеческой психики. Умения: хранить профессиональную тайну, иначе слушатели не будут доверять; доступно и убедительно разъяснить; увлекать за собой, поддерживать высокую мотивацию познавательной деятельности. Навыки диалогового общения со слушателями. 2) Личностные качества: - открытость души, - социоцентризм, экстравертированность, единство слова и дела, честность, искренность, доверительность, - тактичность в отношениях со слушателями. ЭКСПЕРТ- (лат. опытный) - специалист, осуществляющий экспертизу. Экспертиза - это рассмотрение, исследование экспертом определенных вопросов, требующих специальных знаний. Различают экономическую, медицинскую, судебную, финансовую, технологическую, психологическую и др. экспертизы.
|