= УТВЕРЖДАЮ= командир _________ _____________________ ________________ «___» ___________________ 20___г ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕСТВЕННО – ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ С КОМАНДИРАМИ ВЗВОДОВ 1БУБВиТ Тема: « Методика организации и проведения индивидуально-воспитательной работы с подчиненными ». Цель: Ознакомить с сущностью воспитательной работы и особенностями её содержания в современных условиях, формами и методами индивидуального воспитания подчиненных». Учебные вопросы: 1.Сущность воспитательной работы и особенности её содержания в современных условиях. 2.Формы и методы индивидуального воспитания подчинённых. Время: 2 часа Место: расположение Метод: рассказ-беседа Руководства и пособия: наглядное пособие, карта, указка, конспект Материальное обеспечение: методическое пособие, журнал «Ориентир» № 4 за 2000 год ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 10 МИНУТ • принимаю доклад от старшего группы • проверяю наличие личного состава, готовность к занятию • объявляю тему и цели занятия ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 180 МИНУТ 1-ый вопрос «Сущность воспитательной работы и особенности её содержания в современных условиях». Во все времена и во всех армиях вопросам формирования воинского духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой её силы и представляет мощный морально-психологический капитал. На протяжении своего существования Вооруженные Силы России накопили достаточно весомый духовный капитал. Сохранить и приумножить его – задача нынешнего поколения защитников Отечества. Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа. Её значение в армейских условиях трудно переоценить. Один из основателей военно-педагогической школы русской армии генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание …». История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот почему так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную воспитательную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования. Почему это происходит? Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии – чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к вооруженным Силам. Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры. Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизмов её реализации, обеспечения действенности её функционирования. Результатом работы военных теоретиков и практиков стала появившаяся в 1998 году «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Она представляет собой программу воспитания личного состава. В ней определены: сущность, цели и задачи, содержание системы воспитания, педагогическая технология воспитательной работы и другие вопросы. Воспитание – это целеустремленная, систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию. Основные цели воспитания можно рассматривать на трех уровнях: • воспитание военнослужащего как гражданина правового, демократического и федеративного государства; • воспитание военнослужащего как вооруженного защитника Российской Федерации; воспитание специалиста-профессионала. Поиск духовно-нравственных основ воспитания позволил сформулировать идеи, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «российский государственный патриотизм», «верность воинскому долгу», «готовность к защите интересов Российской Федерации». Кратко их можно обозначить так: «Россия», «Долг», «Профессионализм». Воспитание личного состава должно быть комплексным и строиться по следующим направлениям : государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и т.д. Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время. Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинство, честь и др.). Правовое воспитание – это целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им навыков практического использования правовых знаний в повседневной жизни и деятельности. Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих (на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.). Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств. Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды. Цель воспитательной работы конкретна и определенна – формировать и развивать у военнослужащих качества военного профессионала и надежного защитника Отечества, личную ответственность за выполнение поставленных задач. Поставленная цель предполагает и соответствующие средства ее реализации. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности, а с другой – совокупность предметов, которые используются воспитателем при решении задач воспитания. Методы воспитания – это определенные способы педагогического воздействия на военнослужащих и воинский коллектив в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга. К основным методам воспитания следует отнести: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принуждения. Успешному формированию необходимых современному воину качеств способствует устойчивый уставный порядок в подразделениях и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, плановая боевая подготовка. « Формы и методы ». Формы обучения – это его организационная сторона, предусматривающая состав и группировку воинов, структуру занятия, место его проведения, а также специфику деятельности обучаемых на занятиях. Формы обучения могут быть: учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные и специфические. Ведущими являются учебно-плановые формы, к которым относятся теоретические и практические занятия, тренировки, боевые стрельбы, учения т.д. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение поставленных целей. Устное изложение учебного материала Самостоятельная работа МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Обсуждение изучаемого материала Практическая работа Показ (демонстрация) Упражнение Теперь рассмотрим систему принципов воспитания. Она включает в себя: • целеустремленность и систематичность; • воспитание воинов в коллективе и через коллектив; • воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда; • индивидуальный и дифференцированный подход; • сочетание требовательности к воинам с уважением их личного достоинства; • опора на положительное в личности воина; • единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Требования принципов воспитания предусматривают: творческую постановку и решение задач воспитания в целом и каждого воспитательного воздействия в отдельности; связь воспитательных воздействий с конкретными задачами части; понимание воинами полезности своей деятельности для укрепления боеготовности; объективную оценку ратного труда личного состава; постоянное изучение подчиненных, выбор методов, приемов и средств педагогического воздействия на воинов с учетом их индивидуальных особенностей. Методы воспитания Принуждение Пример Поощрение Упражнение С помощью метода убеждения сержанты помогают воинам осмыслить цели и содержание воспитания, превратить их знания в убеждения. Широко применяется метод упражнения, способствующий закреплению поступков и действий воинов в навыках и привычках поведения. Методы поощрения и принуждения побуждают воинов к активным действиям, заставляют их изменять поступки и поведение в лучшую сторону. Огромную роль играет и личный пример сержанта как способ воспитательного воздействия на подчиненных. Таким образом, воспитательная работа в соединении (части) должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к Вооруженным Силам, изложенным в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», на формирование у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. В этой сложной работе каждому офицеру, прапорщику (мичману) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждого в учебно-воспитательном процессе. Ведь от качества воспитательной работы напрямую зависят уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопорядка и, в конечном счете, успехи военного реформирования. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 10 МИНУТ • напоминаю тему и цели занятия • отмечаю лучших, выставляю оценки • даю ответы на неясные вопросы • даю задание на самоподготовку Руководитель занятия: __________________________
|