Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Версия для печати Отправить на e-mail

РОЛЬ ОФИЦЕРОВ В ПОДДЕРЖАНИИ ВЫСОКОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ  ЛИЧНОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

 

Вопросы:

1.Сущность и содержание понятия "морально-психологическое  состояние".

2.Изучение, оценка, прогнозирование и формирование морально-психологического состояния военнослужащих.

 

    

    "Успех в бою зависит не столько от числа солдат,  сколько от их морального духа",- учил великий русский полководец А.В.Суворов.  Он считал, что войска нужно готовить к войне "со всякими неприятелями". Для чего прививать воинам качества,  чтобы "всякий при всяком случае был добр, смел, мужественен и на себя надежен".

     Исключительное значение  морально-психологических свойств и качеств войска в  достижении  победы  признавалось  всеми  выдающимися мыслителями, военными теоретиками и практиками.

     С развитием средств, форм и методов вооруженной борьбы постоянно возрастала и роль морально-психологического фактора.  Сегодня задача по укреплению духовных и морально-нравственных устоев  Российской армии приобрела особую актуальность и важность.

     1.Морально-психологическое состояние. Как оно понимается?

     В современной  литературе  имеется более двадцати его определений. Наиболее приемлемое звучит так.

     Это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

     ПОНЯТИЯ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ, НО НЕРАВНОЗНАЧНЫЕ

     Кроме словосочетания "морально-психологичексое состояние" употребляются и другие:  моральное состояние,  настроение,  дух, боевой дух,  духовный фактор,  психологический климат,  духовная атмосфера, моральный дух,  боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории.

     Наиболее широким  из  перечисленных  понятий  является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи.

     Сердцевину духовного фактора составляет моральный фактор то политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение  народных масс к войне,  их готовность и решимость добиться победы в ней.

     Тесную связь  духовного  и  морального факторов отражает термин "моральный дух", то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о боевом (морально-боевом) духе.

     В Х1Х-ХХ  вв.при  оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось их моральное состояние.  В  советский  период истории нашего  государства  употреблялся термин "политико-моральное состояние войск (сил)". В настоящее время для этой цели используется понятие "морально-психологическое состояние". Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и  воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания,  то морально-психологическое состояние больше  характеризует  нравственную сторону сознания,  степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.

     ГРАНИ МОРАЛЬНОГО ДУХА

     Как любое другое  явление,  морально-психологическое  состояние имеет свою структуру,  свои составляющие. В содержании морально-психологического состояния,  как правило,  выделяют три неразрывно связанные и взаимодействующие группы элементов.

    Первая группа.  Это элементы, отражающие представление о войне, характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти

потребности  выступают конкретными мотивами деятельности Вооруженных Сил по защите Отечества.

     Вторая группа.  К  ней  относятся общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм  и  интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к  победе, готовность  к  самопожертвованию и другие).

     Третья группа.  Ее составляют элементы профессионального плана. Они в свою очередь подразделяются на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки, дисциплинированности, взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).

 

     2. Чтобы надежно управлять процессами, происходящими в воинском коллективе, необходимо научиться влиять на духовную атмосферу в нем. Как это сделать?  Рассмотрим все по порядок.

ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ВЛИЯТЬ

     Знание личности, ее особенностей - важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это наглядно подтверждено всей историей Российской армии.

     Как правило, изучение и оценка морально-психологического состояния включают  в  себя  два  этапа.  Практический этап подразумевает сбор, обобщение,  систематизацию,  описание и классификацию данных о морально-психологическом состоянии. Теоретический - предназначен для анализа имеющихся данных, подготовки выводов, итоговой оценки состояния психики и сознания, прогнозирования их возможного изменения.

     Войсковая практика подсказывает,  что для сбора необходимой информации могут  использоваться беседы с непосредственными командирами, офицерами-воспитателями, опросы различных категорий личного состава, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы,  психологическая диагностика, тестирование. С этой целью  могут  также анализироваться независимые характеристики, документальные источники, изучаться формальная и неформальная структура воинских коллективов.

     В результате обобщения всей информации дается оценочный вывод о соответствии текущего  уровня  морально-психологического  состояния личного состава решаемой задаче. Оно может быть оценено как высокое, среднее, низкое.

     Высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу, сохранить боеспособность части (подразделения).

     Среднее позволяет в основном выполнить задачу.

     Низкое. Такое морально-психологическое состояние не обеспечивает выполнение задачи.

     Морально-психологическое состояние  может также оцениваться как здоровое и нездоровое.

     ПРЕДВИДЕЛ - ПОБЕДИЛ

     С проблемой оценки  морально-психологического  состояния  тесно связано его прогнозирование, так как только оно помогает реально определить свои возможности и  последующие  направления  деятельности, что нередко является определяющим для достижения победы в бою.

     В прогнозировании морально-психологического состояния используются разнообразные логические и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ. Важность их подтверждают немало  примеров из боевой и повседневной деятельности войск.

     При проведении  наблюдения  прежде всего обращается внимание на следующие моменты:

    а) обстановка и место событий,  их возможное влияние на ожидаемое морально-психологическое состояние личного состава в этих  условиях;

    б) качественный  состав  военнослужащих,  их   взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры и др.

    в) продолжительность предстоящей ситуации,  ее уникальность или повседневность;

    г) цели или мотивы действий участников,  а также предполагаемая

степень психологической совместимости личного состава.

   При анализе  могут  использоваться  различные  документы  (планы, расписания занятий, планы-конспекты руководителей  занятий,  конспекты военнослужащих,  читательские формуляры, донесения и доклады о воинской дисциплине  и  морально-психологическом  состоянии  личного состава, рапорты  дежурных  по  части и т.д.).  Надежность документа оценивается при сопоставлении его содержания с другими источниками.

     Из математических методов предвидения морально-психологического состояния наиболее части применяются:  метод экспертных  оценок  или анкетный метод, опрос, экстраполяция и моделирование.

     Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления,  о последовательности его развития можно использовать метод экспертных  оценок,  заключающийся в получении определенных данных на основе анкетирования группы специалистов в той или иной области деятельности.

    Получить кратким  и эффективным способом определенные данные от подчиненных, у которых собственная оценка и прогноз имеются в  более или менее готовом виде, помогает метод опроса.

     В основе метода экстраполяции,  который часто используется офицерами воспитательных структур,  лежит суждение о том, какая тенденция, выявленная в процессе анализа морально-психологического состояния, может иметь место и в будущем. Этот метод дает лучшие результаты тогда,  когда он применяется в комплексе с другими методами прогнозирования.

     Метод моделирования.  Суть его заключается в воссоздании и изучении моделей  протекания процессов и явлений в воинском коллективе в целях прогнозирования будущего реального морально-психологического состояния в нем.

     "ОПИРАЯСЬ НА СЕРДЦЕ И ДИСЦИПЛИНУ"

     Морально-психологическое состояние  в конечном счете зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответственное, требует от командира глубоких теоретических знаний, хорошего практического опыта, умения воздействовать на умы и сердца людей в  любой обстановке.

     Последовательность работы  по  формированию  здорового  морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы:

    1) его оценку позитивных и негативных  моментов,  тенденций  их развития;

    2) определение причин данного (прежде всего недостаточно высокого) морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

    3) прогноз возможных вариантов развития психологического состояния в будущем;

    4) определение  ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня морально-психологического состояния, а также содержания и способов этой работы командиров и начальников;

     5) деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначально намеченого плана работы;

     6) оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.

     Методические рекомендации.

    В ходе занятия целесообразно подробно изучить содержание и способы работы командира по формированию здорового  морально-психологического состояния.

     Важно, чтобы при обсуждении этих вопросов слушатели группы четко уяснили,  что  для  формирования у подчиненных привычек уставного поведения необходимы постоянное воспитательное воздействие  на  коллектив, личность,  забота о совершенствовании организации и условий воинской службы, и в первую очередь о быте военнослужащих.

     И  конечно  же,  необходим  личный пример командиров,  офицеров воспитательных структур в выполнении своих служебных обязанностей.

     В заключении приведу высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н.Головина:  "Само  военное  искусство прежде  всего  зависит от духовных свойств бойца..." Давайте еще раз внимательно вчитываемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину:  человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя.

 
Copyright © 2006