ВОПРОСЫ 1.Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих в условиях военной реформы. 2.Новое в нормативно-правовой базе о правах и льготах военнослужащих и перспективы её развития. Неотъемлемым компонентом поддержания высокой боевой готовности и боеспособности войск является обеспечение достаточного уровня социальной защищённости военнослужащих и членов их семей. Не случайно повышение социального статуса людей в погонах определено в качестве важнейшего компонента военной реформы. < 1> Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей регламентируется рядом законов. Центральное место среди них, несомненно, занимает Федеральный закон «О статусе военнослужащих», новая редакция которого вступила в действие с 1 января 1998 г. Согласно ст. 1 указанного Закона статус военнослужащих есть совокупность их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской федерации. Принципиальные положения российского законодательства о статусе военнослужащих проявляются в том, что оно, во-первых, определяет статус военнослужащего не только как человека и гражданина, но и как особого субъекта общественных отношений, на которого возложена обязанность по вооружённой защите Отечества. Статус военнослужащего охватывает общегражданские права и свободы военнослужащих, военно-служебные права, их ограничения, обусловленные спецификой военной службы, а также общегражданские, должностные и специальные обязанности военнослужащих и связанную с ними юридическую ответственность. Во-вторых, в основу предоставления военнослужащим льгот и гарантий положен принцип компенсации за особый характер возложенных на них обязанностей по вооружённой защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Закон «О статусе военнослужащих» и другие нормативные акты, принятые в последнее время, позволили действительно широко и по-государственному включить в систему взаимоотношений «личность военнослужащего – военная организация» механизм взаимной ответственности этих субъектов общественных отношений. Нормы права всё больше становятся реальными аргументами в борьбе военнослужащих за свои права и личное достоинство. Социальная защищённость военнослужащих в её субъективном понимании реализуется: · В достаточной обеспеченности материальными, социальными и культурными благами, всеми видами довольствия, жильём; · В высокой оплате труда, создании условий для самообразования и отдыха, повышении культурного уровня; · В цивилизованном характере взаимоотношений военнослужащих, заботливом, товарищеском и вместе с тем требовательном отношении командиров (начальников) к подчинённым; · В создании условий для служебного роста; · В гарантиях недопустимости произвола, злоупотребления служебным положением, уважения прав, законных интересов и достоинства каждого человека. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает правовые основы социальной защиты людей в погонах. Так, защита чести, свободы и достоинства военнослужащих (ст. 5) определяется тем, что её гарантирует государство. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими вину обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания. Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 6) реализуется военнослужащими с учётом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места службы, в том числе и с переводом в другую местность, по основаниям, устанавливаемым Положением о прохождении военной службы. При увольнении с военной службы они имеют право на выбор места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации. Право на труд (ст. 10) реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: - занятие воинских должностей, перемещение и повышение по службе в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми результатами в службе на конкурсной основе; - повышение профессиональной квалификации с учётом интересов военной службы и их собственного выбора; - увеличение количества льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается и в общий трудовой стаж работы по специальности из расчёта один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву – один месяц военной службы за два месяца работы. Жёнам (мужьям) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается время совместного проживания с мужьями (жёнами) в местах их службы, где отсутствовала возможность их трудоустройства. В этот же период жёнам (мужьям) военнослужащих по контракту выплачивается ежемесячное пособие. Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Право военнослужащих на отдых определяется ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с данной статьёй общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством РФ о труде. В случае привлечения военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать это отдыхом в другие дни недели, такое время суммируется и предоставляется им в виде дополнительных дней отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Военнослужащим по призыву ежедневно, за исключением случаев, предусмотренных уставами, предоставляется не менее 8 часов для сна и 2 часов личного времени. Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск. Кроме того, Закон предусматривает предоставление дополнительных отпусков: учебных, творческих, по болезни, по личным обстоятельствам. Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию. Законом «О статусе военнослужащих» и изданными в его развитие подзаконными актами военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предусмотрены также надбавки и дополнительные денежные выплаты: - единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части в размере не менее трёх окладов денежного содержания; - ежегодная выплата материальной помощи в размере не менее двух окладов месячного денежного содержания; - выплата премии за образцовое выполнение воинского долга в размере до трёх окладов денежного содержания в календарном году; - ежемесячная надбавка за сложность и специальный режим службы в размере до 50 процентов окладов по воинской должности, устанавливаемая командирами частей (начальниками учреждений); - компенсация на санаторно-курортное лечение в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей на каждого члена семьи; - подъёмное пособие, связанное с фактическим переездом из одного населённого пункта в другой к месту постоянной дислокации воинской части (подразделения) и изменением места жительства в размере двух окладов денежного содержания на самого военнослужащего и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего для постоянного проживания вместе с главой семьи к новому месту его службы; - выплата ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет; - выплата военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки в размере 25 процентов пенсии, которая им могла быть начислена; - предоставление в течение первых трёх месяцев беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение на срок до трёх лет в размере до двенадцати окладов денежного содержания в случаях: а) назначения на воинскую должность после окончания военно-учебного заведения и получения первого офицерского звания; б) назначения на воинскую должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более; в) заключения первого брака; - единовременное пособие при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы: менее 10 лет – в размере 5 окладов денежного содержания; от 10 до 15 лет – в размере 10 окладов денежного содержания; от 10 до 20 лет – 15 окладов денежного содержания; 20 лет и более – в размере 20 окладов. - ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - от 10 до 25 процентов (в зависимости от степени секретности документов). Продовольственное обеспечение военнослужащих (ст. 14) осуществляется в соответствии с Положением о продовольственном обеспечении в одной из следующих форм: · Организация питания по месту военной службы; · Выдача продовольственного пайка; · Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом (ст. 14) осуществляется на основе Положения о вещевом обеспечении. Военнослужащие имеют право на получение взамен отдельных предметов вещевого имущества денежной компенсации. Право на жилище (ст. 15) Военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством. Военнослужащим по контракту на первые пять лет службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. При продолжении военной службы сверх пяти лет им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их желанию предоставляется право на вступление в жилищные кооперативы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам в трёхмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. При невозможности предоставления жилых помещений установленным нормам в трёхмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, или выплачивать им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают всю занимаемую ими и проживающими с ними членами их семей жилую площадь, коммунальные услуги, а также установку и пользование телефоном в размере 50 процентов. Военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывается безвозмездная финансовая помощь для строительства ( покупки) жилья: - имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25 лет – не менее 75 процентов стоимости жилья или кредита банка; - имеющим общую продолжительность военной службы от 25 лет и более- 100 процентов. Эта льгота сохраняется и за гражданами, уволенными военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь (ст. 16). Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. В неотложных случаях она оказывается беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения. Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается. Федеральным законом «О статусе военнослужащих», иными нормативными правовыми актами предусмотрен также ряд других льгот для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. < 2> В 1999 – 2000 гг. одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства о социальной защите военнослужащих явилось создание нормативной базы социальной защиты военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в контртеррористической операции в Северо-кавказском регионе Российской федерации. В указанный период издано 2 Указа Президента РФ и 7 Постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих дополнительные льготы и гарантии для указанной категории военнослужащих и членов их семей. В частности, решением Правительства РФ от 20 августа 1999г. установлен принципиально новый вид дополнительных выплат: выплаты военнослужащим, непосредственно участвующим в боевых действиях, в размере 810 – 950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащих относится) за каждый день участия в боях. Следует подчеркнуть, что такой вид материальных выплат тем, кто выполняет задачи в условиях, сопряжённых с риском для жизни, в практике социальной защиты военнослужащих нашего государства осуществляется впервые. Существенные меры социальной защиты предусмотрены для членов семей погибших военнослужащих. В 2000 году проделана большая работа по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы социальной защиты и других категорий военнослужащих. Отметим наиболее важные из них. С 1 января 2000г. вступил в силу Федеральный закон № 229 – ФЗ от 31 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данным Законом закреплены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также иных местностях с тяжёлыми климатическими и экологическими условиями. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получили право на увеличение на срок до 15 суток основного отпуска. Ранее право на увеличение отпуска имели только военнослужащие, проходившие военную службу по контракту. Кроме того, изменён порядок дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Вместо выплаты им повышенных окладов по воинской должности и процентной надбавки к окладам по воинскому званию и воинской должности за службу в этих районах и местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки ко всему денежному довольствию (к окладам по воинской должности, воинскому званию и дополнительным выплатам) в размерах и порядке, которые предусматриваются для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Также установлено льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки за службу в этих районах и местностях военнослужащим в возрасте до 30 лет. С принятием соответствующего Постановления Правительства РФ, проект которого подготовлен, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, повысится в среднем на 20 процентов. Важным событием в сфере социальной защиты военнослужащих явилось принятие решения о повышении с 1 декабря 2000 г. на 20 процентов размеров окладов денежного довольствия военнослужащих. Данное решение утверждено Указом Президента РФ № 1638 от 17 августа 2000г. и Постановлением Правительства РФ № 680 от 14 сентября 2000г. В целях упорядочения дополнительных денежных выплат военнослужащим и членам их семей принято Постановление Правительства РФ №524 от 14 июля 2000г. «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Указанным Постановлением утверждаются: - правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; - правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга; - правила оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи; - правила выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, пропавших без вести, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах. Важное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих предоставление социальных гарантий военнослужащим, занимает Постановление правительства РФ № 354 от 20 апреля 2000г., которым утверждён Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества. Данным Постановлением впервые в нормативном порядке закреплено право военнослужащих на бесплатный проезд к месту проведения отпуска на территории государств – членов СНГ. Уточнён также порядок реализации права военнослужащих на бесплатный проезд на общественном транспорте внутригородского, пригородного и местного сообщений (кроме такси); данное право реализуется путём предъявления документа, удостоверяющего личность военнослужащего. Учитывая, что в настоящее время готовится решение о проведении в 2001-2005 гг. широкомасштабного сокращения численности Вооружённых Сил, особую актуальность приобретают вопросы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. В этих целях Постановлением Правительства РФ № 701 от 21 сентября 2000г. утверждён Порядок возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей. Установлено, что профессиональная переподготовка военнослужащих на одну из гражданских специальностей осуществляется в год их увольнения с военной службы за счёт средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ на данные цели. В настоящее время разрабатывается соответствующий проект приказа министра обороны, которым будут определены порядок и условия прохождения военнослужащими переподготовки. Федеральным законом №117 – ФЗ от 5 августа 2000г. с 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Его главой 23 установлен налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов, который взимается и с денежного довольствия военнослужащих. В целях недопущения снижения уровня социальной защищённости военнослужащих в соответствии с решением Правительства РФ Минфином России проработан вопрос о компенсации потерь от взимания указанного налога. Распоряжением Правительства РФ №1072-р от 26 июля 2000г. утверждён План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. Им, в частности, предусмотрен перевод натуральных льгот и выплат, установленных действующим законодательством для военнослужащих, в форму денежного довольствия. В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется проработка вопроса о механизме компенсации военнослужащим потерь, которые они будут нести в случае отмены указанных льгот. Таким образом, Министерством обороны Российской Федерации прилагаются большие усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы поднять престиж военной службы, сделать её почётной. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы социальной защиты личного состава – одно из направлений этой деятельности.
|