Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Правовая база реформирования ВС РФ Версия для печати Отправить на e-mail
 

КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ

 ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБОРОНЕ СТРАНЫ.  ПРАВОВАЯ БАЗА

РЕФОРМЫ  ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

1.Правовое регулирование обороны Российской Федерации.

2.Правовые основы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Несмотря на позитивные изменения, происходящие в мире, говорить о необратимости в создании системы международной безопасности пока преждевременно. Многие государства и коалиции государств не отказались от силового решения проблем в международных отношениях. В этих условиях обеспечение безопасности страны, укрепление Вооруженных Сил остается одной из актуальных задач руководства Российской Федерации.

Уровень обороноспособности страны во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил, порядок их применения, права и обязанности государственных органов и граждан в сфере обороны и т.д. Особую актуальность эти проблемы приобретают в условиях начавшегося процесса реформирования военной организации общества.

1. Правовое регулирование обороны Российской Федерации.

 

Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции определяет, что  Российская Федерации обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носит общегосударственный характер, что возлагает на все

без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества.

Обеспечение обороны страны - задача государственной важности. Согласно статьи 71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

- вопросы войны и мира;

- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Главное в содержании государственной функции  защиты Отечества - это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными Силами, в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин Российской Федерации, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной службой.

Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными силами РФ. В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. В его компетенцию входит (статья 83):

- формирование и руководство Советом безопасности Российской Федерации;

- утверждение военной доктрины Российской Федерации;

- назначение и освобождение высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Президент РФ согласно статьи 87 Конституции является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного времени определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

К ведению Совета Федерации в сфере обороны страны относится решение следующих вопросов (статья 102):

- утверждение указа Президента Российской Федерации в введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации в введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые в государственной Думе федеральные законы по вопросам:

- статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

- войны и мира.

На Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 114 Конституции РФ возлагается функция осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.

Вторым по значимости после Конституции Российской Федерации законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является Федеральный закон “Об обороне”, определяющий основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны.

Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются также Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Организация обороны включает:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

- правовое регулирование в области обороны;

- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

- разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

- планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обороны;

- финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделяемых на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

Федеральный закон “Об обороне” определяет задачи, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 данного закона Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Часть Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами.

Вооруженные Силы РФ в соответствии со статьей 11 Федерального закона “Об обороне” состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих  и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил. Комплектование Вооруженных сил осуществляется:

- военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу;

- гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил предусмотрено создание запаса военнообученных людских ресурсов.

Федеральным законом “Об обороне” определены основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Установлено, что руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами.

Федеральным законом “Об обороне” определены понятия и порядок введения состояния войны, военного положения, мобилизации.

Законом введены ограничения на деятельность политических партий в Вооруженных Силах. Установлено, что деятельность политических партий, а также образование их структур в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях не допускается. Установлен запрет на ведение в Вооруженных Силах РФ и других войсках любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Запрещено использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются:

- Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, устанавливающий права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяющий основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и о военной службе”, определяющий основы порядка прохождения военной службы гражданами Российской  Федерации;

- Федеральный закон “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области;

- законы, определяющие задачи, структуру и особенности прохождения службы в иных войсках и воинских формированиях, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (законы Российской Федерации “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной границе”, “О милиции”, федеральные законы “О пожарной безопасности”, “Об органах федеральной службы безопасности”, “О Железнодорожных войсках Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции”,  другие законы).

Учитывая, что военная реформа предполагает качественное преобразование всей военной организации общества, потребуется внесение соответствующих изменений в большинство из указанных выше законов. В настоящее время в комитетах Государственной Думы, в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти идет активная работа в этом направлении.

2. Правовые основы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Суть реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в приведении их в соответствие с военно-политическими реалиями и экономическими возможностями государства, в качественном повышении боевой готовности и боеспособности войск и сил флота за счет оптимизации их структуры, состава и численности, подъема уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, укрепления социального статуса военнослужащих.

Деятельность по реализации этих задач может быть эффективной лишь в том случае, когда будет иметь под собой соответствующую правовую основу, т.е. определенную совокупность правовых норм, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами, определяющих замысел и основные принципы  военной реформы, задачи, основные направления, сроки проведения мероприятий по реформированию военной организации общества, а также полномочия, обязанности и ответственность органов и должностных лиц за их реализацию.

7 августа 1997 года Президент Российской Федерации утвердил Концепцию строительства  Вооруженных Сил Российской Федерации до 2005 года, которая определяет основные принципиальные подходы к осуществлению военной реформы в Российской Федерации, а также определяет этапы ее проведения.

Практическая реализация положений Концепции военного строительства может быть осуществлена лишь в том случае, когда они приобретут характер общеобязательных установлений государства, т.е. силу правовых норм. Поэтому осуществление задач военной реформы началось с издания соответствующих нормативно-правовых актов.

После 22 мая 1997 года Президентом Российской Федерации издан ряд важных указов, направленных на реализацию первоочередных задач военной реформы.

Прежде всего следует назвать Указ Президента РФ от 16 июля 1997 года №725с “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры”.

В данном Указе определены меры по изменению организационной структуры Вооруженных Сил, сокращению их численности. Подчеркнуто, что целью данных мер является приведение военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны в ходе осуществления первоочередных мер по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации  в соответствии с Федеральным законом “Об обороне”.

8 июля 1997 года Президентом России подписан Указ №692 “О реформировании государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации”.

В соответствии с ним, выводимые из состава Вооруженных Сил РФ предприятия будут преобразованы в акционерные общества. При этом рассматривается вопрос о закреплении контрольного пакета акций в федеральной собственности. Согласно Указу, приватизации будет подлежать 100 организаций военно-строительного комплекса. Предполагается на базе групп акционируемых государственных предприятий, составляющих законченные комплексы строительного производства, создать холдинговые компании, которые будут выполнять на конкурсных началах заказы Министерства обороны и других силовых ведомств.

В результате реализации предусмотренных данным Указом мер численность военнослужащих сократится на 50 тысяч человек. В целях их социальной защиты, в процессе приватизации имущества хозяйственных единиц на увольняемых в запас военнослужащих этих предприятий, как и на гражданский персонал, будут распространяться льготы по приобретению акций, определенные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года №1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

Остаточная стоимость основных фондов приватизируемых предприятий составляет около 4 трлн руб. Ожидаемое сокращение расходов федерального бюджета от этих мероприятий в течение 1997-1998 годов составит около 1,1 трлн рублей. Вместе с тем потребуются единовременные затраты, связанные с увольнением в результате сокращения военнослужащих, в объеме около 750 млрд. руб. 70% этих средств необходимы для приобретения жилья для тех из них, кто не имеет квартир, остальная часть - для производства необходимых денежных выплат.

В то же время данным Указом Президента Российской Федерации предусматривается временно сохранить в составе Вооруженных Сил 19 государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, которые будут заниматься строительной и промышленной деятельностью, а также обеспечением жизнедеятельности отдаленных гарнизонов. Речь идет о завершении строительства специальных объектов для создания оборонной инфраструктуры на территории страны, обеспечении жизнедеятельности закрытых и обособленных военных городков, оторванных от индустриально и социально развитых федеральных структур. Производственная деятельность этих предприятий будет строиться по производственному принципу. Они должны будут эксплуатировать в отдаленных гарнизонах более 80 тысяч зданий, около 20 тысяч жилых домов и десятки тысяч объектов коммунального назначения.

В целях  реализация идеи об освобождении Вооруженных Сил Российской Федерации от несвойственных им функций, упорядочение расходования средств федерального бюджета, а также совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, изданы указы Президента от 16 июля 1997 года №726 “О Федеральном дорожно-строительном управлении при Федеральной дорожной службе России” и №727 “О совершенствовании управления специальным строительством в Российской Федерации”.

В соответствии с Указом №726 Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны выводится из состава Вооруженных Сил России и реорганизуется в Федеральное дорожно-строительное управление при Федеральной дорожной службе России. При этом оно остается формированием, в котором законодательством предусмотрена военная служба.

Согласно Указу Президента РФ от 16 июля 1997 года №727 подлежат ликвидации 4 органа, имеющие в своем составе воинские формирования: Федеральное управление специального строительства при Правительстве Российской Федерации, Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах Российской Федерации при Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Центральное управление военно-строительных частей при Министерстве Российской Федерации по атомной энергии. На базе этих органов предусмотрено создание Федеральной службы специального строительства России, в которой, в соответствии с данным Указом, до 1 января 2001 года предусмотрено прохождение гражданами Российской Федерации военной службы.

Реорганизация, предусмотренная этими двумя указами, приведет к существенному сокращению численности военнослужащих. По Указу о передаче Федерального дорожно-строительного управления при Минобороны в Федеральную дорожную службу численность военнослужащих должна сократиться с 57 тысяч человек до 15 тысяч. По Указу о совершенствовании управления специальным строительством численность войск сократится с 76 тысяч человек до 10 тысяч. В связи с предстоящим увольнением значительного числа военнослужащих, указами предусмотрены меры их социальной защиты: на них распространены льготы, предоставляемые работникам при приватизации государственных унитарных предприятий, установленные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года №1535.

Важное значения для реализации задач военной реформы призван сыграть также Указ Президента РФ от 23 июля 1997 года №775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли”.

Целью данного указа является обеспечение получения дополнительных средств на проведение военной реформы, а также повышение эффективности деятельности системы военной торговли.

Указом установлено, что средства, полученные от реализации акций открытых акционерных обществ, создаваемых на базе предприятий и организаций, выведенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, должны направляться на  проведение мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил, в том числе - и на осуществление социальной защиты увольняемых с военной службы военнослужащих.

В соответствии с Указом будет создана единая система военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данная система будет включать в себя 14 предприятий военной торговли - государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, расположенных в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях. Остальные предприятия военной торговли предусматривается в течение 1997 - 1999 годов реформировать по трем направлениям: либо их преобразование  в открытые акционерные общества, либо создание на базе структурных подразделений этих предприятий военной торговли открытых акционерных обществ, либо их имущество будет продано путем проведения конкурсов (аукционов).

 Согласно произведенным расчетам, реформирование системы военной торговли позволит Минобороны России получить дополнительно от 1 до 1,5 трлн рублей.

Для реализации этих задач Указом даны конкретные поручения Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти. В частности, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом предписано установить порядок передачи или продажи увольняемым с военной службы военнослужащим на льготных условиях части реализуемых акций открытых акционерных обществ, создаваемых на базе выводи

мых из состава Вооруженных Сил предприятий. Указанные льготы установлены Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года № 1535.

На реализацию задач реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации направлено также Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 года №628 “Об утверждению Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним потребителей”.

Содержание данного Постановления соответствует общей задаче дня: путем торгов добиться более качественного продовольственного обеспечения армии и других силовых структур, более эффективного использования выделяемых из федерального бюджета средств. Принципиально важным при организации и проведении торгов является обеспечение равных конкурентных условий для всех участников, а также гласность, единство требований и объективность оценки. В Постановлении даны основные юридические понятия, которыми стороны оперируют в процессе взаимодействия, определены требования к поставщикам и предлагаемой ими продукции, права и обязанности конкурсной комиссии, порядок проведения торгов.

Основными критериями конкурсного отбора поставщиков определены: цена и качество продукции, транспортные расходы,  объемы и сроки поставки, размер уставного фонда и финансовая надежность, наличие филиалов и отделений, расположенных на территории дислокации военных и приравненных к ним потребителей, а также гарантии поставки, включая гарантии по выплате штрафных санкций и возмещению ущерба в случае нарушения условий поставки. Первые проведенные торги показали перспективность данного подхода к продовольственному обеспечению Вооруженных Сил.

В целях обеспечения централизованного руководства осуществлением мероприятий военной реформы в Российской Федерации издан Указ Президента РФ от 19 июля 1997 года №731 ”Об утверждении Положения о комиссии по военному строительству при Совете обороны Российской Федерации и Положения о комиссии по финансовому  экономическому обеспечению военной реформы при Совете обороны Российской Федерации”. 

На Комиссию по военному строительству возложено выполнение следующих функций:

- подготовка проектов указов и распоряжений Президента РФ, касающихся реформирования Вооруженных Сил РФ, других войск, а также приведения их состава, структуры и численности в соответствие с задачами по обеспечению обороны страны и безопасности государства в военной сфере, с экономическими возможностями страны;

- подготовка материалов по проблемным вопросам военной реформы для ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию;

- рассмотрение программных документов в области военного строительства;

- подготовка предложений по:

а) правовому регулированию в области военного строительства;

б) уточнению задач, стоящих перед Вооруженными Силам РФ, другими войсками в области обеспечения обороны страны и безопасности государства в военной сфере;

в) применению Вооруженных Сил РФ, других войск для совместного решения задач в интересах обороны страны;

г) проведению единой военно-технической политики;

д) созданию организационных и технических основ для перехода к единым (интегрированным) системам военного управления, технического и иного обеспечения, капитального строительства в интересах обороны страны, подготовки военных кадров, а также к общей военной инфраструктуре;

е) мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в том числе предприятий, учреждений и организаций транспорта и коммуникационных служб, а также населения страны;

ж) совершенствованию системы создания системы запасов материальных ресурсов в государственных и мобилизационных резервах в интересах обороны страны;

з) планированию и осуществлению мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

и) вопроса развития науки в интересах обороны страны;

- координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ  органов местного самоуправления в области военного строительства и реализации важнейших решений Совета обороны РФ по вопросам военной реформы.

В целях подготовки предложений, касающихся вопросов финансового  экономического обеспечения первоочередных мер по реформированию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, стабилизации финансово-экономической обстановки в них, а также в целях реализации концепции военного строительства в РФ (до 2001 года  2005 года) этим же указом Президента РФ создана Комиссия по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы.

Основными функциями данной комиссии являются:

- подготовка предложений по проектам решений Совета обороны Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российский Федерации, касающихся вопросов финансового и экономического обеспечения, реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов стабилизации, финансовой и экономической обстановки в них, а также реализации концепции военного строительства в Российской Федерации (до 2001 года и 2005 года);

- организация выполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, решений Света обороны Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений комиссии по военному строительству при Совете обороны Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

- подготовка предложений по:

а) определению объема расходов на оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение государства, а также проведение военной реформы (в процентах от прогнозируемого размера валового внутреннего продукта) до 2001 года и 2005 года;

б) созданию оптимальных условий для финансовой и хозяйственной деятельности, для совершенствования систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

в) организации стоимостного учета военного учета и оказываемых услуг;

г) реализации  приватизации военного имущества, являющегося федеральной собственностью;

д) совершенствованию системы исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону, правоохранительную деятельность, на обеспечение безопасности государства, проведение военной реформы, а также по привлечению дополнительных источников финансирования на эти цели;

е) финансовому и экономическому обеспечению первоочередных мер по реорганизации (сокращению) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

ж) упорядочению финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Успешное продвижение по пути реформ, полное и качественное выполнение утвержденных Президентом Российской Федерации планов и мероприятий, связанных с осуществлением военного строительства и военной реформы, невозможны без установления действенного государственного контроля за решением этих вопросов. В этой связи исключительно важное место среди нормативных актов о военной реформе занимает  Указ Президента РФ от 28 августа 1997 года № 946 “О мерах по усилению государственного управления военным строительством в Российской Федерации”.

В соответствии с данным Указом в составе Администрации Президента Российской Федерации в качестве самостоятельного подразделения образована Государственная военная инспекция. Установлено, что Государственную военную инспекцию возглавляет Государственный военный инспектор Российской Федерации - Секретарь Совета обороны РФ. На эту должность назначен А.А.Кокошин.

На Государственную военную инспекцию возложено осуществление контроля за:

- эффективностью деятельности органов, войск и воинских формирований;

- соблюдение органами, войсками и воинскими формированиями Конституции РФ, законов, иных нормативных актов;

- своевременностью и полнотой выполнения планов строительства  развития органов, войск и воинских формирований, практической реализацией военной политики и военной доктрины РФ;

- соблюдением федеральным органами исполнительной власти экономических характеристик и параметров военной организации, утвержденных в соответствии с нормам и приоритетами военного строительства;

- разработкой и реализацией программ создания и производства вооружения и военной техники и технологий двойного применения для нужд обороны и безопасности страны;

- состоянием воспитательной работы в органах, войсках и воинских формированиях, ее влиянием на повышение подготовки (боевой готовности) войск, укрепление в них дисциплины и правопорядка;

- своевременным обеспечением органов, войск и воинских формирований финансовым и материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и оказанием  услуг;

- использованием органами, войсками и воинскими формированиями средств, выделяемых из федерального бюджета;

- состоянием подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования и их распределением;

- обеспечением органами, войсками и воинскими формированиями социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- выполнением обязательств, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в военной области и в сфере обеспечения безопасности;

- исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих военное строительство в РФ.

На Государственную военную инспекцию возложена также задача рассмотрения по поручению Президента РФ жалоб и обращений военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей, а также других граждан по вопросам деятельности органов, войск и воинских формирований.

Деятельность Государственной военной инспекции призвана стать важнейшей и неотъемлемой составной частью механизма реализации нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере военного строительства и безопасности российского государства.

Таким образом, в текущем году Президентом РФ, Правительством РФ издан целый ряд взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые в комплексе с актами, принятыми ранее, составляют правовую основу начавшемуся процессу реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы военной реформы будет продолжена.

Литература : 1. Военное право. Учебник. М., 1996.

2. Барковский А. Военная реформа невозможна без правовой аргументации. - Независимое военное обозрение, 1997, № 31.

3. Зайцев В.А., Чудновский Н.Е., Юшков С.В. О проекте концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации. - Государство и право, 1996, № 1.

4. Кокошин А. Военно-политические и экономические аспекты реформы Вооруженных Сил России. - Военная мысль, 1996, № 6.

5. Сергеев И. Новая Россия, новая армия. - Красная звезда, 1997, 19 сентября.

6. Трофимов В.А. О правовых аспектах укрепления безопасности России. - Военная мысль, 1994, № 7.

 
Copyright © 2006