Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Международное право о правовом положении участников боевых действий Версия для печати Отправить на e-mail
 

Вопросы:

1.Международное гуманитарное право о статусе участников боевых действий.

2. Правовое положение участников операций по поддержанию мира.

  

“... не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием...”

А.В.СУВОРОВ

 

С давних времен войны велись с соблюдением ряда правил и обычаев гуманного обращения с поверженным противником и мирным населением. В 1854 году в Женеве представители нескольких государств впервые в истории договорились не нападать в ходе военных действий на раненых и больных воинов, а также на лиц, оказывающих им помощь. Позднее, в  1899 году, в Гааге по инициативе России была принята международная конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Эти документы легли в основу новой отрасли международного публичного права - международного гуманитарного, которое также называется правом вооруженных конфликтов. 

 

                                  < 1>

 

В задачи права вооруженных конфликтов (ПВК) не входит ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновности сторон. ПВК устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить право воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, выбирать любые способы и средства ведения военных действий. Оно обязывает государства, вовлеченные в конфликт, предоставить защиту воинам, оказавшимся во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, а также населению, не принимающему непосредственного участия в конфликте, объектам и имуществу, не имеющему военного значения. В настоящее время ПВК насчитывает несколько десятков международных договоров, наиболее известными из которых являются четыре Женевские конвенции 1949 года, два Дополнительных протокола к ним 1977 года. Хотя в период   немеждународного (внутреннего) вооруженного конфликта ПВК применяется не в полном объеме, участникам боевых действий следует руководствоваться по крайней мере его основными принципами и нормами, предоставив юристам-профессионалам возможность уточнять детали правового регулирования конфликтов такого типа.

Российская Федерация ратифицировала практически  все международные договоры ПВК. Тем самым наше государство взяло на себя обязательство при любых обстоятельствах выполнить их нормы, а также заставлять всех своих граждан и организации руководствоваться ими.

Вооруженные силы. Боевые действия в ходе вооруженных конфликтов ведутся группами людей, которые объединяются в вооруженные силы. Законными участниками международных вооруженных конфликтов признаются организованные вооруженные силы любой из сторон в конфликте, если они: находятся под  командованием лица, отвечающего за их действия перед этой стороной; подчиняются внутренней дисциплинарной системе, что обеспечивает возможность соблюдения норм ПВК.

Если какая-либо сторона в конфликте включает в состав своих вооруженных сил организации полученного типа или вооруженные правохранительные формирования, она обязана уведомить об этом другие стороны, находящиеся в конфликте.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом ”Об обороне” к  решению задач обороны страны привлекаются Вооруженные Силы РФ, а также Пограничные войска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; железнодорожные войска РФ; войска ФАПСИ; войска гражданской обороны. В случае международного вооруженного конфликта военнослужащие из состава этих сил, за исключением персонала их военно-медицинских служб и войск гражданской обороны, имеют право на законных основаниях принимать  участие в боевых действиях.

Воюющие (комбатанты).  Лица ,входящие в состав вооруженных сил стороны, принимающие участие в международном вооруженном конфликте( за исключением медицинского и духовного персонала), признаются  законно воюющими и на современном языке ПВК называются комбатантами. Комбатанты вправе  применять боевые средства и выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к ответственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или  пленения, они получают  статус военнопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны соблюдать нормы ПФК и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных вооруженных сил государства отличают себя ношением военной формы и  знаков различия установленного образца. ПФК запрещает использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и фирменную одежду противника в ходе боя, для прикрытия военных действий или защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную ООН без разрешения этой организации.

 Чтобы считаться комбатантами, воюющие, не входящие в состав регулярных вооруженных сил, должны иметь хорошо различимые опознавательные знаки(так, советские партизаны в годы Великой Отечественной войны носили на головных уборах красные звезды или нашивки) или  открыто носить оружие во время каждого вооруженного столкновения, развертывания в боевые порядки на виду у противника перед началом боя.

Статус военнопленного в случае захвата противником могут также получить лица , прикомандированные к вооруженным силам, но не входящие в их штатный состав ( например, гражданские члены экипажей военных летательных аппаратов, корреспонденты, поставщики и т. д.) Однако они должны быть обеспечены удостоверениями личности, подтверждающими их положение. Статус военнопленного может быть также представлен проживающим на неоккупированной территории, если при приближении неприятеля они стихийно берутся за оружие для оказания вооруженного сопротивления. Эти лица обязаны открыто носить оружие и соблюдать нормы ПВК.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а применяется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск. Исторически в России, как и в других государствах мира, добровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослужащего причинам. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 20) допускает возможность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в отрыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротивления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии. Поэтому Законном Российской Федерации “ О статусе военнослужащих” (ст. 2) за военнослужащими, захваченными в плен, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащего. Кроме того, органы государственной власти и управления Российской Федерации и военное командование обязаны принимать меры по их освобождению. Военнослужащие должны знать свои права и обязанности при нахождении в плену, которые определены Женевской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными. 

Парламентеры. Парламентер- это лицо, которое получает полномочия от своего военного командования для ведения переговоров с военным командованием противника. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему следует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск.  Белый флаг  свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедленную  капитуляцию.

Медицинский и духовный персонал. Лица из состава военно-медицинской и духовной службы вооруженных сил отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, духовные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть представлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Нападение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Военно- медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на защиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения ПВК, нападения. С этой целью им разрешено носить и при  необходимости применять личное оружие. Для опознания медицинский и духовный персонал должен носить на  левой руке нарукавную повязку  повязку с изображением красного креста или красного полумесяца на белом фоне, а также иметь удостоверение, подтверждающее их статус. Использование не по назначению отличительной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается. Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется равноценной правовой защитой.

Персонал гражданской обороны. Персонал гражданской обороны занимается решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей военных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Невоенные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой ПВК. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне. На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение. Лица из состава вооруженных сил, прикомандированные к организациям гражданской обороны, пользуются правовой защитой и, оказавшись в руках противника, считаются военнопленными, если они прикомандированы на весь период конфликта и занимаются исключительно задачами гражданской обороны. При этом они обязаны носить ясно различимые международные знаки гражданской обороны и иметь удостоверение, подтверждающее их статус. Эти лица могут быть вооружены только личным оружием, которое применяется исключительно для поддержания порядка и для самозащиты. Они не принимают непосредственного участия в военных действиях, не причиняют ущерба противной стороне и действуют только в пределах национальной территории.

Персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей.   Уважением и международно-правовой защитой пользуется также персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культурным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объекты, являющиеся культурным наследием каждого народа ( например, музеи, церкви, мечети, произведения  искусства, коллекции книг и т.п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть представлена возможность продолжать выполнение своих функций, если  культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, используются международно-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цвета.

Персонал, участвующий в гуманитарных операциях. Если в зоне  вооруженного конфликта  не  участвующее в вооруженной борьбе население недостаточно обеспечено запасами, необходимыми для выживания, с согласия заинтересованных сторон проводятся операции по оказанию гуманитарной помощи. Каждая сторона в конфликте должна максимально содействовать персоналу, оказывающему такую помощь. Персонал, участвующий в гуманитарных операциях, должен пользоваться уважением и защитой.

Незаконными участниками вооруженных конфликтов считаются шпионы и наемники. Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируемой противной стороной  (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.  

Наемники считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками  военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может  быть назначено им только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть представлены общепризнанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за  шпионаж в пользу иностранного государства (ст.276) и наемничество(ст.359).

Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, считаются гражданскими лицами.  Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, принадлежность к которому определяется  не столько ношением гражданской (невоенной) одежды и признаки пола или возраста, сколько  конкретными  действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту).

Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм международно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями.

 

< 2> 

В 1945 году, находясь под впечатлением тяжелых последствий и ужасов второй мировой войны, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости избавить грядущие поколения от бедствий войны. С этой целью была создана Организация Объединенных Наций, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948 году, Совет Безопасности ООН впервые принял решение учредить Миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на  Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран  мира. Так возникла новая форма международного военно- политического сотрудничества, получившая обобщенное название “миротворчество”. Уникальность такого вида применения вооруженных сил точно подметил бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд, который подчеркивал, что “миротворчество не свойственная задача для военных, но только военные могут с ней справиться”. С той поры миротворческие операции приобрели значительно более широкий размах, стали более многочисленными и включают разнообразные виды деятельности. Всего к 1998 году было проведено около 40 различных международных миротворческих операций. С начала 90-х годов к таким операциям стали активно привлекаться воинские контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время российские воинские контингенты принимают участие в миротворческих операциях на территории Грузии (в Абхазии и Южной Осетии), Таджикистана, Молдавии (в Приднестровском районе) и бывшей Югославии (в Боснии и Герцеговине). Правовой статус военнослужащих из состава миротворческого контингента определяется конкретным типом проводимой операции и масштабом санкционированного применения штатного оружия. Несмотря на все многообразие и специфику каждой отдельной миротворческой операции, их можно условно разделить на два типа.

Операции по поддержанию мира. Миротворческие войска временно вводятся в зону конфликта, имея задачу сдерживать вооруженную борьбу, не допускать возобновления военных действий и восстанавливать мир и безопасность ( примером может служить миротворческая операция ООН на Кипре, миротворческая операция по мандату СНГ в Таджикистане и т.п.) Войска должны быть беспристрастными по отношению ко всем сторонам, вовлеченным в конфликт. Они имеют только легкое оружие, которое разрешается применять исключительно для самообороны. Миротворческий контингент не является стороной в конфликте и формально не имеет противника. При необходимости применить силу для самообороны воины-миротворцы должны действовать в строгом соответствии с нормами ПВК, исходя из международно-правовых обязательств своего государства.

Операции по принуждению к миру. Операции такого типа предусмотрены Уставом ООН (глава УП).  Участвующие в них силы могут действовать под командованием ООН или  отдельных государств, групп государств, региональных организаций, уполномоченных Советом Безопасности ООН. В этом случае воинским контингентам  ставятся конкретные боевые задачи и они имеют право применять силу  в интересах выполнения своего мандата. В операциях такого типа нормы ПВК применимы в полном объеме.

Однако события последних лет свидетельствуют о том, что различие между этими двумя типами операций часто оказывается менее четким

Так операции по поддержанию мира в ходе развития конфликта могут трансформироваться в операции по принуждению к миру (операция ООН в Сомали в 1992 году). Иногда особенности действий, свойственные операциям как одного типа, так и другого типа, сочетаются между собой(операция ООН в бывшей Югославии). Случается, что традиционные действия по поддержанию мира, проводимые с согласия всех заинтересованных сторон, осуществляются параллельно со временными силовыми операциями под руководством отдельных государств (совместные операции в Руанде и на Гаити). В этих условиях крайне важно тщательно готовить национальные воинские контингенты к участию в миротворческих операциях, в том числе обучать военнослужащих нормам ПВК.

Перед отправкой воинских контингентов для участия в миротворческой операции ООН заключает двухсторонние соглашения с государствами, выделяющими свои войска и технику. Текст такого соглашения содержит пункт, обязывающий эти государства сделать все необходимое, чтобы личный состав, предназначенный для такой операции, соблюдал принципы и уважал дух международных конвенций ПВК.

Для участия в миротворческих операциях также направляются российские офицеры, которые служат в качестве военных наблюдателей ООН. Действуя без оружия, военные наблюдатели имеют статус экспертов ООН, поэтому на них распространяются соответствующие привилегии и иммунитет.

Миротворец- воин особого рода: он использует свои профессиональные навыки и в случае необходимости силу в интересах мира.

Воин- миротворец должен неукоснительно следовать установленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить доверие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он является. Русская армия всегда была известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Так великий русский полководец М. И. Кутузов призывал войска, направляющиеся под его командованием за пределы Отечества, ”заслужить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувством удивления воскликнуть: “ Непобедимо русское воинство в боях, и неподражаемо в великодушии и добродетели  мирных. Вот благородная цель, достойная Героев!”

 
Copyright © 2006