Утверждаю
Президент РФ
В. Путин
26 декабря 2014
года
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная
доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов
на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и
военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы
основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны
государства.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над
вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные
законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
4. В Военной доктрине учтены основные положения Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской
Федерации, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года,
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности на период до 2020 года и других документов
стратегического планирования.
5. В Военной доктрине отражена приверженность Российской
Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов
ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения
политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других
инструментов ненасильственного характера.
6. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и
могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере
(военного планирования).
7. Реализация Военной доктрины достигается путем централизации
государственного управления в области обороны и безопасности и осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти.
8. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с
применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием
военной угрозы либо способностью ей противостоять;
б) военная опасность - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов,
способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;
в) военная угроза - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью
возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой
степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских
(террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);
г) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие
охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные,
региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);
д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного
масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или
противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний
вооруженный конфликт);
е) локальная война - война, в которой преследуются ограниченные
военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих
государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война - война с участием нескольких государств
одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в
ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели;
з) крупномасштабная война - война между коалициями государств или
крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют
радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать
результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с
вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война
потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил
государств-участников;
и) военная политика - деятельность государства по организации и
осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также
интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее - военная организация)
- совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых
на военное время специальных формирований (далее - Вооруженные Силы, другие
войска и органы), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность
военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная
деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную
защиту Российской Федерации;
л) военное планирование - определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития
Вооруженных Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего
обеспечения;
м) мобилизационная готовность Российской Федерации - способность
Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к
выполнению мобилизационных планов;
н) система неядерного сдерживания - комплекс внешнеполитических,
военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против
Российской Федерации неядерными средствами.
II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
9. Мировое развитие на современном этапе характеризуется
усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях
межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных
ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и
политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего
осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение
влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.
10. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах,
граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система)
международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств.
11. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных
угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При
этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации
крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской
Федерации усиливаются.
12. Основные внешние военные опасности:
а) наращивание силового потенциала Организации
Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями,
реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной
инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе
путем дальнейшего расширения блока;
б) дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах
и подрыв глобальной и региональной стабильности;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных
государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с
Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том
числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной
обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся
соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального
удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных
технологий;
ж) нарушение отдельными государствами международных
договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров
в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях государств,
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава
Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных
конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками;
к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его
новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного
антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с
применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов
транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота
оружия и наркотиков;
л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и
межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных
радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах,
прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее
союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и
экстремизма в отдельных регионах мира;
м) использование информационных и коммуникационных технологий в
военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих
международному праву, направленных против суверенитета, политической
независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу
международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
н) установление в государствах, сопредельных с Российской
Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов
государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской
Федерации;
о) подрывная деятельность специальных служб и организаций
иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.
13. Основные внутренние военные опасности:
а) деятельность, направленная на насильственное изменение
конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и
социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов
государственной власти, важных государственных, военных объектов и
информационной инфраструктуры Российской Федерации;
б) деятельность террористических организаций и отдельных лиц,
направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации;
в) деятельность по информационному воздействию на население, в
первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических,
духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
г) провоцирование межнациональной и социальной напряженности,
экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
14. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и военного
управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических
ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики,
атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других
потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их
деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на
территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств
(групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом
органов государственного и военного управления этих государств на работу в
условиях военного времени.
15. Характерные черты и особенности современных военных
конфликтов:
а) комплексное применение военной силы, политических,
экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с
широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных
операций;
б) массированное применение систем вооружения и военной техники,
высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на
новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием,
информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных
морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной
техники;
в) воздействие на противника на всю глубину его территории
одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом
пространстве, на суше и море;
г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота
маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок
войск (сил);
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных
действий;
е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и
оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к
глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и
оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий;
з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных
формирований и частных военных компаний;
и) применение непрямых и асимметричных способов действий;
к) использование финансируемых и управляемых извне политических
сил, общественных движений.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с
применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной
войны).
III. Военная политика Российской Федерации
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации
определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным
законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года и Военной доктриной.
18. Военная политика Российской Федерации направлена на
сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной
организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов,
повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности
Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов
19. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность
Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в
соответствии с нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации.
20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого
военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
21. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической
обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния
межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием
современных технических средств и информационных технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание глобальной и региональной стабильности и
потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной
степени готовности к боевому применению;
д) поддержание мобилизационной готовности экономики Российской
Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций в установленных им сферах деятельности на уровне, необходимом для
обеспечения решения задач в военное время;
е) объединение усилий государства, общества и личности по защите
Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение
эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и
их подготовки к военной службе;
ж) расширение круга государств-партнеров и развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной
безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами
и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации,
расширение взаимодействия с государствами - участниками БРИКС (Федеративная
Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная
Республика и Южно-Африканская Республика);
з) укрепление системы коллективной безопасности в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее
потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в
рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),
взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях
обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диалога
в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, содействие
построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности,
основанной на коллективных внеблоковых началах;
и) соблюдение международных договоров Российской Федерации в
области сокращения и ограничения ракетно-ядерных вооружений;
к) заключение и реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного
доверия;
л) формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и
многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам,
включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с
равноправным российским участием;
м) противодействие попыткам отдельных государств (групп
государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем
стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом
пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного
оружия;
н) заключение международного договора о предотвращении размещения
в космическом пространстве любых видов оружия;
о) согласование в рамках ООН элементов нормативного регулирования
безопасного осуществления космической деятельности, включая безопасность
операций в космическом пространстве в их общетехническом понимании;
п) укрепление потенциала Российской Федерации в области
мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве, включая механизм
международного взаимодействия в указанной области;
р) участие в международной миротворческой деятельности, в том
числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными)
организациями;
с) разработка и принятие международного механизма контроля за
соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического (биологического), токсинного оружия и об их уничтожении;
т) участие в борьбе с международным терроризмом;
у) создание условий, обеспечивающих снижение риска использования
информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для
осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против
суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств
и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и
региональной стабильности.
Применение Вооруженных Сил, других войск и органов, их
основные задачи в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в
военное время
22. Российская Федерация считает правомерным применение
Вооруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии против нее и
(или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета
Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для
обеспечения зашиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации,
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
23. Применение Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное
время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным законодательством. При этом применение Вооруженных
Сил, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и
комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа складывающейся
военно-политической и военно-стратегической обстановки.
24. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство - участника Союзного государства или любые действия с применением
военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и
осуществит ответные меры.
25. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств - членов ОДКБ и
осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной
безопасности.
26. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания
силового характера Российской Федерацией предусматривается применение
высокоточного оружия.
27. Российская Федерация оставляет за собой право применить
ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и
других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против
Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено
само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
28. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами, другими
войсками и органами задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом
обороны Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами
и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и
документами стратегического планирования по вопросам обороны.
29. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав
миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по решению
Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские
контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ,
Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона
коллективной безопасности в целях оперативного реагирования на военные угрозы в
отношении государств - членов ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом
коллективной безопасности ОДКБ.
30. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или
по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в
порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами
Российской Федерации.
31. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил
могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.
32. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в
мирное время:
а) защита суверенитета, территориальной целостности Российской
Федерации и неприкосновенности ее территории;
б) стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том числе
предотвращение военных конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на
уровне, гарантирующем нанесение неприемлемого ущерба агрессору в любых условиях
обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении,
оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных
опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил, других войск и
органов к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на
потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к
боевому применению;
е) обеспечение воздушно-космической обороны важнейших объектов
Российской Федерации и готовности к отражению ударов средств
воздушно-космического нападения;
ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне
орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность
Вооруженных Сил;
з) охрана и оборона важных государственных и военных объектов,
объектов на коммуникациях и специальных грузов;
и) создание новых, модернизация и развитие имеющихся объектов
военной инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и органов, а также отбор
объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами)
в целях обороны;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения)
угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений
Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения
в соответствии с международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской
Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом на территории Российской Федерации и
пресечение международной террористической деятельности за пределами ее
территории;
п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне
и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении
общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения;
у) обеспечение национальных интересов Российской Федерации в
Арктике.
33. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в
период непосредственной угрозы агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий,
направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и
мобилизационной готовности Вооруженных Сил в целях проведения стратегического
развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
в) стратегическое развертывание Вооруженных Сил;
г) участие в обеспечении режима военного положения;
д) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке мероприятий по гражданской обороне;
е) выполнение международных обязательств Российской Федерации по
коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами
международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся
к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
34. Основными задачами Вооруженных Сил, других войск и органов в
военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее
союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к
прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской
Федерации и ее союзников.
Развитие военной организации
35. Основные задачи развития военной организации:
а) приведение структуры, состава и численности компонентов
военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти
цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов.
Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в
документах планирования долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности функционирования
системы государственного и военного управления, обеспечение информационного
взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными
органами при решении задач в области обороны и безопасности;
в) совершенствование системы воздушно-космической обороны
Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации на основе рационального использования финансовых, материальных и
иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и гражданской
обороны Российской Федерации;
ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных
ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники, а также
материально-технических средств;
з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации
и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах, других
войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров;
к) совершенствование системы информационной безопасности
Вооруженных Сил, других войск и органов;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к
ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
н) развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного
развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов, а также совершенствование
методов комплектования и подготовки мобилизационных людских резервов и
мобилизационных людских ресурсов;
о) совершенствование системы радиационной, химической и
биологической защиты войск (сил) и населения.
36. Основные приоритеты развития военной организации:
а) совершенствование системы управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
б) обеспечение необходимой степени укомплектованности,
оснащенности и обеспеченности соединений, воинских частей и формирований
постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки;
в) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а
также наращивание военно-научного потенциала.
Строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и
органов
37. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил,
других войск и органов - приведение их структуры, состава, численности и
оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и
специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами,
содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими,
социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и
возможностями Российской Федерации.
38. В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и
органов Российская Федерация исходит из необходимости:
а) совершенствования состава и структуры Вооруженных Сил, других
войск и органов, оптимизации штатной численности военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских
частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для
мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов;
в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и
мобилизационной подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между объединениями,
соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими
войсками и органами, федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации обороны;
д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и
специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного
освоения;
е) интеграции и скоординированного развития систем технического,
тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов;
ж) совершенствования систем военного образования и воспитания,
подготовки кадров, военной науки;
з) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
39. Выполнение основных задач строительства и развития
Вооруженных Сил, других войск и органов достигается путем:
а) формирования и последовательной реализации военной политики;
б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного
финансирования Вооруженных Сил, других войск и органов;
в) повышения эффективности функционирования
оборонно-промышленного комплекса;
г) обеспечения надежного функционирования системы управления
Вооруженными Силами, другими войсками и органами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
д) поддержания способности экономики страны обеспечить
потребности Вооруженных Сил, других войск и органов;
е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем
проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и
органов;
ж) развития сил гражданской обороны постоянной готовности,
способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и в военное время;
з) формирования территориальных войск для охраны и обороны
военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи,
объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для
жизни и здоровья людей;
и) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных
Сил, других войск и органов, в том числе за пределами территории Российской
Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и
федеральным законодательством;
к) создания эшелонированной по стратегическим и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
л) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
м) эффективного обеспечения информационной безопасности
Вооруженных Сил, других войск и органов;
н) совершенствования структуры военных образовательных
организаций высшего образования, федеральных государственных образовательных
организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан
Российской Федерации по программам военной подготовки, а также оснащения их
современной учебной материально-технической базой;
о) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского
персонала Вооруженных Сил, других войск и органов;
п) реализации установленных федеральным законодательством
социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей, повышения качества их жизни;
р) совершенствования системы комплектования военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным
укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих
боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск и
органов, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
с) укрепления организованности, правопорядка и воинской
дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;
т) совершенствования допризывной подготовки и
военно-патриотического воспитания граждан;
у) обеспечения государственного и гражданского контроля
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области обороны.
Мобилизационная подготовка и
мобилизационная готовность Российской
Федерации
40. Мобилизационная готовность Российской Федерации
обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки мобилизационных
планов.
Заданный уровень мобилизационной готовности Российской Федерации
зависит от прогнозируемой военной угрозы, характера военного конфликта и
достигается за счет проведения в необходимом объеме мероприятий по
мобилизационной подготовке, а также за счет оснащения Вооруженных Сил, других
войск и органов современным вооружением, поддержания военно-технического
потенциала на достаточном уровне.
41. Основной целью мобилизационной подготовки является подготовка
экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации,
экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций, подготовка Вооруженных Сил,
других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного
нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное
время.
42. Основные задачи мобилизационной подготовки:
а) обеспечение устойчивого государственного управления в военное
время;
б) создание нормативно-правовой базы, регулирующей применение
экономических и иных мер в период мобилизации, в период действия военного
положения и в военное время, включая особенности функционирования в эти периоды
финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения;
в) обеспечение потребности Вооруженных Сил, других войск и
органов, других потребностей государства и нужд населения в военное время;
г) создание специальных формирований, предназначенных при
объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы или использования в
интересах экономики Российской Федерации;
д) поддержание промышленного потенциала Российской Федерации на
уровне, достаточном для удовлетворения потребностей государства и нужд населения
в военное время;
е) обеспечение дополнительными людскими и
материально-техническими ресурсами Вооруженных Сил, других войск и органов,
отраслей экономики для решения задач в условиях военного времени;
ж) организация восстановительных работ на объектах, поврежденных
или разрушенных вследствие военных действий, включая восстановление
производственных мощностей, предназначенных для выпуска вооружения, военной и
специальной техники, а также прикрытия на транспортных коммуникациях;
з) организация снабжения населения продовольственными и
непродовольственными товарами в условиях ограниченных ресурсов в военное время.
IV. Военно-экономическое обеспечение
обороны
43. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей
военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне,
необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения
потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и в военное время.
44. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением,
военной и специальной техникой на основе развития военно-научного потенциала
страны, концентрации ее финансовых и материально-технических ресурсов, повышения
эффективности их использования с целью достижения уровня, достаточного для
решения возложенных на военную организацию задач;
б) своевременное и полное обеспечение Вооруженных Сил, других
войск и органов материальными средствами, необходимыми для реализации
мероприятий планов (программ) их строительства и применения, оперативной,
боевой, специальной и мобилизационной подготовки войск (сил);
в) развитие оборонно-промышленного комплекса путем координации
военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны,
интеграции в определенных сферах производства гражданского и военного секторов
экономики, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного,
специального и двойного назначения;
г) совершенствование военно-политического и военно-технического
сотрудничества с иностранными государствами в интересах укрепления мер доверия и
снижения глобальной и региональной военной напряженности в мире.
Оснащение Вооруженных Сил, других
войск и органов вооружением, военной и
специальной техникой
45. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил, других войск и
органов вооружением, военной и специальной техникой является создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в состоянии,
соответствующем задачам и предназначению Вооруженных Сил, других войск и
органов, формам и способам их применения, экономическим и мобилизационным
возможностям Российской Федерации.
46. Задачи оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов
вооружением, военной и специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение) современными системами и
образцами вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил, других
войск и органов, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое
применение;
б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств
вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных
компонентов;
в) развитие сил и средств информационного противоборства;
г) качественное совершенствование средств информационного обмена
на основе использования современных технологий и международных стандартов, а
также единого информационного пространства Вооруженных Сил, других войск и
органов как части информационного пространства Российской Федерации;
д) обеспечение функционального и организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил, других войск и органов;
е) создание новых образцов высокоточного оружия и средств борьбы
с ним, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и
управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных
аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной
авиации, систем индивидуальной защиты военнослужащих;
ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их
интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации
органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного,
оперативно-тактического и тактического масштаба.
47. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил, других войск и
органов вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в
государственной программе вооружения и других государственных программах
(планах).
Обеспечение Вооруженных Сил, других
войск и органов материальными
средствами
48. Обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов
материальными средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках
интегрированных и скоординированных систем технического и тылового обеспечения.
49. Основная задача обеспечения Вооруженных Сил, других войск и
органов материальными средствами в мирное время - накопление, эшелонированное
размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих
стратегическое развертывание Вооруженных Сил и ведение военных действий (исходя
из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и организаций промышленности
на работу в условиях военного времени) с учетом физико-географических условий
стратегических направлений и возможностей транспортной системы.
50. Основная задача обеспечения Вооруженных Сил, других войск и
органов материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии -
дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного
времени.
51. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил, других войск и
органов материальными средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения
группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой
продолжительности ведения военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и
материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом возможностей
организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и
специальной техники.
Развитие оборонно-промышленного
комплекса
52. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса
является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного
многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности
Вооруженных Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и
специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации
на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
53. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса
относятся:
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе
создания и развития крупных научно-производственных структур;
б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в
области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации
в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и
специальной техники в соответствии с государственной программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного
материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения,
военной и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе
отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих
разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и
специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности,
позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы;
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских
базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт
находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и
специальной техники, а также позволяющих обеспечить технологические прорывы или
опережающий научно-технологический задел в целях разработки принципиально новых
образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее
недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования
развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности
оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и
специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления
полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер
экономического стимулирования организаций - исполнителей государственного
оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности организаций
оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических
механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение
социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса;
п) обеспечение производственно-технологической готовности
организаций оборонно-промышленного комплекса к разработке и производству
приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники в заданных
объемах и требуемого качества.
Военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными
государствами
54. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее -
военно-политическое и военно-техническое сотрудничество), международными, в том
числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической
целесообразности и в соответствии с федеральным законодательством и
международными договорами Российской Федерации.
55. Задачи военно-политического сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и стратегической
стабильности на глобальном и региональном уровнях на основе верховенства
международного права, прежде всего положений Устава ООН;
б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами
- членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия и
Республикой Южная Осетия, дружественных и партнерских отношений с другими
государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию региональных
систем безопасности с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных
регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в
миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными
государствами и международными организациями для противодействия распространению
оружия массового поражения и средств его доставки;
е) развитие диалога с заинтересованными государствами о
национальных подходах к противодействию военным опасностям и военным угрозам,
возникающим в связи с масштабным использованием информационных и
коммуникационных технологий в военно-политических целях;
ж) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
56. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
а) с Республикой Белоруссия:
координация деятельности в области развития национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности
Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства;
б) с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия -
взаимодействие в целях обеспечения совместной обороны и безопасности;
в) с государствами - членами ОДКБ - консолидация усилий в
совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в
интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны;
г) с государствами - участниками СНГ - обеспечение региональной и
международной безопасности, осуществление миротворческой деятельности;
д) с государствами - членами ШОС - координация усилий в интересах
противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном
пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;
е) с ООН, другими международными, в том числе региональными,
организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил, других войск и
органов в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и
выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию (восстановлению)
мира, а также участие в разработке, согласовании и реализации международных
соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления международной
безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил,
других войск и органов в операциях по поддержанию (восстановлению) мира.
57. Задачи военно-технического сотрудничества определяются
Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
58. Основные направления военно-технического сотрудничества
формулируются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации.
* * *
Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением
характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения
обороны и безопасности, а также условий развития Российской Федерации.
Уточнение Военной доктрины Российской Федерации проведено во
исполнение решения Совета Безопасности России от 5 июля 2013 года. Внесённые в
документ изменения одобрены на совещании Совета Безопасности России 19 декабря
2014 года.
Опубликовано: 30 декабря
2014 г. в "РГ"
- Федеральный выпуск №6570 |