Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  Смотрите описание Цельная фреза ласточкин хвост на сайте.

 

Индивидуально-воспитательная работа прапорщика с подчинёнными Версия для печати Отправить на e-mail

     Вопросы:

1.Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы в подразделении. Изучение личностных качеств  и особенностей военнослужащего. 

2. Выбор  оптимальных  форм, методов и  приемов психолого-педагогического воздействия на воинов. 

 

< 1>

   Индивидуально-воспитательная работа - это систематическое и  направленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом  возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению  воинского долга.

Структурное содержание этой работы включает взаимосвязанные  этапы: подготовительный,  целенаправленное  педагогическое  воздействие и результативный.

     В ходе  подготовительного  этапа  прапорщику (мичману) необходимо определить, что и как изучать в личности подчиненного, спрогнозировать перспективы его  развития,  выбрать  наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.

Реализуя план индивидуально-воспитательной  работы с подчиненным, командир различными средствами и методами педагогического  взаимодействия с  военнослужащим (воздействие на него)  добивается его активного участия в самосовершенствовании.

    В завершение  оцениваются  результаты  изучения и педагогического воздействия на подчиненного.  В этот период происходят  диагностика  и корректировка воспитательной деятельности самого начальника.

Изучение подчиненных ведется как непосредственно (в ходе наблюдения, индивидуальных бесед, индивидуальной помощи), так и опосредованно (в процессе анализа результатов деятельности, изучения различных документов, обобщения независимых характеристик,  переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где учился или работал подчиненный).

       Рассмотрим некоторые из этих методов.

    Одним из важнейших является наблюдение. Под ним понимается систематическое, целенаправленное накопление  факторов поступках, поведении, суждениях  военнослужащего, позволяющих сделать выводы о его  индивидуальных особенностях.

    Лучше узнать человека помогает изучение документов: автобиографических данных, характеристик с места работы или учебы, из военных комиссариатов; документов об образовании; материалов профессионального  отбора; медицинских книжек; служебных карточек.

    Но самые достоверные данные дает, конечно же,личное общение с подчиненным.При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнении о положении дел в  коллективе, о  сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о воине, на основании чего и строится индивидуальная воспитательная работа с ним.

Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

 

< 2>

     Основываясь на  знании  индивидуальных  особенностей  подчиненного, важно выбирать такие способы  воздействия  на  него, которые  окажут большее положительное влияние. Из наиболее эффективных традиционных методов и приемов  индивидуального воздействия  на  личность  применяются :  убеждение, поощрение (награда) или просто одобрение, похвала, выражение своего положительного отношения к подчиненному, доверия к нему.

    Важную роль играет  воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь  военнослужащему  найти пример для подражания. Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в  трудных жизненных ситуациях.  Это повышает моральную ответственность начальника за свои действия и поведение.

    Действенной формой  индивидуальной работы является  воспитательная  беседа .Условно ее можно разделить на три основных этапа. Первый этап - вступление.  Главная задача здесь - снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к  человеку  по важным для него вопросам он воздвигает перед собой защитный психологический барьер ).  Для снижения этого барьера можно применить несколько способов:

- назвать подчиненного по имени и отчеству;

- сказать несколько теплых слов в его адрес;

- спросить о делах, проблемах воина, о здоровье  и  успехах  членов его семьи(если знаете их или знакомы);

- выразить признательность собеседнику за  то, что  он  согласился откровенно обсудить возникшую проблему;

- признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

    Второй этап - основной.   Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчиненного,  чтобы  повлиять на его поведение или действия.

     В диалоге собеседники оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное ( жесты, мимика, позы) воздействие.

    Третий этап - заключительный.  Главная его цель - создание  хорошо впечатления  от  проведенной  беседы, эмоционального настроя на качественное решение задач службы.

     Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.       Индивидуальные задания и поручения.  Они подбираются с учетом особенностей личности  каждого  воина с целью формирования у него определенных черт характера,  воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

    Индивидуальная  помощь  может выступать в виде советов,  разъяснений, убеждений по  отдельным служебным и личным вопросам.  Помощь может быть оказана в виде  моральной поддержки с целью преодоления  психологических трудностей общения в воинском коллективе и в других вопросах.

  Критика  проступков, негативных качеств военнослужащего.  Чтобы она не воспринималась  болезненно  и  давала  нужный результат, должна быть объективной и справедливой. Желательно вначале отметить и положительные качества, успехи и достижения подчиненного.

   При необходимости могут применяться и  2меры осуждения, запрещения и принуждения.

    В выборе формы воздействия  на военнослужащего подлинным  педагогическим мастерством является применение  2нестандартных методов и  приемов воспитания.     Анализ воспитательной деятельности показывает, что среди них можно выделить две основные группы:

- методы  и  приемы, выработанные в процессе личной воспитательной  практики . Например, повышению откровенности  подчиненного  способствует проведение  беседы,  когда начальник находится вместе с ним в трудных, экстремальных условиях (на учениях, боевом дежурстве);

- методы и приемы,  основанные на принципе "ожидаемая реакция -обратная реакция", суть которых заключается в неожиданной для подчиненного положительной  оценке его проступка, неправильного поведения, что вызывает в нем положительный стресс, иногда даже шоковое состояние и  помогает по-новому взглянуть на себя, сделать переоценку своих взглядов и поведения.

    В индивидуально-воспитательной работе прапорщикам (мичманам),особенно молодым, важно не встать на  путь  применения  антипедагогических методов  и  приемов, дающих  обратный результат (опора на "дедовщину" в наведении порядка; коллективные наказания; рукоприкладство и т.п.),подрывающих веру подчиненных в командира, в его способность навести уставной порядок правомерными действиями.

   Важным компонентом  индивидуально-воспитательной работы командира является  применение различных видов психолого-педагогической коррекции  поведения военнослужащих.

    При коррекции незначительных отклонений в поведении  военнослужащего целесообразно использовать  методы коммуникативного регулирования :

- коммуникативная адаптация  - предварительное информирование  военнослужащего о коллективе,  о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах;

- коммуникативное включение  - установление и расширение контактов прибывшего в подразделение воина с членами коллектива.

   Особенно это важно для его взаимоотношений с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие;

- прямое  воздействие  -   непосредственное  предъявление требований, например: "В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении своих обязанностей";

- эффект "значимых других"  - воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков;

- исключение альтернативных воздействий  - отрицательного  влияния на подчиненного, например, со стороны негативного лидера и т.п.

При существенных отклонениях поведения подчиненного  в  предконфликтных и конфликтных ситуациях могут быть использованы следующие  виды внешней регуляции:

- коррекция  статуса -  разъяснение военнослужащему его служебного статуса, его повышение или  понижение.  Например,  в  ситуации,  когда солдат третьего  периода  службы  не желает прямо или косвенно  подчиняться младшему командиру,  который моложе него по  возрасту  и  менее опытен, необходимо разъяснение, что солдат имеет статус подчиненного;

- коррекция самооценки  требуется при значительно  пониженном  или завышенном ее уровне у воина;

- коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения достигается созданием  условий его повышения,  оказанием помощи подчиненному в формировании навыка разрешения  противоречий  неконфликтными способами;

- коррекция межличностных отношений  представляет собой  индивидуальную работу с военнослужащими в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими общепринятых правил  взаимоотношений,  оказание помощи в разрешении противоречий и т.п.;

- коррекция отрицательных свойств характера  подчиненного (самодовольство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п.).Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства воина,  как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

     В целом  индивидуальная  воспитательная  работа  -  дело сложное, творческое, длительное и трудное, требующее серьезной подготовки и опыта. Данные здесь рекомендации могут,  конечно,  быть дополнены и скорректированы с учетом особенностей личного состава и  выполняемых  подразделением задач. Главное  же, что всегда должно присутствовать в индивидуально-воспитательной работе,- доброжелательность и  умение  понять человека.

 
Copyright © 2006