Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  rspin.com

 

Военная доктрина РФ об основах военной политики России Версия для печати Отправить на e-mail

ВОПРОСЫ:

 

1.   Научные основы военной политики Российской Федерации.

2.   Обеспечение военной безопасности страны – важнейшее направление военной политики России.

 

 

Военная политика Российской федерации – необходимый и важный  элемент общеполитической и внешнеполитической деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войны и военных конфликтов, упрочение стратегической стабильности. Научно – концептуальным стержнем военной политики является Военная доктрина.

 

< 1>

Военная политика (ВП) представляет собой сложную и очень важную сферу жизнедеятельности многих государств, в том числе России. Вследствие этого возрастает необходимость в более основательном рассмотрении сущности ВП, факторов, определяющих её содержание, структуры, характера внешних проявлений, тенденций развития в современных условиях.

В широком смысле военная политика – это политика, проводимая в военной области, т.е. военные аспекты внутренней и внешней политики государства. При этом она не является какой-то обособленной, специфической. Самостоятельной частью политики вообще. ВП интегрирует самые различные  виды политической, экономической, научно-технической и других видов деятельности, направляя их на решение конкретных задач, связанных с обеспечением военной безопасности общества, государства, личности.

Военная политика реализует возникшую на стыке общегосударственной политики и военной стратегии деятельность социально-политических сил и специально созданных  ими государственных институтов. Она направлена  на формирование и использование  насильственных средств (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное насилие), как вооружённых, так и невооружённых, для ведения войн и военных конфликтов или противодействия им, а также для обеспечения национальной и региональной безопасности.

Таким образом, военная политика – это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением насильственных средств для достижения определённых политических целей.

 

Целью военной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для устойчивого всестороннего развития общества, государства,  его граждан, обеспечение их военной безопасности и защиты жизненно важных интересов.

 

По своему предназначению  военная политика призвана:

- оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей;

- определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства;

- вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенциальному агрессору и взаимодействия с союзниками, руководить военными акциями.

Цель и предназначение военной политики РФ соответствуют положению Устава ООН, Хельсинских соглашений 1975 и 1992 годов. Парижской хартии 1990 года, Стамбульской хартии 1999 года и других международных договоров, соглашений и договорённостей.

Военная политика России, как и любого другого государства, имеет две взаимосвязанные стороны – внутреннюю и внешнюю. Если внешняя сторона включает проблемы использования военной силы в межгосударственных отношениях, то внутренняя сторона определяет перспективы и повседневную деятельность государства по поддержанию его обороноспособности и готовности Вооружённых Сил к применению.

В соответствии с новым научным подходом военная политика РФ призвана выполнять в государстве две основные функции: научно-аналитическую (прогностическую) и организационно-практическую (управленческую). Их соотношение определяется характером самой военной политики, общей политикой государства, объективными условиями его функционирования и развития, а также  субъективными факторами, связанными с политическим и военным руководством, его отношением к науке, военному делу и т.д.

Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства государства, военно-политические союзы и договоры.

Объектами военной политики являются те области жизнедеятельности российского общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства – экономика, наука и техника, социально-политические отношения и социальные структуры, общественное сознание и др.

Направленность военной политики России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Под воздействием больших социально-экономических и военно-политических перемен в ней преодолена конфронтационность, вызванная противостоянием в период «холодной войны». ВП РФ конца 20-начала 21 века имеет миролюбивый характер, отличается взвешенным и конструктивным подходом к решению наиболее сложных проблем и противоречий, стремлением к достижению позитивных результатов в процессе сотрудничества, в том числе военно-политического, с самыми различными странами.

 

Конкретное содержание военной политики определяют следующие факторы:

- экономические, политические и иные интересы Российского государства, составляющих его классов, наций, социальных групп, регионов, выраженные в Концепции национальной безопасности, Военной доктрине, других документах и установках;

- потенциальные и реальные возможности России как субъекта ВП, позволяющие реализовать эти интересы;

- внутренние и внешние условия жизнедеятельности государства и его важнейших институтов, степень угрозы его безопасности.

Главное, что определяет суть, содержание и направленность ВП РФ,- её экономические и политические интересы как субъекта этой деятельности. Как писал Гегель, «ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов…, и лишь они играют главную роль».

Важнейшее направление военной политики России заключается в обеспечении благоприятных, взаимовыгодных экономических, культурных, научных и других  связей и отношений со всеми странами, особенно с соседними, установлении такого миропорядка, при котором решение назревших проблем осуществляется не под диктатом одной страны или определённого военно-политического союза государств, а в результате совместных взаимоприемлемых коллективных решений, преимущественно под эгидой ООН.

В структуре ВП можно выделить ряд относительно самостоятельных компонентов.

Совокупность идей и принципов. Научно-концептуальный стержень ВП – Военная доктрина РФ, разработанная высшими органами политического и военного руководства, утверждённая Указом Президента Российской федерации 21 апреля 2000 года. Теоретические основы Военной доктрины подготовлены и обоснованы путём глубокого научного анализа военно-политической  практики. Идеи и установки Военной доктрины определяют общее направление военно-политической деятельности государства и системный подход к её осуществлению как на ближайшую, так и на отдалённую перспективу.

Военно – политические решения и планы. Это один из самых  сложных и ответственных элементов ВП.  Как известно, военно-политическая обстановка и в России, и в мире подвержена непрерывным изменениям. Некоторые из них происходят внезапно, затрагивая самые глубокие, жизненно важные интересы государства, народов, общностей.  Они требуют своевременного, порой экстренного. Реагирования, принятия ответственных, иногда судьбоносных решений, последовательного и неуклонного проведения их в жизнь. Эти решения должны отражать особенности конкретной обстановки и, безусловно, соответствовать положениям и установкам Военной доктрины.  Степень необходимости и способность реализации принимаемых решений и планов свидетельствуют об эффективности осуществления военно-политической деятельности.

Практическая деятельность по реализации доктринальных положений, принятых планов и решений осуществляется по следующим направлениям:

· Руководство военным строительством в целом, особенно строительством ВС, связанное с созданием основ военного потенциала страны, что требует  разработки и реализации научной военно-экономической, военно-технической политики, а также военных аспектов социальной, демографической, культурной политики;

· Регулирование военно-политических отношений с другими государствами. Коалициями. Вооружёнными силами, основанное на активном использовании всего арсенала методов и средств военной дипломатии (вопросы военно-технического оснащения, развития организационных структур войск и флотов, их дислокации, управления, подготовки кадров и совместных действий в конкретных ситуациях);

·  Руководство военно-политическими акциями различного характера и масштаба на территории России и на международной арене, призванное обеспечить координацию действий с союзными силами, нейтрализацию или косвенное использование сил, не участвующих в конфликте (инциденте), решительное противодействие противнику, разгром его военной силы (руководство действиями по предотвращению войны или ходом войны, действиями по отпору агрессору или развёртыванию агрессии, по стабилизации внутренней обстановки или её дестабилизации).

Из структуры ВП вытекает её содержательное определение как совокупности руководящих идей, положений, конкретных решений и практических действий, направленных на создание военного потенциала и достижение политических целей военными средствами.

Военная политика-это система взглядов, отношений и учреждений,  а также определяемая ими деятельность государства или его отдельных институтов, направленная на создание. Подготовку и применение военной силы в политических целях.

Механизм взаимодействия субъекта и  объекта в структуре ВП РФ выглядит следующим образом. Государство как  субъект ВП определяет политические цели и готовит соответствующие средства насилия (как военные, так и невоенные) для их достижения. При этом соответствие целей и средств конкретным условиям данной военно-политической обстановки способствует их успешной реализации в процессе применения военной силы. В противном же случае объективно возникает необходимость расширить или поднять качественный уровень привлекаемых средств насилия, что нежелательно в современных условиях, либо внести соответствующие коррективы в цели и задачи ВП. Стремление  же продолжать осуществлять ВП, в которой возникает значительный дисбаланс между поставленными целями и возможностями их достижения, может привести к провалу, неудаче не только в военной политике, но и к кризису политики государства в целом.

 

< 2>

За последние годы жизнь внесла большие коррективы в конкретное содержание ВП РФ, как в устоявшиеся взгляды и концепции по этому вопросу, так и в принимаемые решения. В новых военно-политических подходах и концепциях всё большее место занимают суждения о том, что война и военная сила – не самый эффективный инструмент политики, что безопасность невозможно обеспечить только военно-техническими средствами. Поэтому главный упор в разрешении конфликтов и спорных проблем надо стремиться делать на политические средства и дипломатические усилия. Вместе с тем в мире по-прежнему существуют источники военной опасности. И пока неприменение силы не  стало нормой  международных отношений, национальные интересы РФ требуют наличия достаточной для её обороны военной мощи.

В русле таких подходов разработаны и приняты конституционные основы обеспечения безопасности России. Закон «об обороне», концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года.

Главными целями военной политики Российской Федерации на современном этапе, вытекающими из концептуальных направлений и положений Военной доктрины РФ, являются следующие:

·  Предотвращение крупномасштабных военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооружённых конфликтов между бывшими республиками СССР, оперативная нейтрализация любых военных провокаций;

·  Защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности РФ, сдерживание от развязывания войн и военных конфликтов, направленных против неё;

·  Выполнение международных обязательств РФ по оказанию военной помощи союзным с нею государствам и участию в операциях по поддержанию мира;

·  Обеспечение действий Совета безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на возможно более ранней стадии развития угрожающей ситуации или конфликта;

·  Поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учётом её социально-экономических и финансовых возможностей.

В  связи с этим военно-политическое руководство России делает многое для того, чтобы научно обоснованная, взвешенная  военная политика обеспечивала осуществление необходимых мер в области военного сотрудничества с другими странами, оптимизации военной организации государства. Создания военной силы, соответствующей современным реалиям.

Основное содержание обеспечения военной безопасности, связанного с осуществлением военно-политической деятельности, главным образом в сфере внешней политики РФ в мирное время, включает:

-формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

-поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;

-развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами;

-создание и совершенствование системы обороны РФ и её союзников;

-всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, поддержание  их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

-защиту объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удалённых районах Мирового океана;

-охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;

-поддержку при необходимости политических  акций РФ путём проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля за взаимным выполнением обязательств в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

-обеспечение  готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

В военной доктрине РФ определено, что международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество осуществляется исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации и её союзников.

Исходя из этого, российская Федерация осуществляет международное военно-политическое сотрудничество, сообразуясь с внешнеполитической и экономической целесообразностью, задачами обеспечения военной безопасности РФ и её союзников, действуя в соответствии с законодательством и международными обязательствами, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства и в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.

При этом военно-политическое руководство РФ исходит из того, что в современных условиях приоритетное значение имеют политико-дипломатические, правовые, экономические, информационные и другие средства. Их комплексное использование направлено на снижение степени военных опасностей и угроз; упрочение военно-политической стабильности в России и на мировой  арене; создание неприемлемой обстановки для действий агрессивных, экстремистских, террористических сил, их изоляцию в мире, в регионе; предотвращение межгосударственных военных конфликтов; урегулирование мирными, политическими средствами кризисных ситуаций.

В то же время возможности политико-дипломатических способов  и средств обеспечения военной безопасности не следует преувеличивать. Известно, что в практике межгосударственных отношений они реализуются, как правило, непросто, в течение  продолжительного времени, с теми или иными ограничениями, условиями и т.д. Нельзя забывать, что, кроме того, нередко приходится иметь дело с проявлениями политической  и военной пассивности, с одной стороны, и военно-политического авантюризма – с другой.

Другим приоритетом военной политики является строительство и подготовка военной организации государства, призванной обеспечить гарантированную защиту «национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и её союзников». Мы отказались от односторонней реализации принципа «оборонной достаточности», так как это сыграло отрицательную роль в строительстве Вооружённых Сил, ослабило военно-промышленный комплекс страны. Этот принцип ориентирован лишь на «оборонительные» действия по защите национальных интересов, при этом войскам зачастую отводилась пассивная роль. Характер, способы действий ВС должны не только гарантировать военную безопасность страны, но и служить мощным сдерживающим фактором по отношению к внутренним и внешним деструктивным и агрессивным силам.

Важная роль в осуществлении стратегии военной безопасности отводится Вооружённым силам РФ. Для этого они  должны располагать всеми необходимыми средствами. В Военной доктрине в этой связи заявлено, что «Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству или коалиции государств)в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и её союзников, поддержания международной стабильности и мира».

 
Copyright © 2006