ИСТОРИЯ ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ
Тысячи вертолетов — от
совсем маленьких, массой в несколько десятков килограммов, до мощных многотонных
гигантов — бороздят просторы воздушного океана. В отличие от самолета вертолет
не нуждается в аэродромах. Он может взлететь вертикально без разбега и так же
сесть, висеть в воздухе на одном месте и перемещаться горизонтально с различными
скоростями. Эти свойства вертолета делают его очень ценной, порой незаменимой
машиной. Вертолеты перевозят грузы и пассажиров в отдаленные селения,
расположенные среди гор или лесов, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают
спасать людей при наводнениях и бороться с лесными пожарами. С помощью
вертолетов ведут борьбу с вредителями полей и сорняками, производят
геофизические и гравиметрические съемки местности, проверяют исправность
высоковольтных линий электропередач. В последние годы вертолеты систематически
используются в качестве подъемных кранов на стройках, при укладке трубопроводов
и т. п. Вертолеты стали важной составной частью военно-воздушных сил в
большинстве стран мира. Ученым Советского Союза принадлежит честь создания
научной теории вертолетов, без которой были бы немыслимы успехи современного
вертолетостроения. В СССР были построены первые действительно летавшие
вертолеты. Конструкторы, инженеры и рабочие авиационной промышленности создали
много различных типов весьма совершенных вертолетов, а наши летчики установили
на этих машинах много мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности.
Пожалуй, большинство людей считают вертолет младшим братом самолета. И
действительно, вертолеты начали прочно входить в жизнь человечества лишь четыре
десятилетия назад, после второй мировой войны. А самолеты более 75 лет назад
активно участвовали в первой мировой войне и уже в те годы достигли определенной
степени совершенства—вспомним «Илью Муромца». Однако первые идеи создания
летательных аппаратов тяжелее воздуха, первые практически разработанные проекты
и построенные модели таких аппаратов относятся не к самолетам, а к вертолетам. В
конце XIX в,
была опубликована найденная в миланской библиотеке рукопись Леонардо да Винчи с
эскизным рисунком и описанием первого «вертолета». Великий флорентиец представил
его себе в виде большого воздушного винта (проволочный каркас, обтянутый
накрахмаленной парусиной), приводимого в движение мускульной энергией человека.
Рукопись эта датируется 1475 г. В 1754 г. М. В. Ломоносов впервые в мире
построил натурную модель вертолета. Часовая пружина приводила в движение два
винта (видимо, модель была выполнена как вертолет соосной схемы). В годовом
отчете за 1754 г. Ломоносов пишет, что цель этой работы — создать машину,
которая, «поднимаясь кверху сама, могла бы поднять маленький термометр, дабы
узнать градус теплоты на вышине». В последующие годы в разных странах было
предложено немало проектов вертолетов. Конечно, крайне несовершенных на
современный взгляд. Отсутствие теоретических разработок делало все эти
предложения малоперспективными. Основы теории вертолета были заложены в начале
нашего века Н. Е. Жуковским. Особенно большой вклад в этот раздел авиационной
науки сделан В. Н. Юрьевым. Ему же принадлежит ряд практических изобретений в
области вертолетов. В 1911 г. Б. Н. Юрьев, в то время студент Московского
высшего технического училища, изобрел остроумный механизм для управления
вертолетом — автомат перекоса, который применяется теперь во всем мире, почти на
всех вертолетах. В этом же году Б. Н. Юрьевым была предложена схема
одновинтового вертолета с рулевым винто-компенсатором. Дело в том, что под
действием так называемого реактивного крутящего момента при вращении несущего
винта корпус вертолета тоже начинает вращаться, только в противоположную
сторону. Этот реактивный момент был известен еще Ломоносову. Поэтому в его «аэродромической
машинке» имелось два винта, вращающихся в разные стороны,— реактивные моменты
винтов взаимно уравновешивались. Такой способ применяется на вертолетах
некоторых схем и сейчас. Вертолет по одновинтовой схеме с рулевым
винтом-компенсатором, предложенный Б. Н. Юрьевым, был построен под его
руководством воздухоплавательным кружком студентов Московского высшего
технического училища и демонстрировался в 1912 г. в Московском манеже на
Международной выставке автомобилизма и воздухоплавания. Автор проекта был
награжден золотой медалью за «прекрасную теоретическую разработку проекта и его
конструктивное осуществление». В наше время вертолеты, построенные по этой
схеме, получили наибольшее распространение. До 1930 г, никому не удавалось
построить вертолет, способный подниматься на значительную высоту. Вертолеты
поднимались в то время лишь на несколько десятков метров и держались в воздухе
считанные минуты. После большой исследовательской работы и тщательного
рассмотрения ряда проектов в 1930 г. в Москве в ЦАГИ был построен вертолет
одновинтовой схемы ЦАГИ 1-ЭА. Это одноместная машина с одним несущим винтом и
четырьмя небольшими рулевыми винтами для уравновешивания реактивного момента. На
вертолете были установлены два двигателя М-2 мощностью по 88,2 кВт (120 л. с.).
Это первый в мире по-настоящему летавший вертолет. Одним из его конструкторов и
первым пилотом был А. М. Черемухин. В августе 1932 г. он поднялся на ЦАГИ 1-ЭА
на высоту 600 м. Это был выдающийся для того времени успех. Достаточно сказать,
что официально зарегистрированный в то время мировой рекорд высоты полета на
вертолете (итальянский вертолет Асканио) составлял всего 18 м. Вслед за первым
советским вертолетом последовали другие, в том числе созданный в 1938 г. под
руководством известного авиаконструктора И. П. Братухина ЦАГИ 11-ЭА. Это был
первый комбинированный вертолет, который, кроме несущего винта, имел крыло и
тянущие винты.
------------------------------------------------------------
Литература:
Андреев И., Захаров А. "Боевые самолеты" 1992г.
Попова С. "Аэрофлот от А до Я" 1986г.
Источник:
http://cybernet.boom.ru/avia/plane/tipist.html
|