ВОПРОСЫ: 1.Конституция Российской Федерации об организации обороны страны. 2.Правовое регулирование руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. На современном этапе развития международной обстановки ведущее место в защите интересов государства занимают средства политического, правового и экономического характера. Однако они могут быть эффективными лишь в случае, если опираются на военную мощь, способную сдержать потенциальных агрессоров от развязывания вооруженных конфликтов. 1.Среди основых направлений деятельности Российского государства в сфере обеспечения своей военной безопасности важное место занимает создание и совершенствование правовых основ организации обороны страны и руководства Вооруженными Силами. Такие основы содержатся в Конституции Российской Федерации, нормы которой обладают высшей юридической силой. Это значит, что все иные законы и правовые акты создаются на базе и в соответствии с Основным Законом страны и не могут ему противоречить. Конституция включает в себя нормативно-правовые акты об организации обороны страны, руководства Вооруженными Силами. В ее нормах нашли отражение наиболее принципиальные вопросы оборонного строительства. Так, устанавливая права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важнейших обязанностей своих граждан - обязанность защитить Отечество. 1СТРОКОЙ КОНСТИТУЦИИ: Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Исполнение указаний обязанности предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. В связи с тем, что главным орудием защиты Отечества являются Вооруженные Силы, основной формой реализации данной обязанности является военная служба в мирное время (добровольное или по призыву). Как и все другие правовые нормы, обязанность защиты Отечества обеспечивается силой закона. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ее гражданин может быть привлечен к юридической ответственности (административной, дисциплинарной или уголовной). Конституция определяет полномочия высших органов государственной власти. С учетом значимости оборонной деятельности государства наш Основной Закон отнес решение важнейших вопросов в этой сфере к исключительной компетенции федерации. Согласно статьи 71 Конституции ведению Российской Федерации подлежат: вопросы войны и мира, обороны и безопасности, оборонного производства, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, статуса и организации защиты государственной границы. Наиболее широкий круг полномочий в этой области у Президента Российской Федерации, который является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Именно Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Обязанность соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства входит в содержание присяги Президента, приносимой при его вступлении в должность. СТРОКОЙ КОНСТИТУЦИИ: Статья 87. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии противника Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственой Думе. В области организации обороны и военного строительства Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил: при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе: награждает государственными наградами, присваивает высшие воинские звания. Определенные полномочия в области руководства обороной и строительством Вооруженных Сил закреплены Конституцией России за палатами Федерального Собрания. Так, Совет Федерации и Государственная Дума наделены правом образовывать комитеты и комиссии, в том числе - по обороне, безопасности и военному строительству. Государственная Дума принимает федеральные законы, включая и законы по вопросам организации обороны страны, определяет размеры ассигнований на оборону, строительство Вооруженных Сил, оборонное производство и т.д. Верхняя палата Российского парламента - Совет Федерации - наделена правом одобрять принятые Государственной Думой законы. При этом обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые законы по вопросам: войны и мира, статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации, ратификации и денонсации международных договоров России, в том числе связанных с обеспечением обороны страны. В Конституции установлены полномочия Правительства по руководству и управлению всеми отраслями жизнедеятельности государства. Осуществляя эти полномочия, Правительство руководит также и военным строительством. Оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и осуществляет его исполнение; осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. По вопросам своей компетенции Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории страны. Анализ конституционных основ организации обороны и строительства Вооруженных Сил России показывает, что Основной Закон достаточно подробно регламентирует эту важнейшую сферу деятельности нашего государства. На основе Конституции приняты и действуют законодательные акты, детально регулирующие организацию руководства Вооруженными Силами. 2. Основными законодательными актами по вопросам организации руководства Вооруженными Силами России являются: Закон Российской Федерации "О безопасности", Указ Президента России "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации", законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О Государственной границе Российской Федерации", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Характеристику правового регулирования деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны и руководству Вооруженными Силами необходимо начать с Закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Этот закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Закон относит к числу основных объектов безопасности государства его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. 1ЯЗЫКОМ ЗАКОНА: Силами и средствами обеспечения безопасности (согласно ст.12 Закона) являются: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, формирования гражданской обороны, пограничные и внутренние войска и т.д. Важное место в Законе принадлежит определению статуса Совета безопасности Российской Федерации, его состава и порядка формирования, основных задач, среди которых важнейшая - обеспечение обороны страны. Составной частью компетенции обеспечения безопасности страны является военная доктрина, основные положения которой утверждены Президентом Российской Федерации осенью 1993 года. Военная доктрина России представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на войны, вооруженные конфликты и их предотвращение, основания и порядок использования Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты суверенитета, территориальной целосности страны, подготовку ее к обороне и строительство армии и флота. Структура Основных положений военной доктрины Российской Федерации: 1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ В этом разделе изложено отношение Российской Федерации к вооруженным конфликтам и войнам; указаны возможные причины военных конфликтов и источники военной опасности; намечены основные направления и политические принципы обеспечения военной безопасности России, направления социально-политического обеспечение военной безопасности; определены политические цели использования военной силы, задачи государства в области обороны страны. 2.ВОЕННЫЕ ОСНОВЫ ДОКТРНЫ В этом разделе определены возможный характер войн и вооруженных конфликтов; главная цель применения Вооруженных Сил и других войск в вооруженных конфликтах и локальных войнах, стратегическая цель их применения в крупномасштабной войне; задачи Вооруженных Сил, пограничных войск, внутренних войск. В данном разделе установлено четкая система руководства Вооруженными Силами, внутренними и пограничными войсками как в мирное, так и военное время. 3.ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ Здесь определены цели, принципы и главные направления оборонного комплекса страны, материально-технического оснащения войск, поддержания высокой мобилизационной готовности российской экономики. Среди законодательных актов, регулирующих вопросы военного строительства, важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 мая 1992 года. Значимость этого нормативно-правового документа состоит в том, что им объявлено о создании Вооруженных Сил России. В Указе закреплены принципы строительства Вооруженных Сил: преемственность боевых и героических традиций; соблюдение взятых обязательств по выполнению международных договоров и соглашений; многонациональный характер кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву и контракту; единоначалие; постоянная боевая готовность; реализация норм международного права и деятельности войск, учет мирового опыта военного строительства. К числу основополагающих актов в области строительства Вооруженных Сил относится Закон Российской Федерации "Об обороне", принятый 24 сентября 1992 года. Он регулирует организацию обороны страны, устанавливает права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушения законодательства по вопросам обороны, а также других норм, ее касающихся. 1ЯЗЫКОМ ЗАКОНА Под обороной Закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защите населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона, подчеркивается в ст.1 Закона, является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Для обеспечения четкого государственного руководства Вооруженными Силами важное значение имеют нормы Закона, которыми устанавливается предназначение Российской армии и флота; определяются их состав, порядок и принципы комплетования на основе сочетания добровольного порядка с призывом по экстерриториальному принципу; определяются вопросы осуществлению общего и непосредственного руководства Вооруженными Силами, закрепляется компетенция Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил. Государственное руководство прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил осуществляется на основе Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года. В этом Законе определено содержание воинской обязанности граждан, установленны обязанности государственных органов и должностных лиц по обеспечению ее исполнения, установлена ответственность за нарушение законодаительства о воинской обязанности. Закон регламентирует вопросы организации воинского учета, подготовки граждан к военной службе, устанавливает порядок призыва, основания для освобождения и отсрочек отнего. Отдельный раздел Закона посвящен установлению порядка поступления граждан на военную службу по контракту. В Законе урегулированы вопросы военной службы как особого вида государственной службы граждан в Вооруженных Силах, впервые в российском законодательстве закреплено содержание понятия "исполнение обязанногстей военной службы" и даны ее правовые признаки. Важное значение для осуществления гражданами своих обязанностей по защите Отечества имеют положения Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года, установившего права и обязанности, ответственность военнослужащих и определившего основы государоственной политики по прпавовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Этот Закон является первым в истории военного строительства России единым правовым актом, в котором определены понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлены круг граждан, имеющих этот статус, а также гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В Законе установлены общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а также виды ответственности за совершаемые ими правонарушения. Рассмотренные законодательные акты регулируют важнейшие вопросы организации руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. На основе и во исполнение этих актов должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил издаются приказы, директивы, положения, инструкции и наставления, глубокое знание которых позволяет военнослужащим с честью выполнять свой долг по защите Отечества.
|