Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Т-Я Версия для печати Отправить на e-mail

Т

 

Томсон Эдуард (Пётр) Мартынович

 (1891–1919)

В 1913 году окончил Московскую авиашколу. Будучи в Германии на авиационных соревнованиях был интернирован. Ему удаётся бежать в Бельгию, а оттуда во Францию, где он записывается добровольцем. Много летает на разведку. Подбит, ранен.

Возвратившись на родину, идёт добровольцем в русскую армию, зачислен в 1-й КАО. В мае 1915 года проходит кратковременную переподготовку в Гатчине и снова отбывает на фронт. В августе 1915 г. он уже старший унтер-офицер, награждён Георгиевским крестом. За боевые отличия произведён в прапорщики и представлен к ордену Св. Анны IV ст. В начале мая 1917 года получил тяжёлое ранение. После госпиталя вернулся в строй. После Революции переходит на сторону новой власти. Назначен командиром 1-го Социалистического разведывательного отряда. Затем направлен в Латышскую авиагруппу и, скорее всего, принимает участие в боях за Псков и освобождение Латвии. За время участия в Первой мировой и Гражданской войн сбил в воздушных боях 11 самолётов противника.

Скончался в Риге.

 

 

Туманский Алексей Константинович

(1895–1972)

Дорога в небо для него началась с Петербургских теоретических авиационных курсов. Затем Севастопольская авиационная школа в 1916 г.

Солдат-лётчик блестяще проявил себя на фронте: сбил два самолёта противника. В 1917 году дослужился до офицерских погон. После Революции перешёл на сторону Советской власти. Воевал в авиаотряде, помогавшем пехоте и артиллерии 1-го Минского красногвардейского отряда. Вскоре он был переведён в дивизион тяжёлых бомбардировщиков "Илья Муромец". Весной и летом 1920 года экипаж Туманского отличился в боях на Западном фронте. Осенью его экипаж был переведён в Центральную авиагруппу Южного фронта, под командованием И.У. Павлова. После окончания Гражданской войны А. Туманский становится лётчиком-испытателем. Он испытывал тяжёлые самолёты-бомбардировщики и штурмовики. А.К. Туманский летал почти сорок лет, освоил около 100 типов самолётов, налетал в небе более 10000 часов, получил звание "лётчик-испытатель 1-го класса". Почти вся бомбардировочная авиация прошла через его руки : он проводил заводские испытания ТБ-1, ТБ-3, СБ, Пе-2, Ил-4, Ту-2. Да еще и штурмовик Ил-2 "прихватил". Летать закончил почти в 60 лет, да и то, лишь по состоянию здоровья.

Награды: полный Георгиевский кавалер, орден Красного Знамени.

 

 

Томашевский Аполлинарий Иванович

(1890–1926)

Окончил школу морских лётчиков в Баку в 1915 г. Затем испытывал самолёты Григоровича на заводе ПРТВ в Петрограде.

В начале 1918 года вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Проявил себя очень искусным лётчиком. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага. Попал в плен, и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г. Уже через несколько дней он продолжил боевую работу. В августе назначен командиром отряда. Награждён орденом Красного Знамени. После окончания войны работал линейным пилотом в ГВФ. В июне 1925 г. участвовал в перелёте Москва–Пекин, за что награждён вторым орденом Красного Знамени. Первым из лётчиков участвовал в зверобойных промыслах на Белом море (1926). Удостоен звания " Заслуженный лётчик СССР.

 

 

Трунов Константин Иванович

 (1896–1977)

После окончания теоретических курсов авиации при Петербургском политехе в декабре 1916 г. откомандирован в Англию. Окончил школу пилотов в Нортхольде и школу воздушного боя в Апевоне. С августа 1917 года был инструктором в Гатчинской авиашколе, а затем – в Егорьевской.

Сражался на фронтах Гражданской войны. В 1924-1943 гг. преподавал в военных авиационных заведениях. С 1943 года работал в промышленности, в том числе в КБ С.П. Королёва. Автор книги "Пётр Нестеров".

Скончался в Москве в мае 1977 года.

 

 

Туношенский (Тунашевский) Иван Николаевич

 (1887/89–1974/76)

Окончил Воронежский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище (1908), Севастопольскую авиационную школу (диплом №33 выдан 20.07.1911). Оставлен при школе инструктором.

С началом войны в действующей армии. Командир авиаотряда. Штабс-капитан. В 1916 г. назначен командиром 3-го авиадива. Георгиевский кавалер. Революцию не принял. Участник Белого движения в составе Донской армии. В 1918 г. помощник начальника Донской авиации; в 1919-1920 гг. зав. учебной частью Севастопольской авиашколы, 1920 г. – помощник начальника авиации. В Русской Армии прикомандирован к управлению авиагруппы до эвакуации Крыма. Полковник.

Эвакуирован на судне "Сцегед". В эмиграции. Служил в Русском Корпусе. После 1945 года обосновался в США. Принимал активное участие в работе Общества бывших русских лётчиков в США. Последние годы жизни провёл в Сан-Франциско.

 

Тучков Александр Александрович

 (1884–1956)

Капитан 2-го ранга, участник Первой мировой войны. Выпускник Морского корпуса (1904). Один из основателей отечественной морской авиации.

В годы Первой мировой войны начальник воздухоплавательного отделения Морского Генерального штаба, начальник учётно-строевого отдела Управления морской авиации и воздухоплавания. В 1915 г. по совместительству исполнял обязанности начальника Петроградской офицерской школы морской авиации отдела воздушного флота.

После Гражданской войны оказался в эмиграции.

Умер в Дэлавер Уотер Гэп (Пенсильвания, США).

 

Тихоцкий Александр Сергеевич

 (1886 – 1915).

Родился 13 августа 1886 года. Из дворян Харьковской губернии, уроженец города Воронеж. Окончил полный курс Орловского Александровского реального училища и Алексеевское военное училище по первому разряду. Высочайшим приказом 6 августа 1909 года произведён в подпоручики в 32-ю Артиллерийскую бригаду. 2 марта 1912 г. командирован в Санкт-Петербург в Отдел Воздушного Флота (будучи причислен Высочайшим приказом к 10-й Сибирской Артиллерийской бригаде 11 апреля 1912 г.). После Теоретических курсов при институте имени Петра Великого прибыл в Офицерскую школу авиации ОВФ и зачислен обучающимся общего курса 19 июня 1912 года. Высочайшим приказом 31 августа 1912 г. произведён в поручики. 29 ноября 1912 г. сдал экзамен на лётчика и переведён на специальный курс. Выполнил условия на получение звания "Военный Лётчик" 10 декабря 1912 года. Распоряжением начальника Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба от 5 января 1913 года откомандирован в 7-ю Воздухоплавательную роту. Начальник 5-го Сибирского авиаотряда, затем служил на Кавказе. По состоянию здоровья переведён на Западный фронт. По личному распоряжению Великого Князя Александра Михайловича А.Тихоцкий был назначен начальником 3-го корпусного авиаотряда. 27 декабря 1915 года штабс-капитан Тихоцкий А.С. погиб в авиакатастрофе вместе с механиком на самолёте "Парасоль". В приказе о его смерти говорится: « Пять лет своей жизни Тихоцкий отдал родной авиации. Его храбрость и безупречная боевая служба, начатая во время лодзинских боёв в ноябре прошлого года, продолжалась в трудных условиях полётов на Кавказе и отмечена высокими наградами. Да будет память о нём светлой у всех, знавших Александра Сергеевича". По желанию матери тело А.С. Тихоцкого было перевезено в Москву и похоронено в братской могиле.

Награды : ордена Св. Станислава 3-й ст., Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Св. Анны 4-й ст. с надписью "За храбрость", Св. Анны 2-й ст.; чин штабс-капитана.

 

У

 

 

Ульянин Сергей Алексеевич

(1871–13.10.1921).

Родился в семье потомственного дворянина Московской губернии. Окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус, 3-е Военное Александровское училище (в 1892 году по первому разряду). Выпущен подпоручиком в 111-й Донской пехотный полк. Затем он переводится в артиллерию. Добивается направления в на учёбу в Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, в Санкт-Петербург. Заканчивает его 2 ноября 1895 года и возвращается к прежнему месту службы, в Варшавскую крепостную артиллерию. Будучи во Франции, как член комиссии по приёмке закупленных аэропланов и моторов, проходит обучение в школе Фармана, окончив которую, успешно сдаёт экзамен на звание пилота-авиатора (№181 от 09.08.1910), став таким образом восьмым русским лётчиком и четвёртым – среди военных лётчиков выпускников этой школы. С 1911 года руководил Авиационным отделом ОВШ. После её реорганизации в Гатчинскую военную авиационную школу стал её первым начальником. В 1916 году назначен помощником начальника, а с 1917 – начальником Управления Военного Воздушного Флота. В апреле 1918 г. он был направлен заграницу для ликвидации дел комиссии по закупке авиационного имущества и для организации постоянной авиационной миссии.

Талантливый изобретатель и выдающийся конструктор С. Ульянин был пионером применения воздушных змеев в русской армии и пионером аэрофотогрфии, создал первый в России миниатюр-полигон, применяемый в армии до сих пор, создал 5 типов аэрофотоаппаратов, первые в мире походные фотолаборатории, разборные палатки для аэропланов. 10.10.1915 г. в манеже Адмиралтейства Сергей Алексеевич Ульянин демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель "Системы управления движением механизмов на расстоянии". Опытный образец испытывался на катере. Управляемый по радио катер прошёл от Кронштадта до Петергофа.

Умер С.А. Ульянин 13 октября 1921 года в Лондоне.

Награды: ордена Св. Владимира III и IV ст., Св. Анны II и III ст., Св. Станислава III ст., офицерский крест ордена Почётного Легиона Французской Республики IV ст.,

 

 

Уточкин Сергей Исаевич

(1876–13.01.1916)

Своё "воздушное крещение" С.И. Уточкин относил к 1907 г., когда вместе с писателем Куприным поднялся в воздух в Одессе на аэростате. Романтика полёта так захватила известного в России вело- и мотогонщика, что уже в 1908 г. он освоил планер, а в 1909 – самостоятельно построил простейший моноплан с маломощным мотором и совершал на нём небольшие подлёты. В апреле 1910 г. С. Уточкин сдал в Одесском аэроклубе экзамен на звание пилота-авиатора, а через 8 месяцев получил официальный пилотский диплом №5 ВАК. Широкая пропаганда авиации на начальном этапе её зарождения – главная заслуга С.И. Уточкина. В 77 городах России он демонстрировал полёты на аэроплане, и тем самым привлёк к авиации многих молодых людей. Своё мастерство владения машиной С. Уточкин демонстрировал и за границами России – в показательных полётах в Греции, Египте. Серьёзная авария во время перелёта Санкт-Петербург–Москва подорвала здоровье Уточкина. После неё он летал мало.

Его прошение об отправке на фронт было отклонено. Его произвели в прапорщики, и зачислили в автомобильно-авиационную роту. Во время полёта осенью 1915 г. он сильно простудился и тяжело заболел.

Умер Сергей Исаевич Уточкин 13 января 1916 г.

 

Ф

 

 

Фальц-Фейн Александр Александрович

(1893–05.12.1916)

В 1913 году построил двухместный биплан своей конструкции и сам облетал его в г. Сумы. В начале 1915 г. окончил Севастопольскую школу авиации и убыл на фронт.

В мае того же 1915 года был сбит и попал в плен. В плену заболел туберкулёзом и через Красный Крест переправлен в Россию.

Умер 5 декабря 1916 г. в Петрограде.

 

Фёдоров Семён Васильевич

(1887–?)

Окончил Тифлисское военное училище, служил в стрелковом полку. В 1914 г. окончил Севастопольскую авиашколу, и некоторое время летал лётчиком в "лёгкой" авиации. В 1915 г. перешёл в Эскадру Воздушных Кораблей. Летал помощником командира в разных экипажах. При формировании экипажа 14-го Корабля стал помощником, а затем (в 1917 г.) и командиром Корабля. Потом командовал 22-м Кораблём. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Фёдоров Виктор Фёдорович

 (1885-04.03.1922)

Родился в ноябре 1885 г. в русском городе Верном (Алма-Ата). Отец – надворный советник, преподавал русскую словесность, а мать воспитывала детей. Вскоре семья Фёдоровых переехала в Ташкент. Виктор поступил на юридический факультет Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал-демократов. Он вернулся в Ташкент, где в 1906 году был арестован и отправлен в Казалинск, где должен был состояться суд.

По дороге он бежал из-под стражи и в 1908 г. эмигрировал во Францию. С началом Первой мировой войны был пулемётчиком, за отвагу получил чин капрала. Зимой 1915 г. был тяжело ранен в бою. После выздоровления добился перевода в авиацию. Пройдя 4-х месячный курс обучения в Дижоне, был определён в тыловую транспортную часть.

Лишь в начале 1916 г. Фёдоров добился перевода на фронт. Воевал в составе знаменитой эскадрильи "Аистов". 21 февраля одержал свою первую победу в воздухе. Находясь в составе этой авиагруппы, в период битвы под Верденом в 1916 г. за 16 дней в 9 боях Фёдоров сбил 8 немецких самолётов. Немцы, назвав его "русским воздушным казаком Вердена" начали долгую и безуспешную охоту за ним. 1 апреля 1916 года его самолёт получил тяжёлые повреждения и Фёдоров с трудом посадил израненный самолет. На следующий день в бою с тремя "Фоккерами" Фёдоров сбивает еще один самолёт противника, но и сам получает ранение в ногу. Русский патриот, он всей душой стремился на родину, но в Россию путь ему пока был закрыт. После выздоровления он отправляется с французской миссией в Румынию. Там В. Фёдоров сбивает очередной аэроплан противника, за что представлен к ордену Св. Владимира.

Лишь в январе 1917 г., его направляют инструктором в Одессу, обучать русских пилотов высшему пилотажу и тактическим приёмам воздушного боя. В конце мая 1917 г. он получает назначение в 9-й (по другим источникам – в 11-й) КАО. Затем он уезжает в командировку в столицу, а потом получает назначение в Севастопольскую авиашколу.

Вскоре он возвращается во Францию, и противник снова узнаёт его в бою по особому почерку. Последний свой бой он провёл в ноябре 1918 г. против большой группы вражеских бомбардировщиков. В том бою (по разным данным) он сбил до 4-х самолётов противника, но и сам был сбит. На счету русского лётчика Виктора Фёдорова числилось 11 официальных побед, а общее число сбитых им вражеских аэропланов (с учётом не засчитанных) приближалось к двадцати. Долгое время считалось, что в том бою он погиб. Однако, сумев посадить израненную машину, он попал в плен. Поскольку никаких документов при нём не было, его обвинили в шпионаже и отправили в тюрьму. Там он пробыл достаточно долго и во Францию вернулся тяжело больным – у него открылась горловая чахотка.

4 марта 1922 года он умер в Париже на руках своего брата Константина. В других источниках указывается, что будучи раненным, он сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома и совершить посадку. Его эвакуировали в тыловой госпиталь. 14 января 1919 года он выписался из госпиталя и, демобилизовавшись, поселился в парижском пригороде Сен-Клу, где и умер 4 марта 1922 года в возрасте 36 лет.

Награды: Военный Крест с тремя пальмами и золотой звездой, орден Почётного Легиона, Военная Медаль за военные заслуги.

 

Фирсов Борис Нилович (Фирсов второй)

(17.04.1888–12.1919)

Родился в семье подполковника в Выборге. Окончил 2-й Кадетский корпус, Павловское военное училище по 1-му разряду и Учебный воздухоплавательный парк. Служил в Ковенском воздухоплавательном отделении. В 1911 г. учился в Севастопольской офицерской школе авиации. 7 июля 1911 года выдержал экзамен на звание "пилот-авиатор". Служил в авиаотряде 4-й Сибирской воздухоплавательной роты. В 1913 г. удостоен звания "военный лётчик". В 1914 году служил в 23-м КАО. В начале сентября того же года, переведён в постоянный состав для подготовки к назначению в состав команды "Ильи Муромца". Через месяц назначен командиром Корабля "Илья Муромец" и в декабре прибыл на фронт.

Там он показал себя способным командиром. Во время одного из боёв был ранен и эвакуирован в тыл. Вернувшись через полтора месяца лечения в Эскадру, был отчислен по состоянию здоровья. Переучившись в ВАШ полётам на "Фармане" и "Вуазене", Фирсов направляется в 26-й авиаотряд, которым командовал с октября по ноябрь 1915 г. После продолжения лечения с декабря 1915 г. снова в ЭВК. 4 января 1916 г. назначается начальником 26-го КАО, а с мая 1916 г. – он помощник командира 9-го авиационного дивизиона. 25 ноября 1916 г. ему присваивают чин капитана. В конце 1917 г. назначается инструктором ВАШ. Участник Белого движения.

Умер в декабре 1919 г. от сыпного тифа.

Награды: Ордена Св. Анны III ст. с мечами и бантом, Св. Станислава II ст. с мечами, III ст. с мечами и бантом.

 

Фирсов Владимир Нилович (Фирсов первый)

(12.11.1886–?)

Окончил ОВШ в 1911 г. Учил летать его инструктор Авиационного отдела, пилот-авиатор, поручик Фирсов-Второй. В 1912 г. сдал экзамен на звание "военный лётчик".

С 1915 г. он являлся командиром авиаотряда, штабс-капитаном, затем подполковником. Владимир Нилович в 20-е годы работал заместителем директора завода "Большевик". В начале 30-х годов был послан на Урал начальником одной из больших промышленных строек.

Там заболел и умер.

 

Фирсов Иван Нилович

(1893–17.05.1938)

Родился 25 сентября 1893 г. в Финляндии, проживал в Куйбышеве. Беспартийный, лётчик-инструктор авиаклуба. Арестован 16 августа 1937г. 17 мая 1938 г. Верховным судом СССР приговорён по статьям 58 ч. 7 (вредительство), 58 ч. 8 (террористические акты) и 58 ч. 11 (контрреволюционная организационная деятельность) к высшей мере наказания.

Расстрелян 17 мая в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован Верховным судом СССР 23 июня 1956 г.

 

 

Х

 

 

Хиони Василий Николаевич

 (1880–1830)

 

Изучал авиационное дело во Франции. Работал на заводе фирмы "Антуанет". Пилотский диплом (№250) получил 04.10.1910 г. Вернулся в Россию. С августа 1911 г. руководил школой пилотов Одесского аэроклуба. Кроме успешной пилотской деятельности строил самолёты. Первый свой самолёт построил в 1912 г. Всего им создано 5 типов самолётов. На самолёте "Хиони-4" он совершил в 1921 г. перелёт из Одессы в Москву. Самолёт "Конёк-Горбунок" ("Хиони-5"), построенный в 1923 г., применялся в сельском хозяйстве. Их было построено 30 шт. и они эксплуатировались до 1928 года.

 

Хризосколео Иван Дмитриевич

 (1890–1918)

 

Окончил школу пилотов ВАК в 1913 г. После освоения "Ньюпора" в военной школе и сдачи экзаменов на звание " военный лётчик" служил в авиаотряде.Отличился в боевых действиях. В декабре 1916 г. его в группе лучших фронтовых лётчиков направили за границу для ознакомления с постановкой авиационного дела у союзников. Вернулся в марте 1917 г. Увлёкся политикой, примкнул к эсерам. Расстрелян за участие в подготовке покушения на В.И. Ленина.

 

Хрипин Василий Владимирович

(1893–1938)

 

Окончил Александровское пехотное училище. Службу в авиации начал летнабом в 1915 г. В 1916 г. окончил Гатчинскую авиационную школу, а затем её отделение высшего пилотажа. Участник Первой мировой войны. В 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. В 1918-1920 гг. командир 5-го истребительного авиационного отряда, начальник авиации и воздухоплавания полевой армии Юго-Восточного фронта (1919 г.), помощник начальника Воздушного флота Кавказского фронта. С сентября 1921 г. Хрипин – начальник учётно-мобилизационного отдела Главного управления РККВФ. В мае-августе 1922 – начальник части личного состава Главного управления РККВФ. В 1923-1937 гг. преподавал в Военно-воздушной академии им. Жуковского. В 1926 г. он стал начальником тактического управления ВВС РККА. С 1931 г. являлся начальником оперативно-разведывательного управления ВВС РККА. В 1933-1934 гг. – начальник штаба управления ВВС РККА. Практическую деятельность Хрипин сочетал с разработкой актуальных проблем строительства ВВС и их боевого применения. Хрипин содействовал развитию парашютного спорта, видя в нём важное средство для создания парашютно-десантных войск. Автор нескольких трудов по тактике ВВС. Значительное место в трудах Хрипина уделено развитию тактики подразделений и частей родов ВВС. В 1933-1934 гг. – член комиссии по подведению итогов учений тяжелобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке и в Забайкалье, в 1936 – командующий, впервые созданной в СССР, авиационной армией Особого назначения (АОН). В 1937 г. Хрипин становится главным инспектором ВВС при наркоме обороны СССР. В 1937 году необоснованно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Награды: ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

 

Холодовский Лев Васильевич

(1896–1989)

 

Окончил Сумской корпус, поступил в военное училище в Москве и уже во время 1-й мировой войны произведён в подпоручики. С основанием Императорского Воздушного флота, успешно окончил ускоренные курсы на лётчика и участвовал в боях на Западном фронте. Подполковник. После Революции в эмиграции. Скончался 26 мая 1989 года в доме престарелых в Белграде.

Награды: орден Св. Владимира IV ст. с мечами.

 

Ц

 

Цветков Борис Леонидович

 (1888-1958)

Севастопольскую школу авиации закончил в августе 1913 г. Благодаря исключительным лётным способностям, стал одним из ведущих инструкторов школы. В совершенстве владел искусством высшего пилотажа. После Революции перешёл на сторону новой власти. После разгрома Врангеля стал первым начальником возрождаемой Качи. Позднее – он первый пилот, которому доверили доставлять в другие города матрицы центральных газет. Затем работал в главной инспекции ГВФ. Избежать репрессий не удалось.

 

Целмс Рудольф

 (1894-?)

Лётная биография Р. Целмса началась с курсов авиамотористов, куда он попал, добровольно вступив в русскую армию в 1914 г. Через год – фронт, участие в боевых вылетах, награждение боевыми орденами. Затем вновь учёба – сначала отдел Гатчинской авиашколы, а затем в Самаре, Спасске (Дальний Восток). Вернувшись в 1921 г. в Латвию, он летал на пассажирских авиалиниях, был спортивным лётчиком, газетным репортёром. Его перу принадлежит несколько книг.

 

Циргиладзе (Цирвиладзе) Иван С

(? - 1939).

Окончил Тверское кавалерийское училище (1912), Севастопольскую авиационную школу (1915). Ротмистр 4-го уланского полка, лётчик 11-го истребительного авиационного отряда. В эмиграции во Франции. Скончался 4 июня 1939 года в санатории Вилье (Франция).

 

Цывинский Николай Яковлевич

 (26.01.1892 – 1916)

В службе с 1910г. Окончил Морской корпус (1913). Мичман (1913). Лётчик Воздушного района Службы связи Черноморского флота.. 27 апреля 1916 года пилот мичман Цывинский Н.Я с механиком взлетел на самолёте М-5 с целью выполнения тренировочного полёта. Через 20-30 минут самолёт упал с высоты 350 метров, экипаж погиб. Предполагаемой причиной катастрофы явилась поломка каленвала двигателя, который сломался и разрушил картер. Осколки последнего повредили пропеллер и проводку управления, лишив пилота возможности влиять на ситуацию.

Награды: орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (15.06.1915)

 

Ч

 

Черёмухин Алексей Михайлович

 (1895–1958)

После окончания гимназии в Москве, весной 1914 г. был принят в Петербургский политехнический институт, но в начале 1-й мировой войны – 18 сентября – добровольно вступил в армию "охотником" на правах вольноопределяющегося.

Служил в 13-м КАО механиком. Через год направлен в Московскую авиашколу. Через четыре месяца прапорщик Черёмухин был назначен лётчиком в 4-й Сибирский корпусной авиаотряд. Он был наделён исключительными способностями к лётному делу. Летал на нескольких типах самолётов, которые освоил самостоятельно без переучивания и стажировки в авиашколах. С апреля 1916 г. по июль 1917 г. совершил 62 боевых вылета общей продолжительностью 126 часов 40 минут. В декабре 1917 г. его назначают инструктором Севастопольской школы авиации. Через три месяца вернулся в Москву и поступил на механический факультет Московского технического училища. Одновременно работал в аэродинамической лаборатории училища под руководством Н.Е. Жуковского, а с первых дней организации ЦАГИ стал одним из основных работников института. В 1923 г. приступил к созданию большой аэродинамической трубы. С 1926 г. работал в ЦАГИ по винтокрылым машинам. Черёмухин был первым в мире лётчиком, начавшим по-настоящему, в современном понимании, летать на вертолёте. 14 августа 1932 г., испытывая вертолёт ЦАГИ 1-ЭА и достигнув высоты 605 метров, он побил официальный мировой рекорд. С 1936 г. – главный инженер ЦАГИ.

Был необоснованно репрессирован и в 1937-41 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над самолётом ТУ-2. В дальнейшем – в ОКБ А.Н.Туполева, с 1953 г. зам. Генерального конструктора (руководил комплексом расчётно-исследовательских и экспериментальных работ по прочности опытных самолётных конструкций).

Награды : ордена Св. Анны IV ст., III ст. с мечами и бантом, II ст.с мечами, Св. Станислава III ст., II ст. с мечами и бантом, Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, Военный Крест Французской Республики, звание "военный лётчик", Ленинская премия, Государственная премия СССР, три ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды.

Представлен к награждению Георгиевским оружием, но не награжден, в связи с революцией.

 

Черепов Алексей Николаевич

 (1895–20.06.1914)

Окончил школу "Орёл" Б. Масленникова в декабре 1913 г. Отличался исключительными лётными способностями. По всей видимости, из-за его молодости ему отказали в приёме и в Московскую авиашколу и на работу на завод "Дукс".

Не имея возможности расплатиться с долгами за обучение в школе пилотов, покончил с собой 20 июня 1914 г.

 

Черкезов Сотир Петрович

(1882–1962)

Пионер болгарской авиации, конструктор, лётчик. В октябре 1912 г. закончил в Петербурге авиашколу Всероссийского аэроклуба (диплом № 93).

Участник Балканской войны 1912-1913 гг. В 1914 г. поступил добровольцем в русскую авиацию. Воевал на Галицийском фронте, затем переучивался в Гатчинской авиашколе. Летал на разведку в составе 11-го авиаотряда. После вступления Болгарии в войну на стороне Германии С. Черкезова интернировали. Работал инструктором в Казанском аэроклубе. В 1917 г. переехал в Петроград. Работал в мастерских Стеглау. Принимал участие в Революции, защите Петрограда от войск Корнилова, работал в Агитпропотделе.

В 1919 г. вернулся в Болгарию, выступал с лекциями об авиации. В 1926 г. был вынужден эмигрировать во Францию, работал там на авиазаводе. В 1934 г. вернулся на родину. В 1944 г. встречал советские войска. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, добровольно пошёл на службу во 2-ю Болгарскую армию переводчиком в службе связи с советской авиацией. Три месяца участвовал в боевых действиях. С 1947 года на пенсии.

 

 

Ш

 

Шаховская Евгения Михайловна

(1889–1920).

Княгиня Шаховская, спустя несколько месяцев после катастрофы 11 апреля 1913 года, когда из-за неё погиб известный лётчик Абрамович, заявила: " После столь трагически закончившегося полёта я больше летать не буду". Она действительно больше не летала, но и порвать с авиацией не смогла. Знакомясь с новыми самолётами, побывала на заводе "Дукс". С весны 1914 г. она вновь летала, и с объявлением войны подала прошение Николаю II об отправке на фронт в качестве военной лётчицы.

Царь удовлетворил её просьбу, и в ноябре 1914 г. она оказалась в 1-м армейском авиаотряде в чине прапорщика. Данных о её полётах нет, зато пошли слухи о многочисленных романах с высокопоставленными офицерами. Позже возникло обвинение в шпионаже.

Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни. Однако царь "всемилостивейше" заменил её пожизненным заключением. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 гг. она служила следователем в Киевской ЧК и стала законченной наркоманкой.

Убита в пьяной перестрелке с коллегами.

 

Ширинкин Алексей Дмитриевич

 (1897–08.02.1938)

Родился в семье кузнеца в посёлке Нытвенского металлургического завода на Урале. Окончил Нытвенское 4-х классное городское училище и осенью 1912 года поступил в Оханское реальное училище. В октябре 1914 г. переезжает в Петроград. Здесь он поступил добровольцем в Первую авиационную роту воздухоплавательной школы Всероссийского Императорского аэроклуба на Комендантском аэродроме.

Весной 1915 г Ширинкин с отличием закончил обучение и был отправлен на фронт в качестве лётчика–истребителя. Свой боевой путь он начал в 1916 г. старшим унтер-офицером 1-го истребительного авиаотряда. За героические подвиги в воздушных боях на фронтах Первой мировой войны (где сбил четыре вражеских самолёта), А. Ширинкин был награждён боевыми орденами. Поручик Ширинкин одним из первых среди русских лётчиков перешёл на сторону восставшего народа и отважно сражался на фронтах Гражданской войны. А. Ширинкин был не только отличным лётчиком, но и прирождённым командиром. Его способности были замечены командованием, и он был назначен командиром 7-го истребительного отряда, затем командиром 4-го авиационного дивизиона, состоящего из восьми истребительных авиаотрядов, а в 1919 г. возглавил первую авиационную эскадрилью. В воздушных схватках Гражданской войны уничтожил 5 неприятельских самолётов, доведя общий счёт своих побед до девяти. После Гражданской войны опытный лётчик и командир А.Д. Ширинкин занимал высокие командные посты в ВВС. По заданию Наркомата обороны СССР он создал на Украине вторую воздушную эскадру и был её командующим. В 1930-1931 гг. Ширинкин был на военно-дипломатической работе. А в 1932 г. ему поручили испытывать новые типы самолётов. Ширинкину довелось испытать в воздухе многие типы самолётов Туполева, Ильюшина, Архангельского и других.

14 декабря 1937 года он был арестован и, согласно приговору от 7 февраля 1938 года, обвинён в шпионаже и подготовке теракта на территории страны.

На следующий день, 8 февраля 1938 года, А.Д. Ширинкин был расстрелян. Полностью реабилитирован 17 января 1963 года.

 

Шиуков Алексей Викторович

(1893–1984)

Ещё будучи гимназистом, занялся постройкой планеров. В 1908-1912 гг. построил и испытал шесть планеров различных схем, а затем – оригинальный самолёт типа "утка". Окончив Гатчинскую авиашколу в августе 1915 г., стал военным лётчиком.

Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. До 1928 г. находился на высших командных должностях в ВВС. Уволился в запас по состоянию здоровья. Им было много сделано для подготовки лётных кадров. В годы Великой Отечественной войны А. Шиуков служил в управлении наземной и противовоздушной обороны аэродромов. Автор ряда трудов и учебников для авиационных учебных заведений.

 

Шидловский Михаил Владимирович

 (1856–1918)

Окончил Военно-юридическую академию, служил в Госконцелярии, затем стал членом совета Минфина. Избран председателем акционерного совета Руссо-Балта (РБВЗ). В относительно короткий срок сделал его прибыльным концерном. В 1911 г. организовал авиационный отдел фирмы в Риге. В том же году привлёк к конструкторской работе А.С. Кудашева и Я.М. Гаккеля. Когда весной 1912 г. отдел перевели в Петербург, главным конструктором был назначен 22-летний И.И. Сикорский. До ноября 1917 г. было создано 22 типа самолётов с литерой "С" на борту.

В конце 1914 г. Шидловского назначили командиром Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец" с присвоением звания генерал-майора. Это было первое в мире соединение тяжёлых самолётов стратегического назначения. Военная служба не оторвала его от фактического руководства Руссо-Балта. Весной 1915 г. отдел был преобразован в завод "Авиа-Балт" – дочернее предприятие концерна. К концу 1917 года на нём работало три тысячи человек. После Февральской революции военный министр Гучков сместил Шидловского с должности командира Эскадры.

В 1918 году Шидловский вместе с 18-ти летним сыном были расстреляны.

 

 

Щ

 

Щавинский Борис Альфонсович

 (1889 -?)

Родился 28 мая 1889 г. в Санкт-Петербурге. Из дворян Калужской губернии. Окончил Николаевский кадетский корпус (1907) и Николаевское кавалерийское училище (1909) из которого выпущен в 3-й уланский Смоленский полк. 01.03.1912 прикомандирован к Отделу воздушного флота «для обучения делу авиации». Окончил Офицерскую школу авиации ОВФ (1913) и прикомандирован к Офицерской воздухоплавательной школе. С объявлением войны назначен военным лётчиком 16-го КАО. 14 ноября 1914 года отчислен из отряда с переименованием из летчиков наблюдатели, « в связи с несоответствием» и переведён в 24-й КАО. С 13.10.1915 - штатный наблюдатель Гвардейского КАО. 13.11.1915 откомандирован обратно в свой полк. Штабс-ротмистр (21.04.1916). С июня 1916 г.- в распоряжении военного коменданта г. Слуцка, затем в распоряжении начальника штаба Киевской крепости. В декабре 1916 г. предан Киевскому военно-окружному суду и откомандирован к старому месту службы, в 3-й уланский Смоленский полк. После революции, в 1918 г., призван на службу в РККА. В 1924 г. «демобилизован по состоянию здоровья». 19 декабря 1943 г. арестован ГУКР «СМЕРШ», обвинён в «в антисоветской пропаганде и агитации» Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 11 марта 1944 г. приговорён к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован в 1990 г.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (14.02.1913), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (31.01.1915), Св. Станислава 2-й ст.с мечами (16.08.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (30.09.1817); мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Станислава 3-й ст. (21.04.1915); Георгиевское оружие (03.01.1915).

 

Э

 

 

Энгельс Евгений Робертович

 (1880–18.12.1916)

Штабс-капитан, один из самых образованных военных лётчиков русской авиации. Он окончил Технологический институт и Артиллерийскую академию, в которой преподавал. В 1912 г. получил диплом лётчика во Франции. В начале войны стал летнабом, а с конца 1914 г. – учеником Севастопольской школы авиации. Здесь он освоил самолёт и построил моноплан своей конструкции, а также заведовал теоретическими классными занятиями. Из-за трений с начальником школы переведён (в октябре 1915 г.) на должность заведующего мастерскими Гутуевской школы морской авиации в Петрограде, а в конце того же года вместе со школой переведён в Баку. Став лётчиком-инструктором, и полетав на гидросамолётах, построил летающую лодку-истребитель. При первом полёте самолёт, который пилотировал сам Энгельс, показала рекордную для гидросамолётов скорость – 170 км/час. Во время третьего полёта – 18 декабря 1916 года – произошла катастрофа, в результате которой он погиб. Причина катастрофы – диверсия.

 

 

 

Энегельмейер Владимир Петрович

(1894–1966)

Будучи студентом, в 1914 г. вступил в авиароту. С сентября по ноябрь 1915 г. обучался на Теоретических курсах при Петроградском политехе. Затем учился лётному делу в Бакинском отделении Гутуевской школы морской авиации. Прапорщик по морской части (07.12.1915). Морской Лётчик (1916) С начала 1916 г. воевал в авиации Чёрноморского флота. В годы Гражданской войны в рядах Белого движения. После войны в эмиграции во Франции.

 

Эссен Реймонд Фёдорович

(07.10.1888 – 1931).

Барон. Окончил Морской корпус в 1910 году. Морской лётчик (1914). В кампании 1914 года лётчик 2-го корабельного авиаотряда. В кампаниях 1915 и 1916 гг. – командир 1-го корабельного авиаотряда Черноморской Воздушной дивизии. Старший лейтенант. После революции в Вооружённых силах Юга Росси. Старший лейтенант. Эвакуирован в Турцию. Член союза морских офицеров в Константинополе. В эмиграции в США. Умер 27 сентября 1931 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Вудлаун.

Награды: ордена Св. Станислава (06.12.1914), мечи и бант к ордену Св. Станислава 3-й ст. (19.01.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (18.05.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (25.04.1916).

 

Ю

 

Юнгмейстер Василий Юльевич

(1889–1939)

В годы Первой мировой войны Василий Юнгмейстер – лётчик авиационного отряда Западного фронта. За успешную разведку с воздуха его награждают Георгиевским крестом IV степени и производят в прапорщики. После переучивания на лётчика-истребителя за отличия в боевых действиях он становится полным Георгиевским кавалером. В октябре 1917 г. Юнгмейстеру В.Ю присваивают звание поручика. После революции на различных должностях в ВВС Советской России. За успешное проведение боевых действий на Туркестанском фронте награждён орденом Красного Знамени и Почётным золотым оружием. По окончании Гражданской войны участвует в создании и развитии гражданской авиации. В 1932 г. – начальник Всесоюзного объединения "Трансавиация", в 1933 г. – начальник треста "Аэрогеодезия". В 1936 г. заканчивает ВВИА им. проф. Жуковского и получает назначение на должность начальника Московского управления ГВФ. Необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

 

Василий Юльевич Юнгмейстер

 

Image

 

 

 

 

 

Юнгмейстер Владимир Андреевич

(1881–17.01.1943)

Родился в Костроме. Выпускник школы авиации МОВ 1911 году (диплом №53 от20.07.1911 г.). Продолжил обучение авиации в Петербурге. Сразу после окончания военных манёвров 1911-го года его откомандировывают на Воздухоплавательные курсы при Петербургском Политехническом институте, а спустя год записали в переменный состав Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Закончив обучение по первому разряду в декабре 1913 г., в звании "военный лётчик", он получил назначение командиром авиаотряда Гренадерского корпуса, и начал его формировать в Бронницах под Москвой. Весной 1914 г. там же приступил к формированию 5-й авиароты.

В.А. Юнгмейстер находился в действующей армии с 4 августа 1914 г. В середине октября его на месяц откомандировали в Петроград за новыми самолётами. Вскоре после возвращения капитан Юнгмейстер стал начальником Авиационной группы при штабе 4-й армии. Но и на высокой должности он не перестаёт быть боевым лётчиком. За август–октябрь 1914 г. он совершил 17 боевых вылетов, в ноябре 1914 – феврале 1915 г. еще 14 (общий налёт 41 час. 23 мин.). Авиационным соединением он руководил чуть больше двух месяцев. 18 февраля 1915 года его самолет потерпел катастрофу, в которой он сломал ногу. Его отправляют в Петроград для лечения на личном поезде цесаревича. После окончания лечения ему поступает предложение от Великого князя возглавить Севастопольскую авиашколу. Однако, Вл. Юнгмейстер отказался от лестного предложения, так как "склонен к полевой работе". Он вновь получает назначение командиром 4-го авиадивизиона. Приказ появился 10 марта, спустя два дня в Смоленске начали формировать новый авиадивизион, отбывший в действующую армию 31 мая 1916 года. Летом 1916 г. капитан Юнгмейстер вновь попадает в аварию, в которой был контужен. 16 августа 1916 г. В.А. Юнгмейстер откомандирован на "Дукс" за новыми самолётами. В самом начале 1917 г. авиадивизион под его командованием вновь воевал на Румынском фронте. 18 января он стал подполковником. 24 апреля генерал-квартирмейстер штаба армии подписал аттестацию В.А.Юнгмейстеру: "В высокой степени серьёзный и твёрдый командир. Отлично дисциплинирован сам и с большим умением поддерживает порядок в дивизионе. Выдающийся лётчик, всей душой предан авиации. Пользуется большим авторитетом. Скромен. Прекрасный товарищ. Отличных нравственных качеств, заботлив о подчинённых. Дивизион свой содержит в большом порядке. Выдающийся командир и боевой служака". После Революции воевал в авиации Деникина. Умер в эмиграции.

 

 

Юрлов Михаил Фёдорович

(1887 -?)

Родился 5 июля 1887 г. в Тамбовской губернии. Из потомственных дворян. Окончил 5 классов Вольской военной школы. Вступил в службу рядовым на правах вольноопределяющегося в 151-й Пятигорский полк. После окончания в 1910 г Одесского военного училища выпущен в 10-й пехотный Новоингерманландский полк. В 1913 году окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Военный лётчик (15.10.1913). По её окончании назначен в 3-й, затем переведён(26.05.1915) в 17-й КАО. Поручик (26.04.1915). По решению мед.комиссии «…подлежит прикомандированию к одной из авиационных рот для поправки здоровья». С 13.10.1915 - в распоряжении начальника воздушной обороны Петрограда, с 15.10.1915 временно прикомандирован к Офицерской временной школе авиации в Москве в качестве офицера-инструктора. 20.02.1916 переведён в 3-ю авиационную роту. С 13.03.1916 - младший офицер-лётчик Одесского авиационного отряда при школе авиации А.А.Анатра. 20.07.1916 был обвинён «в непристойном поведении и избиениях нижних чинов, обучающихся в школе» 25.07.1916 откомандирован для разбирательства в Управление воздушного флота. С 06.11.1916 г. - в 3-м авиационном парке, с02.02.1917 - младший офицер 16-го КАО. В конце мая 1917 г. откомандирован во 2-й особый инженерный батальон за «совершённый поступок, порочащий честь офицера». После революции в белых войсках Восточного фронта. С 18.04.1919 - временно и.д. штаб-офицера для поручений при Управлении начальника воздушного флота армий А.В.Колчака. Штабс-капитан (27.07.1919). С 19.09.1919 - временно и.д. начальника воздушного флота 2-й армии, капитан.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст.(17.12.1913), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (25.08.1914), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (09.03.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами, св. Анны 2-й ст. с мечами (22.01.1917); Георгиевское оружие (16.08.1916).

 

Я

 

 

Янковский Георгий Викторович (Ежи-Витольд)

(1888–1944)

Родился в Лодзи. Окончил Варшавскую школу пилотов "Авиата" (диплом № 25 от 20.07.1911 г.). Работал лётчиком-испытателем у Сикорского. В начале 1912 года вместе с М.Г. Лерхе и Ф.Э. Моска участвует в постройке моноплана ЛЯМ. На нём Янковский в мае 1912 г. установил всероссийский рекорд высоты. Отмечали, "что этот русский рекорд высоты поставлен русским пилотом, на русском аппарате ЛЯМ, построенном из русских материалов". С 20 августа 1914 г. Янковский воевал охотником на собственном самолёте С-12А в 16-м КАО в центральной Польше. Вскоре Янковский становится лучшим разведчиком. До конца 1915 г. он совершил 66 боевых вылетов общей продолжительностью 90 час. 25 мин. 22 марта 1915 года он сбивает свой первый самолёт противника. За эту победу его производят в прапорщики. После освобождения Галиции и приезда туда Николая II Янковского, с его С-12А, направили на защиту царского поезда. В октябре лётчик стал подпоручиком, в ноябре Янковского откомандировали в Эскадру Воздушных Кораблей, он стал командиром одного из "Ильи Муромцев". В Гражданскую войну Янковский воевал на стороне белых и после эмигрантских скитаний оказался в Югославии и служил в ВВС Хорватии. После её оккупации весной 1944 г. немцы включили хорватские части в состав люфтваффе, таким образом, Янковский оказался на авиабазе в Сеще, откуда в 1941 г. летал бомбить Москву (где в это время жила его мать).

Погиб Г. Янковский в 1944 году при посадке на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике.

Награды: Георгиевские кресты III и IV ст., орден Св. Станислава III ст., орден Св. Владимира IV ст., Св. Анны IV ст.

 

 

Яблонский Георгий Антонович

(1887 - 1916)

 

Родился 2 августа 1887 г в Житомире. Из дворян, сын полковника. Окончил Сибирский кадетский корпус (1905), Николаевское инженерное училище (1908).По окончании училища выпущен во 2-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон. Прошел обучение в Учебном воздухоплавательном парке (1909-1910), по окончании которого, направлен в 4-ю воздухоплавательную роту, а затем (с18.10.1910) - младший офицер 2-й роты Брест-Литовского воздухоплавательного батальона. В1912 году окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. По окончании авиашколы назначен (11.12.1912) в 3-й отряд 7-й воздухоплавательной роты (переформированной сначала в 12-й авиаотряд, затем в 12-й КАО). С 2 октября 1914 года военный лётчик, затем врио, затем - начальник 9-го КАО (с27.02.1915). Штабс-капитан (20.11.1914). 05.12.1915 г. переведён во 2-ю авиационную роту. С 1 февраля 1916 года - начальник авиаотряда Военной школы лётчиков - наблюдателей (Киев). 22 декабря 1916 года разбился, потерпев аварию на аэродроме Военной авиашколы лётчиков-наблюдателей из-за неисправности мотора.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (14.02.1913), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (28.06.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (12.10.1915), СВ. Анны 2-й ст. с мечами (02.12.1915), Св. Станислава 2-й ст. (06.12.1916); Георгиевское оружие (24.01.1917)

 

Ягелло Владимир Люцианович

(1887 - 1915).

 

Родился 16 июня 1887 года в Виленской губернии. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1906), Елисаветградское кавалерийское училище (1908). После окончания училища выпущен в 8-й уланский Вознесенский полк. Окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. В 1914 - младший офицер 6-й авиационной роты, затем младший офицер 3-го авиаотряда особого назначения, начальник 19-го корпусного авиаотряда. Штабс-ротмистр (29.07.1915). 6 августа 1915 г. во время полёта потерпел аварию, упал в р. Двина и утонул.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (17.12.1913), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (04.02.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (24.03.1915), Св. Георгия 4-й ст. (25.05.1915).

 

Ярыгин Сергей Яковлевич

 (1893 -?).

 

Родился 20 марта 1893 года в г. Касимов Рязанской губернии. Сын личного дворянина Рязанской губ. В службе с 1910 г. Окончил Морской корпус в 1913 г., краткий курс Севастопольской авиашколы (1915). Обучался полётам при гидроавиационной станции 1-го разряда «Круглая бухта». Мичман (1913). Морской лётчик (1915). В годы Первой мировой войны – лётчик 2-го корабельного отряда авиации флота Чёрного моря, командир 1-го воздушного отряда 1-го дивизиона 1-й бригады воздушной дивизии Чёрного моря. Лейтенант (1916). 16 сентября 1918 года совершил перелёт Одесса - Екатеринодар, с группой авиаторов во главе с Е.Рудневым, угнав самолёты с аэродрома, находящегося под охраной австрийцев. Зачислен в Добровольческую армию, прикомандирован к Морскому управлению С сентября 1918 по октябрь 1919 г. - начальник Каспийского гидроавиаотряда ВСЮР В ноябре-декабре 1920 г. прибыл в Югославию на корабле "Владимир". Дальнейшая судьба неизвестна.

Награды: Георгиевское оружие (19.02.1917 г.) ; ордена Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (22.11.1914), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (18.05.1915), медали.

 

Яцук Николай Александрович

(1883–1930)

 

Родился 11 (23) января 1883 года в местечке Кемери Рижского уезда в семье поручика. В 1903 году окончил Морское инженерное училище в Петербурге. Участник русско-японской войны, участвовал в Цусимском сражении на эсминце "Бодрый". В конце 1905 года во Владивостоке командовал воздухоплавательным парком, затем стал слушателем Петербургской морской академии. После окончания в 1908 году академии по первому разряду Яцук служил на транспорте "Самоед" и крейсере "Паллада". Кроме того, преподавал в машинной школе Балтфлота и, не отрываясь от службы, проводил опыты по радиоуправлению при Военной радиотехнической школе. Вскоре, он стал слушателем Офицерской воздухоплавательной школы, и еще до её окончания читал лекции по воздухоплаванию в Морской академии. Одновременно в школе авиации Императорского Всероссийского Аэроклуба (ИВАК) Яцук получил пилотский диплом и остался при школе инструктором. До конца 1912 года он обучил 18 (!) лётчиков и был избран начальником школы ИВАК. Авиационная деятельность Яцука в 1910-1914 гг. просто поражает. С присущей ему энергией он был инициатором многих начинаний ИВАК и активно принимал в них участие. В 1912 г. Яцук провёл первое лётное исследование девиации компасов на аэропланах, вместе с руководством школы он возглавлял отдел гидропланов, участвовал в их первых в России демонстрационных полётах в мае 1913 г. Николай Александрович участвовал в III и IV авиационных неделях, 18 августа 1913 года стартовал в перелёте Петербург-Москва-Петербург. В этот период он прочитал цикл лекций и сделал ряд докладов на воздухоплавательных съездах, написал более десятка фундаментальных работ. Яцук писал об использовании авиации для научных изысканий в области астрономии, аэродинамики, акустики, термодинамики и оптики. Во все периоды творческой деятельности одним из отличительных его качеств был долгосрочный и абсолютно точный научно обоснованный прогноз. Он писал о воздушном бое, необходимой скорости, манёвренности и скороподъёмности аэропланов. В те годы на самолётах еще не было вооружения, и Яцук в 1912 году предсказал воздушный таран с целью помешать разведке воздушного противника и трагическую судьбу П.Н. Нестерова, когда тот еще даже не стал лётчиком! Строки о таране взяты из книги "Воздухоплавание в морской войне", ставшей главным научным трудом Яцука в 10-е годы. В ней он проявил себя талантливым тактиком морского воздушного флота и за три десятилетия до Второй мировой войны абсолютно точно предсказал характер будущих авианосных сражений. С началом Первой мировой войны школа ИВАК в полном составе во главе со своим командиром ушла на фронт, став Особым разведывательным авиаотрядом (позже – 34-й КАО). По воспоминаниям лётчиков, "личная отвага его была безгранична", летал он на трофейном "Румплере". В 1917 г. Яцука избрали командиром своего же отряда, он перешёл на сторону новой власти. В 1918 г. его командируют в Петроград, там он стал членом Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, начальником отдела применения Главвоздухофлота и помощником начальника Главвоздухофлота. В том же году Яцук стал членом постоянной военно-научной комиссии Главвоздухолфлота по написанию уставов и наставлений воздушного флота. С 1919 года начался новый творческий период деятельности Яцука. За несколько лет он написал десятки книг и статей по широкому кругу аспектов развития и применения военной и гражданской авиации. С начала 1923 года Н.А. Яцук преподавал тактику авиации в Военной академии и на Высших академических курсах. Он также преподавал в Воздушной академии и в Школе маскировки, его избрали профессором трёх академий. Им впервые в мировой литературе сформулирована "Тактика воздушного флота". Активный творческий период Яцука продолжался до 1926 года. Прогрессирующая болезнь вывела его из строя, и он умер в апреле 1930 года.

Награды: орден Св. Анны III ст. с мечами и бантом, орден Св. Станислава II ст. с мечами, орден Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом

 

 

Яцук Николай Александрович

(1883–1930)

Родился 11 (23) января 1883 года в местечке Кемери Рижского уезда в семье поручика. Окончил 6 классов Псковской гимназии. В 1903 году окончил Морское инженерное училище в Петербурге. Участник русско-японской войны, участвовал в Цусимском сражении на эсминце "Бодрый". В конце 1905 года во Владивостоке командовал воздухоплавательным парком, затем стал слушателем механико-технического отделения Петербургской Морской Императорской Николаевской академии. После окончания в 1908 году академии по первому разряду Яцук служил на транспорте "Самоед" и крейсере "Паллада". Кроме того, преподавал в машинной школе Балтфлота и, не отрываясь от службы, проводил опыты по радиоуправлению при Военной радиотехнической школе. Вскоре, он стал слушателем Офицерской воздухоплавательной школы, и еще до её окончания читал лекции по воздухоплаванию в Морской академии. Одновременно в школе авиации Императорского Всероссийского Аэроклуба (ИВАК) Яцук получил пилотский диплом и остался при школе инструктором. До конца 1912 года он обучил 18 (!) лётчиков и был избран начальником школы ИВАК. Авиационная деятельность Яцука в 1910-1914 гг. просто поражает. С присущей ему энергией он был инициатором многих начинаний ИВАК и активно принимал в них участие. В 1912 г. Яцук провёл первое лётное исследование девиации компасов на аэропланах, вместе с руководством школы он возглавлял отдел гидропланов, участвовал в их первых в России демонстрационных полётах в мае 1913 г. Николай Александрович участвовал в III и IV авиационных неделях, 18 августа 1913 года стартовал в перелёте Петербург-Москва-Петербург. В этот период он прочитал цикл лекций и сделал ряд докладов на воздухоплавательных съездах, написал более десятка фундаментальных работ. Яцук писал об использовании авиации для научных изысканий в области астрономии, аэродинамики, акустики, термодинамики и оптики. Во все периоды творческой деятельности одним из отличительных его качеств был долгосрочный и абсолютно точный научно обоснованный прогноз. Он писал о воздушном бое, необходимой скорости, манёвренности и скороподъёмности аэропланов. В те годы на самолётах еще не было вооружения, и Яцук в 1912 году предсказал воздушный таран с целью помешать разведке воздушного противника и трагическую судьбу П.Н. Нестерова, когда тот еще даже не стал лётчиком! Строки о таране взяты из книги "Воздухоплавание в морской войне", ставшей главным научным трудом Яцука в 10-е годы. В ней он проявил себя талантливым тактиком морского воздушного флота и за три десятилетия до Второй мировой войны абсолютно точно предсказал характер будущих авианосных сражений. С началом Первой мировой войны школа ИВАК в полном составе во главе со своим командиром ушла на фронт, став Особым разведывательным авиаотрядом (позже – 34-й КАО). По воспоминаниям лётчиков, "личная отвага его была безгранична", летал он на трофейном "Румплере". Военный лётчик (11.06.1915 г. за боевые отличия). Капитан 2-го ранга (02.04.1916). В октябре 1917 г. откомандирован в Управление воздушного флота. 24.12.1917 г. Яцука избрали командиром своего же отряда, он перешёл на сторону новой власти. В 1918 г. его командируют в Петроград, там он стал членом Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, начальником отдела применения Главвоздухофлота и помощником начальника Главвоздухофлота. В том же году Яцук стал членом постоянной военно-научной комиссии Главвоздухолфлота по написанию уставов и наставлений воздушного флота. С 1919 года начался новый творческий период деятельности Яцука. За несколько лет он написал десятки книг и статей по широкому кругу аспектов развития и применения военной и гражданской авиации. С начала 1923 года Н.А. Яцук преподавал тактику авиации в Военной академии и на Высших академических курсах. Он также преподавал в Воздушной академии и в Школе маскировки, его избрали профессором трёх академий. Им впервые в мировой литературе сформулирована "Тактика воздушного флота". Активный творческий период Яцука продолжался до 1926 года. Прогрессирующая болезнь вывела его из строя, и он умер в апреле 1930 года.

Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (декабрь1906), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (26.02.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (04.05.1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (1916); Георгиевское оружие (05.09.1917).

 

Янковиус Виктор Фёдорович

(1891–1919)

Родился 4 апреля 1891 г. в семье коллежского регистратора. Получил начальное домашнее обучение. С 1908 по 1910 г. обучался в Чугуевском пехотном юнкерском училище. Выпущен в 18-й пехотный Вологодский полк, с 1914 г – младший офицер 121-го пехотного Пензенского полка. За время службы в полку два раза ранен. В декабре 1914 г. прикомандирован к 3-й авиароте, назначен наблюдателем 9-го авиационного отряда. 16 декабря 1915 г. окончил Севастопольскую военную авиационную школу и командирован в ЭВК. Помощник командира корабля «Илья Муромец-XI», затем командир воздушного корабля «Илья Муромец-XVI». С 15 октября 1917 г. – штатный лётчик-наблюдатель 10-го армейского авиаотряда, затем временно и.д. начальника отряда. 4 ноябюря 1917 года потерпел аварию, получил тяжёлые ушибы и сотрясение мозга, эвакуирован. В декабре 1917 г возвратился в отряд. 30 декабря 1917 года избран командиром 1-го армейского авиаотряда. В конце 1918 г. вступил в Добровольческую армию. 10.03.1919 прикомандирован к 5-му авиаотряду ВСЮР. С 01.05.1919 – лётчик 6-го авиационного отряда ВСЮР, затем переведён в 7-й авиационный отряд, действующий в составе 1-го Донского самолётного дивизиона.

Награды: ордена Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (05.02.1915), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (12.10.1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (15.05.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (10.09.1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (26.01.1917), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (18.05.1917); Георгиевское оружие (28.08.1917) "за то, что, будучи в чине поручика, 13-го апреля 1916 г., находясь на воздушном корабле во время разведки в районе Фридрихштадта, когда корабль. обстреляный сильнейшим огнём зенитных орудий, причём осколками и пулями было подбито три его мотора и тяжело ранен в грудь управлявший кораблём его командир, вследствие чего корабль начал падать, капитан Янковиус, не потеряв присутствия духа, занял место раненого и лишившегося чувств командира. выровнял падавший корабль и на одном действующем моторе вывел его из сферы жёсткого огня противника, причинившего кораблю около 70 пробоин, и благополучно спустился на своём аэродроме, чем спас корабль и его экипаж из 5 человек от неминуемой гибели"

P.S Специально привёл приказ о награждении. Вот когда уже наши лётчики совершали подвиги. Только представьте себе, в 1916 году лётчик привёл домой тяжёлый бомбардировщик на одном(из четырёх) моторов!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования