Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

О-С Версия для печати Отправить на e-mail

О

 

Орлов Иван Александрович

(19.01.1985–30.06.1917)

Родился в семье потомственных дворян. Окончил Императорский Александровский лицей. Учась там, построил моноплан "Орлов-1". На нём он и учился летать, при этом испытания самолёта и обучение полётам шли одновременно. В июне 1914 г. Орлов окончил авиашколу ИВАК (диплом №229). До поступления на военную службу Орлов состоял студентом Петроградского университета.

Сразу после объявления мобилизации он подал прошение и на следующий день был зачислен "охотником" (добровольцем) в 5-й КАО. Лётчик-доброволец И. Орлов прибыл на службу со своим собственным "Фарманом-VII" (мотор был казённым). 5-й КАО был придан 20-му армейскому корпусу 1-й армии Северо-западного фронта. В середине августа состоялся первый боевой вылет Орлова. Всего за август он совершил 18 боевых вылетов. За успешную разведку в районе Кёнигсберга он получает первую свою награду – Георгиевский крест IV степени. В сентябре он убывает за новыми самолётами в Петроград и через неделю возвращается в свой отряд, где вновь совершает полёты на разведку. К концу сентября он получает чин младшего унтер-офицера, а в октябре очередную награду – Георгиевский крест III степени. За образцовое выполнение задания командования по установлению связи со штабом 2-й армии он награждён Георгиевским крестом II степени. В конце 1914 г. Орлова направляют в Петроград для переучивания на новый тип самолёта. После завершения обучения его направляют в 1-й армейский авиаотряд. Прибыв к месту службы Орлов много летает на разведку и бомбометание вражеских позиций. Весной 1915 г., уже фактически имея офицерский чин (прапорщик, присвоен в январе 1915), получает с опозданием последнюю солдатскую награду – Георгиевский крест I степени. Причина проста – приказ о награждении задержался в штабах, а тем временем И. Орлов получил не только чин прапорщика, но и первую офицерскую награду орден: Св. Анны IV степени с надписью "За храбрость". Орлов очень много и успешно летает. Его заслуги неоднократно отмечались командованием: приказом по войскам 10.08.1915 г. его наградили орденом Св. Станислава III степени, а 09 ноября того же года – орденом Св. Владимира IV степени. 30 ноября во время очередного вылета Орлов был контужен. Через три дня его переводят во вновь сформированный 7-й авиационный дивизион, а 23 декабря – отправляют в Одесскую авиашколу при заводе "Анатра" для тренировки на биплане "Ньюпор". Здесь его застаёт известие о награждении орденом Св. Георгия IV степени и получении очередного звания подпоручик. В марте 1916 года Орлов был откомандирован в Киев в 3-ю авиароту для формирования 7-го истребительного авиаотряда при 7-м авиадивизионе. В конце апреля он был утверждён в должности командира 7-го истребительного авиаотряда, а в первых числах мая отряд заступил на боевое дежурство. В июне того же года И. Орлов одерживает свою первую победу. За июнь лётчики отряда И. Орлова совершили 37 боевых вылетов, а в июле уже 41. Орлов в числе тех, кто летал больше всех. В августе Орлов едет в Москву на завод "Дукс" за новыми самолётами, где успевает поучаствовать в испытаниях триплана А. Безобразова, на котором терпит аварию. В ноябре 1916 г. И. Орлов убывает в командировку во Францию. Его и ряд других пилотов отправили на стажировку во французских истребительных эскадрильях. И.А. Орлов проходил стажировку в знаменитой эскадрилье "Аистов". За время стажировки он сбил один немецкий самолёт. В марте он возвращается в Петроград. По возвращении из Франции, И. Орлов обобщил свой опыт в работе "Приёмы воздушного боя". По возвращении в отряд, Орлов быстро включился в боевую работу. В апреле он совершил 13 боевых вылетов. В мае сбивает очередной самолёт, в июне он успел совершить17 боевых вылетов и сбить как минимум один самолёт противника. Всего на счету И.А. Орлова около 10 сбитых самолётов.

30 июня 1917 года Иван Александрович Орлов погиб в воздушном бою с двумя самолётами противника. Похоронен в Царском Селе. По другой версии Орлов не был сбит в бою, а погиб в авиакатастрофе, вызванной серьезным дефектом истребителя-полутороплана "Ньюпор" – слабым и ненадёжным креплением нижних крыльев. Обрыв нижних плоскостей от перегрузок при маневрировании случался у "Ньюпоров" неоднократно, став причиной гибели или увечий многих пилотов, как в России, так и во Франции.

 

 

Озерский (Озерецкий) Дмитрий Алексеевич

(1888–1915)

 

Происходил из московских дворян. Окончил 1-й Московский кадетский корпус и Александровское военное училище. До прихода в авиацию проходил службу в Лейб-гвардии в Первом гренадерском полку. Он окончил авиашколу Московского общества воздухоплавания, а затем авиационное отделение ОВШ. Службу проходил в 5-м КАО, и как выдающийся лётчик переведён накануне Первой мировой войны инструктором в Гатчину.

После начала войны Озерский предпочёл службу в ЭВК службе в другой части, которая была оснащена одномоторными самолётами. В мае 1915 г. заменил С.М. Бродовича на должности командира "Ильи Муромца III". С мая по октябрь 1915 г. экипаж Озерского совершил свыше 30 боевых вылетов, летая за линию фронта на глубину до 200 км. За недолгое время его командования экипаж бомбардировщика стал самым результативным в Эскадре. Д.А. Озерский удостоился всех офицерских наград, включая орден Св. Георгия IV степени и Георгиевского оружия.

Погиб 5 ноября 1915 г. – его самолёт был подбит во время бомбардировки ж-д станции Барановичи.

 

 

Орлов Борис Васильевич

 (1895–1923)

 

В конце 1915 г. окончил Севастопольскую школу авиации. На фронте проявил себя не только как отважный лётчик, но и как мастер высшего пилотажа. Назначен командиром авиаотряда. После ранения откомандирован для испытательной работы при приёмке новых самолётов. После Революции воевал у белых.

После поражения Белого движения эмигрировал сначала в Турцию, а затем в Королевство СХС. Работал Лётчиком-испытателем.

Погиб в авиакатастрофе 8 сентября 1923 года.

 

 

Ольховский Владимир Михайлович

 

Военный лётчик, капитан, командир 5-го авиапарка в Брянске. В 1916-1917 гг. провёл в мастерских авиапарка ряд оригинальных опытных работ, построив несколько самолётов своей конструкции. После Революции работал на ряде заводов. В1923-1929гг. был помощником у Н.Н. Поликарпова.

 

П

 

Полный Георгиевский кавалер, лётчик Михаил Плотников

 

 

 

 

 Image

Пушкель Нарцисс Петрович

 (24.10.1896-28.07.1920).

 

военный лётчик.поручик. В мае 1915 года окончил Гатчинскую авиашколу С июня 1915 г.по январь1917 г. лётчик 1-го армейского авиаотряда. С января 1917 г. по август 1918 г. лётчик 5-го истребительного авиаотряда. С августа 1918 г. лётчик 1-го авиаотряда Латышской авиагруппы армии Советской Латвии. 9 мая 1919 года перелетел из Риги на сторону Временного Латышского правительства и зачислен лётчиком авиаотряда Светлейшего князя Ливена ( в будущем 3-го авиаотряда СЗА).В августе 1919 г. вместе с отрядом прибыл в город Нарву в состав Северо-Западной армии. 1 сентября 1919 года произведён в подпоручики. 25 октября 1919 года произведён за боевые отличия в поручики со старшинством с 30 сентября 1919 года. Налетал в СЗА 45 боевых часов. 25 апреля 1920 г. после ликвидации Северо-Западной армии переехал в Ригу. 28 июля 1920 года утонул в реке Двина

 

 

Панкратов Онисим Петрович

(1888–05.09.1916)

 

Онисим Панкратов был чрезвычайно разносторонним спортсменом. Любовь к спорту ему привил отец. Онисим пробовал себя в нескольких видах спорта и во всех преуспел. В 1908 году он переехал жить в Харбин. Поступив работать пожарным, он увлёкся мото- и велогонками. Идею совершить какое-либо кругосветное путешествие привил ему отец. Скопив денег, купил велосипед и в начале 1911 года состоялись его торжественные проводы. Завершил Панкратов своё кругосветное путешествие в Харбине 28 июля 1913 года, затратив на прохождение маршрута 2 года и 18 дней. В конце того же года международная федерация велоспорта вручила ему награду – бриллиантовую пальмовую ветвь. Однако не в характере Онисима Панкратова было останавливаться на достигнутом. Его увлекла идея совершить кругосветное путешествие на самолёте, и он поступает учиться на лётчика. Он окончил Гатчинску авиационную школу в октябре 1914 года.

Попав на фронт, показал себя храбрым и результативным лётчиком. Выполнял ответственные задания по разведке и бомбардировке, а также фотографированию позиций противника. Совершив множество успешных боевых вылетов он удостоился четырех Георгиевских крестов и произведён в поручики.

5 сентября 1916 г. под Двинском он вылетел на последнее своё задание. Успешно справившись с двумя немецкими самолётами, Панкратов не заметил третьего, заходящего на него с хвоста. До последнего момента он пытался посадить самолёт, но в воздухе из-за сильного ветра самолёт перевернулся и рухнул на землю. За последний подвиг О.П. Панкратов был представлен к ордену Св. Владимира с мечами. Похоронен Онисим Петрович на родине – в Казани.

 

 

 

 

 Image

Порцель Леонид Михайлович

(22.10.1889-07.09.1932)

Родился в Санкт-Петербурге.Окончил реальное училище в 1908 г., а в сентябре 1909 года поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте. В январе 1912 года взят на воинскую службу юнкером флота. В январе 1914 г. уволен в запас. В июле 1914 г. по мобилизации зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж и в период с сентября 1914 по март 1916 года воевал охотником в составе морских подразделений на различных фронтах сухопутного театра военных действий. В июне 1916 г. принят в Школу морской авиации, в сентябре призведён в прапорщики по Адмиралтейству. Обучался полётам в Баку, Петрограде и Ораниенбауме. 15 марта 1918 года вместе со школой отбыл в Нижний Новгород, но в ноябре вернулся в петроград для сдачи экзамена на звание морлёта. В июне 1919 г. участвовал как лётчик-инструктор Школы мороской авиации им. Л.Д.Троцкого в подавлении мятежа на форту "Красная горка". С 7 июля 1919 г. переведён пилотом в Ораниенбаумский воздушный дивизион, после чего совершал боевые вылеты во время военных действий в районе Петрограда и Финского залива. В июне 1920 года назначен начальником 1-го гидроотряда 1-го воздушного дивизиона. Воздушной бригады Балтийского флота. В августе

Того же года назначен начальником 2-го воздушного дивизиона той же бригады. 30 августа 1920 г. выбыл в командировку в г.Апрхангельск и Мурманск для выбора мест базирования двух гидроотрядов. В октябре 1920 г.назначен помощником командира Воздушной бригады по оперативной и строевой части, а в декабре стал во главе формируемого Мурманского гидроотряда. В начале марта 1921 г. придан оперативному отделу штаба 7-й армии как специалист по авиационным делам. В мае 1921 переведён в Харьков на должность помощника начальника Украинского воздушного флота по гидроавиации. В августе 1921 г ода по упразднении прежней должности прибыл в распоряжение начальника Воздушного флота Балтийского моря и был занесён в списки лётчиков Беломорского гидроотряда в Архангельске. В октябре 1921 г. назначен начальником 2-го дивизиона Воздушного дивизиона Балтийского моря, а 29 декабря по расформировании дивизиона выведен в резерв Воздушного флота. На следующий день прикомандирован как пилот к 1-му разведывательному гидроотряду.а 31 числа отбыл в Петрозаводск на Карельский фронт. В марте 1922 г. отозван в Петроград и стал временно исполняющим должность начальника штаба Воздушного флота Балтийского моря. Спустя два месяца утверждён на посту начальника штаба. 3 августа 1922 года вступил во временное командование ВВС Баалтийского моря и прослужил в этой должности до начала января 1924 г. в марте 1924 г. назначен начальником одного из гидроотрядов, а в сентябре 1925 г. переведён в Школу лётчиков-наблюдателей им. К.Е.Ворошилова в качестве командира морского отряда. В октябре стал слушателем Специальных академических курсов морской авиации при Морской академии и успешно окончил их к июлю 1926 г.. после чего отбыл в Севастополь, чтобы возглавить 1-й отряд Отдельной морской миноносной эскадрильи. В 1927-1928 гг. являлся временным командиром 60-й Отдельной авиаэскадрильи и 65-го отдельного авиаотряда и помощником начальника штаба ВВС Чёрного моря по оперативной и учебной части. С 15 апреля 1929 г. зачислен на работу в общество "Добролёт" и вскоре прибыл в Иркутск в Управление Сибирских воздушных линий для полётов по маршруту Иркутск-Якутск и Иркутск-Бодайбо. Одновременно выведен в резерв РККА. Уволен по сокращению штатов с 1 февраля 1931 г. и перешёл в Управление полярной авиации, чья основная база располагалась в Красноярске.В августе 1932 г.назначен в авиаслужбу Комсеверпути в Карскую морскую экспедицию по разведке льдов и проводке судов в Карском море. Погиб на самолёте " Дорнье Валь" с регистрационным номером Н3 и именем "Комсеверпуть №3" при аварии в проливе

 

 

Р

 

Романов Александр Михайлович

(13.04.1866-26.02.1933).

Великий князь, руководитель авиации и военного воздухоплавания. На военной службе с рождения. В 1892 году принял командование миноносцем "Ревель". В период с 1895 по 1900 годы проходил службу в качестве старшего офицера на эскадренном миноносце "Сисой Великий" и броненосце береговой охраны "Генерал-Адмирал Апраксин". В мае 1900 года назначен командиром броненосца "Ростислав". В период с 1902 по 1905 годы руководил Главным управлением мореплавания и портов России, одновременно являясь младшим флагманом Черноморского флота. С 1910 года принял активное участие в создании и развитии отечественной авиации и воздухоплавания.

В феврале 1910 года по его инициативе при "Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования" организован Отдел воздушного флота, давший начало формированию, в дальнейшем, Качинской военной школы лётчиков. В октябре 1914 года назначен заведующим авиационным делом в армиях Юго-Западного фронта. С 23 января 1915 года по 21 марта 1917 года являлся руководителем авиации и военного воздухоплавания в действующей армии. Через три недели после отречения от престола Николая II вышел в отставку. Некоторое время жил в Киеве. Затем ему предложили переехать в Крым. Туда, в имение князя Ай-Тодор, переехала из Петрограда его супруга. Это спасло им жизнь.

В марте 1919 года за ним прибыл английский крейсер "Форсайт". С этого времени в эмиграции. Вклад Великого князя в дело создания российской авиации трудно переоценить, хотя допускались ошибки, неизбежные в таком новом и трудном деле.

Александр Михайлович.

Image

 

 

 

Раевский Александр Евгеньевич

 (1887-1937)

Родился 10 мая 1887 года в Харьковской губернии. Окончил классическую гимназию в г. Юрьев (Тарту). Учился на химическом факультете Юрьевского университета. 2 ноября 1908 года он был призван на военную службу. В мае1911 года окончил школу Л.Блерио во Франции. С 1 июня 1911 года – пилот-руководитель в авиашколе Императорского Всероссийского аэроклуба. Совершил множество показательных полётов по России. Занимался фотографией в части применения её в авиации. В апреле 1914 года окончил Высшую школу пилотажа под руководством Луи Блерио в Версале. С 29 августа 1914 года руководитель офицерской школы авиации в Севастополе. С началом войны – в составе 32-го КАО (Юго-Западный фронт). 1 октября 1915 года вылетел для встречи и сопровождения Верховного главнокомандующего императора Николая II. С января 1916 года зачислен в Севастопольскую школу. 3 мая 1916 года Раевскому присвоено звание "военный лётчик". 6 августа 1917 года он зачислен в 10-й истребительный авиаотряд, во временное командование которым вступил в декабре того же года. 1 Мая 1919 г. мобилизован в Красную Армию. До конца 1919 года являлся помощником командира Московской авиашколы. В начале 1920 года перешел на испытательную работу. С начала 1924 года прекратил лётную деятельность по состоянию здоровья и занялся фотографией. Репрессирован. Умер в заключении.

Награды: чины унтер-офицер, ст. унтер-офицер, прапорщик. Ордена: Св. Станислава III ст., I ст., Св. Анны III и II ст., Св. Георгия, Георгиевский крест IV ст., Георгиевский крест с пальмовой ветвью.

 

Раевский Александр Евгеньевич

 

Image

 

 

 

Рахманинов Николай Васильевич

(1895-1917)

Брат композитора С.В. Рахманинова. Окончил школу пилотов ВАК в мае 1914 года. Пройдя стажировку в военной авиашколе, отбыл на фронт. Воевал в составе Особого добровольческого отряда Н. Яцука. Зарекомендовал себя смелым и отважным разведчиком. Погиб в мае 1917 года, выполняя ответственное задание.

 

 

Рябченко Порфирий Яковлевич

(1892 -?)

Родился в Полтавской губернии. Призван в армию в 1913 году. Попал в воздухоплавательную роту, затем механиком в 34-й КАО. Лётчик Туманский А.К. обучил Рябченко технике пилотирования, двенадцатый полёт был уже самостоятельным. Порфирий Рябченко был направлен в Севастопольскую авиашколу, закончив которую в конце 1916 года, вернулся в свой авиаотряд. Но участвовать в боевых действиях уже не пришлось. После революции - в составе 1-го Минского революционного авиаотряда. После аварии перешёл на работу в гражданскую авиацию. Был директором авиазавода, начальником лётно-эксплуатационного отдела линии Москва-Баку, линейным лётчиком, начальником воздушной линии Украинского управления гражданского воздушного флота Харьков-Одесса, командиром транспортного подразделения, начальником Украинского и Азово-Черноморского управлений ГВФ. В годы великой Отечественной войны - командир эскадрильи в одной из фронтовых частей ГВФ. После войны работал инспектором авиаслужбы в Харьковском аэропорту. Вышел на пенсию в 1963 году.

 

 

Римский-Корсаков Тихон Ильич

(? – 1965).

По-военному образованию - кавалерист. Ротмистр 17-го драгунского полка. Войну начал лётчиком - наблюдателем. Затем по собственному желанию вернулся в кавалерию - в 19-й драгунский Архангелогородский полк. В начале 1915 года по просьбе Авиадарма вновь служит летнабом в 3-м корпусном авиаотряде. В 1916 году оканчивает Севастопольскую авиационную школу и служит на Черноморском флоте. К концу войны – начальник авиаотряда Черноморского флота. В Гражданскую войну снова возвращается в конницу. С августа 1918 года воевал в составе 1-го Конного полка Добровольческой Армии. С осени 1926 года в составе Алексеевского полка в Болгарии. В эмиграции – в Бельгии. Скончался 18 марта 1965 года в Брюсселе.

 

 

Россинский Борис Иллиодорович

(1884–1976)

В 1904 году поступил в МВТУ. Там через определенное время по его инициативе был создан воздухоплавательный кружок, которым руководил Жуковский. В 1909 году по настоянию Жуковского Б. Россинский едет во Францию для изучения конструкций аэропланов и моторов. Там он встретился с Л. Блерио, который устроил его практикантом на парижский моторный завод, где русский лётчик прошёл путь от слесаря до контролёра. Вскоре Россинскому, видя его способности, французы поручили испытывать, налаживать и устанавливать моторы на самолёты. Одновременно с этим обучался в авиационной школе Блерио. Там он освоил рулёжку и короткие полёты по прямой. Большему научиться не удалось, т.к. единственный инструктор, Коллэн разворачиваться не умел. Доучиваться пришлось на родине, а перед самим возвращением, Блерио подарил Россинскому свой самолёт. Своё обучение Борис Россинский продолжил в Москве на Ходынском поле, так, он стал первым москвичом, летавшем на аэроплане над Москвой. В ноябре 1911 года он получил диплом пилота-авиатора (диплом ИВАК №69 от 26.11.1911). После этого работал инструктором Московской школы авиации и испытывал самолёты на заводе "Дукс". Россинский поднял на крыло более полутора тысяч аэропланов. В разгар войны он испытывал по пять-шесть самолётов в день. После Революции его избрали председателем ревкома завода. Под его началом была Летучая лаборатория, научно-исследовательской деятельностью которой руководил Жуковский. Лаборатория внесла большой вклад в повышение безопасности полётов и улучшение боевых и лётных качеств самолётов. В 1923 году он был награждён орденом Трудового Красного знамени, получил звание заслуженного пилота-авиатора СССР и персональную пенсию. Впоследствии правительство подарило ему самолёт, на котором он совершал агитационные перелёты по всей стране. Во время войны он был прикомандирован к отряду особого назначения, но на фронт, несмотря на его просьбы, отпущен не был. К 60-летию Бориса Иллиодоровича за заслуги перед Отечеством наградили орденом Ленина.

 

 

С

 

Самсонова Елена Павловна

(1890–1958).

Е.П. Самсонова – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом – аналогом современного приза "За волю к победе". Такой успех именно этой, хоть и единственной женщины, на сложной трассе автокросса особенно ни кого не удивил. Помимо того, что Самсонова стала виртуозным водителем, она была еще и одной из первых российских летчиц. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 "восьмёрок" вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра.

После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на "баранку" в 9-й армии. В Галиции она служила шофёром с октября 1914 года по февраль 1915 г., затем её отправили в Москву для "поправки здоровья". По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной "пилотессой" она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л. Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С. Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.

 

Сапожников Григорий Степанович

 (1896–1920)

Родился в г. Бугульма, в семье мелких дворян. Окончив Оренбургское реальное училище, добровольцем записался в армию. Прослушал теоретический курс авиации и воздухоплавания в Петроградском политехническом институте и в 1915 году поступил в Севастопольскую лётную школу.

В конце 1916 г. Григорий был направлен в действующую армию. Воевал в составе 16-го КАО. Вскоре он одерживает свою первую победу – сбивает над Язловицем вражеский самолет. За этот бой Сапожникова награждают Георгиевским крестом. Войну он закончил в чине прапорщика. После Революции он не сразу сделал выбор, но в мае 1918 года все-таки вступил в Красную Армию. Сапожникова сразу же назначают командиром 2-го отряда Первой Пролетарской авиагруппы (Восточный фронт). Правда, в этой должности он пробыл недолго. По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. При этом он частенько был не в ладах с дисциплиной. В результате он не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919 года он служил уже рядовым красвоенлётом в 1-м истребительном авиаотряде Юго-Западного фронта, сражаясь в самых горячих точках: против наступавших армий Деникина и Мамонтова. Затем были тяжёлые, но успешные бои на Западном фронте, а с августа 1920 г. – в составе звена асов Г. Сапожников воевал с врангелевцами. Ему принадлежит новшество в тактике – применение истребителя для штурмовых ударов во взаимодействии с конницей. Одним из первых он совершил и бомбометание с одноместного истребителя. В воздушном бою действия лётчика были непредсказуемы и не укладывались в классические схемы того времени. Это был пилот-импровизатор. Решения он принимал мгновенно на основе быстрой и точной оценки воздушной обстановки, безошибочно выявляя слабые места противника. Ни повторить манёвры Сапожникова, ни противостоять ему не могли даже опытные белогвардейские лётчики – в одной из воздушных схваток он сбил сразу два самолёта противника. Наиболее яркой страницей в боевой биографии Сапожникова стала польская компания 1920 года. 12 мая 1920 года Сапожников был награждён орденом Красного Знамени. В августе 1-й авиаотряд перевели на Южный фронт.

Утром 8 сентября Г. Сапожников вылетел на задание. Не успев набрать высоту, он заложил вираж. Самолет "чиркнул" крылом по земле и разлетелся вдребезги. Смерть была мгновенной (по другим источникам Сапожников погиб 5 сентября, во время показательного полёта над аэродромом г. Александровска, из-за отказа износившегося двигателя). В свои неполные 25 лет Григорий Сапожников успел совершить многое – к моменту гибели на счету отважного лётчика числилось 7 сбитых самолётов противника, из них 4 – на фронтах Первой мировой войны.

 

Свешников (Свечников) Александр Николаевич

(1887–1919)

В 1912 году окончил Политехнический институт в Париже. Летать учился в школе Вандома и там же испытывал построенные аэропланы. В конце 1912 года вернулся в Киев, где организовал свою авиамастерскую и собрал из привезенных из Франции частей свой первый самолет. До 1917 года собрал еще три самолёта своей конструкции. Все они хорошо летали. На самолёте "Свешников №3 " была достигнута скорость 104 км/час. Во время Первой мировой войны проявил себя отменным лётчиком. Командовал одним из авиаотрядов боевой группы Е. Крутеня. С 1918 года воевал в составе Британо-славянского корпуса. В канун рождества 1919 года при выполнении разведывательного полёта загорелся мотор самолёта Свешникова. В результате падения самолёта А.Н. Свешников получил переломы обеих ног. Замёрз…

 

Седов-Серов Яков Иванович

 (1879–1964)

Механик и ученик М.Н. Ефимова. Получил пилотский диплом ВАК в августе 1911г. Совершил ряд показательных полётов в городах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. В 1912 года был в составе добровольческого отряда Щетинина, воевавшего на стороне болгар. Затем работал лётчиком-испытателем на заводе ПРТВ в С-Петербурге. Летал на всех типах самолетов, выпускавшихся на заводе. После революции продолжил испытательную работу. В 1923 году после тяжёлой аварии, прекратил лётную деятельность. В последующие годы работал в авиационной промышленности.

 

 

Семишкуров Дмитрий Николаевич

 (1888–1914)

Службу начал мотористом в Севастопольской школе авиации, которую закончил в декабре 1913 г. и получил пилотский диплом. Д. Семишкуров – один из первых солдат, сдавших экзамен на звание пилота-авиатора. Оставлен при школе инструктором. Унтер-офицер Д.Н. Семишкуров погиб в Севастополе на "Нюпоре" 30 апреля 1914 года. Причину катастрофы установить не удалось. Похоронен на военном кладбище в Севастополе.

 

Сергеев Михаил Михайлович

(1891–1982)

Окончил Бакинское отделение Петроградской школы гидроавиации летом 1916 г.Воевал в составе корабельной авиации Черноморского флота. Участник воздушных налётов на Босфор, Варну, Констанцу и другие объекты противника. Впервые в истории флота 26 марта 1917 г. осуществил абордаж турецкой шхуны с летающей лодки (М-9). Через несколько дней Сергеев был ранен в воздушном бою и попал в плен. Вернулся из плена в декабре 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Затем командовал авиацией Чёрного и Азовского морей, был начальником школы морской авиации в Севастополе. В 1925-1927 годах – зам. начальника ВВС РККА. В 1927-1933 гг. преподавал в ВВА и МАИ. С 1933 по 1938 годы работал в Главсевморпути и Наркомтяжпроме. В 1938-1941 годах преподавал в МВТУ. В первые дни войны вернулся на службу в ВМФ. Участник обороны Сталинграда. Вышел в отставку в 1948 году и до 1963 года преподавал в МВТУ.

 

Сергеев Михаил Сергеевич

(1896 -?).

Питерский рабочий. С началом Первой мировой войны Сергеев был призван на военную службу в 184-й пехотный полк, затем обучался в Московской авиашколе. До октября 1917 года продолжил обучение во Франции в авиационных школах Шартр и Авор. Вернулся накануне революции. После её свершения М.С.Сергеев стал одним из немногих лётчиков 1-го социалистического авиаотряда Красной гвардии, сражался с белофиннами, белогвардейцами, белополяками, участвовал в боевых операциях против Махно. Расстался с лётным делом в 1933 году. Затем работал в одном из московских институтов, где проводил испытания авиационной техники. 29 декабря 1934 года командирован на Колыму, где 9 февраля 1935 года назначен командиром Магаданского авиаотряда.

 

Сергеев Николай Николаевич

Лётчик, поручик. Погиб в воздушном бою 20 ноября 1917 года. Похоронен на родине – в Нижнем Новгороде.

 

 

Сикорский Игорь Иванович

(25.05.1889–26.10.1972)

 

Родился в семье известного врача-психиатра, профессора Киевского университета. После окончания в Петербурге Морского кадетского корпуса вернулся в Киев. В 1905-1907 гг. Сикорский находился во Франции, где учился в технической школе Дювиньо-де-Ланно. В 1907 году он поступил в Киевский политехнический институт, закончить который ему так и не удалось (диплом инженера ему выдал Петербургский политехнический институт в 1914 году за создание многомоторных "воздушных кораблей").

После опытов с летающими моделями и изучением воздушных винтов, Сикорский в июле 1909 года во дворе своего киевского дома построил первый в России вертолёт, доведённый до состояния натурных испытаний. Свой первый самолёт Сикорский построил на Куреневском аэродроме, в мастерских, созданных совместно с Ф.И. Былинкиным.З аконченный в апреле 1910 г. БиС-1 мог только подпрыгивать. Характеристики последующих БиС-2, С-3 и С-4 также были невысокими. Намного крупнее и совершеннее был С-5. На нём Сикорский сдал экзамен на звание пилота (август 1911 г.), установил 4 всероссийских рекорда, а в начале сентября 1911 года участвовал в военных манёврах, где продемонстрировал превосходство С-5 над принятыми на вооружение самолётами иностранных марок. В конце 1911 года Сикорский разработал С-6, на котором установил мировой рекорд скорости с двумя пассажирами. Конструктор был удостоен почётной медали Императорского Русского технического общества. Модификация С-6 была выставлена на Московской воздухоплавательной выставке 1912 г., где Сикорский удостоился Большой золотой медали. В апреле 1912 года председатель правления РБВЗ М.В. Шидловский пригласил Сикорского на должность главного конструктора авиационного отдела завода. Сикорским за короткое время были созданы моноплан С-7, С-8 (учебный), биплан С-10 и моноплан С-11 получили призовые места на Конкурсе военных аэропланов в 1913 году. Следующий моноплан,С-12, создавался как тренировочный и применялся на фронтах Первой мировой войны в качестве разведчика. На основе С-10 в 1913 г. был разработан гидросамолёт С-15. Основными направлениями развития самолётостроения конструктор считал повышение скорости и грузоподъёмности. Уже в 1911 г. он разработал концепцию многомоторного, тяжёлого самолёта-гиганта с закрытой комфортабельной кабиной для членов экипажа и пассажиров. Несмотря на мнение большинства авиационных авторитетов того времени, отвергавших идею тяжёлого многомоторного самолёта, председатель правления РБВЗ разрешил в октябре 1912 г. Сикорскому приступить к постройке невиданного до того времени аппарата. В начале марта 1913 г. С-9 ("Большой Балтийский" или "Гранд") был готов. Первоначально он имел 2 двигателя с тянущими винтами, установленными на крылья по бокам фюзеляжа. Затем в тандем к ним добавили еще 2 с толкающими винтами. Превосходящий в несколько раз по размеру и весу все, до тех пор построенные самолёты, гигантский биплан совершил первый полёт 27 апреля 1913 г. В июне 1913 г. 4 двигателя из положения "попарно в тандем" переставили "в ряд по крылу". Самолёт был переименован в "Русский Витязь". 10 декабря 1913 г. поднялся в воздух "Илья Муромец", являвшийся дальнейшим развитием "Русского Витязя". После многочисленных испытательных, рекордных и демонстрационных полётов самолёт был установлен на поплавки и оставался до 1917 года самым большим гидросамолётом в мире. На "Илье Муромце 2" Сикорский с экипажем из 3-х человек совершил летом 1914 г. уникальный перелёт из Петербурга в Киев и обратно. Первоначальное разрозненное применение "Муромцев" в период Первой мировой войны было неудачным, пока их не соединили вместе в Эскадру Воздушных Кораблей, возглавляемую М.В. Шидловским. О качестве самолёта говорит тот факт, что за всю войну был сбит только один "Муромец".

Помимо тяжелых бомбардировщиков Сикорский разрабатывал и лёгкие самолёты. Серийно строился разведчик и истребитель-перехватчик биплан С-16, истребитель и разведчик С-17, 2-х моторный С-18 являлся истребителем сопровождения, и первый отечественный штурмовик С-19. Последним самолётом Сикорского построенным в России стал истребитель С-20, превосходивший по своим характеристикам иностранные аналогичные образцы. Всего в России Сикорский в период с 1909 по 1917 год создал 25 типов самолётов и 2 вертолёта.

В марте 1918 г. Сикорский отправился на английском корабле из Мурманска во Францию, где ему предложили продолжить конструкторскую деятельность. В марте 1919 года он перебирается в США. Национальный герой России, оказавшийся эмигрантом без средств к существованию, начинал там практически с нуля, зарабатывая на жизнь учителем вечерней школы. В 1923 г. ему удалось собрать ряд других эмигрантов-инженеров, рабочих, лётчиков. Они-то и составили кадровую основу фирмы "Sikorsky Air Engineering". А первый построенный в СЩА самолёт Сикорского S-29 был собран в курятнике, принадлежавшем бывшему основоположнику корабельной авиации в России В.В. Утгофу. Финансовую поддержку оказал композитор С.В. Рахманинов. Эксплуатация самолёта позволила несколько укрепить финансовое положение фирмы, но время тяжёлых транспортных самолётов еще не пришло, и Сикорский пробует себя на поприще лёгкой авиации. Для становления фирмы требовалось создать машину, пользующуюся широким спросом. Ею стала 10-местная 2-х моторная амфибия S-38, разработанная в 1928 г. Амфибии Сикорского стали применяться во многих странах мира. Об их надёжности ходили легенды. Фирма Сикорского оказалась завалена заказами и была принята в состав мощной авиационной корпорации "United Aircraft and Transport Corp.". Надёжной опорой Сикорского и его помощниками были русские эмигранты. Рядом с заводом в Странфорде (штат Коннектикут) образовалась большая русская колония, был открыт клуб, церковь, школа и даже русская опера. Используя опыт S-38, Сикорский вскоре создаёт серийные амфибии S-39, S-41 и S-40. На амфибиях Сикорского произошло становление известной авиакомпании "Pan American". Последним самолётом Сикорского стала большая летающая лодка S-44.

Сикорский с группой русских эмигрантов начал работы по созданию вертолёта, он не прекращал интересоваться винтокрылыми аппаратами все годы работы в самолётостроении. По окончании Второй мировой войны – в 1946 г. – Сикорский построил S-51, широко применявшийся как для военных, так и для гражданских целей во многих странах. Особенно прославился он в операциях по спасению человеческих жизней. Именно это назначение Сикорский считал самым главным для вертолёта. Затем был лёгкий S-52, который стал первым в мире вертолётом, выполнившим фигуры высшего пилотажа. Однако наибольший успех ждал Сикорского на поприще создания тяжёлых вертолётов. Сикорский создал на редкость удачные для своего времени транспортные вертолёты S-55, S-56, S-60. Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58, поднявшийся в воздух в 1954 г.

И.И. Сикорский принимал активное участие в жизни русской колонии в США, оказывал моральную и материальную помощь соотечественникам, различным культурным, политическим и религиозным эмигрантским организациям. Великий авиаконструктор много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки. За свою жизнь Игорь Иванович Сикорский получил более 80 почётных наград, призов и дипломов. Среди них орден Св. Владимира IV ст., медали Д. Гугенгхейма, Дж. Уатта, диплом Национального зала Славы изобретателей. В 1948 г. ему была вручена редкая награда – "Мемориальный приз братьев Райт", а в 1967 г. он был награждён почётной медалью Джона Фрица "За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук". 126 летательных аппаратов внесены в сводные таблицы, подводящие итог долгой творческой жизни Игоря Ивановича Сикорского.

 

 

 

 

Image

 

Сергеев ( Петров) Андрей Васильевич

 (1893-1933).

Родился в крестьянской семье. В 1915 г. призван в армию солдатом 171-го запасного пехотного батальона., затем 1-й авиационной роты. После окончания курсов авиационных мотористов и теоретических офицерских курсов лётчиков при Петроградском политехническом институте в 1915 году направлен в Севастопольскую офицерскую школу авиации, которую окончил в 1916 году. С 1916 г . – лётчик 1-го КАО, затем 7-го Сибирского авиаотряда, старший унтер-офицер. В апреле 1917 года участвовал в работе Всероссийского съезда лётчиков-солдат и мотористов. В августе 1917 года избран командиром авиационного отряда. В декабре 1917 - мае 1918 гг.- член всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом Республики. Приказом Народного комиссара по военным и морским делам РСФСР от 4 мая 1918 года назначен председателем Всероссийского совета по авиации. В мае-июле 1918г.- военный комиссар и член Совета Главного управления РККВФ (Главвоздухофлот). В августе 1918 г. убыл на фронт начальником авиации 5-й армии Восточного фронта. С сентября 1918 г. по март 1920 г.- начальник полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм) при полевом штабе РСВР. С марта 1920 г. по февраль1921 г.-начальник Воздушного флота, с марта 1921 по октябрь 1922 гг.-начальник главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота.С 1922 по 1926 гг.-слушатель Академии Воздушного флота. Принимал участие в работе Центрального совета Общества друзей Воздушного флота.. Сергеев был редактором авиационного отдела газеты "Красная Звезда", принимал участие в выпуске журнала "Вестник Воздушного Флота". За пять месяцев до окончания академии был назначен начальником факультета службы Воздушного Флота ВВА РККА с оставлением слушателем академии. После окончания академии А.В.Сергеев зачислен в резерв с откомандированием в распоряжение Народного Комиссариата внешней и внутреннй торговли. В 1926-1928 гг.-работал военным атташе во Франции, с 1928 года в течение пяти лет- в США, где возглавлял авиационный отдел советских торговых представительств (Амторг). С марта 1933 года- начальник транспортной авиации СССР и заместитель начальника Главного управления Гражданского Воздушного флота при Совете Народных Комиссаров СССР. 5 сентября 1933 года А.В.Сергеев погиб в авиационной катастрофе.

 

 

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования