Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Л-Н Версия для печати Отправить на e-mail

Л

 

Лавров Василий Константинович

(1898–20.08.1937)

Окончил школу морской авиации в 1917 г.

В Красной Армии с 1918 г. Участник Гражданской войны. В январе 1918 – сентябре 1920 гг. – командир авиаотряда. Лично участвовал в полётах на выполнение самых ответственных боевых задач. У подчинённых пользовался большим авторитетом. В октябре 1920 – сентябре 1921 г. – помощник начальника организационного отделения штаба Главного управления Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота. С 1925 г. В.К. Лавров занимал должности начальника ВВС Чёрного моря, заместителя начальника штаба Управления ВВС РККА, начальника НИИ ВВС, инспектора ВВС РККА. В период с 1934 по 1937 гг. Лавров – начальник штаба Управления Военно-воздушных сил РККА. Комкор Лавров в 1936 г. был ответственным редактором журнала "Вестник Воздушного Флота". В 1937 году В.Н. Лавров уволен со службы в РККА.

Необоснованно репрессирован. Умер 20 августа 1937 г.

Награды: орден Ленина.

 

Лавров Георгий Иванович

(1889–12.05.1917)

Сын адмирала. Однокашник по кадетскому корпусу и друг И. Сикорского. Один из первых русских морских лётчиков. В 1914 году вместе с Сикорским совершил перелёт в Киев.

В 1915 году перешёл из морской авиации в ЭВК. Возглавил "Илью-Муромца-I", а затем 2-й боевой отряд. Один из лучших лётчиков и командиров Эскадры.

12 мая 1917 года у г. Микулиста Г. Лавров разбился со всем экипажем. Находясь в воздухе, сломалась одна из стоек. Инцидент был результатом преднамеренного солдатского саботажа.

 

Лауниц Владимир

Охотник, старший унтер-офицер, лётчик 19-го корпусного авиаотряда. 12 мая 1915 года во время выполнения разведки в моторе его самолёта произошёл взрыв. До линии фронта оставалось 8 вёрст. Лауниц не растерялся и стал планировать под сильным пулемётным и артиллерийским огнём. Ему удалось вывести самолёт из расположения противника и опуститься вблизи наших боевых позиций. Во время планирования Лауниц был ранен в руку с раздроблением кости, но, не смотря на это посадил самолёт. Он спас самолёт от захвата, а офицера-наблюдателя от плена. Приказом по войскам 5-й армии от 25.05.1915 г. В.Лауниц награждён Георгиевским крестом 4-й степени. 12 мая 1916 года за боевые отличия произведён в прапорщики.

 

 

Лебедев Владимир Александрович

(1879–22.02.1947)

Родился в Петербурге. Учился в Петербургском университете на юридическом факультете. Увлекался многими видами спорта, был чемпионом России по велоспорту, обладателем мирового рекорда. Побывал на русско-японской войне, служил в канцелярии Государственной думы. В.А. Лебедев усиленно занимался проблемами полётов на аэропланах. В этом ему помогал брат Алексей – профессор Политехнического института. Братья становятся активными членами ИВАК. В начале 1909 года спроектировали и построили планер. Приехав во Францию, В.Лебедев поступил на авиазавод механиком. Досконально изучив процесс сборки летательных аппаратов, вернулся в Петербург. В марте 1910 года аэроклуб рекомендовал В. Лебедева в лётную школу А. Фармана, которую он окончил 10 июля 1910 г., получив диплом №98. К началу сентября 1910 года В.Лебедев совершил 49 полётов, что по тому времени – число внушительное. Ко времени возвращения Лебедева в Петербург, в Гатчине открылся военный аэродром, и была организована группа учеников из офицеров. Лебедев становится инструктором. 1 августа 1910 года на Гатчинском аэродроме открылась школа аэроклуба. Заведующим и шеф-пилотом назначили Лебедева. Он первым испытал аэропланы "Россия-А" и "Россия-Б" – первые аэропланы, построенные заводским способом. Со второй половины 1912 года занялся производством и предпринимательской деятельностью. Он открывает в Петербурге свой завод, где кроме французских самолётов "Вуазен", "Моран", "Депердюссен", "Фарман" и гидросамолетов "Данне", выпускает винты "Шавьер", моторы "Гном", "Рон" и "Сальмсон". Завод выпускал самолёты "Лебедь" в основном заводской конструкции. В 1917 году построил филиалы в Пензе и Таганроге. За годы войны на его заводах было построено 700 самолётов. Он стал первым предпринимателем, отказавшимся от прибыли при выполнении заказов Военного ведомства в военный период. Владимир Лебежев первым из русских конструкторов занялся разработкой "самолётов-невидимок", изобретя прозрачный материал для изготовления крыльев и фюзеляжа аэроплана, и испытал такой самолёт на Гатчинском аэродроме. В 1917 году В. Лебедева избрали президентом аэроклуба, поручив одновременно выполнять обязанности начальника авиашколы, зав. Комендантским аэродромом и Гидроаэропланной станцией на Крестовском острове. При этом он не переставал летать.

События Гражданской войны занесли Лебедева на юг России, а потом в Сербию, где он представлял интересы французских фирм, в частности "Гном" и "Рон". В 1926 году перебирается к брату в Париж, где многие годы трудился в авиастроении. За ощутимые заслуги, оказанные французской авиации, В.А. Лебедев был удостоен Рыцарского креста ордена Почетного Легиона.

Умер В. Лебедев 22 февраля 1947 года и похоронен на православном кладбище под Парижем.

 

Леман Эрнст Карлович

(1894–04.12.1917)

Родился в Латвии. Начал службу солдатом в 1914 году. В 1916 году добился перевода в авиацию. Обучение проходил в Одесской авиашколе. Первый полёт совершил 29 июня. Окончил авиашколу в июле 1916 года.

Служил в составе 19-го Корпусного авиаотряда. В мае 1917 года одержал свою первую победу. Вскоре Леман становится довольно известным летчиком. За боевые отличия был награждён чином прапорщика Императорского Воздушного Флота, званием военного лётчика, солдатскими и офицерскими орденами. По разным источникам сбил от 3-х до 5-ти самолётов противника. После Октябрьской революции общее разложение армии коснулось и 19-го КАО. Всё чаще на солдатских собраниях слышались призывы расправиться с офицерами авиаотряда. Причём речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших лётчиках-солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия.

4 декабря 1917 года, не выдержав унижений и требований снять погоны, "…военный лётчик прапорщик Леман, намереваясь покончить жизнь самоубийством, тяжело ранил себя в голову". Он скончался через несколько часов…

 

Лёвин Александр Алексеевич

 (1896-1942).

Родился 20 августа 1896 года в Саратове.Окончил Реальное училище в Вятке и поступил в Лесной институт в Петербурге.В 1916 году покинул институт и вступил в армию. Окончил Петроградские теоретические курсы и Севастопольскую авиашколу лётчиков, по окончании которой ему было присвоено звание прапорщика.Был оставлен в школе помощником инструктора лётного дела. Совершенствовал своё мастерство высшего пилотажа под руководством К.Арцеулова… В августе 1918 года вступил в Красную Армию и был направлен в Первую Московскую школу красных военных лётчиков на должность инструктора высшего пилотажа. В 1919г. А.Лёвин назначен помощником командира, а затем командиром отряда, сформированного из персонала школы и отправленного на фронт против конницы Мамонтова.В феврале 1920 г. при полёте с учеником А.А.Лёвин терпит единственную в своей жизни катастрофу.Результат-множественные ушибы головы и тела, трещины в позвоночнике.В 1921 году Особый авиационный отряд вновь был отправлен на фронт, на этот раз на борьбу с басмачами.В ноябре 1922 года Лёвин командируется за границу в должности старшего техника службы приёмки.В течение почти трёх лет в Германии, Голландии, Франции и Англии велась работа по отбору и приёмке закупаемых образцов самолётов разных типов, авиационного оборудования, а также заказанной партии машин фирмы "Фоккер". По возвращенни на Родину в 1925 году Лёвина назначили начальником заграничного отдела.В мае 1926 года последовало назначение на должность помощника начальника НИИ ВВС.1 августа 1929 года А.А.Лёвин назначается начальником нового авиационного училища в Сталинграде.Успехи в работе в новой Сталинградской школе послужили основанием для выдвижения А.Лёвина на пост Начальника управления военно-учебных заведений ВВС Красной Армии. В июне 1940 года ему присваивается звание генерал-майор (в числе первых 16-и генералов РККА), а уже в декабре состоялось его назначение на должность заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа.Арестован 8 июля 1941 года.Расстрелян 23 февраля 1942 года. Реабилитирован в 1955 году.

 

 

 

М

 

Макиёнок (Макиёнек, Makijonek) Донат

 (1890–?)

Родился 19 мая 1890 (ст. стиль) в Витебской губернии.

В ноябре 1911 становится солдатом 97-го Лифляндского пехотного полка. Через год зачислен механиком в 3-й КАО. В мае 1912 года командирован в Севастопольскую авиашколу. Там он окончил курсы мотористов, а затем зачислен в группу для обучения полётам. В феврале 1914 г. он был удостоен звания лётчика (диплом №239). По окончании школы лётчик-солдат Макиёнок возвратился в 3-й КАО, а 31 марта 1914 г. убыл на фронт. Выполнял полёты на разведку. В начале сентября его отряд был отправлен в тыл, в Москву на завод "Дукс" за новыми самолётами. В начале декабря того же года 3-й КАО вернулся на фронт. Д. Макиёнок совершал полёты на разведку и бомбардировку. В 1915-1916 гг. совершил большое количество боевых полётов, в том числе ночных. В начале 1917 года переводится в 7-й КАО. 31 марта 1917 года одержал первую, официально подтверждённую победу в воздушном бою. После гибели командира 7-го КАО И. Орлова, а затем – Ю. Гильшера, в июле 1917 г. Д. Макиёнок возглавил отряд. Он командовал отрядом чуть больше месяца. В августе 1917 г. командируется в Евпаторийскую школу летнабов. Приехав туда, он попадает в госпиталь для лечения туберкулёза, которым заболел на фронте. В это время ему присваивается звание штабс-капитан. В ноябре 1917 г. возвращается в отряд, но после Революции о боевой работе уже никто не думал. В январе 1918 г. капитан Макиёнок прилетает в Каменец-Подольск, где формировался 1-й Польский авиаотряд. Он был назначен помощником командира отряда. В январе 1919 г. назначен шеф-пилотом 3-й авиаэскадрильи отправлявшейся на польско-украинский фронт. Весной 1920 г. лётчик участвовал в польско-советской войне. По окончании войны Д. Макиёнок продолжал служить командиром 3-й эскадрильи. В 1921 году он был назначен комендантом авиапарка лётной школы в Быдгоще. С этой должности он в 1929 году вышел в отставку в чине майора.

Донат Макиёнок, ас российского Военно-воздушного Флота погиб в годы фашистской оккупации Польши. Обстоятельства и время его гибели неизвестны

Награды: чины: подпоручик, поручик. Ордена: Георгиевский крест III степени, II степени; Св. Станислава II ст. с мечами, III ст. с мечами и бантом; Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом; Св. Анны IV ст. с надписью "За храбрость".

 

Макшеев Дмитрий Дмитриевич

(1888–12.09.1916)

Происходил из обедневших московских дворян. В армию поступил вольноопределяющимся. Офицерский экзамен сдал экстерном. Служил в Фанагорийском гренадерском полку. Обучался полётам в школе МОВ (1912). Экзамен на военного лётчика сдал в Севастопольской авиашколе.

С начала войны поручик Макшеев воевал в Гренадерском авиаотряде под командованием В.А. Юнгмейстера. До мая 1915 г. он совершил 27 боевых вылетов (налёт 39 часов 13 минут), не раз попадал в аварии. За храбрость награждён орденами Св. Станислава и Св. Анны, оба II и III ст. В 1915 году откомандирован в ЭВК, где стал командиром корабля "Илья Муромец XVI" в 3-м отряде Эскадры. По смелости и находчивости поручик Макшеев заметно выделялся среди опытных лётчиков.

12 сентября 1916 "Илья Муромец" Макшеева не вернулся с боевого задания. На следующий день в штабе армии перехватили немецкую радиотелеграмму: "…отряд истребителей в р-не местечка Боруны после непродолжительного боя сбил большой русский аппарат Сикорского. После удачной пулеметной очереди с одного из наших истребителей русский аппарат загорелся и рухнул на землю. В аппарате найдены 4 обгоревших трупа офицеров-лётчиков. В этом бою мы потеряли одного истребителя". Спустя несколько дней в окопах оказалась немецкая газета со снимками могилы и надписью: "Здесь похоронены 4 русских лётчика, сбитых в воздушном бою 25.IX.1916". У подножья креста лежало обгоревшее колесо "Муромца" и радиатор мотора. Авиаторов похоронили в общей могиле с воинскими почестями. Из анализа немецкой информации установили, что экипаж Макшеева боевую задачу выполнил, т.к. бомб на борту не было, а воздушный бой состоялся при возвращении от цели. Посмертно офицеры экипажа поручики Макшеев Д.Д., Рахлин М.А., Гаибов Ф. и корнет Карпов О.С. были награждены орденом Святого Георгия Победоносца IV степени. Позднее выяснилось, что "Муромец" Макшеева оказался единственным за всю войну сбитым в воздушном бою тяжелым бомбардировщиком.

 

Маринович Пётр Белизарович

(01.10.1900–01.10.1919)

Серб по национальности, подданный России. Отец – серб, мать – русская. Проживали в Париже. Пятнадцати лет поступает в уланы, воюет, потом оканчивает лётную школу, став самым молодым лётчиком в мире. И снова фронт.

Он быстро завоёвывает славу блистательного истребителя. На счету су-лейтенанта Мариновича 18 (по другим сведениям – 22) сбитых самолёта противника.

Трагически погиб в мирных условиях в день своего 19-летия – разбился при посадке на аэродроме в Брюсселе.

 

Марченко Всеволод Михайлович

 (1890–1937)

Родился в Подольской губернии. 8 сентября 1906 г. поступил в Морской корпус, 10 апреля 1911 г. произведён в корабельные гардемарины. 6 декабря 1911г. Высочайшим приказом В. Марченко произвели в мичманы с зачислением в Черноморский флотский экипаж. Первую мировую войну он встретил на эсминце "Стремительный". Ещё будучи гардемарином Марченко начал интересоваться авиацией. Мичман Марченко проходил обучение в Школе высшего пилотажа Одесского отдела Гатчинской авиационной школы. Учеником-летчиком Всеволод Марченко числился с 20 марта по 1 августа 1915 г., а 4 сентября того же года ему присвоили звание морского лётчика. Чуть раньше – 22 августа он был произведён в очередной чин лейтенанта.

Сразу же после получения звания морского лётчика, В. Марченко принял активное участие в боевых действиях. Много летал на разведку. Как один из способнейших морских лётчиков, Марченко вскоре был выдвинут на командную должность и с 1 октября 1916 г. по 1 января 1918 г. командовал гидроавиаотрядами на Румынском фронте. К моменту выхода России из войны В.М. Марченко командовал 13-м истребительным авиаотрядом Черноморского флота. После революции он остаётся не у дел.

К марту 1918 г. Марченко оказывается в Токио, где морской агент в Японии и Китае контр-адмирал Б.П.Дудоров выдал ему удостоверение, подтверждающее его службу в русском флоте, и направил его в Америку. Но в Америку Марченко не поехал, а до конца 1918 г. жил в Харбине. 28 октября 1918 г. В. Марченко из Владивостока был направлен в распоряжение командира 1-го Сибирского корпусного авиаотряда. С 3 ноября он занимает должность старшего офицера этого отряда. Приказом управляющего Морским министерством контр-адмирала М. Смирнова от 22 декабря 1918 г. он назначается на должность начальника гидроавиационного отделения Морского технического управления правительства Колчака. Фактически в его руках оказалось управление всей немногочисленной гидроавиацией, имевшейся в распоряжении Морского министерства правительства адмирала Колчака.

Неизвестно, как сложилась судьба Марченко после завершения Белой борьбы в Сибири, известно лишь, что к июлю 1921 г. он находился в эмиграции в Королевстве СХС. Будучи в эмиграции, в 1923 г., Марченко поступил на службу в испанскую авиацию. Около года он прослужил инструктором гидроавиации в авиашколе. Затем – устроился инструктором в одну из частных авиашкол, а ещё через несколько лет перешёл работать лётчиком на гражданские авиалинии Мадрид–Париж и Мадрид–Берлин. После выступления генерала Франко он был отстранён он полётов и арестован, но вскоре через французское посольство перебрался во Францию, откуда за свой счёт отправился снова в Испанию, на территорию, подконтрольную франкистам. Он служил в бомбардировочной авиации и выполнял самые разнообразные и сложные задания (например, он был одним из немногих лётчиков, летавших ночью). С марта 1937 года он служил в 1-й ночной эскадрилье бомбардировщиков Ju-52.

Самолёт Марченко был сбит 14 сентября 1937 года. После того как радист и механик выпрыгнули с парашютом, Марченко, планируя, пытался достичь своих позиций, но, видя, что ему это не удастся, тоже покинул самолёт. Он был убит был в перестрелке с испанцами, высланными на его поиски. По просьбе советских лётчиков, его похоронили на городском кладбище, но вскоре республиканцы его тело вырыли, выкинули из гроба и зарыли вне кладбища. Лишь после занятия местности франкистами, сын отыскал могилу Всеволода Михайловича Марченко и перевёз его прах в Севилью, где и похоронил отца с воинскими почестями. В некрологе опубликованном в пражском "Морском журнале" есть такие строки: "Кто знает, может быть красный аппарат, сбивший его управлялся тоже русским, и погиб наш однокашник от братской руки". Скорее всего, так и было…

Награды: орден Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, Георгиевское оружие, испанские награды.

 

Мациевич Лев Макарович

(1877–07.10.1910).

Капитан корпуса корабельных инженеров Лев Макарович был одним из самых образованных лётчиков своего времени – в 1901 г окончил Харьковский технологический институт, в 1906 г. – Морскую академию. Мациевич окончил авиашколу Фармана (диплом №178 от 09.08.1910). Готовил его к сдаче пилотского экзамена М. Ефимов. Вернувшись в Россию, много летал, работал над проектом самолёта. В сентябре 1910 г. совершил первые ночные полёты (одновременно с Михаилом Ефимовым). Участник ряда перелётов, на которых брал призы.

Погиб 7 октября 1910 г. во время Всероссийского праздника воздухоплавания. Это была первая жертва авиации в России.

 

 

Макеев Борис Владимирович.

 (1887 – 1937)

Родился в Москве, из потомственных дворян. В 1904 году окончил Псковский кадетский корпус. С 1904 по 1907 г. обучался в Николаевском инженерном училище. Поручик лейб-гвардии Саперного батальона. Был в составе первых курсантов Севастопольской авиашколы. Первый выпуск 26 октября 1911 года. Первый из офицеров флота получил звание военного лётчика. Инструктор Севастопольской авиашколы (1912). Штабс-капитан. С 11.1912 по 02.1913 г находился в командировке в Германии, Австрии, Франции и Италии, где изучал авиационное дело. С июня 1914 года на театре боевых действий. Военный лётчик авиационного отряда Гвардейского корпуса. С января 1915 года начальник Симферопольского отделения Севастопольской авиашколы. С 21.02.1916 г.- командующий ротой Его Величества лейб-гвардии Сапёрного полка. С 25.06.1917 г- начальник Севастопольской авиашколы. После революции остался в СССР. С 26.10.1918 на различных должностях в РККВВФ. В 1925 году арестован в Ташкенте органами ОГПУ «по подозрению в совершении террористического акта». Оправдан. В 1937 г - старший консультант, заместитель начальника сектора перспективного планирования Главного управления ГВФ. 25 октября 1937 года арестован «по обвинению в шпионаже, вредительстве, терроризме и участии в антисоветской организации». Осуждён 15 декабря 1937 года к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян. Реабилитирован 14.11.1956 года.

Награды: ордена Св.Станислава 3-й ст. (04.11.1911), Св. Станислава 2-й ст. (17.12.1913), Св. Анны 2-й ст. с мечами (06.11.1914), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (28.01.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (03.04.1915), Св. Георгия 4-й ст. (21.02.1917); Георгиевское оружие (01.06.1915)

 

Масленников Борис Семёнович

 (1888–?)

Окончил реальное училище и математический факультет Московского университета. Звание пилота получил во Франции (диплом №325 от 8 ноября 1910 г). Возвращаясь в Россию, заехал в Болгарию и Сербию, став первым авиатором на Балканах. 12 ноября он совершил первый полёт в Софии. По предложению Б. Масленникова в Болгарии был основан первый аэроклуб. Пробыв в Софии два с половиной месяца, совершал полёты с пассажирами, в том числе с царём Фердинандом и царевичами Кириллом и Борисом. Затем Масленников переехал в Сербию. Много летал, в том числе и с коронованными особами. При Олимпийском клубе основал отдел авиации. Затем уехал в Турцию для демонстрационных полётов. В 1911 году занял четвёртое место на I Московской авиационной неделе, затем на Ходынке открыл школу авиации "Орёл". До войны в ней проходили обучение гражданские и военные лётчики. Вместе с Докучаевым построил самолёт типа "Фарман", экспонировавшийся в 1912 г. на Московской воздухоплавательной выставке. После 1914 года следы Б. Масленникова теряются. Его фамилия неожиданно всплывает в 1925 году в… Якутии. В газете "Автономная Якутия" написано "…последним рейсом идёт пароход "Пролетарий"… везёт аэроплан и в числе пассажиров – людей воздуха – лётчик тов. Масленников – заслуженный лётчик, единственный инструктор по Сибири, со своими товарищами везёт впервые в Якутию аэроплан, чтобы показать его якутскому народу…".

 

Матыевич-Мацеевич Бронислав Витольдович

(1882–1911)

Образование получил в третьем Московском кадетском корпусе и Николаевском инженерном училище. В 1901 произведён в офицеры. Службу проходил в Брест-Литовском Крепостном воздухоплавательном отделении. Окончил курсы в учебном воздухоплавательном парке генерала Кованько. Командирован во Францию, где обучался в школе Блерио (диплом №152 от 01.07.1910). По возвращении в Россию – назначен инструктором в школу авиации особого комитета в Севастополе. Погиб в апреле 1911 г. на самолёте, на котором вместе с ним в качестве пассажира летел его брат – мичман С.В. Матыевич-Мацеевич.

 

Можаев А.В.

До 1914 года работал слесарем на заводе "Дукс". В 1914 году призван в армию. После окончания школы летнабов – военный лётчик, прапорщик. С 2(15) ноября 1917 года - политический комиссар воздухоплавательного батальона. Участник Октябрьской революции. С 28 октября (10 ноября) по 20 декабря 1917 года (2 января 1918 г.) – председатель Бюро комиссаров авиационных и воздухоплавательных частей Петроградского гарнизона. С декабря 1917 г. по 1920 г. А.В.Можаев занимает ряд ответственных должностей : инструктор по авиации 1-го корпуса РККА, председатель правительственной комиссии по организации эвакуации из портов Архангельска и Мурманска самолётов и боеприпасов. В годы Гражданской войны исполнял должности командира Архангельской авиационной группы, начальника авиационного и автомобильного отдела Полевого штаба, командующего вооруженными силами Архангельского района, командира 1-й Воронежской авиационной группы, командира 3-го артиллерийского авиационного отряда. С 1921 по 1929 г. занимает ряд лётных и командных должностей в ВВС. В 1929 году окончил курсы при ВВА им. проф. Жуковского. В 1930 году-слушатель этой же академии с исполнением обязанностей председателя комисси по приёмке самолётов. В 1931 году, после окончания академии, ему было присвоено звание инженера-механика. В 1932 году назначен в НИИ ВВС РККА на должность старшего инспектора.

Награды орден Красного Знамени.

 

Мортиров А.Г.

Лётчик-солдат 2-го Сибирского авиаотряда, бывший рабочий Путиловского завода. Вёл боевую работу в авиации с 1915 г., совершил около 600 боевых вылетов. За подвиги в войне он получил три Георгиевских креста. В начале 1917 года ему присвоили чин поручика. А.Г. Мортиров был награждён золотым Георгиевским оружием и орденом Св. Владимира IV степени.

 

 

 

Н

 

Нагурский Ян Иосифович

(1888–1976)

Родился в г. Влоцлавек (Польша). Окончил Одесское пехотное училище в 1909 г., произведён в подпоручики и назначен служить в Хабаровск в составе 23-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. В 1910 г. Нагурский перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Морское инженерное училище. Там он заинтересовался авиацией, окончил школу пилотов ВАК (март 1913 г.) и в декабре того же года – Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (авиационный отдел).

Служил военным лётчиком на границе. Российским правительством было принято решение об организации в 1914 году двух морских экспедиций в Арктику с привлечением авиации. Решили закупить лучшие самолёты зарубежного производства. Для этой цели Я. Нагурского командировали во Францию на заводы фирмы "Фарман". С 21 августа 1914 г. Нагурский совершил 5 полётов на гидросамолёте "Фарман" с Новой Земли на поиски пропавшей экспедиции Г. Седова. Это были первые в мире полёты на самолёте в Арктике. Во время войны Я. Нагурский служил в авиации Балтийского флота. Был назначен командиром отряда корабельной авиации, приписанного к авиатранспорту "Орлица". 30 сентября 1916 года лётчик впервые в мире выполнил петлю Нестерова на гидросамолёте М-9 конструкции Григоровича. К началу 1917 г. Нагурский совершил более 100 боевых вылетов. Награждён пятью боевыми орденами. Неоднократно привлекался к испытанию самолётов. Летом 1917 года самолёт Я. Нагурского был сбит, лётчика и механика подобрала подводная лодка. После выздоровления служил в Управлении морской авиации, а затем начальником учебного отряда в Морской школе воздушного боя и высшего пилотажа.

В начале 1918 года Я. Нагурский выехал в Польшу, в Россию не вернулся. Авиацией не занимался. В 1956 г. по приглашению советских полярных лётчиков побывал в СССР. Занимался литературной деятельностью. За заслуги в общественной и литературной деятельности награждён орденом Возрождения Польши.

Скончался в возрасте 89 лет в Варшаве.

Награды: ордена Св. Анны IV ст., Св. Владимира с мечами и бантом, Св. Станислава II ст.

 

Никольской Сергей Николаевич

(07.01.1895–1963)

Родился в Ялте. Учился в Киевском Николаевском кадетском корпусе. Окончил Павловское военное училище.

В 1905 г. был зачислен в 3-й Лейб-гвардии Стрелковый полк. В январе 1914 г. поступил в Гатчинскую авиационную школу. Окончил её по первому разряду, и 18 июля 1914 г. назначен помощником командира Воздушного Корабля "Илья Муромец II". 14 июля 1916г. был назначен командиром Корабля "Илья Муромец XIV". 1 июня 1917 года назначен командиром 1-го Боевого отряда. Был трижды ранен. После тяжёлого ранения вернулся в Эскадру и был избран комитетом Эскадры в Совет солдатских и рабочих депутатов Винницы. Пытался организовать эвакуацию имущества Эскадры, но из-за отсутствия транспорта приказал сжечь оставшиеся корабли, чтобы они не достались немцам. 5 апреля 1918 г. С.Н. Никольской демобилизовался и вернулся в Крым. Во время Гражданской войны выполнял обязанности коменданта Ялтинского порта.

После падения Крыма эвакуировался в Константинополь, затем в Афины. В 1923 г. поселился на юге Франции, где работал шофёром. Во время Второй мировой войны, полностью потеряв зрение переезжает с семьей в Париж.

Скончался в августе 1963 г. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа рядом с могилами других русских лётчиков.

Награды: орден Св. Станислава III ст. (1915), II ст. с мечами (1915); орден Св. Владимира IV ст. с бантом и мечами и бантом к ордену Св. Станислава III ст. (1916); орден Св. Анны IV ст. с надписью "За храбрость" (1917).

 

Наугольников Борис Александрович

(1884–?)

Поручик Б. Наугольников воевал в 25-м КАО. 24 августа 1914 г. командирован на завод "Дукс" за новыми самолётами. После возвращения на фронт, 17 ноября 1915 г. был контужен разорвавшимся снарядом. С января по апрель 1915 г. совершил 24 боевых вылета (общий налёт 24 часа 41 мин). 6 апреля 1915 года Наугольников не вернулся с боевого задания. Позже, 9 августа, немецкий лётчик в районе Могельниц сбросил записку, что поручик Наугольников потерпел крушение. Аэроплан разбит, сам невредим и попал в плен. Дальнейшая судьба Б.А. Наугольникова неизвестна.

Награды: орден Св. Станислава III степени.

 

 

Нестеров Пётр Николаевич

(1887–26.08.1914)

Окончил Петербургскую воздухоплавательную школу со званием военного лётчика. Служил в авиационном отряде в Киеве. Начальник 11-го корпусного авиаотряда. Впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в т.ч. "мёртвую петлю", названную впоследствии "петлёй Нестерова". Разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками. Участник ряда перелётов, провёл испытания самолёта собственной конструкции.

С началом 1-й мировой войны в действующей армии. Совершил 7 боевых вылетов.

26 августа 1914 г. совершил первый в мире воздушный таран, сбив австрийский аэроплан. При этом погиб сам.

 

Пётр Николаевич Нестеров

 

 

 Image

Нестеров Михаил Николаевич

 (1890–08.10.1914)

Пехотный офицер М. Нестеров по примеру старшего брата тоже решил стать лётчиком. Он окончил авиационное училище, получил звание военного лётчика и направление в Брест-Литовский КАО, где и застала его война. М. Нестеров летал на устаревшем "Фармане", но ему хотелось овладеть более совершенным аппаратом "Моран", на котором летал его брат П.Н. Нестеров. По распоряжению Главного военно-технического управления поручик М. Нестеров был прикомандирован к Гатчинской авиашколе. Высокое начальство требовало ускорить переучивание пилота, очевидно рассчитывая, что второй Нестеров продолжит традиции своего прославленного брата. Но во время одного из тренировочных полётов при подъёме на вираже его самолёт теряет скорость, скользит на крыло и затем срывается вниз… так погиб второй Нестеров – Михаил Николаевич.

 

Нижевский Роберт Львович

(1885–1968)

Полковник. Поляк по национальности, сын генерала русской армии, брат известного воздухоплавателя.

Участник русско-японской войны. После окончания Офицерской воздухоплавательной школы летал на воздушных шарах и дирижаблях. Разочаровавшись в аппаратах легче воздуха, в 1915 г. перешёл служить в Эскадру Воздушных Кораблей и вскоре стал командиром одного из лучших экипажей – 9-го. Командовал отрядом Эскадры. Кавалер Георгиевского оружия, накануне Революции представлен к награждению орденом Св. Георгия IV степени.

Воевал в Белой армии и эмигрировал после падения Крыма. Был лидером русской авиационной эмиграции во Франции. Создал памятник русским лётчикам в Париже.

 

 

Ноздровский Степан Андреевич

Будучи студентом физико-математического факультета Петербургского университета С. Ноздровский серьезно увлёкся авиацией. После окончания университета работал на заводе С. Щетинина. Вскоре Ноздровский поступил в школу авиации. Экзаменационный полёт С. Ноздровского, совершённый в августе 1913 г., стал мировым рекордом: пять "восьмёрок" были выполнены за 6,5 минут. Как способного авиатора его оставили в школе инструктором. С началом военных действий Ноздровский уходит добровольцем на фронт. Награждён четырьмя Георгиевскими крестами и орденом Святого Георгия IV степени. О его боевых вылетах на разведку рассказывается в монографиях и учебниках по воздушной разведке. К августу 1917 г. Ноздровский уже капитан, командир 10-го истребительного авиаотряда. Затем назначается начальником Комендантского аэродрома, а с января 1918 года возглавляет авиашколу Казанского аэроклуба. В 1920 г. в Москве был организован научно-опытный аэродром, на котором работала лаборатория аэронавигации, впоследствии преобразованная в отдел НИИ ВВС. Организовал и возглавил лабораторию С.А. Ноздровский. Он и его сотрудники в короткое время подготовили первый отряд штурманов для военной авиации. Во время перелёта Москва-Монголия-Китай-Япония на самолёте М.М. Громова стоял компас, автором которого был Ноздровский. Дирекция ленинградского завода "Электросила" обратилась к командованию с просьбой направить С. Ноздровского для налаживания выпуска приборов для народного хозяйства. Волна репрессий, пронёсшаяся по стране в 1930-е, годы коснулась Ноздровского лишь отчасти, он неоднократно был вынужден работать рабочим, инженером. В годы войны Ноздровский трудился в ВВА, возглавляя кафедру штурманского факультета. В последующие годы кандидат технических наук Степан Андреевич Ноздровский трудился на кафедре механических приборов в МАИ.

 

Нестеров Евпл Александрович

(1887 - 1927/1931?)

Родился 4 ноября 1887 г в Казанской губернии. Из потомственных дворян, сын полковника (по другим источникам - генерал-майора). В 1905 г. окончил 2-й кадетский корпус. По окончании Константиновского артиллерийского училища (1908) выпущен в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду. В 1913 году прошёл обучение на теоретических курсах авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте. Военный лётчик (1913). С 1914 года - младший офицер 1-го особого казачьего авиаотряда. Капитан (28.12.1916). В 1917 году - старший офицер 1-й батареи гвардии 1-й артиллерийской бригады, затем командир 1-й батареи. По разным источникам умер в 1927 году в Соловецком лагере или расстрелян в 1931 году там же.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (17.12.1913), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (31.01.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (31.01.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (31.01.1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (06.03.1915), Св. Георгия 4-й ст. (25.09.1917); Георгиевское оружие (03.01.1915).

 

Надеждин Вадим Михайлович

(1887 –1958).

Родился 19 марта 1887 г. Окончил 1-й Московский кадетский корпус (1905), Елисаветградское кавалерийское училище (1907), Гатчинскую и Севастопольскую авиационные школы (1913). Штабс-ротмистр 11-го гусарского Изюмского полка, военный лётчик, командир 31-го корпусного авиаотряда, лётчик Черноморской гидроавиации. После революции в Добровольческой армии и ВСЮР; 1918 – в гидроавиационном отряде, 1918-1919 командир 3-го авиационного отряда. Подполковник. В Русской Армии в 8-м авиаотряде до эвакуации Крыма. На 18 декабря 1920 года во 2-й роте Технического полка в Галлиполи. Полковник. Осенью 1925 года в составе Технического батальона в Югославии. В эмиграции в Германии. Умер в 26 апреля 1958 г. Сан-Франциско (США).

 

 

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования