Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

А-Д Версия для печати Отправить на e-mail

Абрамович Всеволод Михайлович

(1890 – 1913).

Родился в Одессе 11 августа 1890 года. После школы окончил Шарлоттенбургский политехнический институт в Германии. Осенью 1911 года окончил авиационную школу «Общества аппаратов Райт» (диплом №122) и был оставлен при школе инструктором. Работал в «Flugmaschinen Wright-Gesellschaft» в Иоганнисталле. Модернизировал самолёты «Райт». С 1911 года шеф-пилот Общества Райт. В 1911 году изобрёл прибор для определения воздушной скорости. Установил несколько авиационных рекордов на усовершенствованных им самолётах «Райт» во время авиационных соревнований в Берлине в 1912 году. В том же году совершил перелёт Берлин – Петербург, предпринятый в первую очередь с рекламными целями. Этот перелёт был выдающимся для своего времени достижением – его дальность составляла более полутора тысяч километров. В Росси В.Абрамович принял участие во втором конкурсе военных самолётов, проходившем на Корпусном аэродроме. «Абрамович-Райт» не был официальным участником состязаний, но летал много и успешно. В одном из полётов Абрамович установил мировой рекорд: взяв на борт четырёх пассажиров, он продержался в воздухе 48 минут, что на 27 минут превышало предыдущий рекорд немецкого лётчика Райтцеля. Абрамович вышел с предложением к военному ведомству приобрести у него модифицированный «Райт». Принимая во внимание, что сделанные Абрамовичем усовершенствования заметно улучшили пилотажные свойства аэроплана, военные решили принять это предложение. Было решено приобрести шесть боевых и два учебных самолёта и запасные части к ним. К лету 1913 года заказанные самолёты изготовили, запаковали в ящики и отправили в Гатчину. Предполагалось, что после постройки самолётов Абрамович приедет в Петербург для подготовки русских пилотов. Но этому не суждено было случиться. 24 апреля 1913 года талантливый лётчик и изобретатель погиб по вине княгини Е.Шаховской, выполнявшей самостоятельный полёт с инструктором. Сама Шаховская при этом не пострадала. Похоронен Всеволод Михайлович в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 

Арватов Юрий Игнатьевич

 (1896–1937)

Родился в г.Вержбелово Сувалкской губернии.Окончил Английскую авиационную школу в Кройтоне. Весной 1917 года направлен в действующую армию. На фронте проявил себя отличным летчиком-истребителем, не знающим преград. Был ранен. В годы Гражданской войны сражался на Южном и Туркестанском фронтах. Удостоен трёх орденов Красного Знамени. После окончания войны командовал эскадрильей. В 1924 году выполнил перелет из Термеза в Кабул, с целью перегона самолетов в Афганистан. Был техническим директором общества «Воздушных сообщений «Дерулюфт». Был женат на сестре М.Тухачевского. Арестован 14 июля 1937 г. По обвинению в шпионаже.10 декабря 1937 г. приговорён к расстрелу, приговор приведён в исполнение в тот же день (по другим источникам-12.12.1937)

 

Арманд Фёдор Фёдорович

 (1896–1936)

Родился в селе Пушкино (сейчас город Пушкино) Московской области. Матерью Фёдора была известная революционерка Инесса Арманд. Учился в Московском высшем техническом училище. С началом Первой мировой войны призван на военную службу и направлен вольноопределяющимся в Гатчинскую авиационную школу. Весной 1915 г. Арманд получает назначение на Западный фронт. За четыре месяца на фронте он принял участие в боевых операциях, был четырежды ранен, награждён несколькими орденами. Имел общий налёт 130 часов. В начале 1917 года Арманд вместе с другими лётчиками был направлен на стажировку в Англию. В Россию вернулся уже после Революции. В августе 1918 г. он добровольно вступает в Красную Армию и направляется в 38-й разведывательный авиаотряд. 19 сентября 1919 года во время выполнения боевого задания самолёт Ф. Арманд вошёл в штопор и разбился, лётчик получил тяжёлые ранения. После длительного лечения – направлен в авиационное звено особого назначения при штабе Воздушного Флота. Участвовал в подавлении "Антоновского" мятежа на Тамбовщине. После окончания Гражданской войны Ф.Арманд продолжил службу в Красной Армии начальником артиллерийской части эскадрильи "Ультиматум", а затем эскадрильи "имени Ленина". В 1927 году Фёдор Арманд ушёл с военной службы по состоянию здоровья.

 

Артамонов Георгий Петрович

(1885–1919)

Обучался полетам в Англии. Окончил школу летчиков в Нортхольде и школу воздушного боя в Апевоне. С августа 1917 года, после возвращения на родину, на фронте. Был летчиком-истребителем. После Революции вступил в Красную Армию, воевал на Восточном фронте. 5 сентября 1919 года по ошибке сел на аэродром противника и попал в плен. Пытался совершить побег, но был пойман и казнен.

 

Ахриев Рашид-Бек Чахович

(1893 – 1942).

Ингуш. Сын известного ингушского учёного-этнографа и просветителя Чаха Ахриева. Учился в гимназии, в 1914 году закончил Тифлисское военное училище. Был дважды ранен на фронтах Первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую авиашколу и стал лётчиком. После революции эмигрировал в Турцию. Летал вместе с лётчиками-немцами, бомбил позиции англичан и французов. Когда советское правительство объявило амнистию тем, кто перейдёт на сторону советской власти, Ахриев вернулся на родину. Летал в Средней Азии, затем в Харькове. Рейсовый пилот «Укрвоздухпути» Ахриев, летавший из Харькова в Москву, Киев, Ростов, заслужил известность как один из опытных пилотов гражданской авиации. С начала Великой Отечественной войны состоял в лётном отряде особого назначения под командованием генерал-майора Чанкатадзе. На счету Ахриева десятки боевых вылетов на бомбардировщике в тыл противника. Он бомбил вражеские укрепления, железнодорожные мосты, Уничтожал эшелоны с войсками и военной техникой. Выполнял полёты по маршруту Москва-Ленинград, доставляя в блокадный город боеприпасы и продовольствие. 20 января 1942 года звено из трёх самолётов (Ахриев был ведущим) попало под огонь вражеских зениток. Два самолёта были сбиты и упали на временно оккупированной территории. После освобождения Ленинградской области самолёты были найдены. Останки погибших лётчиков, в том числе и Рашид-Бека Чаховича Ахриева, были преданы земле.

 

 

Астахов Фёдор Алексеевич

 (1892–1966)

Родился 27 января 1892 г. в деревне Дедовские Выселки Московской губернии в семье рабочего.В 1910 году окончил училище в Кашире. В 1913 году призван рядовым в воздухоплавательную роту. Позднее, в 1916 г.,окончил Севастопольскую авиашколу . Был оставлен в школе лётчиком-инструктором, где пробыл до 1918 г. Во время Гражданской войны участвовал в боевых действиях против войск Колчака в составе 1-й Тульской и 1-й Калужской авиагрупп 5-й армии Восточного фронта. За 1919-1922 гг. прошёл путь от рядового лётчика до начальника авиации Сибири. В сентябре 1923 г. окончил курсы усовершенствования высшего комсостава. Участник Великой отечественной войны. В годы войны был командующим ВВС фронта, начальником Главного управления ГВФ и одновременно заместителем командующего ВВС РККА, заместителем командующего АДД. Маршал авиации (1944) После войны (до 1947 г.) – начальник Главного управления ГВФ, с 1947 – в распоряжении Главного управления кадров МО СССР, с 1950 года в отставке. Скончался 9 октября 1966 года в Москве

Награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Суворова 2-й ст., орден Кутузова 1-й ст., орден Красной Звезды, польский Крест Грюнвальда 1-го класса

 

 

Image

Алелюхин Фёдор Васильевич

(1896 -1937).

Родился 27 января 1896 года в Вологодской губернии в крестьянской семье. Получил начальное домашнее образование. Окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. 19 августа 1914 года «…вступил в службу охотником на основании. Высочайше утверждённых 23.07.1914 г. правил о приёме в военное время охотников на службу в сухопутные войска». Воевал на Юго-Западном фронте, в районе Буковины. 12 ноября 1915 года произведён в прапорщики (приказ № 1497 по армиям Юго-Западного фронта). 16 марта 1915 года выполнил условия на получение звания «военный лётчик». 20.03.1915 г назначен для службы в 30-й КАО. 13.10.1916 приказом по 9-й армии (№495) переведён в 14-й корпусной авиационный отряд, а 09.09.1917г. – в 9-й авиационный отряд истребителей. В аттестации Ф.В.Алелюхина, составленной в 1917 году говорилось: « Физического развития среднего; умственного – тоже. Читает, но больше книги лёгкого содержания. В среде товарищей терпим. Благодаря среднему умственному развитию в некоторых случаях не понимает служебных взаимоотношений. В общем как офицер довольно исполнителен. В боевой работе показал себя очень хорошим и храбрым лётчиком. Удовлетворителен». Подпись: командир 14-го корпусного авиационного отряда военный лётчик штабс-капитан Бруяк. Эта аттестация была подтверждена вышестоящим начальником – командиром 9-го авиационного дивизиона военным лётчиком капитаном Гартманом: «хороший офицер и лётчик. Хорош на своём месте». После революции летал в авиационном отряде Украинской Галицкой Армии, затем вернулся в г. Малая Вишера Ленинградской области. 18 августа 1937 г. Ф.Алелюхин был арестован и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 9 сентября 1937 года в Ленинграде.

Награды: Георгиевские кресты 4-й ст.(№194207.1915 г.),3-й ст.(№81905,1915 г), 2-й ст.(№16254,1915 г.), 1-й ст.(№3473,1915г.)

 

 

 

 

 

 

Акерман Иван Давыдович (Янис Давович)

(1897–1972)

Родился 24 апреля 1897 г. в деревне Реуентальской Курляндской губернии в крестьянской семье. В 1915 году, окончив Митавское Реальное училище, поступил на механическое отделение Рижского политехнического института. В 1916 году добровольцем поступил в русскую армию и был направлен на теоретические курсы авиации при Императорском Московском Техническом училище под руководством профессора Н.Е. Жуковского. По окончании курсов и Московской школы авиации по рекомендации Жуковского был направлен в декабре 1916 года за границу для продолжения обучения и участия в работе русских закупочных миссий. Во Франции закончил школу первоначального обучения Эколь д’Ависьон Милитер под Парижем, школу высшего пилотажа Эколь д’Акробаси Ариен в По и школу воздушного боя Эколь де Тир Ариен в Козо.В конце 1917 года вольноопределяющийся унтер-офицер был направлен лётчиком-приемщиком в русскую военно-закупочную миссию в Италии, и участвовал в подготовке уникального перелета из Италии в Россию на тяжелом бомбардировщике Капрони. Из-за Октябрьской революции 1917 года перелет не состоялся. После заключения Брестского мира (1918 год) эмигрировал в США. Первое время работал на заводе «Форд» в Детройте, закончил колледж. В 1922–1925 годах учился на авиационном отделении Мичиганского университета. После этого работал инженером в авиационном отделении компании «Форд». В 1928 году защитил диплом магистра, в следующем году получил звание профессора. В 1934 году назначен комиссаром по аэронавтике штата Миннесота. С этого же года – главный конструктор в авиационной фирме «Mohawk». Являлся автором многих научных работ в области экспериментальной аэродинамики, расчетов на прочность авиаконструкций, общих проблем проектирования самолетов. В 1944-1957 годах – научный консультант «Боинг Эркрафт», в 1944-1958 – член Национального Консультативного Совета по Аэронавтике (NACA),в 1944-1945гг. - специальный технический советник Верховного командования на Европейском театре военных действий, в 1953 – 1967 гг. организатор и директор Сверхзвуковой аэродинамической лаборатории Роземаунт при Университете Миннесоты. Скончался 8 января 1972 года в Миннеаполисе, штат Миннесота

 

Акаро Александр Васильевич

(1893 – 1968).

Родился 12 января 1893 г. в г.Ченстохов. Из дворян, сын ротмистра. Окончил Полтавский кадетский корпус (1911), Тверское кавалерийское училище (1913). Поручик 14-го гусарского Митавского полка, лётчик 11-го корпусного авиаотряда, лётчик-наблюдатель 2-го корпусного авиационного отряда. В эмиграции в Югославии, секретарь Общества Митавских гусар в Горице. Умер 14 сентября 1968 года в Мариборе (Югославия).

Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (05.08.1915), Св. Георгия 4-й степени (27.01.1917).

 

Анощенко Николай Дмитриевич

 (1894 - 1974)

Родился 13 сентября 1894 г. в Курске (по другим сведениям в Белгороде) в семье чиновника. Окончил Курскую гимназию, учился в авиашколах (1911-1913), окончил Алексеевское военное училище (1914), Офицерскую воздухоплавательную школу (1916). В 1912 году установил спортивный рекорд длительности полёта, совершив перелёт Москва-Севастополь за 28 дней, побив рекорд лейтенанта Дыбовского. Первым в русской армии совершил прыжок с парашютом с аэростата. С 1913 г. стал оператором кино, впервые провёл киносъемку с борта самолёта. В годы Гражданской войны был членом Военно-революционного комитета, затем помощником начальника Воздушного флота Красной Армии. Н.Анощенко было присвоено звание «Первый красный пилот-воздухоплаватель». В 1927 году окончил Государственный институт кинематографии, в 1924-1956 г. преподавал в этом же институте. Профессор (с1940). Автор учебника «Основы кинематографии». Создал несколько учебных и научно-популярных фильмов, в том числе для Воздушного флота СССР. Автор более 300 статей по вопросам воздухоплавания, кино и кинотехники. В 1944 году написал письмо И.В.Сталину с предложением приравнять бывших Георгиевских кавалеров к кавалерам ордена Славы. Результатом этого письма стал «Проект Постановления СНК СССР» от 24.04.1944 г. о приравнивании бывших кавалеров Георгиевского креста к кавалерам ордена Славы и разрешении носить на груди колодки с орденской лентой. Умер Н.Д.Анощенко 14 декабря 1974 г.

 

Альбрехт Константин Фёдорович

 (1890–1945).

Родился 23 мая 1890 г. Окончил Суворовский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище, Севастопольскую авиашколу. В 1915 году направлен во фронтовой КАО. Проявил себя как отважный и удачливый разведчик. В начале 1916 году назначен командиром корпусного авиаотряда. В одном из боёв был ранен, но добрался до своего аэродрома.(По другим источникам, в 1914 году потерпел аварию при посадке на «Ньюпоре-IV» близ казарм 69-го пехотного Рязанского полка под Люблином. Долго лечился. В 1916-1917 гг.-наблюдающий за постройкой самолётов на заводе «Анатра» в Одессе.) Октябрьскую революцию не принял. В Добровольческой Армии служил в танковых частях. Эмигрировал во Францию, где занимался артистической деятельностью под псевдонимом Константин Фоск. Скончался в Париже 25 апреля 1945 года. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-деБуа.

                                                                               

Альтдорф Эдуард Иванович

 (Altdorf, Eduard) (1896 -?)

Родился 1 марта 1896 г в Раквере. Сын рабочего. В начале войны поступает в кадетский корпус, а в августе 1915 г, не закончив учёбы, добровольно ушёл в 6-й авиадивизион, откуда был направлен в Московскую школу авиации. Затем он был послан во Францию в авиашколу, которую успешно окончил в 1917 г. Вернувшись в Россию, служил в истребительном авиаотряде. После революции служил в авиаотряде военно-революционного комитета. В феврале 1918 г. перешёл в 1-й социалистический авиаотряд. Летом 1918 года отряд был направлен на Восточный фронт. Э.Альтдорф участвовал в боевых действиях на Урале в составе 3-й армии до наступления зимы. Затем его перевели во 2-й латышский авиаотряд на Северо-Западном фронте. В августе 1919 г. его направили на пополнение 13-го Казанского авиаотряда. С весны 1920 г. Эдуард Альтдорф летал уже в составе 5-го истребительного авиаотряда 13-й армии. Затем отряд был придан для поддержки частей перекопской группы войск. Лётчики охраняли наземные войска от авиации противника, вели разведку и обстреливали вражеские позиции в Крыму, корабли белогвардейцев в Чёрном море. В середине 1920 г. командование разрешило Э.Альтдорфу поехать в Москву на лечение. Через полгода по состоянию здоровья его демобилизовали из армии. Эдуард Иванович решил уехать в Эстонию. Однако, из-за постоянных полицейских преследований за службу в Красной Армии, ему пришлось покинуть родину и вернуться в Советский Союз. Почти два года он прослужил ещё в ВВС. В августе 1927 года его уволили в долгосрочный отпуск После армии Эдуард Иванович Альтдорф жил и работал в Чите.

 

Ананьев Дмитрий П.

Прибыл в Учебный воздухоплавательный парк в 1909 году, освоил специальность и был назначен мотористом к поручику Рудневу, который сразу стал обучать Ананьева полётам на аэроплане. Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся солдатский класс, куда было отобрано 10 человек, в том числе и Д. Ананьев. В том же году он получил диплом об окончании курса и был назначен лётчиком-инструктором. В этой должности унтер-офицер прослужил до 1918 года, обучив лётному делу 310 курсантов. В годы гражданской войны командовал авиаотрядом и был награждён орденом Красного Знамени.

 

 

Б

 

Басов Сергей Николаевич

 (1892 - 1917)

Из потомственных дворян Тверской губернии. Родился 1 марта 1892 года в посёлке Кизил-Арват Асхабадского уезда Закаспийской обл. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1909), Николаевское инженерное училище (1912), Авиационные курсы Отдела воздушного флота (1914). С 16.09.1914 - по окончании курсов Отдела воздушного флота, в Брест-Литовском крепостном авиаотряде (с 09.11.1914 - 26-й КАО). Поручик (01.10.1914). С 14.03.1915 г. - младший офицер 32-го КАО. 30 сентября 1915 года был сбит во время воздушной разведки и попал в плен. 22.08.1917 г возвратился из плена. В начале октября 1917 г направлен в Школу авиации военного времени в Москву для тренировок. 29 октября 1917 года был сбит в воздушном бою в районе деревни Богдановка. Поручик Басов С.Н. и его наблюдатель Мансветов погибли.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (29.03.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (15.06.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.09.1915), Св. Анны 3-й ст. мечами и бантом (14.10.1915), Св. Георгия 4-й ст. (01.03.1916)

 

Борисов Василий Иосифович

(1889 – 1941).

Родился в городе Гаврилов Посад ныне Ивановской области. Окончил техническое училище (1908), Севастопольскую авиационную школу (1915). С 1917 года в Красной Армии. В 1917-1918 гг. – красноармеец, в 1918-1924 гг. служил в строевых частях ВВС. В 1927 г. окончил ВАШЛ, в 1928 г. – КУКС при ВВА им. Жуковского. С 1932 года в запасе. В 1932-1933 гг. работал лётчиком-испытателем авиазавода №16, в 1933-1934гг. –завода №135 в Харькове, испытывал серийные К-5. С 1934 года – лётчик-испытатель авиазавода №18 в Воронеже. Поднял в небо и испытал планер К-12П (1934), самолёт К-12 (1936). Испытывал серийные ТБ-3, РД, ДБ-3, ДБ-3Ф, Ер-2 и их модификации. Майор (1938), лётчик-испытатель 2-го класса (1940). Погиб 5 сентября 1941 года в авиакатастрофе на ДБ-3А при перелёте Казань – Воронеж. Самолёт попал в дождь и туман и при посадке врезался в лес. Катастрофа произошла в 13:00 у селя Яз в 270 км. от г. Горький. Весь экипаж погиб. В.И.Борисов похоронен в селе Яз ныне Болдинского р-на Нижегородской области.

Награды: орден Красной Звезды

 

Братолюбов Георгий (Юрий) Александрович

 (1893–1919)

В начале августа 1914 года студент математического факультета Петроградского университета Георгий Братолюбов добровольно вступил в армию. Получил назначение в артиллерию. Ранен. После выздоровления направлен в Константиновское артиллерийское училище, курс которого прошёл за шесть месяцев. Через два месяца молодой офицер подал рапорт о переводе в авиацию. В феврале 1916 г. получил назначение в 19-й КАО лётчиком-наблюдателем, но его тянуло к штурвалу. В январе 1917 г. направлен в Севастопольскую авиашколу. Через шесть месяцев Братолюбов был уже инструктором, а ещё через два – начальником отделения высшего пилотажа. Осенью 1917 г., вскоре после Революции, Г. Братолюбов добровольно поступает в авиацию Красной Армии и принимает активное участие в сражениях Гражданской войны. Стал командиром авиаэскадрильи. В 1918 на празднике авиации в Москве Братолюбов демонстрирует фигуры высшего пилотажа. Фактически он был автором первого руководства по высшему пилотажу. С 1919 г. Братолюбов работал сначала старшим инструктором, а затем начальником Московской школы военных лётчиков. Однако в начале августа 1919 г. обстановка на Южном фронте обострилась – корпус генерала Мамонтова взял направление на Тамбов. Для борьбы с конницей Мамонтова был создан особый отряд из лучших лётчиков-инструкторов и техников Московской авиашколы. Затем была сформирован авиагруппа особого назначения (АГОН) из двух бомбардировщиков "Илья Муромец". Всего для борьбы с конницей Мамонтова было собрано до 25 самолётов. Командиром этой авиагруппы был назначен Г.А. Братолюбов. 21 сентября 1919 г. во время выполнения боевого задания самолёт Братолюбова был подбит и совершил вынужденную посадку в тылу врага. Молодой лётчик Е.Герасимов решил приземлиться и вывезти на своём самолёте командира, но при посадке и сам потерпел аварию. Белоказаки схватили красвоенлётов и расстреляли…

Награды: Георгиевский крест IV ст., орден Красного Знамени.

 

 

Баранов Вячеслав Григорьевич

(26.02.1888–1964)

Из дворян Войска Донского. Родился в станице Луганской, Донецкого округа. Сын офицера. Окончил Донской кадетский корпус, Николаевское инженерное училище (по первому разряду), Офицерскую воздухоплавательную школу (1911 г., по первому разряду), Гатчинскую авиационную школу (1912 г.). В 1908 году переведен в 4-й сапёрный батальон и произведён офицеры. Войну начал в составе авиационного отряда, прикомандированного к гвардейскому корпусу. С 15.08.1915 по 19.01.1917. занимал должность командира Гвардейского авиаотряда, а в период с 1 9.01.1917 по 24.10.1917 – командовал 7-м авиадивизионом. С 24.10.1917 по декабрь 1917 г. был начальником авиаотряда действующей армии. В декабре 1917 г. вступил в ряды Украинской народной республики, а в августе 1918 – в рядах армии Украинской державы гетмана Скоропадского. В начале 1918 года прибыл на Дон и встал во главе авиации Донской армии, которой командовал до 1920 г. Летом 1920 года произведён в генерал-майоры. В Русской армии генерала Врангеля – заместитель командующего авиации. При оставлении Крыма, в ноябре 1920 г., выполняя приказ генерала Врангеля, оставил на аэродромах Симферополя и Севастополя все боевые самолёты в полной сохранности. В эмиграции проживал сначала в Болгарии и Сербии, а затем во Франции, где был заместителем председателя, а с 1938 г. председателем Союза русских лётчиков во Франции. Во время Второй мировой войны был эвакуирован в 1940 г. в Англию вместе с отделом французского Министерства авиации, в котором служил. Оставил ряд трудов, посвящённых применению авиации в будущей войне, а так же курс лекций на Высших военно-научных курсах генерала Головина. Начиная с 1929 года, был постоянным сотрудником журнала "Часовой". Скончался 21 июня 1964 г. в Лондоне. Похоронен на кладбище Вест-Бромптон.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (28.10.1911), Св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом (06.11.1914), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (28.01.1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (04.03.1915).

Мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й ст. (27.09.1915), мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Станислава 3-й ст. ( 13.12.1915);

Георгиевское оружие (14.06.1915)

 

Барбас (Барбос) Василий Захарович

(1888 -?)

Родился 24 октября 1888 г. в Бессарабии в семье личного почётного гражданина. Получил первоначальное домашнее образование. С 1907 по 1909 г. обучался в Одесском пехотном училище. Выпущен в 11-й Сибирский стрелковый полк. Подпоручик (06.08.1909). В 1915 году окончил Военную авиационную школу. С 29.08.1915- лётчик-наблюдатель 13-го КАО, с 04.03.1916 г – командир того же отряда. Подполковник (25.09.1917). С ноября 1917 года - командующий 12-м авиационным дивизионом. Был трижды ранен. На март 1918 года - в плену. В августе 1918 г. вступил добровольцем в Славяно-Британский авиационный корпус. Находился в его составе, занимая офицерскую должность. Полковник. В конце 1919 г., после ухода союзников с севера России, возглавил Мурманский авиадивизион. В феврале 1920 г. сдался в плен. Доставлен в Москву и помещён в Бутырскую тюрьму. 16 июня 1920 г. переведён в район Архангельска, в один из концентрационных лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.

Награды: ордена Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (25.04.1916), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (11.06.1916), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (03.01.1917), Св. Георгия 4-й ст. (23.01.1917), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (07.04.1917).

 

 

Башинский Георгий Вячеславович

(1896 - 1916)

Родился 13 марта 1896 года. 3 ноября 1911 г.вступил в службу «охотником» рядового звания в Севастопольский крепостной авиационный отряд. 12 мая 1915 года окончил севастопольскую военную авиационную школу. С 13.06.1915г. – военный лётчик 19-го корпусного авиаотряда. 13.ноября 1916 года смертельно ранен при преследовании немецкого самолёта. 23.11.1916 г. умер от ран в Кишинёве. Поручик (28.01.1917)

Награды: Георгиевская медаль 4-й ст. (09.11.1915); ордена Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (24.11.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (14.06.1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (09.10.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (28.02.1917), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (04.03.1917), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (07.04.1917), Св. Георгия 4-й ст. (09.10.1917)

 

 

Башко Иосиф Станиславович

(1888–1946)

Родился 27 декабря 1888 года в д.Кастир Яшмуйжской волости Двинского уезда Витебской губернии. Из крестьян. Окончил Белостокское реальное училище (1908). С 08.09.1908 по 06.08.1910 обучался во Владимирском военном училище. По окончании выпущен в 13-й сапёрный батальон. С 01.10.1911 по 01.09.1912 обучался в Офицерской воздухоплавательной школе. 28.09.1912 г. назначен на службу в 7-ю воздухоплавательную роту. 26.03.1913г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. 30 марта 1914 г. переведён в Ковенскую крепостную воздухоплавательную роту. 8 октября 1914 г. прикомандирован к Эскадре Воздушных Кораблей. С 14 октября 1914 года помощник командира Воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский». С 13 декабря 1914 г. по 11 мая 1915 года в составе ЭВК в Яблонне, действуя на фронте 1-й и 2-й армий. С 27 марта 1915 г. временно командующий «ИМ-Киевский», с 28 мая 1915 – командир Воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский». 5 июля 1915 во время совершения боевого вылета был атакован тремя немецкими истребителями. Получил ранения « в область правого виска, правое ухо и правое колено». С 30.09 по 08.10.1915 участвовал в операциях на фронте 12-й армии. 14 декабря 1915 г. вошёл в состав 1-го боевого отряда ЭВК. С 04.04.1916 – начальник 3-го боевого отряда Эскадры. 8 апреля 1916 года при взлёте потерпел аварию. С 14 июня 1916 г. по 6 апреля 1917 года участвовал в составе своего боевого отряда в операциях на Западном фронте. 19 июля 1917 года при производстве бомбометания в районе Васильковцев был атакован неприятельским истребителем, выдержал долгий и тяжёлый бой, после чего возвратился на базу на двух моторах. Полковник (18.08.1917). В январе 1918 г.общим собранием чинов 3-го боевого отряда был утверждён в должности начальника боевого отряда и одновременно избран командиром Воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский». 21 02.1918 во время бегства частей русских армий Западного фронта совершил вынужденную посадку в расположении 1-го Польского корпуса. 23.05.1918 во время разоружения частей 1-го Польского корпуса германскими войсками, прорвавшими фронт, не желая сдаваться в плен, вылетел из Бобруйска на неисправном самолёте. После пяти часов полёта потерпел аварию в Юхновском уезде Смоленской губернии. При падении получил контузию. Был арестован «Юхновским совдепом по подозрению в шпионаже», препровождён под конвоем в Москву. В начале июля освобождён «как офицер, имеющий рабоче-крестьянское происхождение». С 08.07.1918 – командующий Северной группой Воздушных кораблей, затем на различных командных должностях в Авиационной группе Воздушных кораблей РККВВФ. 12 мая 1921 года откомандирован в Ставропольский уездный военный комиссариат для увольнения со службы» как уроженец Латвии» 12 июля 1921 года возвратился в Латвию. Занимал различные командные должности в Латвийской армии. С 18 февраля 1938 года-начальник авиации. Генерал (10.05.1940). Автор мемуаров о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 году под заглавием « Над землёй врага» Является создателем пособий и наставлений для лётчиков Латвийской авиации. 13 августа 1940 уволен от службы «по болезни». В 1943 году из-за многочисленных травм. Полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение. Скончался 31 мая 1946 года

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (21.10.1913), Св. Анны 3-й ст. (05.06.1914), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (10.06.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (10.06.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом ( (18.06.1915), Св. Георгия 4-й ст.(08.07.1915), Св. Анны 2-й ст.с мечами (28.11.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (26.01.1917), Св. Владимира 3-й ст. с мечами и бантом (05.10.1917); Георгиевское оружие (26.04.1917).

За период службы в Латвийской армии награждён: латвийским орденом «Трёх звёзд» 3-й ст. (1929), чехословацким орденом «Белого льва» 3-й ст. (1933), эстонским орденом «Орла» 3-й ст. (1933), финским орденом «Белой розы» 3-й ст. (1933), крестом Ватикана «Benemerenti» 2-й ст.(1933), польским орденом «Возрождения Польши» 3-й ст., латвийским «Крестом айзергов» (1935), латвийским орденом «Виестура» 2-й ст.(1939)

Башко И.С..JPG

 

 

В

 

Вологодцев (Гринштейн) Лев Константинович

 (1892 - 1938).

Родился 24 мая 1892 года в Виннице в семье потомственного почётного гражданина. Окончил Винницкое реальное училище (1912), Военно-топографическое училище (1914). 16 октября 1914 года прикомандирован к 18-му пехотному Вологодскому полку и назначен командиром роты. 27.11.1914 года ранен. После выздоровления назначен наблюдателем в 11-й КАО. С 09.07.1915 г. - наблюдатель 31-го КАО. Командирован в Военную школу лётчиков-наблюдателей 26.08.1916 г. сдал экзамен на звание лётчика - наблюдателя. 20.10.1916 г. командирован в Севастопольскую военную авиационную школу. С 11 марта 1917 года - командир 31-го КАО. С 27.03.1917 г - командир 9-го КАО. Военный лётчик (31.03.1917). С 20.08.1917 года - командир 6-го КАО. Подполковник. До 1916 года носил фамилию Гринштейн. После революции поступил на службу в РККА. С 10 февраля 1918 года командир бронепоезда. Находился на различных должностях в РККВВФ. С августа 1923 года - начальник Заграничного отдела Управления ВВС РККА и начальник внешних заготовок Главного управления воздушного флота. 19 декабря 1923 года арестован в Москве органами ОГПУ. Обвинялся в шпионаже и «связях с английской миссией в Москве». Постановлением Коллегии ОГПУ СССР от 16.02.1924 года дело прекращено «за отсутствием состава преступления». С 31.12.1924 г. - помощник начальника Управления ВВС РККА Северо-Кавказского военного округа, с 27.07.1925 г - заместитель начальника заграничного отдела Управления ВВС РККА,с 04.11 1926 г. - начальник отдела снабжения Управления ВВС РККА Северо-Кавказского военного округа. С 10.12.1926 г. - постоянный член секции применения и снабжения авиации в научном комитете Управления ВВС РККА Северо-Кавказского военного округа. В 1928 году вновь арестован. Привлечён к следствию «за превышение служебных полномочий». 27 07.1928 г уволен в долгосрочный отпуск «ввиду лишения свободы». Оправдан. 3 мая 1930 года уволен в долговременный отпуск «ввиду невозможности дальнейшего использования». Начальник штаба Центрального управления санитарной авиации. 16 марта 1938 года арестован НКВД СССР по Московской области. 30 августа 1938 года постановлением Особого Совещания При НКВД СССР по ст. 58 п. 6, 7 и 11 УК РСФСР (шпионаж в пользу японской разведки, вредительство, организационная контрреволюционная деятельность) назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведён в исполнение 2 октября 1938г. Л.К Вологодцев похоронен в пос. Бутово. Реабилитирован 2 октября 1989 г

Награды: ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (15.05.1915), Св. Георгия 4-й ст. (19.05.1915), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (05.07.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (15.07.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (09.01.1917), Св. Анны 2-й ст. (23.04.1917), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (01.05.1917).; Георгиевский крест 4-й ст. с лавровой ветвью (18.01.1918).; Георгиевское оружие (07.12.1916).

 

 

 

Г

 

Гвайта Евгений Иванович

(1896-1946).

Окончил английскую авиационную школу в Крайтоне. Зарекомендовал себя смелыми удачливым лётчиком. Участник Гражданской войны. В 1922 г. совершил одиночный перелёт Лондон-Москва на одноместном самолёте (2755 км. за 23 часа). Репрессирован, оказался на Соловках, а в начале 30-х годов в Караганде, что не сломило его. Заочно окончил Московский автодорожный институт. В начале Великой Отечественной войны добровольно вступил в армию. Ремонтировал танки. Дошёл с войсками до Праги.  Умер зимой 1946 года.

 

Галкин Владимир Петрович

( 23.07.1888-1925).

 

Военный лётчик, ротмистр. В 1916 году лётчик-наблюдатель 5-го армейского авиаотряда. В марте 1917 года окончил Севастопольскую авиашколу. В 1917 году- лётчик 33-го КАО. 1 ноября 1918 года зачислен в списки псковского Добровольческого авиаотряда. Состоял для поручений при штабе отряда Булак-Булаховича. 15 июля 1919 года переведён в распоряжение начальника Авиационного отдела СЗА. 22 июля 1919 г. назначен н ачальником 2-го авиационного отряда СЗА. 3 ноября 1919 года за боевые отличия произведён в ротмистры со старшинством с 15 марта 1919 г. Умер в 1925 году в Эстонии

 

Горковенко Арсений Николаевич

(21.10.1891– 1916)

Родился 22 октября 1891 года. Из дворян Херсонской губернии. В службе с 1909 г. Воспитанником Морского корпуса плавал на различных судах. В 1912 году окончил Морской корпус и зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. Назначен в плавание на линейный корабль «Евтафий». С 04.11.1912 на линкоре «Император Павел I». С 24 .09.1913 г. - на крейсере «Олег». 12.05.1914 г. переведён в Гвардейский экипаж. С 22 февраля 1916 года - в службе связи Балтийского моря. По окончании Офицерской школы морской авиации Отдела Воздушного флота назначен на 2-ю авиационную станцию (28.02.1916). Один из самых активных участников кампании 1916 года и лучших лётчиков авиации Балтийского флота. 13 сентября 1916 года 3 гидроплана Балтийского флота бомбили германскую гидроавиастанцию и были в ответ атакованы 20 неприятельскими самолётами. А.Н Горковенко и его стрелок поспешили на выручку друзьям, и попали под перекрёстный огонь двух немецких аэропланов. Скорее всего, А. Горковенко был убит в воздухе, из-за чего его неуправляемая летающая лодка рухнула в Рижский залив, оборвав жизнь и второго члена экипажа, унтер-офицера Д.П.Фая

 

Глухарёв Михаил Евгеньевич

(17.09.1892-1967)

Родился в Петербурге. В 1910 г. закончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Студентом увлекался автогонками, яхтами, лыжами. В первый же год учёбы построил и сам испытал балансирный планер. Когда началась война, перешёл в Николаевское инженерное училище и, закончив его в 1916 г. стал военным инженером. Когда представилась возможность, он в 1917 г. стал курсантом Гатчинской авиашколы. События не способствовали занятиям, и Глухарёв, не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт. До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов. В гражданскую войну воевал у Деникина. Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот, но и как водитель танка. Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию, куда заранее переехала его семья. Здесь он углубился в аэродинамику. В начале 20-х годов Глухарёв спроектировал, построил и облетал несколько планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив свои расчёты. К 1924 году он понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи. М.Глухарёв перебирается в США, приходит к И.И.Сикорскому и становится его "правой рукой", которая сначала получала за свой труд такие же гроши, как и "голова". Не это было главное Они с полуслова понимали друг друга, хотя и много спорили. Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва : создать высокоэффективное универсальное крыло- и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость Фирма Сикорского сразу же получила заказ на дюжину крыльев GS-1(Глухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-31 по S-42, строились именно с этим профилем. Уже в 30-е годы Глухарёв начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время. В 1939 году он создал проект истребителя-бесхвостки с треугольным крылом. В 1942 году в признание заслуг Михаила Глухарёва избрали членом учёного совета Института аэронавтических наук. На вертолётном поприще, как и на самолётном, Глухарёв был надёжной опорой Сикорского и тоже снискал себе славу. Здесь за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего винта. В 1948 году Американское вертолётное общество преподнесло ему сертификат за " Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов", а в 1954 г.- медаль Александра Клемина "За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов".

Михаила Евгеньевича в русской колонии уважали и любили за его доброту, непосредственность и порядочность.

После ухода в 1957 г. Сикорского на пенсию Глухарёв заменил его на должности руководителя фирмы. В 1960 году М.Е.Глухарёв ушёл на заслуженный отдых. Скончался Михаил Евгеньевич Глухарёв в 1967 году.

 

Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович

 ( 1895-1917).

Родился 14 ноября 1894 года в Петербурге.Окончил Московское Алексеевское коммерческое училище. 30 ноября 1914 г. Гильшер поступил юнкером рядового звания в Николаевское кавалерийское училище. Окончив училище по 1-му разряду и получив первое офицерское звание- прапорщик, Гильшер был зачислен в 13-й драгунский Военного ордена генерал-фельдмаршала графа Миниха полк. Г.Гильшер очень заинтересовался авиацией еще во время учёбы в училище подал рапорт с просьбой о направлении в одну из авиашкол. 3 ноября 1915 г . он прибыл в Гатчинскую авиационную школу. 9 сентября Гильшер выдержал испытания на звание лётчика, а 8 октября обучение было закончено. Г.Гильшер получил назначение в 4-й армейский авиаотряд. 17 октября ему было присвоено звание "военный лётчик" и через десять дней он в составе 4-го армейского авиаотряда прибыл на фронт. 7 ноября во время запуска мотора получил тяжелую травму- закрытый перелом костей предплечья и его отправляют в 345-й полевой госпиталь. О полётах не может быть и речи, и Гильшера откомандировали в Москву на завод"Дукс" для приёмки запчастей. В конце февраля 1916 г. Гильшер отправился в Одесскую авиационную школу для переучивания на новые типы самолётов. 22 марта Гильшер прибыл к новому месту службы-в 7-й авиационный отряд истребителей под командованием военного лётчика подпоручика Ивана Орлова. 20 апреля 1916 г. Гильшер провёл свой первый воздушный бой. 27 апреля он сбил свой первый самолёт, который стал первым и в истории 7-го авиаотряда истребителей. Однако этот самолёт ему не был засчитан,так как австриец упал на своей территории. В следующем полёте случилось несчастье. Вышла из строя система управления и самолёт с высоты 1000 метров рухнул на землю. Лётчик и летнаб получили множественные ранения. У Гильшера оказалась оторвана стопа левой ноги сильно травмирована голова. Лётчиков доставили в 526-й полевой госпиталь, где Гильшеру ампутировали ногу до колена. 30 марта 1916 года пришёл приказ о производстве его в корнеты. Гильшеру сделали протез и он заново учился ходить.Он стремится на фронт и медицинская комиссиия дала своё добро ( в то время бытовало мнение, что служба в авиации требует меньше физических сил, чем в других родах войск. Поэтому врачи зачастую разрешали лётчикам возвращаться к полётам даже после тяжёлых ранений).30 октября 1916 года Гильшер возвратился в свой отряд. В ноябре командир отряда И.Орлов убыл в командировку. За него исполнять обязанности назначили Г. Гильшера. Сослуживцы это восприняли как должное, так высок был его авторитет лётчика и офицера. Он уверенно справлялся со своими обязанностями и летал на боевые задания. В начале марта в отряд вернулся подпоручик Орлов, и Гильшер передал ему командование. 31 марта, 24 апреля и 2 мая Гильшер одержал свои очередные победы. Затем ему дали небольшую передышку и откомандировали в Москву для закупки технического имущества для отряда и нового протеза. В начале июня Гильшера в предверии наступления отозвали из командировки, он вернулся в отряд,а 17 июня 1917 г. в бою с двумя истребителями противника погиб командир отряда подпоручик Иван Орлов.Исполняющим обязанности командира отряда был назначен корнет Гильшер. 4 июля Гильшер сбивает еще один самолёт противника. Вечером 7 июля 16 немецких и автрийских самолётов совершили налёт на Тарнополь и аэродром. В бой с ними вступили Гильшер и прапорщик Янченко. В этом бою Гильшер сбил свой пятый и последний самолёт противника Он геройски погиб. Отважному командиру авиаотряда истребителей было всего 22 года. Он стал истребителем-асом ( с протезом вместо левой ноги),но не дождался погон поручика. Похоронен в городе Бучага в Галиции.

Награды : ордена Св.Владимира 4-й ст., Св.Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", Св.Георгия 4-й ст., Георгиевское оружие.

 

Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна

(1889–1961)

Профессиональная певица окончила авиационную школу ПРТВ "Гамаюн". 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56.

В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте "Фоккер" мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы "Фоккер". Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления.

Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой "Вуазен" царской армии и на время отошла от лётного дела. Но "болезнь неба" дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она совершила несколько боевых вылетов, но в основном занималась подготовкой красноармейцев-пилотов.

После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала в Германию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром и.

Там же в Нью-Йорке в 1961 году Любовь Александровна скончалась.

 

Гольцшмидт Валентин Иванович

(1894–17.08.1966)

Учился на механическом факультете МВТУ. Ученик Н.Е. Жуковского и В.П. Ветчинкина.

Добровольно вступил в армию в ноябре 1914 г. Окончил Московскую школу авиации в сентябре 1915 г. Воевал в составе 20-го КАО. Летал на разведку и бомбардировку. Был сбит, контужен. Откомандирован в Одесскую школу авиации для освоения новых типов самолётов, затем вернулся в свой отряд. В 20-м КАО подпоручик Гольцшмидт совершил 79 боевых вылетов (общая продолжительность 138 час. 25 мин.). В конце июля 1917 г. переведён в 12-й истребительный авиаотряд. Летали мало. Поручик Гольцшмидт сделал лишь 5 боевых вылетов (налёт составил 4 час. 30 мин.). За период участия в боевых действиях Гольцшмидт награждён шестью боевыми орденами. После Революции перешёл на сторону новой власти. 20 декабря 1917 г. пришёл приказ: "…военного лётчика Гольцшмидт Валентина Ивановича исключить из состава Красного воздушного флота как действительного студента Московского Технического училища", где он продолжил обучение в начале 1921 г., а в мае 1925 г. защитил диплом и получил свидетельство № 129-13 о присвоении ему квалификации "инженер-механик".

Затем Валентин Иванович работал в ЦАГИ у Ветчинкина. Проявил себя как способный научный сотрудник и талантливый лётчик-исследователь. Арестован в 1927 г. по ложному доносу, но через полгода выпущен за недоказанностью обвинений. Однако путь в авиацию был закрыт. Преподавал в Московском геодезическом институте. Доцент. В 1946 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Скончался 17 августа 1966 г. в Москве.

 

Григорашвили (Грегор) Михаил Леонтьевич

(06.02.1888–1953)

Родился в семье учителя городского училища. По окончании гимназии в Санкт-Петербурге в 1906 г. поступил в столичный Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. С самого начала обучения учёбы в институте Григорашвили заинтересовался авиацией и был одним из организаторов студенческого воздухоплавательного кружка и редактором издававшегося там журнала "Аэромобиль". Учителями Григорашвили в области теории и практики авиации и воздухоплавания были Н.А. Рынин и М.В. Заустинский. Вместе с ними студент Григорашвили участвовал в 1908 г. в организации ИВАК. В аэроклубе Григорашвили познакомился со многими пионерами российской авиации, в том числе с В. Лебедевым и С. Щетининым. Лебедев был его первым лётным инструктором. Для совершенствования навыков пилотирования Григорашвили был направлен аэроклубом во Францию в лётную школу Пишофа, где в июле 1911 г. получил пилотское "бреве" № 577 и стал одним из первых российских лётчиков. По возвращению в Россию Григорашвили получил должность инструктора в лётной школе ИВАК и совершил ряд удачных показательных полётов в городах Прибалтики, Сибири и Украины. Во время одного из полётов потерпел аварию, после чего вернулся в Петербург для продолжения учёбы. В начале 1913 г. он первым из студентов защитил диплом по авиационной специальности.

С началом Первой мировой войны Григорашвили начал работать инженером на заводе Щетинина, а затем главным инженером на фабрике "Мельцер", где воздушные винты собственной системы "Г" были испытаны на самолётах российского Военно-воздушного флота и оказались по своим характеристикам лучше новейших зарубежных образцов. Их крупносерийное производство было развёрнуто на заводе "Мельцер", который стал к началу 1917 г. ведущим предприятием промышленности по выпуску воздушных винтов. Во многом, благодаря Григорашвили, российская авиация в годы Первой мировой войны не испытывала недостатка в этом виде продукции. Сам инженер последние два года войны одновременно с работой на заводе служил зауряд-офицером в ополченческой автомобильно-авиационной дружине. После Оябрьской революции Григорашвили некоторое время пытался сотрудничать с новой властью, но вскоре вынужден был покинуть Петроград. Он перебрался в Тифлис, где работал инженером по строительству и эксплуатации дорог в Министерстве путей сообщения Грузии.

С приходом в Закавказье большевиков эмигрировал в США. С 1921 г. работал конструктором на авиационном заводе "Гэллендет Эркрафт" в штате Род-Айленд, но вскоре переехал в один из центров американской авиации Дейтон на предприятие "Дейтон-Райт". В 1923 г. стал конструктором на крупнейшей в Америке авиационной фирме "Кёртис-Райт". В 1926 г. принял американское гражданство. В 1934 г. основал свою собственную фирму "Грегор Эркрафт". Фирма построила оригинальный лёгкий самолёт "GR-1", но заказы были небольшими, и через два года Григорашвили по приглашению канадской фирмы "Кар энд Фаундри" переехал в Форт-Уильям (провинция Онтарио). Руководство фирмы собиралось наладить там разработку и выпуск самолётов. Оно предоставило Григорашвили возможность реализовать проект своего истребителя. Таким образом, Григорашвили стал одним из основателей канадской авиационной промышленности.

Умер в Трентоне, штат Нью-Джерси, США.

 

 

 

Д

 

Дыбовский Виктор Владимирович

(1884–1940).

Лейтенант флота Дыбовский окончил Севастопольскую авиашколу 18 апреля 1911 г. (диплом №13). Оставлен при школе инструктором. 6 июня 1911 г. осуществил эксперимент по поиску подводных лодок с воздуха на самолёте "Блерио", и одну из них, идущую под водой сфотографировал. Вскоре испытал в полёте радиостанцию. В 1912 г. совершил перелёт Севастополь-Харьков-Москва-Петербург. С 1911 г., не прекращая лётной, занялся конструкторской деятельностью. Вместе с братом Вячеславом построил оригинальный моноплан "Дельфин". В 1914 г. Дыбовский разработал схему синхронизатора для стрельбы из пулемёта через винт. Осенью 1915 г. старший лейтенант В. Дыбовский был отозван с фронта и командирован в Русский закупочный комитет, находящийся в Лондоне, где работал приёмщиком военного имущества. Женился на англичанке.

На родину не возвратился.

 

 

Дудоров Борис Петрович

(1882–11.10.1965)

Родился 10 августа 1882 г. во Владикавказе в семье кадрового военного. Окончил Орловский кадетский корпус. Через четыре года он зачислен в Морской кадетский корпус.

19 мая 1902 г. Дудорова произвели в мичманы и направили в 3-й флотский экипаж. Участник Русско-Японской войны. 9 февраля 1904 года при обороне Порт-Артура получил контузию, но, несмотря на это, продолжал оставаться на крейсере "Диана", который участвовал во всех выходах эскадры. С крейсера "Диана" Дудорова перевели на миноносец "Боевой" После того как пал Порт-Артур, Б.П. Дудоров оказался в японском плену и провёл в нём целый год. По возвращении на родину, весной 1906 года, лейтенанта Дудорова назначили вахтенным начальником на броненосец "Слава". В 1908 г. он участвовал в спасательных работах при землетрясении в Мессине. В 1909 году поступает в Николаевскую морскую академию и параллельно учёбе ведёт преподавательскую работу. Учёбу в академии закончил в апреле 1912 г. с серебряной медалью. После этого Б.Дудоров начал активно заниматься вопросами развития авиации на флоте. Тот период был характерен бурным развитием самолётостроения, и Дудорову поручается организация авиационного дела на морях России. Первым практическим воплощением планов Дудорова следует считать организацию опытной авиационной станции в Гребном порту, открытие которой состоялось в августе 1912 г. С целью приобретения гидросамолётов Дудоров, к тому времени капитан 2-го ранга, посетил Францию, а затем Англию. Вскоре после возвращения его назначили председателем комиссии для обсуждения и разрешения всех технических вопросов по авиации Балтийского моря.

Назначенный приказом командующего Флотом Балтийского моря №189 от 23 сентября 1914 года начальником воздушного района службы связи Балтийского моря, он лично руководил боевыми действиями морской авиации и обороной о. Эзель. Затем последовательно занимал должности командира учебного судна "Орлица" (переоборудованного в 1915 г. в гидроавиатранспорт), начальника авиационного отдела службы связи. Велика роль Б.П. Дудорова и в компании 1916 г., в которой на долю авиации выпало много боевой работы. Именно в тот год, в начале июля, морская авиация Балтики под руководством Дудорова впервые использовалась для подавления вражеской авиации на аэродроме базирования. В апреле 1916 г., в возрасте 33 лет, Б.П.Дудоров был произведён в капитаны 1-го ранга, а уже в декабре его назначили начальником воздушной дивизии Балтийского моря. Сразу по вступлении в должность Дудоров стал заниматься подготовкой морской авиации к кампании 1917 года. Б.П. Дудоров принял активное участие в разработке "Положения о службе морской авиации и воздухоплавания императорского Российского флота", которое было одобрено Николаем II. Много сил капитан 1-го ранга Дудоров приложил и к решению проблемы подготовки лётчиков с учётом специфики их будущей боевой службы. При самом непосредственном участии Дудорова 10 августа 1915 г. в Петрограде, на Гутуевском острове, была открыта офицерская школа морской авиации. Эта школа была организована для подготовки морских лётчиков, непосредственно для Балтийского и Черноморского флотов с учётом всех особенностей их практической деятельности. Примечателен и такой факт: не имея специальной подготовки, и не летая в качестве пилота, Б.П.Дудоров за большие труды в деле создания флотской авиации удостоился нагрудного знака "морской лётчик", о чём в его послужном списке была сделана следующая запись: "По высочайшему соизволению в изъятие существующих правил, предоставлено право ношения особого нагрудного знака, установленного для морских лётчиков".

После Февральской революции Дудорову пришлось заниматься поддержанием боеспособности флота и восстановлением порядка в нём. 13 июня 1917 г. Дудоров вступил в должность первого помощника морского министра. Однако вскоре он подаёт рапорт об освобождении его от должности. 16 сентября 1917 г. следует указ Временного правительства о назначении капитана 1-го ранга Дудорова морским агентом в Японии с одновременным производством в контр-адмиралы. Оказавшись на чужбине, контр-адмирал Дудоров продолжал жить активной жизнью. Например, неоспорима его заслуга в создании "Библиотеки русского морского зарубежья".

В 1923 году Дудоров перебрался из Токио в Сан-Франциско, где долгие годы являлся почётным председателем кают-компании бывших русских морских офицеров.

Скончался Борис Петрович Дудоров 11 октября 1965 года в городке Пало-Алто, недалеко от Сан-Франциско.

Награды: ордена Св. Анны IV ст. с надписью "За храбрость", I ст., II ст. с мечами; Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, III ст. с мечами; Св. Станислава II ст. с мечами; серебряная медаль за участие в Русско-Японской войне 1904-1905 г.

 

 

Дитерихс Владимир Владимирович

(03.07.1891–28.12.1951)

Родился в Киеве. Из дворян, сын адмирала. Окончил Морской кадетский корпус в 1911 г. и служил на кораблях Балтийского флота. Командование неизменно давало ему блестящие аттестации : "…отличный морской офицер во всех отношениях. Любит море и морское дело. Умеет отлично обращаться с командой. Хорошо знает каждого в своей роте. Лучший из мичманов и вообще один из лучших офицеров крейсера".

С началом войны добровольно вступил в Конно-подрывной отряд Балтийского флота при Кавказской туземной конной дивизии. Будучи командиром пулеметной батареи, лейтенант Дитерихс со своими моряками отличился в боях с австрийцами 22-25 января 1915 г. После двух ранений и излечения в Царскосельском Особом Эвакопункте (июнь 1915 г.) он не вернулся в дивизию, избрав для продолжения службы морскую авиацию. Окончив в 1915 г. обучение в Бакинской авиационной школе, он в августе 1916 г. принял участие в ожесточённых воздушных боях над Рижским заливом. В конце 1917 г. он был прикомандирован к Особому отделению командования Балтийского флота (контрразведке). В период эвакуации Балтфлота из Финляндии, Дитерихса арестовали финские белогвардецы, и несколько месяцев в начале 1918 года он провёл в тюрьме Николайштадта. После неоднократных обращений командования Балтийского флота к сенату, В. Дитерихс был освобождён, а 20 сентября 1918 г. назначен командиром недостроенного эсминца "Сокол". Осенью 1918 г. в Петрограде он вступил в кооператив "Мирный труд", по версии ВЧК служивший прикрытием для шпионской организации.

В конце февраля 1919 г., получив сведения о предстоящем аресте, бывший офицер бежал в Финляндию, после чего приказом по флоту Балтийского моря № 396 от 24 июля 1919 г. был объявлен дезертиром, как самовольно оставивший службу. В эмиграции до 1930 г.: в Эфиопии, военный советник, затем во Франции. Инженер-химик, занимался разработками "витаминов для растений" и бактериологией.

Умер Владимир Владимирович Дитерихс 28 декабря 1951 года, спустя три дня погребён на кладбище Сен-Женевьев-де Буа.

Награды: ордена Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, Св. Анны IV ст. с надписью "За храбрость", Св. Георгия IV ст. Награжден Георгиевским оружием, чином старшего лейтенанта "за отличие".

 

 

Дорожинский Станислав Фадеевич

(1879–1961)

Родился в Севастополе. Учился в Царском Селе, затем в Морском корпусе. Выпущен в 1901 г. Закончил подводные классы и несколько лет прослужил на подводных лодках. 26 июня 1910 г. получил во Франции свидетельство пилота-авиатора (№125), и уже 16 сентября 1910 года совершил полёт над Севастополем, а 10 октября 1910 г. – над морем. Считается первым военно-морским лётчиком России. Вместе с "шефом" авиации – Великим князем Александром Михайловичем – С. Дорожинский ездит по Европе, выбирая лучшие марки и типы самолётов. Услугами переводчиков они не пользовались так как Дорожинский свободно изъяснялся на пяти языках.

В 1914 г. в чине капитана 2-го ранга Дорожинский командует 2-й Воздушной Бригадой Балтийского флота.

После Революции осел во Франции. Стал фермером, основал первый христианский вегетарианский центр "Вега". Всего несколько месяцев не дожил до полёта Ю.Гагарина.

 

Данилевский Николай Николаевич

(1885–1938)

 

Родился в Пензе в семье офицера. В 1905 г окончил Павловское военное училище, после чего был направлен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, по окончании которого Данилевского откомандировывают в Петербургский учебный воздухоплавательный парк для обучения полётам на дирижаблях, но он просит направить его в авиацию. Окончил Авиационный отдел ОВШ в ноябре 1911 г. Оставлен при школе инструктором. Он учил новичков и сам испытывал образцы новой авиационной техники. В частности, летом 1912 г. проводил испытания первого парашюта. В ноябре 1914 г. назначен начальником лётной части Гатчинской военной авиационной школы, а спустя год – руководителем по обучению полётам нижних чинов.

Штабс-капитан Данилевский воевал всего лишь год – с апреля 1916 г. он был помощником командира одного из авиадивизионов Западного фронта. Несмотря на большую загрузку командной работой, выполнил ряд боевых вылетов общей продолжительностью 30 часов. За лихие результаты разведки был награждён двумя орденами. С учётом заслуг за прошлые годы, их (орденов) стало ровно пять. С ноября 1917 г. снова в Гатчине: старший инструктор, затем помощник начальника школы. Участник Гражданской войны. После эвакуации Гатчинской школы в Егорьевск, его оставляют техническим инспектором авиации и воздухоплавания в Управлении Воздушного флота Петроградско-Ярославского округа. Потом в гражданской авиации, а с февраля 1931 – в аэрофотосъёмке.

Однако никакие заслуги и авторитет не спасли его от репрессий. Первый раз Данилевский был арестован в 1933 г., а через год отпущен. Повторно арестован в 1938 г.

21 февраля того же года его не стало.

 

 

 

 Image

Дитерихс Владимир Владимирович

(1891–1951)

Родился 3 июля 1891 года в Киеве. Окончил Морской корпус. Корабельный гардемарин с 10 апреля 1911 г. Призведён в мичманы 6 декабря 1911 г. и начал службу на линейном корабле "Император Павел I". С 1 апреля 1913 г .- вахтенный офицер на крейсере "Богатырь". С 15 апреля 1914 г. временно командовал миноносцем № 128, с сентября того же года-вахтенный начальник на эскадренном миноносце "Достойный". В конце 1914 г. добровольно принял должность командира пулемётного взвода в конном подрывном отряде Балтийского флота при Кавказской ("Дикой") туземной конной дивизии. Будучи прикомандирован к 240-му Ваврскому полку 22 января 1915 года был легко ранен и контужен. С июня 1915 года находился на излечении в Царскосельском Особом эвакуационном пункте, а затем был прикомандирован к Морскому Генеральному штабу. В ноябре-декабре 1915 г. обучался лётному делу на 2-й авиационной станции Службы связи Балтийского флота. С 3 ноября приказом по флоту и морскому ведомству зачислен в морские лётчики. 2 декабря 1915 г. назначен в 3-й судовой авиаотряд, а 11 марта 1916 г. временно принял командование 1-м судовым авиаотрядом. Произведён в лейтенанты 1 января 1915 г. Участвовал в многочисленных разведывательных полётах и в воздушных боях. Согласно приказа командующего Балтийским флотом от 30 июня 1917 г. допущен к исполнению должности начальника 3-го воздушного дивизиона 1-й воздушной бригады. 25 августа 1915 года назначен старшим офицером на эсминце "Самсон". В конце 1917 года был прикомандирован к особому отделу Балтийского флота и числился в нём до 23 марта 1918 года. В начале 1918 года арестован финскими властями и находился в тюрьме в Николайштадте. В июне 1918 года был освобождён и после прибытия в Петроград, приказом по флоту был назначен командиром недостроенного эсминца "Сокол". Осенью 1918 года в Петрограде и Кронштадте по инициативе группы морских офицеров, в том числе и В.В.Дитерихса была создана тайная военная организация "Великая Единая Россия". Эта организация прикрываясь кооперативами "Мирный труд","Заготовитель" и другими, стремились привлечь, главным образом, морских офицеров в свои ряды, с тем чтобы всячески содействовать Северной добровольческой армии. 23 февраля 1919 года после ареста некоторых членов организации В.Дитерихс будучи предупреждён перешёл финскую границу. В ноябре-декабре 1919 года старший лейтенант Дитерихс находился в штабе Северо-Западной армии в распоряжении генерала для поручений Владимирова, с которым он строил планы оранизации восстания при помощи командира отряда гидроавиации Балтийского флота Б.П. Берга, которого он в своё время привлёк в организацию "Великая Единая Россия". Вскоре после окончания Гражданской войны старшему лейтенанту Дитерихсу удалось вместе с супругой выехать в Абиссинию, где он служил в качестве военного советника. В 1930 году он вынужденно покинул Абиссинию и переехал во Францию. Окончил высшую химическую школу, после чего работал инженером-химиком в одной из ведущих фирм Франции. Скончался 28 декабря 1951 года и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Награды: ордена Св.Владимира 4-й ст. с мечами (03.06.1915).,Св.Анны 4-й ст. с надписью "За храбрость"., Св.Георгия 4-й ст (20.09.1915);

Георгиевское оружие (За бой 22 января 1915 г);

 

 

Дегтярёва Надежда.

Когда началась Первая мировая война Н.Дегтярёва, сменив женское платье на мужской костюмяяя, пошла учиться в школу авиации. После окончания авиашколы новоиспечённый унтер-офицер отбыл на Юго-Западный фронт ( в Галицию). Выполнила ряд смелых полётов, в том числе на разведку. Весной 1915 года была ранена и в госпитале её "тайна" была раскрыта. Дальнейшая судьба неизвестна

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования