ИКАРЫ РОССИЙСКОГО НЕБА
Авторы: М.Л.Дольников, М.Л.Дольникова
Книга посвящена российским авиаторам периода Первой Мировой
войны. В книге в краткой форме приводятся биографические данные государственных
и военных деятелей и лётчиков России, получивших пилотские удостоверения в
период с 1910 по конец 1917 года.
От авторов
К нашим читателям
До недавнего времени мы совсем не знали истинных фактов из
истории лётного дела. Особенно это касалось героев неба Первой мировой войны.
Официальные издания называли три-пять имён, и, как правило, это были лётчики,
погибшие в схватках в небе. Классовый подход к истории исказил реальное развитие
событий, предал забвению имена национальных героев.
Все знают имя В.П.Чкалова, пролетевшего под мостом в Ленинграде,
но многие ли знают имя Харитона Славороссова (Семененко), пролетевшего под
мостом через Вислу еще в 1912 году, или имена военных лётчиков Фриде и
Грузинова, пролетевших на гидросамолётах под всеми мостами через Неву?
Всем известно имя А.Маресьева, но многие ли знают имена военных
лётчиков Г.Гильшера и А.Прокофьева (Северского) летавших на фронтах первой
мировой войны на протезах и ставших асами?
Всем известны имена советских асов Покрышкина и Кожедуба, а
многие ли знают имена русских асов А.Казакова, Е.Крутеня, И.Орлова и других?
А что известно о русских лётчиках, добровольцами воевавших на
Балканской войне 1912-1913 гг.?
Кто из вас знает имена людей, стоявших у истоков развития авиации
в России и возглавлявших Военно-Воздушный флот страны в годы Первой мировой
войны?
Все знают о французских лётчиках, воевавших с фашизмом в рядах
советских ВВС, а многие ли знают о русских лётчиках воевавших на фронтах Первой
мировой в небе Франции?
Многие ли знают о судьбах сотен русских лётчиков, вынужденных
бежать из своей страны после Революции и Гражданской войны, для многих из них
это стало личной трагедией и их имена на многие годы были преданы забвению.
А судьбы лётчиков, которые перешли на сторону советской власти -
они были зачастую еще более трагичны. Многие из них стали жертвами репрессий
30-х годов.
В этой книге мы предприняли попытку в краткой форме рассказать о
биографиях государственных и военных деятелей и лётчиков России получивших
пилотские удостоверения в период с 1910 по конец 1917 года. Приведённые
биографии и список первых русских лётчиков почерпнуты в основном из личной
переписки, открытой печати, а так же из фондов Центрального музея ВВС. Эти
сведения, естественно, не являются исчерпывающими. Дальнейшие поиск и работа
помогут выявить новые имена первопроходцев российского неба.
Наш народ свято чтит память своих славных сынов и дочерей,
стоявших у истоков отечественной авиации. Каждый из них заслуживает того, чтобы
о них знали и ими гордились.
Уважаемые товарищи, господа, друзья, соратники!!
Вы все живёте в разных городах нашей страны. В ваших местных
газетах и журналах встречается информация о Ваших земляках, имевших отношение к
авиации в период до Октябрьской революции. Огромная к Вам просьба присылать мне
такие материалы или хотя бы ссылки на них. Биографии верных сынов своей Родины,
первопроходцев авиации и героев Первой мировой и гражданской войн должны стать
достоянием всех. Для этого я собираю эти материалы и издаю книгу. Имена всех,
кто помог в сборе информации включены в книгу.
С уважением: Дольников М.Л.
Мой адрес для
писем:
Россия, 142 400 г.Ногинск, ул.Жарова 1-111.Дольникову
М.Л.
Электронный адрес:
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
«Зачем ты в небе был, отважный…»
Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».
«Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на той же высоте
своего мастерства, на которой стоят русские», - эти слова, сказанные
кайзером Вильгельмом II, вынесены в эпиграф к книге М.Л. Дольникова и М.Л.
Дольниковой «Икары Российского неба», выпущенной в минувшем году.
Слова кайзера звучат как откровение: ну кто, скажите, мог
ожидать, что и на заре ХХ столетия в России могли быть замечательные летчики?
Вообще у нас прямо-таки в натуре заложено какое-то национальное прибеднение: все
ищем примеры «за бугром», все пытаемся лепить свое бытие по иноземным образцам,
между тем как сами по очень многим вопросам этих «западников» на две головы
выше... А идет это из-за элементарного незнания собственной истории, то есть
биографии своего народа. Между тем в ней ведь столько всего интересного было!
Книга «Икары Российского неба» - сборник биографий первых
русских летчиков, получивших пилотские удостоверения с 1910 по 1917 год, -
замечательное тому свидетельство. Уже одно только ее предисловие содержит массу
уникальной информации:
«Все знают имя В.П. Чкалова, пролетевшего под мостом в
Ленинграде, но многие ли знают имя Харитона Славороссова, пролетевшего под
мостом через Вислу еще в 1912 году, или имена военных летчиков Фриде и
Грузинова, пролетевших на гидросамолетах под всеми мостами через Неву?
Всем известно имя А. Маресьева, но многие ли знают имена
военных летчиков Г. Гильшера и А. Прокофьева, летавших на фронтах Первой мировой
войны на протезах и ставших асами…»
Цитату можно продолжить, далее следуют не менее яркие
сравнения. Ну а сама книга – это краткие биографии русских летчиков, которых,
оказывается, было очень и очень много, а совсем не считанные единицы, как мы
привыкли думать. И в этих кратких биографиях, оказывается, содержится столько
откровений! Вот, например: командир авиационного истребительного отряда Иван
Александрович Орлов (1885 – 1917) – полный Георгиевский кавалер, кавалер орденов
св. Георгия и Владимира IV степени, Станислава III степени и Аннинского оружия –
сбил в воздушных боях около десяти самолетов противника; княжна Софья Алексеевна
Долгорукая (1888 - ?) прошла начальную летную подготовку в 1911 году, а в 1917
году служила в корпусном авиаотряде; выпускник Николаевского инженерного училища
Борис Вячеславович Корвин-Круковский (1895 - 1988) – летчик, один из лучших
воздушных разведчиков, кавалер нескольких орденов, помощник военного атташе в
Вашингтоне – впоследствии стал конструктором американских гидросамолетов;
морской летчик, затем – красный военлет Николай Александрович Рагозин (1891 -
1957) – личный пилот генерала Франко… Список опять-таки можно продолжать и
продолжать, и каждая биография будет иметь свои особенности. Тут будут подвиги и
трагедии, борьба с обстоятельствами и невероятные приключения. Но, к сожалению,
почти все они заканчиваются одним – забвением, ибо одни летчики оказались «на
другой стороне» и значит в нашу «послеоктябрьскую» историю не вошли, другие были
репрессированы, а третьих просто заслонили имена последующих советских асов -
Чкалова, Громова, Водопьянова.
…Познакомившись с книгой «Икары Российского неба», хочется
сказать огромное спасибо ее авторам, осуществившим это издание за свой счет.
Ведь в результате их воистину титанической работы закрываются какие-то белые
пятна в нашем прошлом.
Отвечая на незаданный вопрос читателей, сообщаем, что книгу
можно купить в новом магазине «Военкнига», который находится в здании
Воениздата: Москва, ул. Зорге, дом 1.
И вот перед нами книга, изданная братом и сестрой Дольниковыми на
свои средства, замечательная книга, сотни судеб, изложенных на одной странице
или всего в нескольких строчках.
Наверное эта книга - ценный клад для историков авиации, но и
каждому своему читателю я могу посоветовать достать эту книгу, читать будете не
отрываясь.
Всем, кто интересуется авиацией России, предлагаем познакомиться
с сайтом:
http://forum.airforce.ru/
|