Вопросы 1. Влияние боя на психику военнослужащего. 2.Формирование психологической готовности воина к бою. < 1> Основными чертами современного боя наряду с маневренностью, напряженностью и динамичностью являются быстрые и резкие изменения обстановки, широкое применение разнообразных средств вооруженной борьбы, в том числе ракетно-ядерного оружия, неравномерность развития боевых действий по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, огромная отдача морально-психологических и физических сил личного состава, возрастание потерь в живой силе и технике. Современный бой требует от всего личного состава высокой стойкости, инициативы, дисциплины, а от командиров, кроме того, умелой организации и четкого управления войсками. Опасная для жизни обстановка боя сильно воздействует на человека. Среди важнейших факторов морально-психологического и психогенного свойства, определяющих поведение солдата на поле боя, выделяют следующие: - степень душевного и физического переутомления; - воздействие стресса; - наличие чувства страха; - уровень мотивации; - боевой настрой. Состояние переутомления характеризуется общим недомоганием, нарушениями деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем, усталостью, раздражительностью, бессонницей, провалами памяти, депрессией, беспорядочностью действий или же неспособностью довести до конца порученное дело. В ходе ведения боевых действий военнослужащие будут подвергаться предельным психологическим и физическим нагрузкам и непосредственно почувствуют сильную усталость, которая может обостряться и перерастать в переутомление вследствие экстремальных климатических условий, временных (часовых) сдвигов после длительных перелетов, прерывания сна, нерегулярного приема пищи и т.д. Сильное влияние на психику военнослужащего в бою будет оказывать "боевой стресс", который распространяется на всех военнослужащих даже в ходе тактических учений. Его может испытать человек вследствие осознания сложности или опасности поставленных перед ним задач, а также в ходе процесса их выполнения. Во многом это состояние зависит от уровня психической и физической усталости (переутомления). Подготовка к активной, связанной с риском и большими трудностями деятельности требует нормального функционирования центральной нервной, гормональной систем и системы кровообращения, зачастую сопровождается сердцебиением, сухостью во рту и активизацией деятельности кишечника и почек. Отечественные и зарубежные психологи к причинам, вызывающим психологические стрессы, относят: быструю переброску войск; разлуку с семьей; тоску по дому; угрозу жизни; груз ответственности за выполнение задачи; недостаточность и неопределенность поступающей информации; дефицит времени на принятие решения и ведения боевых действий; несоответствие уровня военно-профессиональных навыков военнослужащего требованиям, предъявляемым условиями боя; психологическую неподготовленность к выполнению конкретной задачи; факторы изоляции (при отрыве от основных сил, нахождения в изолированных убежищах); неуверенность в надежности оружия; отсутствие доверия к командованию и др. Зарубежные специалисты, работающие по проблеме "военных стрессов", выделяют как "нормальные" психологические расстройства (реакции военнослужащих в боевой обстановке): страх, физическое истощение, эмоциональное истощение, "сверхбдительность", плохой сон, "эффект выживания", беспокойство, эмоциональное безразличие; так и долговременные стрессы: депрессия, замкнутость, гнев, безразличие, отчужденность, комплекс "вины" за то, что остался жив, тревога, расстройство сна, кошмары, навязчивые мысли. Динамика возникновения и развития боевого стресса, по опыту войн, свидетельствует, что процент психогенных потерь в ходе боевых действий бывает порой очень высок. Справка По данным английских военных психологов, во время боев в ходе второй мировой войны 70% военнослужащих находились в состоянии такого сильного стресса, что не могли не только вести прицельный огонь, но и вообще контролировать свои действия. Аналогичное поведение отмечено почти у 80% американских солдат во Вьетнаме. Отрицательным психологическим состоянием человека является страх и паника. Тщательный анализ их проявления в боевой обстановке показал, что состояние страха является врожденной потребностью человека в защите от опасности. Страх связан с подсознательной сферой его психики и способен влиять на разум и эмоции с такой силой, что даже может парализовать волю. Полностью преодолеть страх очень трудно, ему подвержены все. Наиболее эффективным средством борьбы с ним остаются дисциплина, добросовестное выполнение долга, чувство товарищества. Важнейшим фактором, определяющим поведение солдата в бою, является уровень мотивации военнослужащих, под которым понимается их преданность определенным идеалам и общественным ценностям и уверенность в справедливости, осуществляемой деятельности. Патриотизм, чувство воинского долга, верность присяге - основные составляющие, определяющие уровень мотивации. Исходя из вышесказанного, следует, что особое внимание в психологической подготовке военнослужащих должно быть направлено на преодоление морального и физического переутомления, длительного стресса, страха и паники в бою, на укрепление межличностных отношений в воинском коллективе и его спаянность, повышение роли руководства личным составом. Решение этих задач является основным условием для достижения требуемой психологической устойчивости войск. < 2> Формирование психологической готовности военнослужащего к бою достигается в процессе целенаправленной и преднамеренной психологической подготовки, осуществляемой в ходе обучения и воспитания, всей воинской службы. Психологическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий по формированию у военнослужащих психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения боевых задач, позволяющих укрепить психику, закалить волю, научиться бороться со страхом, переносить физические и психологические нагрузки, научиться действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно, умело, используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях современного боя, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке. В ходе психологической подготовки решаются задачи формирования: 1. Психологической готовности и устойчивости воинов. 2. Функциональной надежности их психики. Различают два вида психологической готовности: - общая (длительная) психологическая готовность как совокупность качеств личности, а также ее подготовленности; - ситуативная (временная) психологическая готовность. Ситуативная готовность - особое психологическое состояние воина, позволяющее ему активно и целесообразно выполнять ближайшие боевые задачи. Ситуативная готовность имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. Исследования показали, что динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы: 1. Осознание целей, реализация которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи. 2. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива и поставленной задачи. 3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного с прошлым решением задач. 4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований. 5. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели. В итоге воин настраивается на боевое поведение, на совершение действий для достижения поставленной цели: готовит оружие и боевую технику к выполнению задач, пополняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, мысленно рисует схемы возможного развертывания событий; с началом боевых действий внимательно следит за изменениями обстановки, сознательно управляет собой. В отличие от состояния ситуативной готовности, отражающего особенности и требования предстоящей ситуации, длительная (общая) готовность - это устойчивая система качеств личности (положительное отношение к деятельности, организованность, внимательность, самообладание и т.д.), опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях. Длительная готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности. В общем виде длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят: - положительное отношение к тому или иному виду деятельности, к специальности; - соответствующие требования деятельности, профессии, черты характера, способности, темперамент, мотивация; - необходимые знания, навыки, умения; - устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов. Следовательно, общая (длительная) психологическая готовность зависит от степени развития психических свойств личности, так как именно они оказывают влияние на устойчивое проявление психических процессов, сохраняют и повышают надежность действий в трудных условиях боя. Важнейшим психическим свойством личности, определяющим особенности ее поведения, в том числе и боевого поведения, являются направленность и система мотивов, побуждающих человека к тем или иным поступкам. Особенно важны общественно-значимые мотивы, делающие поведение человека менее зависимым от ситуации. Отсутствие высоких мотивов (чувство долга, чести и т.д.), как правило, приводит к тому, что воин не может справиться с поставленной перед ним задачей, его одолевают сомнения: "а зачем?", "а стоит ли?", "ради чего?" и т.п. Поэтому психологическая подготовка и направлена на то, чтобы формировать и развивать высокие мотивы, идейную направленность личности - основы устойчивости в бою. Вопросы психологической закалки войск успешно решаются в ходе несения службы, на занятиях по боевой подготовке, а также во время спортивных тренировок и состязаний. При этом выделяют заблаговременную и непосредственную психологическую подготовку. Заблаговременная психологическая подготовка направлена на формирование: психологической устойчивости к факторам и трудностям боя; знаний и представлений о физических и психологических трудностях войны, боя; навыков самоуправления поведением, эмоциями, чувствами; закалки психики под воздействием опасности, внезапности, неопределенности, дефицита времени и др. факторов боя. Непосредственная психологическая подготовка включает психологическую подготовку воинов к выполнению боевой задачи; формирование психологической готовности (мобилизованности военнослужащих, их настроенности к выполнению боевой задачи); психологическое обеспечение; психологическую реабилитацию военнослужащих. Практически психологическая готовность воинов к бою формируется в процессе повторения необходимых действий, тренировки, отработки упражнений, в ходе обучения и воспитания личного состава. Опыт второй мировой войны и локальных вооруженных конфликтов свидетельствует, что повышению психологической устойчивости воинов способствуют занятия, сопряженные с реальной опасностью: движение в непосредственной близости за разрывами артиллерийских снарядов при стрельбе через головы наступающих, обкатка пехоты танками, подводное форсирование на танках небольших рек и озер, переправа вплавь с личным оружием и снаряжением через водные преграды, прыжки с парашютом, преодоление зон "пожаров", а также моделирование боя с "вражеской" засадой, внезапного столкновения на марше с "противником", преодоления сложных заграждений и препятствий, действия в отрыве от подразделений и др. Ответственность за формирование психологической готовности военнослужащих к бою несут командиры всех степеней и соответствующие штабы. В этой деятельности они опираются на рекомендации военных психологов и призваны: - осуществлять твердое руководство и контроль за деятельностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения; - предупреждать, а в случае возникновения контролировать стрессовые ситуации; - нести моральную ответственность перед подчиненными, готовить их к боевым действиям в морально-психологическом отношении; - воспитывать высокую воинскую дисциплину, показывать личный пример в выполнении служебных обязанностей. Таким образом, в современных условиях роль и значение психологической подготовки неизмеримо возрастает. Поэтому необходимо, чтобы каждый командир знал требования, которые предъявляются к психологической подготовленности воинов к бою, заботился об ее устойчивости и умело применял на практике полученные знания. Ход и конечный исход современной войны будут во многом зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить многократно усложнившиеся военные тяготы, преодолеть страх в бою и, несмотря ни на что, сохранить волю к победе. |