Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Версия для печати Отправить на e-mail

Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооружённого конфликта

 

Вопросы

1. Влияние боя на психику военнослужащего.

2.Формирование психологической готовности воина к бою.

 

 < 1> 

Основными чертами современного боя наряду с маневрен­ностью, напряженностью и динамичностью являются быстрые и резкие изменения обстановки, широкое применение разнообразных средств вооруженной борьбы, в том числе ракетно-ядерного оружия, неравно­мерность развития боевых действий по фронту и в глубину, разнооб­разие способов ведения, огромная отдача морально-психологических и физических сил личного состава, возрастание потерь в живой силе и технике. Современный бой требует от всего личного состава высо­кой стойкости, инициативы, дисциплины, а от командиров, кроме то­го, умелой организации и четкого управления войсками.

Опасная для жизни обстановка боя сильно воздействует на че­ловека. Среди важнейших факторов морально-психологического   и психогенного свойства,  определяющих поведение  солдата  на  поле

боя, выделяют следующие:

- степень душевного и физического переутомления;

- воздействие стресса;

- наличие чувства страха;

- уровень мотивации;

- боевой настрой.

Состояние переутомления характеризуется общим недомоганием, нарушениями деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем, усталостью, раздражительностью, бессонницей, провалами памяти, депрессией, беспорядочностью действий или же неспособностью до­вести до конца порученное дело. В ходе ведения боевых действий военнослужащие будут подвергаться предельным психологическим и физическим нагрузкам и непосредственно почувствуют сильную уста­лость, которая может обостряться и перерастать в переутомление вследствие экстремальных климатических условий, временных (часо­вых) сдвигов после длительных перелетов, прерывания сна, нерегу­лярного приема пищи и т.д.

Сильное влияние на психику военнослужащего в бою будет ока­зывать "боевой стресс", который распространяется на всех военнослужащих даже в ходе тактических учений. Его может испытать человек вследствие осознания сложности или опасности поставленных перед ним задач, а также в ходе процесса их выполнения. Во многом это состояние зависит от уровня психической и физической усталос­ти (переутомления). Подготовка к активной, связанной с риском и большими трудностями деятельности требует нормального функциони­рования центральной нервной, гормональной систем и системы крово­обращения, зачастую сопровождается сердцебиением, сухостью во рту и активизацией деятельности кишечника и почек. Отечественные и зарубежные психологи к причинам, вызывающим психологические стрессы, относят: быструю переброску войск; разлуку с семьей; тоску по дому; угрозу жизни; груз ответственности за выполнение задачи; недостаточность и неопределенность поступающей информа­ции; дефицит времени на принятие решения и ведения боевых дейс­твий; несоответствие уровня военно-профессиональных навыков воен­нослужащего требованиям, предъявляемым условиями боя; психологическую неподготовленность к выполнению конкретной зада­чи; факторы изоляции (при отрыве от основных сил, нахождения в изолированных убежищах); неуверенность в надежности оружия; от­сутствие доверия к командованию и др.

Зарубежные специалисты, работающие по проблеме "военных стрессов", выделяют как "нормальные" психологические расстройства (реакции военнослужащих в боевой обстановке): страх, физическое истощение, эмоциональное истощение, "сверхбдительность", плохой сон, "эффект выживания", беспокойство, эмоциональное безразличие; так и долговременные стрессы: депрессия, замкнутость, гнев, без­различие, отчужденность, комплекс "вины" за то, что остался жив, тревога, расстройство сна, кошмары, навязчивые мысли.

Динамика возникновения и развития боевого стресса, по опыту войн, свидетельствует, что процент психогенных потерь в ходе бое­вых действий бывает порой очень высок.

Справка

По данным английских военных психологов, во время боев в хо­де второй мировой войны 70% военнослужащих находились в состоянии такого сильного стресса, что не могли не только вести прицельный огонь, но и вообще контролировать свои действия. Аналогичное по­ведение отмечено почти у 80% американских солдат во Вьетнаме.

Отрицательным психологическим состоянием человека является страх и паника. Тщательный анализ их проявления в боевой обста­новке показал, что состояние страха является врожденной потреб­ностью человека в защите от опасности. Страх связан с подсозна­тельной сферой его психики и способен влиять на разум и эмоции с такой силой, что даже может парализовать волю. Полностью преодо­леть страх очень трудно, ему подвержены все. Наиболее эффективным средством борьбы с ним остаются дисциплина, добросовестное выпол­нение долга, чувство товарищества.

Важнейшим фактором, определяющим поведение солдата в бою, является уровень мотивации военнослужащих, под которым понимается их преданность определенным идеалам и общественным ценностям и уверенность в справедливости, осуществляемой деятельности. Патрио­тизм, чувство воинского долга, верность присяге - основные сос­тавляющие, определяющие уровень мотивации.

Исходя из вышесказанного, следует, что особое внимание в психологической подготовке военнослужащих должно быть направлено на преодоление морального и физического переутомления, длительно­го стресса, страха и паники в бою, на укрепление межличностных отношений в воинском коллективе и его спаянность, повышение роли руководства личным составом. Решение этих задач является основным условием для достижения требуемой психологической устойчивости войск.

 

 

< 2>

Формирование психологической готовности военнослужащего к бою достигается в процессе целенаправленной и преднамеренной пси­хологической подготовки, осуществляемой в ходе обучения и воспи­тания, всей воинской службы.

Психологическая подготовка представляет собой комплекс ме­роприятий по формированию у военнослужащих психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для вы­полнения боевых задач, позволяющих укрепить психику, закалить во­лю, научиться бороться со страхом, переносить физические и психо­логические нагрузки, научиться действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно, умело, используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях современного боя, мак­симально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой об­становке.

В ходе психологической подготовки решаются задачи формирова­ния:

1. Психологической готовности и устойчивости воинов.

2. Функциональной надежности их психики.

Различают два вида психологической готовности:

- общая  (длительная)   психологическая   готовность   как совокупность качеств личности, а также ее подготовленности;

- ситуативная (временная) психологическая готовность. Ситуативная готовность -  особое  психологическое  состояние воина, позволяющее ему активно и целесообразно выполнять ближай­шие боевые задачи.

Ситуативная готовность имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон человека в их соотношении с внеш­ними условиями и предстоящими задачами.

Исследования показали, что динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности составля­ют следующие взаимосвязанные элементы:

1. Осознание целей, реализация которых приведет к удовлетво­рению потребностей или выполнению поставленной задачи.

2. Осознание своих потребностей, требований общества, кол­лектива и поставленной задачи.

3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного с прошлым решением задач.

4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов реше­ния задач или выполнения требований.

5. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, са­мовнушение в достижении цели.

В итоге воин настраивается на боевое поведение, на соверше­ние действий для достижения поставленной цели: готовит оружие и боевую технику к выполнению задач, пополняет недостаток информа­ции, проводит упражнения, тренировки, мысленно рисует схемы воз­можного развертывания событий; с началом боевых действий внима­тельно следит за изменениями обстановки, сознательно управляет собой.

В отличие от состояния ситуативной готовности, отражающего особенности и требования предстоящей ситуации, длительная (общая) готовность - это устойчивая система качеств личности (положитель­ное отношение к деятельности, организованность, внимательность, самообладание и т.д.), опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях.

Длительная готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей.  Будучи заблагов­ременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности.

В общем виде длительная готовность представляет собой струк­туру, в которую входят:

- положительное отношение к тому или иному виду деятельнос­ти, к специальности;

- соответствующие требования деятельности, профессии, черты характера, способности, темперамент, мотивация;

- необходимые знания, навыки, умения;

- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.

Следовательно, общая (длительная) психологическая готовность зависит от степени развития психических свойств личности, так как именно они оказывают влияние на устойчивое проявление психических процессов, сохраняют и повышают надежность действий в трудных ус­ловиях боя.

Важнейшим психическим свойством личности, определяющим осо­бенности ее поведения, в том числе и боевого поведения, являются направленность и система мотивов, побуждающих человека к тем или иным поступкам. Особенно важны общественно-значимые мотивы, дела­ющие поведение человека менее зависимым от ситуации.

Отсутствие высоких мотивов (чувство долга, чести и т.д.), как правило, приводит к тому, что воин не может справиться с пос­тавленной перед ним задачей, его одолевают сомнения: "а зачем?", "а стоит ли?", "ради чего?" и т.п. Поэтому психологическая подго­товка и направлена на то, чтобы формировать и развивать высокие мотивы, идейную направленность личности - основы устойчивости в бою.

Вопросы психологической закалки войск успешно решаются в хо­де несения службы, на занятиях по боевой подготовке, а также во время спортивных тренировок и состязаний. При этом выделяют заб­лаговременную и непосредственную психологическую подготовку.

Заблаговременная психологическая подготовка направлена на формирование: психологической устойчивости к факторам и труднос­тям боя; знаний и представлений о физических и психологических трудностях войны, боя; навыков самоуправления поведением, эмоция­ми, чувствами; закалки психики под воздействием опасности, вне­запности, неопределенности, дефицита времени и др. факторов боя.

Непосредственная психологическая подготовка включает психо­логическую подготовку воинов к выполнению боевой задачи; формирование психологической готовности (мобилизованности воен­нослужащих, их настроенности к выполнению боевой задачи); психо­логическое обеспечение; психологическую реабилитацию военнослужа­щих.

Практически психологическая готовность   воинов   к   бою формируется в процессе повторения необходимых действий, трениров­ки, отработки упражнений, в ходе обучения и воспитания личного состава.

Опыт второй мировой войны и локальных вооруженных конфликтов свидетельствует, что повышению психологической устойчивости вои­нов способствуют занятия, сопряженные с реальной опасностью: дви­жение в непосредственной близости за разрывами артиллерийских снарядов при стрельбе через головы наступающих, обкатка пехоты танками, подводное форсирование на танках небольших рек и озер, переправа вплавь с личным оружием и снаряжением через водные преграды, прыжки с парашютом, преодоление зон "пожаров", а также моделирование боя с "вражеской" засадой, внезапного столкновения на марше с "противником", преодоления сложных заграждений и пре­пятствий, действия в отрыве от подразделений и др.

Ответственность за формирование психологической готовности военнослужащих к бою несут командиры всех степеней и соответству­ющие штабы. В этой деятельности они опираются на рекомендации во­енных психологов и призваны:

- осуществлять твердое руководство и контроль за деятель­ностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения;

- предупреждать, а в случае возникновения контролировать стрессовые ситуации;

- нести моральную ответственность перед подчиненными, гото­вить их к боевым действиям в морально-психологическом отношении;

- воспитывать высокую воинскую дисциплину, показывать личный пример в выполнении служебных обязанностей.

Таким образом, в современных условиях роль и значение психо­логической подготовки неизмеримо возрастает. Поэтому необходимо, чтобы каждый командир знал требования, которые предъявляются к психологической подготовленности воинов к бою, заботился об ее устойчивости и умело применял на практике полученные знания.

 

Ход и конечный исход современной войны будут во многом зави­сеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить многократно усложнившиеся военные тяготы, преодолеть страх в бою и, несмотря ни на что, сохранить волю к победе.

 
Copyright © 2006