Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Версия для печати Отправить на e-mail

Организационно-правовые основы военной службы в России

(Часть 1.1)

 

Курс лекций «Организационно-правовые основы военной службы в России» представляет собой историко-правовой очерк, в краткой форме рассматривает возникновение и развитие военного законодательства, организацию и управление русскими армиями и флотом на протяжении всей их истории. В работе уделяется внимание неформальным организациям российских вооруженных сил, взаимоотношениям армии и церкви. Изучаются военные реформы и незаконные репрессии 1930-х. гг. Главной целью курса лекции было продемонстрировать правовое обеспечение военной службы в России на протяжении существования отечественных вооруженных сил.

Пособие предназначено для студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Библогр.: 37 назв.


Научный редактор: зав. кафедрой государственного строительства и права РАГС ВФ, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист России Хатуаев В.У.
Рецензенты: кандидат исторических наук, преподаватель кафедры Средних веков и зарубежного славяноведения ВГУ Сурков А. И.;

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры Истории России ВГУ Селезнев Ю.В.

СОДЕРЖАНИЕ:

От автора

Организация, структура, управление и законодательство воинских формирований от Древней Руси до конца XVII в.

Воинские уставы сухопутной армии и военно-морские уставы России XVIII – начала ХХ вв.

Организация русской армии в XVIII – начале ХХ вв.



ОТ АВТОРА.

 

В предложенном курсе лекций в кратком изложении описывается правовая и организационная история военной службы в России. Для студентов юридического факультета будет интересно узнать правовые аспекты военной службы, т.к. военная история и все, что связано с ней, весьма поверхностно преподаются студентам гуманитарных специальностей.

На наш взгляд, юридический процесс формирования русской армии и флота, история отечественного военного законодательства, возникновения и развития военных уставов представляются достаточно интересной темой. Особенно для студентов будет важна динамика таких процессов, как воинская повинность, материальное и юридическое обеспечение вооруженных сил. Курс лекций предоставляет возможность сравнить условия существования армии в дореволюционной, советской и современной России.
Для подготовки лекций были использованы как общедоступные издания, которые можно обнаружить практически в любой библиотеке, так и работы дореволюционных военных юристов, содержащиеся в фондах Российской национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург).

Некоторые моменты, касающиеся истории флота и морского министерства в ХIХ в., автор написал, основываясь на своей кандидатской диссертации: «Ученый комитет Морского министерства: его деятельность в области науки и учебного дела в 1847 – 1891гг.». Раздел «Противозаконная деятельность военных следственных органов в 1937 – 1939гг.» был полностью составлен из материалов докторской диссертации с рабочим названием: «Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике в 1917 – 1945гг.». Основную массу источников в упомянутых разделах составляют архивные документы Российского Государственного архива Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург).

Автор лекций будет благодарен за любые замечания и пожелания, посвященные курсу лекций «Организационно-правовые основы военной службы в России».


ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО КОНЦА
XVII В.

 

Главными элементами вооруженных сил древней России были княжеская дружина и народное ополчение. Содержавшаяся князем за счет военной добычи и дани, собираемой с народа, дружина находилась в постоянном полном распоряжении князя и представляла собой как бы ядро вооруженных сил. Народное ополчение – или «род полчный» (так называемые «вои») – созывалось лишь с согласия народа, или прямо выраженного на вече, или подразумевавшегося, когда князь был любим народом и народ охотно следовал его призыву.

Составлялась дружина из охочих людей. В этнографическом отношении состав ее однороден не был: в дружинах XI и XII вв., наряду со славянами и варягами, встречались венгры, поляки, финны, тюрки. Численность княжеской дружины, по мнению историков, не превышала нескольких сот человек. Отношение дружинников к князю основано было на договорном начале: вступление в дружину и выход из нее были свободны. Точных указаний на внутреннее деление дружинников при первых князьях не имеется: известно лишь, что одни назывались «богатырями», другие – «милостниками» (пользовавшиеся наибольшими милостями князя). Позднее установилось деление на старейшую, или лепшую (лучшую), дружину и молодшую. Ополчение сначала созывалось весьма часто, но затем, особенно к концу удельно-вечевого периода, стало созываться все реже и реже. Изменялся с течением времени и личный состав ополчения: сперва созывались всякий раз все способные носить оружие (за исключением младших сыновей), потом постепенно созыв ополчения обратился в сбор «посошных» – людей от сохи. Помимо дружины и ополчения в древней России существовали и наемные войска из варягов, печенегов, хазар, косогов и др. Войска из варягов были пехотные, прочие – конные. В период централизации государства в основе всего устройства военных сил лежала поместная система, происшедшая из обычая раздавать дружинникам земли в пользование в виде вознаграждения за службу.
Первое сведение о пожаловании поместья встречается в завещании Иоанна Калиты. Ко времени Иоанна
III в пользование стали раздавать не только княжеские и дворцовые земли, но и государственные. Ко времени правления Иоанна IV обязанность военной службы для помещиков сделалась наследственной. Тогда же развилась система поселений, составлявшая, в сущности, вид поместной. Поселенные войска составлялись из вольных людей, добровольно поступавших на службу. Им отводились дворы с землей в городах и слободах, и с этого момента служба их делалась наследственно-обязательной. В мирное время они занимались торговлей и другими промыслами, в военное – сводились в отряды, подчинявшиеся выборным головам. Третий элемент вооруженных сил составляло ополчение – даточные (прежние посошные) люди. Наконец, существовали еще войска иноземного строя. Главным основанием для определения служебных обязанностей детей боярских (с 1566г. – дворян) служило количество земли в поместье. Со ста четвертей «доброй и угожей земли» помещик обязывался ставить человека на коне и в полном доспехе, а в дальних походах – при двух конях. Поселенные ратники не из дворян – стрельцы, городовые казаки, пушкари и др., – кроме двора с землей получали хлебное и денежное жалованье, вооружение и снаряжение. По роду службы войска делились на поместную полевую конницу и городовые войска. Поместная конница состояла из национальной дворянской и татарской. Вооружение и снаряжение ее были крайне разнообразны, сообразно с принадлежностью к одной из трех статей, на которые делились помещики, «по достоинству и чести»; слуги дворян иногда имели, вместо вооружения, одну рогатину. Отряды поместной конницы назывались большей частью по местностям, где они формировались («туляне», «смоляне», «володимерцы» и т.п.). В боевом расположении они образовали полки «большой», «сторожевой», «передовой», «ертаул».
Городовое войско составляли стрельцы, городовые казаки, пушкари, затинщики, воротники, плотники, кузнецы, другие мастера и разные «жилецкие и служилые люди». Городовые войска имели наибольшую степень боевой готовности; организация их была сотенная. Стрельцы были первым видом русской регулярной пехоты. Люди, вооруженные «ручницами», появились еще при Василии Иоанновиче в Новгороде, но название стрельцов они получили только при Иоанне Грозном. Пользуясь значительными преимуществами, стрельцы составляли особое сословие в государстве и ведались Стрелецким приказом. В конце
XVI столетия одних московских стрельцов насчитывалось до 15 тысяч человек, в конце XVII века – до 19 тысяч.
Московское правительство постоянно прибегало к найму одиночных иноземных ратников, преимущественно для службы в «наряде» (в артиллерии) в качестве пушкарей, мастеров ружейного и порохового дела и т.п. В
XVI столетии, кроме того, имелись и незначительные части наемной пехоты. При Василии Шуйском и Михаиле Федоровиче были призваны на службу целые полки иноземцев. В первой половине XVII столетия были сформированы из русских конные и пешие полки иноземного строя, в которых иноземцы были инструкторами. К концу столетия уже был главный вид войска, в составе 39 солдатских (пехотных) и 25 копейно-рейтарских (драгунских) полков, общей численностью до 900 тысяч человек. Солдатские полки были вооружены мушкетами, бердышами, шпагами и короткими копьями, рейтары-копейщики – карабинами, пистолетами, саблями и копьями. Все они пользовались поместными правами. Войска иноземного строя собирались в учебные сборы осенью на месяц, после чего распускались по домам. Состав русской армии в конце XVII столетия доходил до 200 тысяч человек, но боеспособными были не более 20 тысяч.

Стрельцы, пушкари, городовые казаки и наемные иноземцы получали жалованье из соответственных приказов два раза в год. Продовольственные припасы во время войны заготовлялись для них местными жителями по указам, высылаемым из Москвы, или особо командированными лицами, или с подряда (при Иоанне IV); но поместные войска и русские полки иноземного строя, как на походе, так и на театре военных действий, обязаны были сами добывать продовольствие, что неизбежно вело к грабежам: местность, где действовала поместная конница, обращалась в пустыню.
Перед тем, как рассмотреть руководящие армейские органы Московского государства, рассмотрим, что изучает военное управление. Оно – часть учения о военном законодательстве, изучает условия самостоятельной жизни войска в государстве. В предмет входят: 1) военное образование, 2) управление материальною частью военного дела, которое проявляется в организации военно-хозяйственных учреждений, в военном бюджете и в военном хозяйстве.

Управление войском в допетровской Руси осуществлял разрядный (военный) приказ. Приказ состоял из двоякого рода лиц: одни занимались решением дел, другие – письменной частью. Первые назывались судьями, вторые – дьяками и подьячими. Судей в приказе было по одному, а в более важных – по два и больше. Один из судей был главным и начальствующим, другие были второстепенными и назывались его товарищами. Главным судьей назначался обыкновенно кто-нибудь из членов думы, но иногда – стольник или дворянин, товарищами большей частью были думные или простые дьяки. Судьи, дьяки и подьячие назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений в приказе работали дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари.

Постепенно в России выделяется военное законодательство – совокупность законов и распоряжений, которыми войско образуется, направляется и сохраняется. Оно изучается специальными военными науками, исследующими свой предмет с точки зрения назначения войска. Такое обособленное положение военного законодательства объясняется преимущественно его историей.

В Древней Руси военное законодательство входило в раздел таких законов как «Русская Правда» и т.д. Особое военное законодательство явилось с образованием постоянного войска и складывалось под иноземными влияниями. Первым опытом его был «Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до воинской науки», составленный в 1607 и 1621гг. по иностранным военным книгам Онисимом Михайловым. Второй военный устав, «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», напечатан в Москве в 1647г., намного ранее «Уложения Алексея Михайловича»; в нем имеются и уголовные законы. Нормативный документ собственно представляет собой перевод 1-го тома немецкого сочинения Вальгаузена.

 


ВОИНСКИЕ УСТАВЫ СУХОПУТНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКИЕ УСТАВЫ РОССИИ
XVIII – НАЧАЛА ХХ ВВ.

 

     В полном смысле слова военное законодательство впервые появилось в России отдельно от общего при Петре Великом, когда были изданы Воинский (1716г.) и Морской (1720г.) Уставы. Затем в царствование Петра и его преемников издан ряд законоположений, определяющих разные отрасли организации вооруженных сил, управления ими и довольствия их. До царствования императора Николая I весь этот законодательный материал не был кодифицирован.

Практически до XIXв. войско фактически и юридически стояло вне народа, но когда воинская повинность стала неразрывно связана с гражданским долгом, военное законодательство начинало служить предметом изучения для государственных наук, исследующих войско со стороны условий, от которых оно зависит.
Первую попытку изучения военного законодательства сделал в
XIXв. немецкий исследователь Лоренц фон Штейн. Как он считал, военное законодательство находится в теснейшей связи с учениями о государственном устройстве (конституции), народонаселении и народном хозяйстве. С одной стороны, различные классы населения дают различные элементы войска, с другой – войско могущественно влияет на население, на его возрастание и физический характер, и притом не столько потерями людей во время войны, сколько удержанием их на службе вообще (в браки вступают, прежде всего, хилые элементы). Влияние войска на народное хозяйство заключается не только в расходах на содержание его, но также и в уменьшении общей производительности страны отвлечением людей от мирных занятий. Наконец, военное дело влияет на финансы государства. Ведя войну или подготовляясь к ней, народ отстаивает свою будущность, поэтому будущие поколения должны быть привлечены к участию в военных издержках; средством для этого служат государственные займы. Военное законодательство, по Штейну, распадается на три части: 1) об организации войска, 2) о военном праве и судопроизводстве, 3) о военном управлении.
Прежде всего, следует знаменитый Петровский воинский устав 1716г. При преемниках Петра
I появлялись многочисленные уставы, инструкции, правила и т.д. Особенно обширные из них были изданы при Александре I. При Николае I чрезвычайное увеличение числа военных законов привело к составлению «Свода военных постановлений», который вступил в силу с 1 января 1840г. В 1859г. вышло второе издание, в 1869г. – третье, при котором обнародовано было оглавление ко всему Своду; некоторые части, однако, остались в издании 1859г.

К Своду 1869г. были изданы 3 продолжения (по 1 июля 1886г.). Некоторые отдельные книги Свода вышли в новых изданиях; масса не сведенного материала содержалась в высочайших приказах, в «Приказах по военному ведомству» и в циркулярах главного штаба, разбросанных в «Собрании узаконений и распоряжений правительства». Ввиду такого состояния источников военного законодательства особое значение приобрел «Систематический сборник генерал-лейтенанта Коссинского. Приказы и циркуляры с 1 января 1869г. по 1 января 1887г.» (2 изд. СПб., 1887г.) с ежегодными к нему «Дополнениями». Книги Свода, остающиеся в издании 1859г. или не предположенные к внесению в Свод 1869г., отчасти заменяются отдельными узаконениями, вышедшими в отдельных изданиях.

Примером могут служить: «Устав внутренней службы кавалерии» (1889г.), «Устав о внутренней службе в пехотных войсках» (1877г.), «Устав полевой службы» (1888г.), «Устав о гарнизонной службе» (1890г.), «Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск» (1884г.), «Положение о письмоводстве в военном ведомстве» (1888г.) и др. Наконец, некоторые военные узаконения вошли в состав общего Свода Законов: «Устав о воинской повинности» (1886г.).

Военно-уголовные уставы излагали военно-уголовное право и военно-уголовное судоустройство и судопроизводство. Военно-уголовное право: 1) имеет своим содержанием такие преступления, которые, проистекая из назначения войска, невозможны в общежитии, напр., военная измена, и 2) видоизменяет нормы общеуголовного права сообразно особенным условиям военной службы. Подобно общеуголовному праву и военно-уголовное распадается на часть общую и часть особенную. По мнению немецкого исследователя Лоренца фон Штейна, общая часть военно-уголовного права по отношению к учениям о субъекте и объекте преступления, о покушении, ошибке, совершении и вменении ничем не должна отличаться от норм общеуголовного права; различие допустимо лишь по отношению к учению о соучастии, заговоре и составлении шаек.

Рассмотрим военно-уголовные уставы дореволюционной России.
1) Воинский устав о наказаниях, составленный в 1866г. и пересмотренный в 1875г., содержал в себе изъятия, видоизменения и дополнения к общеуголовным законам, т.е. к «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» и к «Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Главные изменения, содержащиеся в общей части воинского устава, сравнительно с соответствующей частью Уложения, заключались в следующем. В лестницу наказаний наряду с общими наказаниями были введены и особенные, поражающие служебные права, причем появилась возможность перехода от первых ко вторым. Такой переход может быть либо понижением наказания, либо повышением его. Уголовные наказания, как и в Уложении, были для всех одинаковы, но в исправительных наказаниях проводилось различие между теми, которые назначаются офицерам и чиновникам военного ведомства, и теми, которые полагаются нижним чинам, а по отношению к последним делалось еще различие между пользующимися и не пользующимися особыми правами по состоянию и образованию, и правами, приобретенными на службе.

Наказаниями, неизвестными Уложению, являлись разжалование в рядовые (в иностранных законодательствах давно уже не существовавшее) и перевод в разряд штрафованных (последнее – для нижних чинов, не пользующихся особыми правами сословного состояния). Наконец, военные суды могли применять и дисциплинарные взыскания, указанные в дисциплинарном уставе. Вопрос о непреступности деяния, учиненного во исполнение служебной обязанности, был поставлен в более широкие рамки, чем в Уложении: смертоубийство и нанесение телесных повреждений не вменяются в преступление сверх случаев, предусмотренных общеуголовными законами, еще в других, обусловливаемых или непосредственно задачей войска, или существом караульной и конвойной службы, или объемом власти военного начальника в чрезвычайных обстоятельствах и в сражении. Значение приказа определяла ст. 69 «Воинского установления»: «…в случае совершения, по приказанию начальства, деяния, признанного судом преступным, подчиненные подлежат ответственности только тогда, когда они превысили данное им приказание или же, исполняя приказание начальника, не могли не видеть, что он им предписывает нарушить присягу и верность службы или совершить деяние явно преступное».

Понятие крайней необходимости было раскрыто в ст. 70, гласившей: «…всякое нарушение обязанностей службы из страха личной опасности наказывается с тою же строгостью, как и содеянное с намерением», а по ст. 71 «…общие правила о необходимой обороне не применяются в случае нарушения служебных отношений подчиненного к начальнику, разве бы начальник дозволил себе противное закону и обязанностям службы нападение на подчиненного, угрожавшее явною ему опасностью». В положении о соучастии воинский устав принимал во внимание служебное положение виновного относительно других соучастников: именно начальник, а при отсутствии его – старший в звании или чине, участвовавший в совершении преступного деяния, совершенного с нарушением дисциплины или обязанностей службы, всегда признается главным виновником или зачинщиком независимо от той роли, которая была им действительно выполнена; если же он в действительности был главным виновным или зачинщиком, то наказание может быть для него увеличено одной степенью. Если же преступление учинено целою командою или частью или когда число подсудимых весьма значительно, то суд получает право при определении ответственности второстепенных участников, кроме начальников и старших, не стесняться общими правилами, преподанными в Уложении; в силу этого суд может даже каторжные работы заменять дисциплинарными взысканиями.
В особенной части главные изменения Воинского устава сравнительно с Уложением сводились к следующему: наказания общие заменялись в подлежащих случаях наказаниями воинскими; в случае оскорблений между военнослужащими, когда они не были предусмотрены, денежный штраф не назначался; дела о причинении ран и увечий и о причинении вреда здоровью начинались независимо от жалобы потерпевшего и примирение по ним не допускалось. В военное время за умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж и умышленный поджог или порчу чужого имущества назначалась смертная казнь на основании высочайшего повеления, объявленного в приказе по военному ведомству от 13 февраля 1885г.

2) Дисциплинарный устав 1879г. применялся в строевых частях войск ко всем маловажным проступкам, как по службе, так и по нарушениям общественного порядка, не влекущим за собою предания суду. Дисциплинарные взыскания были различны, смотря по званию виновного: для нижних чинов – выговоры, запрещение отлучаться из казармы или со двора, назначение не в очередь в наряд по службе или на работы, арест, лишение ефрейторского или унтер-офицерского звания, отказ в производстве в офицеры; для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства – замечания и выговоры, арест, отказ в производстве в следующий чин, удаление от должности или командования частью, даже увольнение от службы.

Наконец, состоящие в разряде штрафованных могут быть подвергаемы и наказанию розгами до 50 ударов. Право наложения дисциплинарных взысканий принадлежало тем начальникам, в ведении которых состояли виновные, причем степень власти начальников находилась в прямой зависимости от их служебного положения, но во всяком случае права по наложению дисциплинарных взысканий, присвоенные начальникам меньших степеней, принадлежали и начальникам степеней высших.
3) Военно-судебный устав 1867г. подвергся пересмотру частями. Изменения в нем были направлены к большему согласованию военно-уголовного правосудия с потребностями военной службы и дисциплины и к ускорению производства дел в военных судах.
Главнейшая особенность военно-уголовного судопроизводства заключалась в том, что в военном ведомстве судебное преследование возбуждается одним начальством, даже военный прокурор не имел на это права.

Военно-морские законы в России появились при Петре I. В 1720г. был издан составленный самим государем «Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море». В 1797г. издали новый «Устав военного флота», который в 1853г. был заменен «Морским уставом», пересмотренным в 1869г. В 1886г. канцелярия морского министерства приступила к изданию «Свода морских постановлений». К тому же важными военно-морскими законами были «Военно-морской устав о наказаниях» (1875г.), «Военно-морской дисциплинарный устав» (1891г.) и «Военно-морской судебный устав» (1874г.). Все три устава в основных чертах повторяли положения соответствующих уставов военно-сухопутного ведомства. Кроме того, главный штаб издал тоже целый ряд постановлений относящихся к военно-морским законам: «Положение об офицерах военно-морского судебного ведомства» (1886г.), «Устав о строевой береговой службе для флота», «Свод правил для морских команд» (1887г.), «Инструкция для судового десанта» (1887г.). Кодификация военно-морских законов была произведена значительно позже, только в 1886г.
Морской устав заключал в себе изложение обязанностей всех чинов на судах военного флота. В Морские уставы включалось собрание Морских уголовных законов и сигналов. Устав 1720г. был снабжен обширным предисловием, выяснявшим значение основания военного флота в России. Последний Морской устав содержал всего 1145 статей и имел пять разделов: общие обязанности чинов флота; о флагманах и флагманских штабах; о должностях чинов, служащих на корабле; о порядке службы на корабле; о почестях, салютах и фалрейных, и о флагах. В приложения устава входили: правила для предупреждения столкновений судов в море; устав о караулах на военных судах; правила делопроизводства на судах; форма таблицы о результатах счисления пути.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ В
XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

 

      Петровский период ознаменовался переходом к регулярному войску. Петр I сумел воспользоваться всем, что было жизненного в прежней организации, и отбросить все отжившее. Началом образования регулярных войск считают формирование «потешных» войск в 1687г. В сущности, «потешные» полки еще мало отличались от прежних полков иноземного строя. Сам Петр по возвращении из путешествия по Европе на первом же учении убедился, как говорит в своем дневнике Корб, «что многого еще недостает этим толпам, чтобы можно было их назвать воинами». Действительным началом «настоящего», по собственному выражению Петра, войска можно считать указ генералу Головину, бригадиру Вейде и подполковнику князю Репнину, данный осенью 1699г., о формировании трех дивизий, по 9 полков в каждой, из даточных и охочих людей. Командирами полков были назначены иноземцы, офицерами – иноземцы и русские, из Преображенского и Семеновского полков. Строй, обмундирование, вооружение, снаряжение и продовольствие были установлены по немецкому образцу.

Сбор даточных в 1699г. был произведен на новых началах, положивших основание рекрутской повинности. Окончательно она была установлена в 1705г., когда и название «даточные» заменилось названием «рекруты». К концу царствования Петра полевая пехота состояла из 2 гвардейских, 5 гренадерских, 33 армейских и 9 отдельного низового корпуса полков двухбатальонного состава, при 4 ротах в батальоне, каждый полк имел по 2 пушки; всего по штату числилось до 70 тыс. человек. Кавалерия состояла из 3 гренадерских и 30 фузилерных драгунского типа полков 10-ротного состава, полковой артиллерии при кавалерийских полках полагалось по 1 пушке; всего по штату было до 38 тыс. человек. Вооружением в пехоте служило ружье со штыком и пика, в кавалерии – облегченное ружье, палаш и пистолеты. Кроме полевых войск с 1711г. получили развитие войска гарнизонные, заменившие прежние городовые войска. К концу царствования их было 45 пехотных полков и 4 драгунских. Весь личный состав армии достигал 220 тыс. человек, на содержание ее полагалось до 4 млн. рублей.
Довольствие всех войск, как в мирное, так и в военное время, Петр всецело возложил на правительственные органы. При Анне Иоанновне преобразование русской армии по западному образцу продолжал фельдмаршал Миних, часто ограничиваясь простым заимствованием и не сообразуясь с условиями русского быта и государственно-общественного строя, поэтому многие из его начинаний не вошли в повседневную практику. Состав войск увеличился: часть драгунских полков преобразована была в кирасирские, значительное развитие получила ландмилиция, особенное внимание обращено было укреплению границ. Императрица Елизавета, стремясь восстановить петровские начала во всей области государственного управления, те же стремления применяла и к войску. К началу Семилетней войны русская армия состояла из 330 тыс. человек.
При Екатерине
II произведено было много существенных военных реформ, сначала под руководством Румянцева, позднее – Потемкина. В системе комплектования было достигнуто более равномерное распределение тягостей повинности между губерниями, определен срок службы (прежде пожизненной) в 25 лет, а для населения некоторых льготных областей – в 15 лет. Для военного времени установили деление войск на армии, с инспектором во главе каждой, а для мирного — территориальное деление на дивизии. Во внутренней организации войск введено было однообразие устройства частей. Для достижения скорости и меткости стрельбы часть егерских войск и конных егерей получили «винтовальные» ружья и карабины. Численность казачьих войск и связь их с армией были значительно увеличены. Для мирного времени организовали систему довольствия из сельско-войсковых магазинов, для военного получил развитие подвоз транспортов на театре военных действий. К концу царствования Екатерины II пехота состояла из 3 гвардейских, 12 гренадерских и 56 мушкетных полков, 10 егерских корпусов, 23 отдельных полевых и егерских и 107 гарнизонных батальонов; кавалерия – из 3 гвардейских, 5 армейских кирасирских, 16 карабинерных, 1 конно-гренадерского, 11 драгунских, 2 гусарских, 11 легкоконных, 4 военно-егерских и около 50 казачьих полков. Всего, вместе с артиллерией, численность войск достигала 400 тыс. человек.
В царствование Павла
I все внимание было обращено на внешнюю реорганизацию войск по прусскому образцу, на приемы фронтового обучения и на введение суровой дисциплины. Полки получили названия по именам их шефов. Значительное развитие вооруженные силы получили при императоре Александре I. К началу войны 1805г. армия состояла из 575 тыс. человек, а в 1806г. была еще увеличена на 60 тыс. После Отечественной войны 1812г. были образованы две армии, первая и вторая, инспекции упразднены, пехотные полки сведены в дивизии и корпуса, кавалерийские — в бригады и дивизии. Для формирования резервных войск учредили рекрутские депо. Крупным явлением в царствовании Александра I было учреждение военных поселений (автор проекта — А.А. Аракчеев), вызванное желанием сократить расходы по содержанию армии. Военные поселенцы совмещали службу в армии с крестьянским трудом.
В царствование Николая
I войска получили деление на три группы: действующие, или линейные, местные (гарнизонные батальоны и команды различных наименований) и вспомогательного назначения (корпус жандармов, образцовые и учебные войска). В 1834г. издали положение об устройстве запасных войск, из нижних чинов, уволенных в бессрочный отпуск. К 1-му января 1853г. состояло: действующих войск 532 батальона, 224 эскадрона, 105 пеших, 30 конных и 4 горных батареи (1380 орудий) и 9 саперных батальонов; резервных и запасных – 16 батальонов, 24 эскадрона, 10 пеших и 3 конных батареи (64 орудия) и 2 саперных батальона; 53 батальона внутренней стражи; до 1200 частей и команд разных наименований. Генералов и офицеров числилось 27 716, нижних чинов – 968 382. Комплектование производилось посредством рекрутской повинности, которая давала ежегодно около 80 тыс. человек. Ручное огнестрельное оружие составляли гладкоствольные кремневые и ударные ружья, последние начали вводиться с 1845г. Холодное оружие – тесак в пехоте, шашки, палаши и пики в кавалерии. Полевая артиллерия была вооружена 6-ти и 12-ти фунтовыми пушками и единорогами.
Реформы императора Александра
II, проведенные в жизнь ближайшим его сотрудником, графом Милютиным, коснулись всех сторон военного дела. Опыт войны 1853 – 1856гг. раскрыл целый ряд недостатков системы войсковой организации, особенно в отношении мобилизации, т.е. пополнения войск до штатов военного времени. К ноябрю 1876г. армия имела следующий состав: 1) Полевые войска: пехота – 48 дивизий (по 4 полка в каждой), 32 стрелковых и 34 линейных батальона, всего 682 батальона; регулярная кавалерия – 56 полков (224 эскадрона); пешая артиллерия — 296 батарей (по 8 орудий); конная артиллерия – 26 батарей (по 6 орудий); инженерные войска – 15 саперных батальонов и 1 рота, 6 понтонных полубатальонов, 6 телеграфных, 2 полевых и 2 осадных парка. 2) Крепостные войска: пехоты – 24 батальона, артиллерии – 20 батальонов и 33 роты. 3) Войска для внутренней службы: 10 кадровых и 19 постоянного состава батальонов и 692 команды разных наименований. 4) Запасные войска: по мирному времени – 56 эскадронов и 2 батареи, по военному, сверх того – 104 батальона и 48 батарей. 5) Резервные войска, по военному времени – 1 полк, 164 батальона и 48 батарей. Генералов и офицеров по спискам числилось 26888, классных чиновников 8119, нижних чинов 731024. Нижних чинов состояло в запасе около 850 тысяч. К началу 1880г. по спискам числилось 32019 генералов и офицеров и 894094 нижних чинов. 1 января 1874 г. издан Устав о всеобщей воинской повинности, давший возможность образовать контингент запасных и значительно сокративший срок действительной службы.

К 1871 г. военных округов было 14. Соединение войск в корпуса было для мирного времени упразднено, но после русско-турецкой войны 1877 – 1878гг. его восстановили. Громадное значение имело изменение системы войскового хозяйства. По прежнему порядку полковой командир был полным и бесконтрольным распорядителем всех сумм, отпускаемых на полк. Откровенно говорилось, что командир полка командует на «коммерческом» праве. Подобное положение полкового командира, по словам составителя исторического очерка деятельности военного управления в России за 1855 – 1880гг., давало ему «возможность употреблять по собственному произволу полковые суммы и, возбуждая тем неудовольствие и жалобы нижних чинов, подрывать значение полкового командира, в ущерб соблюдению дисциплины». В 1857 и 1858гг. введены были в виде опыта полковые хозяйственные комитеты в четырех гвардейских полках. В 1862г. новые правила войскового хозяйства были введены во всех полках. Части провиантские и комиссарские в 1864г. были слиты в главное интендантское управление, тогда же были образованы местные хозяйственные органы – окружные интендантские управления, ослабившие вредное влияние крайней централизации. Австро-прусская война 1866г., доказавшая неоспоримые преимущества заряжающихся с казенной части нарезных ружей, заставила и Россию приступить к перевооружению. В 1869г. была принята для пехоты мелкокалиберная винтовка Крынка с откидным затвором, но уже два года спустя появилась винтовка Бердана со скользящим затвором. Общее перевооружение состоялось только после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Также лишь после войны состоялось перевооружение полевой артиллерии стальными скорострельными пушками.

В царствование императора Александра III главнейшее внимание обращалось на увеличение степени боевой готовности войск. С этой целью были преобразованы и частью усилены резервные и крепостные войска, кавалерийские полки переформированы из 4-эскадронного в 6-эскадронный состав, выработаны технические приемы для скорейшего перехода с мирного положения на военное, проведен ряд стратегических железнодорожных линий, организован запас офицеров, система управления войсками в мирное время приближена к условиям военного времени. В системе обучения стрельба поставлена на первое место, многое из остатков прежней показной системы фронтовой выучки устранено. По западной границе возвели новые крепости и усилили существовавшие прежде. Гусарские и уланские полки преобразовали в драгунские. Число полков, выставляемых казаками, увеличено. Сформировали несколько новых артиллерийских частей. Срок действительной службы по уставу о воинской повинности для не пользующихся льготами по образованию сократили с 6 до 5 лет, а для пользующихся такими льготами, наоборот, увеличили. С начала 1890-х. гг. приступили к перевооружению армии магазинными 3-линейными ружьями образца 1891г. Увеличили жалованье строевым офицерам.

 

Источник: livenzev.sitecity.ru

 
Copyright © 2006