Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

День танкиста Версия для печати Отправить на e-mail

Во второе воскресенье сентября отмечается День танкиста на основании Указа президента Российской федерации  от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации как профессиональный праздник, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства

В конце 40-х годов XX века, после второй мировой войны, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября Дня танкистов. Именно в этот день во время войны в 1944 году танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление. Данный профессиональный праздник с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.

 

 

Танковые войска


     Танковые войска – род войск в Сухопутных войсках Вооруженных сил Российской Федерации, главная ударная сила Сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.

     Они применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения противнику мощных и глубоких ударов. Обладая большой огневой мощью, надежной защитой, высокой подвижностью и маневренностью, танковые войска способны наиболее полно использовать результаты огневых ударов, в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.

     Организационно ТВ состоят из соединений, частей, подразделений. В их составе имеются также мотострелковые, ракетные, артиллерийские, зенитные артиллерийские, зенитные ракетные, специальные, а также тыловые части и подразделения.
     Боевые возможности танковых соединений и частей позволяют им вести активные наступательные действия днем и ночью, в значительном отрыве от других войск, уничтожать группировки противника во встречных боях и сражениях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения и водные преграды. Они способны также быстро создавать прочную оборону и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника.

     На вооружении ТВ находятся высокоподвижные танки с мощной броневой защитой и вооружением, оснащенным системой стабилизации, автоматического заряжания, эффективными прицелами, позволяющими вести меткий огонь с места и в движении, днем и ночью.

     История бронетанковых войск в русском воинстве начинается с 1915-17 гг., когда на вооружение Русской Императорской армии были приняты танки иностранных конструкций, а также планировалось начало массового производства танка Пороховщикова «Вездеход».

     В 1920-х годах в нашей стране началось производство собственных танков, а вместе с ним были заложены основы концепции боевого применения этих машин. В 1927 году в «Боевом уставе пехоты» особое внимание было уделено боевому применению танков и их взаимодействию с пехотными подразделениями. Так, например, во второй части этого документа записано, что важнейшими условиями успеха являются: внезапное появление танков в составе атакующей пехоты, одновременное и массовое применение их на широком участке с целью рассредоточения артиллерийских и других противоброневых, средств противника; эшелонирование танков в глубину при одновременном создании из них резерва, что позволяет развить атаку на большую глубину; тесное взаимодействие танков с пехотой, которая закрепляет занятые ими пункты.

     Наиболее полно вопросы использования этих бронированных машин раскрывались во "Временной инструкции по боевому применению танков", выпущенной в 1928 году. В ней предусматривалось две формы участия танковых подразделений в бою: для непосредственной поддержки пехоты и в качестве передового эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с ней. Впоследствии эту советскую концепцию, отвергнутую у нас в стране в конце 1930-х годов, взял за основу, доработал и развил немецкий «танководец» Гейнц Гудериан, учившийся премудростям танкового дела в Казани.
     Впервые танковые бригады начали создаваться в 1935 году как отдельные танковые бригады резерва Главного командования. В 1940 году на их базе были сформированы танковые дивизии, вошедшие в состав механизированных корпусов. Но из-за огромных потерь в танках, понесенных советскими войсками в начале войны, и недостаточным выпуском танков промышленностью СССР было принято решение внести существенные коррективы в организационную структуру автобронетанковых войск. В соответствии с директивным письмом Ставки Верховного Командования от 15 июля 1941 г. началось упразднение механизированных корпусов, продолжавшееся до начала сентября 1941 г.. В связи с их расформированием танковые дивизии передавались в подчинение командующих армиями, а моторизованные переформировывались в стрелковые дивизии. Из-за этих причин пришлось перейти от дивизионной к бригадной организации автобронетанковых войск, установленной приказом НКО № 0063, а в сентябре 1941 г. - и к созданию отдельных танковых батальонов различной штатной численности (от 29 то 36 танков в батальоне). Танковые бригады и отдельные танковые батальоны стали основными организационными формами в советских автобронетанковых войсках. На 1 декабря 1941 года в Советской Армии было 68 отдельных танковых бригад и 37 отдельных танковых батальонов, использовавшихся главным образом для непосредственной поддержки пехоты. Такая организация в условиях 1941 года была вынужденной. В 1942 году в связи с восстановлением танковых корпусов, а затем и механизированных корпусов были сформированы танковые бригады, вошедшие в их состав. Бригада включала 2 танковых и 1 мотострелково-пулемётный батальоны, а также ряд отдельных подразделений (всего 53 танка). В дальнейшем организационно - штатная структура танковых батальонов совершенствовалась с целью повышения её самостоятельности, ударной и огневой мощи. С ноября 1943 года бригада имела 3 танковых батальона, моторизованный батальон автоматчиков, зенитную пулемётную роту и другие подразделения (всего 65 танков Т-34). За боевые заслуги 68 танковых бригад получили звание гвардейских, 112 присвоены почётные наименования, 114 награждены орденами. В 1945-46 годах танковые бригады были переформированы в танковые полки.

     В 1942-54 гг. эти войска стали называться бронетанковыми и механизированными войсками. Они состояли из танковых (с 1946 г – механизированных) армий, танковых, тяжелых танковых, механизированных, самоходно-артиллерийских, мотострелковых бригад (с 1946 года – полков). С 1954 года стали именоваться бронетанковыми войсками; в их состав входили танковые и механизированные части.

     В настоящее время на вооружении Российской армии состоит 3500 танков Т-80 разных модификаций, 4000 Т-64, 9000 Т-72, 8000 Т-62, 1100 ПТ-76 (легкий плавающий танк), а также некоторое количество Т-54/55, которые, в основном, находятся на вооружении подразделений морской пехоты, и около 300 Т-90, которые сосредоточены в основном в Сибирском Военном округе.

 

День танкиста

 

Мы в разных уголках страны видали:
Застыли танки на почетном пьедестале
Они родную землю защищали,
С танкистами, бывало, погибали.
Когда мы День танкиста отмечаем,
То в честь погибших головы склоняем,
А всех живых сердечно поздравляем,
Удачи и победы им желаем.

Вам, настоящим мужчинам,
Желаем мы силы большой...
Чтоб с этой силой Вы защищали
Мир и покой!
Мы счастливы будем и
Вдвое спокойны,
Когда рядом с нами парни такие...
Так будьте и Вы счастливы вдвое,
Наши рыцари дорогие.

Танкиста славен давний ратный труд,
И конь железный боевой овеян славой.
Не раз в бою предотвратили вы беду,
Грозившую расправиться с державой!
Там, где пехота в бездорожье не пройдет,
И не промчится кавалерия лихая, -
Там танк на траках осторожно проползет,
Через окопы и дорожные ухабы.
И нынче, отмечая праздник ваш,
Сказать мы можем, что, конечно, помним
Любой за нас погибший экипаж
Во всех минувших за столетье войнах!
Вас поздравляем, и пожелать хотим -
Пусть небо будет мирным, воздух — чистым!
Здоровья, счастья, и удач в пути!
В строю всегда российские танкисты!

 

 

История первых русских танков

 

 

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И, хотя первые танки, появившиеся на полях сражений Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка — гусеница — родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова — Яков Васильевич Мамин, в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России. Этот двигатель намного опередил свое время.

Первые русские танки. Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, в ели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева — Василий, разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал бы в себе все передовые инженерные решения того времени. Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя. Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом. Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее, и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый — «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями. Вездеход А.А.Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как-то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия — боевых вездеходных машин.

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи — это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников — студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б.Стечкину и А.Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» — даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года — помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

 

Марш советских танкистов

 

 

Музыка:  Дмитрий Покрасс
Слова: Борис Ласкин

                           Броня крепка, и танки наши быстры,
                           И наши люди мужеством полны.
                           В строю стоят советские танкисты -
                           Своей великой Родины сыны.

   Гремя огнем, сверкая блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход,
          Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
   И первый маршал в бой нас поведет.

                         Заводов труд и труд колхозных пашен,
                         Мы защитим, страну свою храня,
                         Ударной силой орудийных башен
                         И быстротой, и натиском огня.

 Гремя огнем, сверкая блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход,
          Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
   И первый маршал в бой нас поведет.

                         Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
                         Мы начеку, мы за врагом следим.
                         Чужой земли мы не хотим не пяди,
                         Но и своей вершка не отдадим.

  Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
          Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
   И первый маршал в бой нас поведет.

                         А если к нам полезет враг матерый,
                        Он будет бит повсюду и везде.
                        Тогда нажмут водители стартеры
                         И по лесам, по сопкам, по воде.

  Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
         Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
  И первый маршал в бой нас поведет.

1938

 

 
Copyright © 2006