Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Избирательное законодательство Российской Федерации Версия для печати Отправить на e-mail

ВОПРОСЫ:

 

   1. Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

  2. Порядок реализации избирательных прав военнослужащих.

 

  

     6 декабря  1994 года вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В истории  бывшего  советского  и современного Российского законодательства такого рода правовой акт принят впервые. Теперь главное действующее лицо выборов - избиратель стал центральной фигурой законодательства, в то время как все прежние  акты  о  выборах  были ориентированы в основном на определение порядка избрания депутатов.

 

   Основные положения и особенности этого Федерального закона: 

     1. Закон стал первичным правовым источником, раскрывающим содержание основных основных принципов всеобщего,  равного,  прямого избирательного права и тайного голосования. Прежде это делалось на конституционном уровне в традиционно присущих  главах  об  избирательной системе. Новая Конституция Российской Федерации такой главы не содержит,  устанавливая лишь в качестве  общей  нормы  право граждан "избирать  и  быть избранным ...  в органы государственной власти и органы местного самоуправления" и  условия,  при  которых гражданин таким правом не обладает. 

     В соответствии с Конституцией РФ и настоящим законом активное избирательное право, т.е. право избирать, принадлежит всем гражданам России  с  18 лет.  Исключение составляют лишь те из них,  кто признан судом недееспособным или содержится в местах лишения  свободы по приговору суда.

     Конкретные возрастные пределы для реализации гражданами своего пассивного избирательного права (быть избранным) устанавливаются Конституцией РФ и Федеральными законами. Вместе с тем, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной  власти  субъектов  РФ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином России  пассивного избирательного права,  связанные  с  достижением  им определенного возраста или со сроком его проживания на  определенной  территории (соответственно уровню  проводимых выборов).  Однако согласно ст.4 настоящего Закона "устанавливаемый минимальный  возраст  кандидата не может превышать:

     21 года - при выборах  в  законодательные  (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

     30 лет - при выборах главы исполнительного  органа  государственной власти (Президента) субъекта РФ;

     21 года - при выборах главы местного самоуправления".

     При этом  "сроки обязательного проживания на указанной территории не менее 1 года". 

     По сравнению с прежними Конституциями Федеральный закон  дает несколько иное определение равного избирательного права. В нем оба аспекта этого понятия ( каждый избиратель имеет один голос  одного избирателя  равен  голосу  другого  избирателя) объединяются общей формулой об участии избирателей на равных  основаниях.  В  прежнем законодательстве  эта  формулировка  относилась лишь к одинаковому весу голосов избирателей.

  

      Закон вносит много нового в закрепление гарантий равного  избирательного права.  Так, равенство голосов избирателей, их одинаковый вес обеспечиваются тем, что при мажоритарной системе выборов (1  депутат-1 круг) каждого депутата выбирает одинаковое число избирателей. Но по различным техническим причинам, связанным с принципами образования избирательных округов,  достичь полного равенства практически невозможно. Поэтому уже в прежней Конституции указывалось на примерное равенство числа избирателей в округах.

      Первая правовая  норма,  закрепляющая допустимые пределы расхождения в этом плане,  была установлена в Положении о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 1993 году. В соответствии с ней допускалось расхождение в пределах  не  более 15  процентов.  Рассматриваемый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" снизил общую  норму  до  10 процентов,  закрепив,  однако,  что в труднодоступных и отдаленных местностях она может превышать до 15 процентов.  (Эти нормы  нашли подтверждение  в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ",  вступившим в силу в  июне 1995 года). На территории компактного проживания коренных малочисленных народов допускается отклонение до 30 процентов.  

 

     В реализации всеобщего избирательного права важное  значение имеют учет избирателей, составление избирательных списков. Для того,  чтобы обеспечить наиболее полный учет,  Закон устанавливает новую норму,  предписывающую главе местной администрации уточнять списки зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

      Необходимое для  включения в эти списки условие проживания на территории конкретного избирателя участка Закон предписывает  толковать в соответствии с Федеральным законом о праве граждан России на свободу передвижения,  выбора места пребывания и жительства  на ее территории.

     Закрепляется также  право избирателя заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список,  а также о  любой неточности в нем. "В течение 24 часов, - гласит статья 8 Закона, -участковая избирательная комиссия обязана  проверить  заявление  и либо устранить ошибку,  либо дать заявителю письменный ответ с изложением нормативов отклонения заявления".

 

     Важная роль в обеспечении избирательных прав граждан  принадлежит избирательным комиссиям. Именно на них ложится подготовка и проведение выборов.  Закон детально не определяет  полномочия  и порядок деятельности этих комиссий, так как они специфичны при выборах разного уровня органов государственной  власти  или  органов местного самоуправления.  Такое регулирование осуществляется в соответствующих законах и нормативных актах субъектов РФ.  Данный же Закон  лишь  фиксирует  те начала,  которые признаны гарантировать беспристрастность и объективность работы комиссий,  их  компетентность,  профессионализм  и независимость от постороннего влияния в осуществлении своих полномочий.

    Так, избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах их компетенции "независимы от государственных органов и органов местного самоуправления" (статья 11).  Акты комиссий обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий,  учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов)  избирательных  комиссий.  Все  они и средства массовой информации обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В частности, предоставлять  им необходимые помещения,  транспорт,  средства связи, давать ответы на их обращения,  предоставлять возможность для размещения печатной информации.

      Чтобы соблюсти беспристрастность работы комиссий, в их состав не должны "входить кандидаты, их доверенные лица, супруги, близкие родственники кандидатов либо лица,  находящиеся у них в непосредственном подчинении" (статья 13).

     Обеспечению избирательных прав граждан способствуют  и  такие закрепленные Федеральным Законом принципы деятельности избирательных комиссий,  как гласность и открытость их работы. На заседаниях комиссий  вправе  присутствовать  кандидаты  и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой  информации, а на избирательных участках - наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями,  кандидатами,  а также иностранные наблюдатели,  осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральными Законами.  Решения избирательных  комиссий публикуются  в печати и передаются в иные средства массовой информации.

 

     Одной из важнейших задач настоящего Закона является  обеспечение  возможности осуществления прав граждан свободно и беспрепятственно выдвигать кандидатов в депутаты.  Право выдвижения кандидатов  или  их  списков принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям.

 

     Решение о выдвижении кандидатов (их списка) от  избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием на съездах (конференциях) соответствующего  уровня,  на  собраниях местных отделений избирательных объединений,  а в случае образования избирательных блоков - на съезде (конференции)  представителей общественных объединений,  входящих  в блок.  Второй этап процесса выдвижения - сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов. Закон устанавливает,  что "максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков  кандидатов),  не  может превышать два процента от числа избирателей" (статья 18). 

     Выдвижение кандидата  непосредственно избирателями проводится путем сбора их подписей под его заявлением о  выдвижении  кандидатом. Сбор  подписей избирателей осуществляется по месту их работы, службы, учебы и жительства.  Инициатива сбора подписей может исходить от любого избирателя (избирателей),  уведомившего об этом со-

ответствующую избирательную комиссию.

  Закон ввел важное новшество:  в документах,  представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидатов,  в обязательном порядке указываются сведения о том,  к какому избирательному  объединению он принадлежит.

  Безусловным требованием  Закона является альтернативность выборов, без которой нельзя говорить об их демократическом  характере. Поэтому,  если  "число  зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа кандидатов или равным  ему,  выборы  в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и  осуществления  последующих  избирательных действий" (статья 20).

      Особое значение имеют нормы Закона о гарантиях прав кандидатов. Например,  кандидат  имеет  право назначить в избирательную комиссию, его зарегистрировавшую,  и в нижестоящие комиссии по одному члену избирательного объединения,  от которого он выдвинут, с правом совещательного голоса. (Эти лица имеют доступ ко всем материалам и документам комиссий и могут выступать на их заседаниях).

     Закон также устанавливает единые гарантии деятельности кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные  обязанности. Это делается для того, чтобы они не могли использовать преимущества своего служебного положения.  Если кандидаты  находятся  на государственной или  муниципальной  службе,  а  также  работают  в средствах массовой информации,  то после их регистрации они  освобождаются от выполнения служебных обязанностей на время их участия в выборах.  И за все это  время  избирательная  комиссия  за  счет средств, выделенных  на  организацию подготовки и проведения выборов, обязана выплатить им денежную компенсацию (виды, размер и порядок ее выплаты устанавливаются Федеральными законами,  нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ).

      Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации или переведены на другую работу без их согласия. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по специальности.  Кроме того, после регистрации кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

    Согласно настоящему Закону "государство обеспечивает гражданам РФ,  общественным  объединениям свободное проведение предвыборной агитации" (статья 23). Тем самым избирателям предоставляется возможность  основательно ознакомиться с теми программами и установками, с которыми идут на  выборы  избирательные  объединения, блоки и независимые кандидаты.  Закон устанавливает,  что граждане России и общественные объединения вправе  вести  агитацию  за  или против любого кандидата,  избирательного объединения. При этом гарантируется полное равноправие всех ее участников.

      Предвыборная агитация может осуществляться в  различных  формах, в том числе:  использование средств массовой информации, собрания и встречи с избирателями,  публичные предвыборные  дебаты  и дискуссии, митинги,  демонстрации, шествия, выпуск и распространение агитационных печатных материалов.  Однако Закон  предписывает, что формы  агитации,  ее  методы и содержание не должны вступать в противоречие с требованиями Федерального законодательства. 

     При проведении предвыборной агитации не допускаются  злоупотребления свободой  массовой  информации,  возбуждение  социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды,  призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушение целостности государства, пропаганда войны. 

     В агитации запрещается участвовать членам  избирательных  комиссий, государственным органам,  органам местного самоуправления, их должностным лицам.  Если же последние являются кандидатами,  то они участвуют в агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

     Закон также устанавливает сроки проведения предвыборной  агитации, гарантирует  кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к средствам массовой информации.

    Учитывать то обстоятельство,  что проведение избирательной кампании требует больших материальных затрат, в Федеральном законе подробно расписаны порядок и принципы финансирования выборов.  Оно осуществляется по двум каналам с различными источниками формирования.

     Во-первых, расходы  избирательных  комиссий  производятся  за счет средств,  выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местного). Расходы Центральной избирательной комиссии предусматриваются отдельной строкой в Федеральном бюджете. 

     Во-вторых, для финансирования предвыборной агитации кандидаты создают собственные избирательные фонды. Подобные фонды могут формировать и избирательные объединения.  Фонды могут создаваться: за счет средств,  выделенных избирательному объединению или кандидату в равных  мерах  на  предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;  собственных средств избирательного объединения или кандидата,  за  исключением случаев,  когда указанные средства имеют иностранные источники;  средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением,  и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

      Для того, чтобы избежать вмешательства иностранных государств во внутренние дела России,  запрещаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов; международных организаций. Не допускаются также пожертвования государственных организаций и учреждений,  органов местного самоуправления и религиозных  объединений (это объясняется тем, что выборы кандидатов должны основываться на поддержке социальных слоев населения ,  а не властных структур,  и конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства).

      Чтобы пресечь различного рода злоупотребления и использование скрытых источников финансирования,  Федеральный закон устанавливает, что  в  целях  предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Кроме того,  введена норма, обязывающая избирательные комиссии до дня выборов периодически публиковать предоставляемые кандидатами и избирательными объединениями сведения о размерах фондов и источниках их создания.

  Избирательные  права  граждан  обеспечиваются необходимыми гарантиями и на решающей стадии выборов - в процессе голосования. Закон гарантирует проведение выборов в один из выходных дней, своевременное извещение избирателей о времени и месте голосования (не позднее чем за 20 дней до его проведения),  возможность избирателя в силу создавшихся условий проголосовать досрочно, а также вне помещения для голосования , на дому и т.д. 

     Нормы Федерального закона очень детально регламентируют условия, охраняющие свободу волеизъявления избирателей. Так, избиратель голосует по предъявлении документа,  удостоверяющего его личность, расписывается в получении бюллетеня, на котором должна быть печать участковой избирательной  комиссии  или  подписи  не менее двух ее членов. Голосование происходит тайно.  Член участковой избирательной комиссии  немедленно  отстраняется  от участия в ее работе,  а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя.

  Действующий Закон расширяется и углубляет гарантии избирательных прав граждан и на стадии подсчета  голосов  и  определения результатов выборов."В целях исключения фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени  голосования и производится без перерыва до установления итогов голосования ,  о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии,  а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные  (международные) наблюдатели"(статья 31). 

     Законом введена  норма,  согласно которой на обратной стороне бюллетеня, признанного недействительным, указываются причины такого вывода,  что  подтверждается подписями не менее трех членов комиссии.

      Увеличено количество данных,  которые  должны  содержаться  в протоколах участковой  избирательной  комиссии по итогам голосования. Суммируя данные, содержащиеся в протоколах участковых и территориальных комиссий, окружная комиссия определяет результаты выборов по избирательному округу. Выборы считаются "недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления  избирателей"(статья  32).  Свою работу по подведению итогов голосования окружная комиссия  проводит  в  присутствии наблюдателей,  представляющих  кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей. 

     Общие данные о результатах выборов по  округу  публикуются  в средствах массовой информации в течение 3-х дней. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, на основе которых подводились результаты выборов в этих комиссиях,  в течение месяца.

      Принципиально  важное  значение имеют положения Закона об ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Восстановление ущемленных  избирательных  прав  обеспечивается возможностью обжалования решений и действий (бездействия) избирательных  комиссий и  их  должностных  лиц в вышестоящей избирательной комиссии. В ряде случаев восстановление нарушенных прав граждан осуществляется через суд.

      В соответствии  с  федеральным  законодательством ответственность, как административную ,  так и уголовную, за нарушение избирательных прав граждан несут лица, которые : 

     - препятствуют  свободному осуществлению гражданами права избирать и быть избранными путем насилия, обмана, угроз, подлога или иного способа; 

    - распространяют заведомо ложные сведения о кандидатах, порочащие их честь и достоинство;

    - проводят агитацию в день,  предшествующий выборам, и в день выборов;

   - препятствуют работе избирательных комиссий или голосования. 

     Нормы, конкретизирующие ответственность  за  правонарушение  в этой области,  содержатся в Уголовном кодексе (статьи 132-133-1) и Кодексе об административных правонарушениях (статьи 40-1 - 40-13). 

     Так, нарушение членом  избирательной комиссии права граждан на ознакомление со списком избирателей, либо пересмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке, либо отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением  мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список, а также умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов влекут  наложение штрафа в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда. 

     Проведение агитации в период ее запрещения, или распространение ложных сведений о кандидате, или изготовление либо распространение анонимных агитационных материалов ,  или  воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав ,или отказ администрации (работодателя) предоставить зарегистрированному кандидату,  доверенному лицу кандидата либо члену избирательной комиссии предусмотренный законом отпуск для участия в подготовке и проведении выборов,  или нарушение тайны голосования , или нарушение прав члена избирательной комиссии влекут  наложение  штрафа  в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда. 

     Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав либо воспрепятсвование работе избирательных комиссий ,соединенное с подкупом , обманом, применением насилия либо угрозой его применения,  наказывается лишением свободы на срок  до 3-х лет либо штрафом до 200 минимальных размеров оплаты труда. Меры ответственности повышаются, если противоправные действия совершаются должностным лицом или организованной группой.

 

     II. Законодательство Российской Федерации определяет  особенности участия военнослужащих в выборах. В соответствии с Конституцией и действующими законами  военнослужащие  обладают  равными  с другими гражданами  страны  избирательными  правами и "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного  самоуправления"  (статья 9 Закона РФ "О статусе военнослужащих").

      Вместе с тем,  учитывая специфику прохождения службы и дислокации воинских частей,  законодательство устанавливает ряд особенностей участия военнослужащих в выборах.  Они изложены в Конституции РФ,  законах "Об обороне","О статусе военнослужащих","О воинской обязанности и военной службе",Федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан РФ","О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и связаны:

      во-первых, с образованием избирательных участков  в  воинских частях, расположенных  в  обособленных,  удаленных  от  населенных пунктов районах.  В таких случаях,  избирательные участки образуют командиры воинских  частей по решению соответствующей окружной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для  голосование всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам;

     во-вторых, с подготовкой списков избирателей  .Если  воинская часть расположена за пределами территории России или же если военнослужащие, члены их семей и другие избиратели проживают в  районе расположения воинской  части,  то  списки избирателей составляются его командиром, а не участковой избирательной комиссией; 

     в-третьих, с формированием участковой избирательной комиссии. Если воинская часть расположена за пределами территории России, то состав участковой  избирательной  комиссии назначает командир этойчасти; 

     в-четвертых, с проведением  предвыборной  агитации.  Воинским частям, военным  учреждениям  и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию,  распространять любые агитационные  предвыборные материалы; 

     в-пятых, с финансированием выборов.  В ходе подготовки и проведения их не допускаются пожертвования в избирательные  фонды  со стороны воинских частей, военных учреждений и организаций; 

     в-шестых, с  временем  голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях. Здесь участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей; 

     в-седьмых, с ограничениями для военнослужащих,  избранных депутатами представительных  органов власти.  Военная служба для них временно приостанавливается в случае перехода на постоянную работу в представительный  орган  власти - на период депутатских полномочий. По истечении их гражданин вправе продолжить военную службу.

     В заключение повторим, что Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации" - правовой акт,  занимающий особое место в системе избирательного законодательства.

 

 <2>

 

              "ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

 

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации",Федеральным  законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",  законом Российской  Федерации  "О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ,  ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ  И  ЖИТЕЛЬСТВА  В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Внутренних  войск  Министерства  внутренних  дел Российской Федерации,  Федеральной пограничной службы,  других министерств и ведомств,  в подчинении которых имеются воинские  части, ИМЕЮТ ПРАВО  ИЗБИРАТЬ  И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.  ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, находящихся за пределами Российской Федерации, ПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ. 

     НЕДОПУСТИМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЛИ ПАССИВНОГО  ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО МОТИВАМ, СВЯЗАННЫМ С ХАРАКТЕРОМ, УСЛОВИЯМИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, МЕСТОМ ИХ СЛУЖБЫ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ МЕСТОМ  ЖИТЕЛЬСТВА ДО ПРИЗЫВА (ПОСТУПЛЕНИЯ) НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И

ДРУГИМ МОТИВАМ , ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ Российской Федерации и Федеральными законами. 

     В СООТВЕТСТВИИ СО ст.18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ = ОБ ОБОРОНЕ = ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЕДЕНИЕ ЛЮБОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ,  НА ТЕРРИТОРИИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ,  СОЕДИНЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

     СТАТЬЯ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ " З А П Р Е Щ А Е Т С Я ПРОВОДИТЬ  ПРЕДВЫБОРНУЮ  АГИТАЦИЮ,  РАСПРОСТРАНЯТЬ ЛЮБЫЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВОИНСКИМ ЧАСТЯМ, ВОЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ . КОМАНДОВАНИЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНФОРМИРОВАНИЕ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ  О  ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКАХ И КАНДИДАТАХ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     Военнослужащие в свободное от службы время,  находясь вне воинской части, могут  участвовать  во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и других предвыборных  мероприятиях.  Командиры  воинских частей, участковые  избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание  радиопередач государственных телерадиокомпаний,  связанных с подготовкой и проведением выборов.

 

     1. В О Е Н Н О С Л У Ж А Щ И Е   И М Е Ю Т    П Р А В О

БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ  ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

    Согласно ст.40 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального собрания РФ",  военнослужащий имеет право сам выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутым избирателями  соответствующего  избирательного округа с последующим сбором подписей в его поддержку. Сбор подписей среди военнослужащих, имеющихся в воинских частях,  осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.  Командиры воинских частей должны  содействовать организации сбора подписей. После завершения бора подписей избирателей и представления личного письменного заявления в окружную комиссию военнослужащий, в случае его регистрации кандидатом в депутаты и на основании рапорта,  освобождается от военной  службы для  участия  в выборной компании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. 

     В указанный период на военнослужащих,  являющихся кандидатами в депутаты,  распространяются все права и обязанности,  предусмотренные ст.44 Федерального закона "О  выборах  депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания РФ" .  Избрание военнослужащего депутатом Государственной Думы Федерального Собрания  РФ  является основанием для временного приостановления его службы.

 

       2. З А К О Н О Д А Т Е Л Ь С Т В О   Р Ф   О   В Ы Б О Р А Х П Р Е Д У С М А Т Р И В А Е Т ОРГАНИЗАЦИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОБЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. 

     ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ и других избирателей воинских  частей  на общих избирательных участках РЕШАЮТСЯ ОКРУЖНЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С  КОМАНДИРАМИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ.

  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА  ОБЩЕМ  ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, обеспечения досрочного голосования военнослужащих РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В СОСТАВ  СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ И УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ. 

     ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В СОСТАВЕ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ В ДЕНЬ ВЫБОРОВ ВЫДАЮТ ПО СПИСКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ  ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  БЮЛЛЕТЕНИ  ДЛЯ  ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ,  КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ОПУСКАЮТСЯ В ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ЯЩИКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ,  ГДЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ ИХ ХРАНЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОРЯДКЕ. 

     ДОПУСКАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ,  РАСПОЛОЖЕННЫХ В ОБОСОБЛЕННЫХ,  УДАЛЕННЫХ ОТ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РАЙОНАХ.

     При образовании  командиром  воинской  части по решению соответствующей окружной избирательной комиссии избирательного участка непосредственно в воинской части участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного  самоуправления  не  позднее чем за  44 дня до выборов в количестве 5-10 членов.  В случае если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой  избирательной комиссии производится соответствующими территориальной либо окружной избирательными комиссиями. Руководство  деятельностью  участковых избирательных комиссий избирательных участков воинских частей осуществляется соответствующими окружными избирательными комиссиями. 

     В работе  избирательных комиссий избирательных участков образованных в воинских частях,  учитываются требования об ограничении права граждан на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства в пограничной полосе,  в закрытых военных городках,  на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, установленные Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу  передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах РФ".

     ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ МОЖЕТ  БЫТЬ ВКЛЮЧЕН В СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ГОЛОСОВАТЬ ТОЛЬКО НА ОДНОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ  . 

Согласно  ст.13 Федерального Закона  "О  выборах Государственной Думы Федерального Собрания РФ"список избирателей, включающих военнослужащих, находящихся в воинской части,  членов их семей и других избирателей если

они проживают в границах расположения воинской части ,  составляет на основании  данных,  представляемых  командиром воинской части в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 6 ноября 1995 года.  Военнослужащие,  проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

     ДОСРОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТ.58 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О выборах депутатов    Государственной    Думы   Федерального   Собрания РФ".Участковые избирательные комиссии организуют досрочное голосование избирателей на избирательных участках по их заявлениям перед отбытием в отпуск,  на излечение в госпиталь и лечебно- профилактическое учреждение,  для  выполнения заданий командования в труднодоступных и отдаленных районах и по другим уважительным причинам. 

     В случае проведения досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии ( за 15-4 дня до выборов) список проголосовавших избирателей воинской части и  конверты  с  избирательными бюллетенями  передаются в участковую избирательную комиссию, на избирательном участке которой голосуют  избирателя  данной воинской части,  либо в участковую комиссию избирательного участка, образованного в воинской части непосредственно. 

     Организация голосования военнослужащих  во  взаимодействии  с командованием соответствующих  военных округов,  воинских частей и начальниками гарнизонов. 

     СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ И ДИСЛОКАЦИИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ РАЗГЛАШЕНИЮ,  НЕ  ДОПУСКАЕТСЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ В БАЗУ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РФ "ВЫБОРЫ".

      Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях,        о б е с п е ч и в а ю т  :

     1. составление и уточнение списков избирателей из числа военнослужащих и других граждан,  проживающих в границах  расположения воинской части;

      2. ознакомление со списками избирателей, рассмотрение заявлений об ошибках и о неточностях в списках избирателей, решение вопросов о внесении в список соответствующих изменений;

     3. оповещение избирателей о дне и месте голосования;

    4. подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования, выделение средств связи и транспорта; 

    5. рассмотрение жалоб (заявлений) о  нарушениях  федерального

законодательства и принятие по ним мотивированных решений;

  6. организацию  доставки  избирателей из числа военнослужащих

на избирательные участки в день выборов ( при необходимости); 

    7. досрочное голосование;

     8. организацию на избирательном участке  голосования  в  день выборов;

    9. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке;

    10. доступ в помещение для голосования  всем  членам  избирательной комиссии,  наблюдателям,  кандидатам в депутаты и их доверенным лицам;

  11. доставку сведений об итогах голосования в соответствующие окружные избирательные комиссии.

      На избирательном  участке  воинской  части участковая избирательная комиссия может  объявить  голосование  законченным  раньше времени, установленного частью первой статьи 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", если проголосовали все избиратели,  включенные в список избирателей.

      Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, наблюдателей от избирательных объединений,  избирательных блоков, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, на избирательные участки воинских частей в  день  голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении ими соответствующих удостоверений. Командиры воинских частей выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

     Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части  с итогами голосования  представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

      Хранение списков избирателей,  протоколов участковой  избирательной комиссии,  избирательных  бюллетеней  и  других документов участковой избирательной комиссии организуется в воинской части  в установленном законом порядке.

   Избирательные участки в воинских  частях,  находящихся  за пределами территории  РФ,  образуют  руководители  дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания по предложениям Министерства Обороны РФ. Приписка об отнесении таких избирательных участков к одномандатным  избирательным округам  определена  Федеральным  законом  "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для  проведения  выборов депутатов Государственной  Думы  Федерального  Собрания РФ второго созыва".

     На избирательном участке,  образованном за пределами территории РФ, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства  или консульского учреждения РФ,  либо командиром воинской части , расположенной за пределами РФ.

     Участковые избирательные комиссии,  образованные  в  воинских частях,  находящихся  за  пределами территории РФ,  обеспечиваются бланками списков избирателей,  протоколов участковой избирательной комиссии  ,  избирательными  бюллетенями для тайного голосования и

другой избирательной документацией Центральной  избирательной  комиссией  РФ  и окружными избирательными комиссиями через соответствующие дипломатические представительства и  консульские  учреждения.

      Протоколы участковых  избирательных комиссий воинских частей, находящихся за пределами РФ,  представляются  председателями  этих комиссий в  дипломатическое  представительство или консульское учреждение страны пребывания и после включения данных в общие  итоги голосования граждан РФ, находящихся в данной стране, возвращаются в воинскую часть для хранения в установленном законом порядке. 

     Досрочное голосование избирателей воинских частей, находящихся за  пределами  территории РФ,  осуществляется в соответствующем дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ на территории страны пребывания.

       ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, СФОРМИРОВАННЫХ КОМАНДИРАМИ  ВОИНСКИХ  ЧАСТЕЙ,  ПРОИЗВОДИТСЯ МО РФ, МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ,  другими министерствами и ведомствами РФ,  В  ПОДЧИНЕНИИ  КОТОРЫХ  ИМЕЮТСЯ  ВОИНСКИЕ ЧАСТИ, ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА  ЦЕНТРАЛЬНОЙ  ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ  РФ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ.

     ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ И КОМАНДИРЫ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ  ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ  ТРЕБОВАНИЙ  СТ.52  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"  О  НЕДОПУСТИМОСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЙ  В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ СО  СТОРОНЫ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

 
Copyright © 2006