10. Предупреждение употребления наркотических веществ
В настоящее время общество находится в чрезвычайной ситуации в связи с
наркотической эпидемией в нашей стране. И первичная профилактика выступает
единственным и важнейшим элементом во всей антинаркотической работе, особенно
среди подрастающего поколения.
Проблема предупреждения наркомании имеет государственное значение. Ее решение
обеспечивается целой системой общегосударственных мер на основе законодательной
базы. Сегодня трудно назвать ту государственную службу, которая могла бы
остаться в стороне от решения указанной проблемы. К системной и масштабной
работе по первичной профилактике употребления психоактивных веществ школьниками,
студентами техникумов и высших учебных заведений, других образовательных
учреждений должен быть подключен огромный потенциал педагогов, преподавателей,
психологов, медиков и других специалистов, общественных организаций, но, с
нашей точки зрения, начало этой работы - медицинские, затем
психолого-педагогические мероприятия. Следует развивать и оптимизировать
сложившуюся многолетнюю систему по обучению и воспитанию подрастающего
поколения по широкому кругу медико-гигиенических проблем, включая проблему
первичной профилактики различных заболеваний. В настоящее время во всех
общеобразовательных школах страны, педагогических и ряде гуманитарных высших
учебных заведений имеются соответствующие структуры по обучению здоровью и
безопасности жизнедеятельности учащихся. В школах обучение проводится в рамках
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в вузах на кафедрах —
по программе курса «Медико-биологической подготовки и безопасности
жизнедеятельности». В программах широко представлен раздел здорового образа
жизни и, в частности, проблемы профилактики употребления психоактивных веществ
(курение, пьянство, наркомания), инфекций, передающихся половым путем, включая
ВИЧ/СПИД и др.
В вузах штатно преподают врачи, биологи, гигиенисты, психологи, и другие
специалисты. В школах наряду с предметом ОБЖ используется и междисциплинарный
подход в соответствии с Междисциплинарной программой «Здоровье» для средних
общеобразовательных учреждений, утвержденной Министрами образования и
здравоохранения РФ и Президентами РАО и РАМН (2000 г.).
Таким образом, программы по обучению здоровью нацелены на формирование здорового
стиля жизни, ответственного отношения к здоровью в целом, а не к отдельным
заболеваниям и факторам риска. Многокомпонентные программы позволяют получить
позитивные сдвиги в состоянии здоровья учащихся и обобщенный результат
комбинации разнонаправленных профилактических стратегий.
Управление информационным потоком в первичной профилактике употребления
психоактивных веществ, как и других факторов риска для здоровья необходимо
осуществлять на основе типологизации аудитории.
Система управления информационным потоком в первичной профилактике имеет целый
ряд взаимосвязанных структурных компонентов (содержание, субъект, объект,
методы и средства воздействия).
Объективное представление об уровне гигиенических знаний аудитории (объекта),
особенностях гигиенического поведения, интересов в отношении здоровья,
мотивации употребления наркотических веществ, вступления в сексуальные отношения,
нормах морали в молодежной среде является основанием для выделения типов
учащейся молодежной аудитории. Поскольку «учащаяся молодежь» как объект
воздействия неоднородна, при определении типов аудитории прежде всего
руководствуются возрастной классификацией в зависимости от профиля учебного
учреждения, что определяет познавательный потенциал аудитории. Последний
складывается из первичных знаний по проблеме, общего уровня образования,
социального опыта, особенностей восприятия и усвоения информации, а также ряда
классических компонентов - оценок, убеждений, иерархии ценностей, свойственных
данной возрастной категории молодежи.
В этой связи типологизация молодежной аудитории является важной задачей в
осуществлении дифференцированного отбора и подачи информации, определении ее
объема и содержания.
Среди учащейся молодежи выделяются несколько типов аудитории.
Первый тип аудитории - учащиеся основной школы 10-14 лет. Их отличительной
чертой являются возрастные познавательные особенности в отношении медицинской
информации, поскольку последняя обладает специфичностью, и интерес к ней очень
субъективен. «Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой
аудитории выступает единство интересов в отношении сведений, касающихся
происходящего у подростков в период полового созревания физиологических
процессов, усвоения половой роли, а также пробуждающимся сексуальным влечением
и даже началом половой жизни приблизительно у 10% подростков. Мальчики-подростки
делают попытки попробовать самые различные психоактивные средства - от алкоголя
и ингалянтов до конопли и галлюциногенов.
Отличительной чертой среднего школьного возраста является подражание лидеру и
ориентация на взрослые образцы подведения. Такое поведение школьники оправдывают
мотивами «любовь», «любопытство», «желание скорее стать взрослым». Обучение
здоровью этих подростков должно соответствовать принципу «обучения воздержанию»,
то есть быть превентивным как в отношении употребления алкоголя и наркотиков,
так и вступления в ранние половые связи.
Второй тип аудитории представлен учащимися средней школы 15-17 лет. В этом
критическом возрасте отмечается довольно частая смена половых партнеров,
сопровождающаяся увеличением риска заражения и реальным ростом заболеваемости
ИППП. Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой группе
выступает единство интересов в отношении получения новых сведений, касающихся
сексуальности, партнерства, профилактики нежелательной беременности и ИППП.
Для юношей на первое ранговое место выдвигаются вопросы сексуальной культуры.
Второе ранговое место стабильно занимают проблемы наркоманий и токсикомании,
контрацепции и планирования беременности. Профилактика ИППП, включая ВИЧ/СПИД,
и планирование семьи находятся на третьем месте. На последнем (шестом) месте
оказались вопросы профилактики пьянства и алкоголизма.
Девушки этой возрастной группы наибольший интерес проявляют к проблемам
контрацепции и планирования семьи. На четвертое ранговое место они ставят
вопросы сексуальной культуры и становления семьи. Профилактика ИППП, ВИЧ/СПИД и
наркоманий для девушек менее значимы, чем для юношей, и занимают последние 5-6
места.
Третьим типом аудитории являются учащиеся» ПТУ и техникумов. Опыт половой жизни
(свыше 40% имеют сексуальные контакты, как и процент приобщения к алкоголю и
наркотикам у них значительней выше, чем у
школьников. Чтобы преодолеть
субъективность восприятия медицинской информации в этой аудитории, необходимо
дать новое содержание или представить относительно новую интерпретацию уже
известных данных о проблеме.
Четвертым типом аудитории является студенческая молодежь в возрасте от 17 до 25
лет, объединяющим для этой аудитории становится форма обучения, возрастные и
психологические особенности, а также особенности усвоения медицинской информации.
Для этой группы характерна ярко выраженная «молодежная субкультура» по
отношению к вопросам секса и наркотикам.
Студенты в большем проценте случаев приобщены к алкоголю и наркотическим
веществам. В студенческой аудитории в основном проявляется интерес к проблемам
профилактики ВИЧ-инфекции и других ИППП и отчасти - к вопросам сохранения и
укрепления здоровья.
Пятым типом аудитории являются студенты педагогических высших учебных заведений.
Эта группа выделяется особо в связи с профессиональной подготовкой студентов -
будущих педагогов. Студенты этих ВУЗов проходят курс по программе «Медико-биологическая
подготовка и безопасность жизнедеятельности» для педагогических ВУЗов России,
утвержденной Министерствами образования, здравоохранения и МЧС в 1995 г.
Безусловно доминирующим мотивом восприятия медицинской информации здесь
выступает единство интересов в получении базовых знаний по здоровому образу
жизни, которые могут быть ими востребованы в учебно-воспитательном процессе в
ходе самостоятельного обучения учащихся школ. Помимо профессиональной
заинтересованности, им также не чужда «молодежная субкультура» в отношении
ценностных ориентации в вопросах пола, употребления алкоголя, наркомании,
венерических заболеваний.
Типология работающей молодежи прежде всего определяется тем, что этой группе
присуща относительно большая самостоятельность в формировании своей личности, и
она образует специфическую автономную общность со своими резко выраженными
признаками, без учета которых нельзя составить обоснованную программу по
первичной профилактике употребления наркотиков.
Важнейшей составляющей системы управления информационным потоком в первичной
профилактике употребления наркотиков является лекция (урок, занятие). Их
объем и содержание определяется прежде всего степенью новизны, детализацией,
понятийным аппаратом, фактами и нарастающим объемом информации, которые должны
находиться в прямой зависимости от типологии аудитории и ее познавательных
возможностей. Известно, что лекционный материал усваивается слушателями в
пределах 5-15%. Поэтому и используются интенсивные методы и обучающие средства
воздействия: ролевые игры, различные тренинги, тематические аудио-видео
материалы, обучающие модули, обучающие с тестированием знаний компьютерные
программы, наглядные материалы и т.д.
Важнейшим типом аудитории является аудитория, состоящая из врачей разных
специальностей, преподавателей, кураторов групп, учителей-предметников,
физиологов, психологов и других специалистов. Эти специалисты становятся
проводниками гигиенических и медицинских знаний среди учащихся. Они выступают
экспертами как государственных, так и альтернативных (авторских) программ по
обучению здоровью школьников, студентов в различных региональных и
муниципальных организациях и образованиях.
Эти специалисты должны обладать знаниями о психоактивных веществах,
особенностях их воздействия на организм, о признаках (симптомах, синдромах)
появления при отдельных наркотических веществах.
Следует знать и косвенные признаки употребления наркотиков и
наркотической зависимости, а также территориальную и жаргонную терминологию.
В вузах важна роль кураторов групп, молодежных общественных организаций,
волонтеров, которые должны интересоваться характером межличностного общения
студентов в процессе учебных занятий и досугового времени. Это не должна быть
слежка, но стремление выявить лидера и группы рискованного поведения студентов
и прервать цепочку распространителей белой смерти. Необходима планомерная
разъяснительная работа и помнить, что «шоковая терапия» не приносит успеха.
Сформировать адекватное здоровому образу жизни поведение у подростков и молодежи
сразу не реально, но возможно, т.к. поведение поддается коррекции. Для этого
существуют такие социальные институты как семья - школа - вуз. Но декларативные
призывы к молодежи вести здоровый образ жизни не результативны. Попутно заметим,
что и многие руководители образовательных учреждений, понимая важность работы
по формированию здоровья подрастающего поколения, не имеют должной мотивации к
осуществлению такой деятельности.
С 1 января 1997 года в России действует Уголовный кодекс.
В соответствии со статьей 288 УК РФ незаконное приобретение или хранение без
цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере
взрослыми правонарушителями наказывается лишением свободы до 3 лет.
Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка,
перевозка, пересылка, либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ
наказываются лишением свободы от 3-7 лет; совершенное неоднократно -
наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
Такое деяние, как склонение к потреблению наркотических средств или психотропных
веществ, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего с применением
насилия или угрозой его применения наказывается лишением свободы от трех до
восьми лет (ст. 230 УК РФ).
С 1998 года начал действовать
принятый Государственной Думой и подписанный Президентом страны Федеральный
закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Согласно статье 40
этого закона в России запрещается потребление наркотических средств и
психотропных препаратов без назначения врача.
В соответствии со статьей 54 этого закона государство гарантирует больным
наркоманией оказание медицинской помощи, которая включает обследование,
консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.
Указом Президента РФ в 2003 г. создан Государственный комитет Российской
Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Комитет должен стать ударным отрядом государства по разгрому наркопреступности
на территории нашей страны. Сегодня все общество должно противостоять
наркооккупации. Как бы ни была опытна и мощна созданная структура, без опоры и
поддержки небезразличного общества, в одиночку беды не одолеть.
В настоящее время в нашу страну ввозятся новые синтетические наркотики (группа
психотропных препаратов). Эти наркотики будут представлять наибольшую
опасность в ближайшем будущем, так как они обладают высокой фармакологической
активностью, дешевизной, простотой введения (вдыхание порошка, глотание капсул),
легким сокрытием.
Существует и проблема нелегальных «дизайнерских наркотиков», то есть
преобразованных в другой вид наркотика с похожим эффектом, но
отсутствующих в списке запрещенных веществ. Таким образом, существуют широкие
возможности синтеза новых модификаций препаратов с высокой наркогенной
активностью, которые за отсутствием серьезного контроля, могут производиться в
огромных количествах с низкой себестоимостью при использовании промышленного
химического оборудования.
4.1. НЕКОТОРЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не
всегда могут служить ориентиром, так как они не абсолютны. Эти нижеуказанные
признаки не относятся к наркоманам с небольшим стажем, а относятся только к
наркоманам регулярно и длительно употребляющим наркотические вещества, а именно:
=> длинные рукава одежды независимо от времени года и обстановки;
=> неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
=> отрешенный тусклый взгляд;
=> неряшливый вид, сухие, ломкие волосы, отекшие кисти рук;
=> темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
=> невнятная, «растянутая» речь;
=> неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
=> следы от уколов, возможно увидеть только на кистях рук, которые выглядят не
просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые
тяжи по ходу вен. Для каждого наркотического вещества имеются как общие, так и
специфические признаки для отдельных препаратов.
Советы родителям и педагогам. Необходимо проявлять максимальную «наркотическую
настороженность» в случаях:
обнаружения у детей ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных
препаратов;
нахождения приспособлений для инъекций (уколов) - шприцев, игл, жгутов, а также
следов от инъекций по ходу вен в области локтевых сгибов и других местах;
наличия дома различных химических веществ, растворов, реактивов, особенно
органических растворителей, клеев, пятновыводителей, а также характерного
химического запаха, исходящего от волос, рук, одежды детей;
появления у детей различных приборов, деталей, приспособлений для обработки,
перегонки, очистки химических веществ.
Нужно учитывать и другие косвенные признаки потребления наркотиков или
токсических веществ. Это немотивированное изменение поведения, образа и стиля
жизни: разрыв отношений с известными родителям друзьями, большая часть времени
пребывание вне дома, «с новыми друзьями», зачастую в ущерб школьным занятиям,
прежним увлечениям. Или, наоборот, он часто остаётся дома, всё дольше
залёживается в постели с утра. Меняются прежние отношения с родителями.
Ребёнок начинает лгать и скрывать, где он проводит время. В речи появляется
несдержанность, грубость, цинизм. Следует обращать внимание на возможные
изменения психического реагирования: своеобразные «приступы» неадекватной
весёлости, дурашливости или подавленности, агрессивности, озлобленности и др.
4.2. СЛОВАРЬ СЛЕНГОВЫХ (ЖАРГОННЫХ) ВЫРАЖЕНИЙ
Одним из важнейших способов конспирации наркоманов является тайная речь - сленг,
а именно:
Барыга - торговец наркотиками
Пушер - торговец наркотиками, активно пытающийся приучить к наркотикам новичков
и расширить сеть своих клиентов-наркоманов
Баш - доза гашиша, обычно около 1 г
Децила - небольшое количество наркотика, которое помещается между двумя
черточками на шкале шприца
Джеф, мулька - эфедрон
Коктейль Джеф - эфедрон
Дороги - «цепочка» дыр», по ходу
вен на руках (ногах)
Дыры - следы уколов
Кайф (эйфория) - блаженное, радостное настроение человека, находящегося под
воздействием наркотиков
Колеса - любые препараты в виде таблеток
Коробок или «корабль» - спичечный коробок, объемная мера марихуаны для продажи
на рынке
Косяк - папиросы или сигареты с коноплей. Окурок от косяка называется «пяткой»,
пустая «беломорина» называется «штакет»
Кислота - ЛСД
Литература, книжка, травка, сено - марихуана, конопля
Мария, ханка - опий
Машийа (иногда «баян») - название шприца у наркоманов
План, дурь, грязь - гашиш
Сенцо, сено, соломка - маковая соломка
Сесть на иглу - пристраститься к внутривенным инъекциям
Стекло - препараты, в том числе наркотиков и снотворных в ампулах
Струна - игла для инъекций
Учитель - опытный наркоман, обучающий приготовлению самодельных препаратов
Шустрила - член группы наркоманов, активный в добыче наркотиков
• Адам, бобы - «экстази»
ЛИТЕРАТУРА
Бабаян Э.А. Наркомания и токсикомания // Руководство по психиатрии. - М.:
Медицина, 1988. -Т. 2. -С. 169-218.
Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987.
Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1994. - 554
с.
Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г, Подростковая наркология. - М.: Медицина, 2002.
-256 с.
Рохлина М.Л. Клиника наркоманий и токсикомании // Руководство по наркологии /
Под ред. Н.Н. Иванца. - М.: Медпрактика-М.,2002.-Т. 1,-С. 269-366.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма: Учеб. пособие
для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -
176 с.
Сирота Н.А., Цетлин М.Г., Ялтонский В.М. и др. Основные направления работы в
сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
Российской Федерации // Вопросы наркологии. -2001. -№ 1. -С. 71-76.
8 Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шамота A3. и др. Состояние наркологической помощи
несовершеннолетним в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию
// Вопросы наркологии - 1997 -№4.-С. 31-39.
|