Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Предупреждение употребления наркотических веществ Версия для печати Отправить на e-mail

10. Предупреждение употребления наркотических веществ

 

В настоящее время общество находится в чрезвычайной ситуации в связи с наркотической эпидемией в нашей стране. И первичная про­филактика выступает единственным и важнейшим элементом во всей антинаркотической работе, особенно среди подрастающего поколения.

Проблема предупреждения наркомании имеет государственное значение. Ее решение обеспечивается целой системой общегосудар­ственных мер на основе законодательной базы. Сегодня трудно назвать ту государственную службу, которая могла бы остаться в стороне от решения указанной проблемы. К системной и масштабной работе по первичной профилактике употребления психоактивных веществ школьниками, студентами техникумов и высших учебных заведений, других образовательных учреждений должен быть подключен огром­ный потенциал педагогов, преподавателей, психологов, медиков и дру­гих специалистов, общественных организаций, но, с нашей точки зрения, начало этой работы - медицинские, затем психолого-педагогические мероприятия. Следует развивать и оптимизировать сложившуюся многолетнюю систему по обучению и воспитанию под­растающего поколения по широкому кругу медико-гигиенических про­блем, включая проблему первичной профилактики различных заболе­ваний. В настоящее время во всех общеобразовательных школах страны, педагогических и ряде гуманитарных высших учебных заведе­ний имеются соответствующие структуры по обучению здоровью и безопасности жизнедеятельности учащихся. В школах обучение про­водится в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельно­сти» (ОБЖ), в вузах на кафедрах — по программе курса «Медико-биологической подготовки и безопасности жизнедеятельности». В про­граммах широко представлен раздел здорового образа жизни и, в ча­стности, проблемы профилактики употребления психоактивных ве­ществ (курение, пьянство, наркомания), инфекций, передающихся по­ловым путем, включая ВИЧ/СПИД и др.

В вузах штатно преподают врачи, биологи, гигиенисты, психологи, и другие специалисты. В школах наряду с предметом ОБЖ используется и междисциплинарный подход в соответствии с Междисциплинарной программой «Здоровье» для средних общеобразовательных учрежде­ний, утвержденной Министрами образования и здравоохранения РФ и Президентами РАО и РАМН (2000 г.).

Таким образом, программы по обучению здоровью нацелены на формирование здорового стиля жизни, ответственного отношения к здоровью в целом, а не к отдельным заболеваниям и факторам риска. Многокомпонентные программы позволяют получить позитивные сдви­ги в состоянии здоровья учащихся и обобщенный результат комбина­ции разнонаправленных профилактических стратегий.

Управление информационным потоком в первичной профилактике употребления психоактивных веществ, как и других факторов риска для здоровья необходимо осуществлять на основе типологизации ау­дитории.

Система управления информационным потоком в первичной про­филактике имеет целый ряд взаимосвязанных структурных компонен­тов (содержание, субъект, объект, методы и средства воздействия).

Объективное представление об уровне гигиенических знаний аудито­рии (объекта), особенностях гигиенического поведения, интересов в от­ношении здоровья, мотивации употребления наркотических веществ, вступления в сексуальные отношения, нормах морали в молодежной среде является основанием для выделения типов учащейся молодеж­ной аудитории. Поскольку «учащаяся молодежь» как объект воздействия неоднородна, при определении типов аудитории прежде всего руково­дствуются возрастной классификацией в зависимости от профиля учеб­ного учреждения, что определяет познавательный потенциал аудитории. Последний складывается из первичных знаний по проблеме, общего уровня образования, социального опыта, особенностей восприятия и ус­воения информации, а также ряда классических компонентов - оценок, убеждений, иерархии ценностей, свойственных данной возрастной кате­гории молодежи.

В этой связи типологизация молодежной аудитории является важной задачей в осуществлении дифференцированного отбора и подачи ин­формации, определении ее объема и содержания.

Среди учащейся молодежи выделяются несколько типов аудитории.

Первый тип аудитории - учащиеся основной школы 10-14 лет. Их от­личительной чертой являются возрастные познавательные особенности в отношении медицинской информации, поскольку последняя обладает специфичностью, и интерес к ней очень субъективен. «Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой аудитории высту­пает единство интересов в отношении сведений, касающихся происхо­дящего у подростков в период полового созревания физиологических процессов, усвоения половой роли, а также пробуждающимся сексуаль­ным влечением и даже началом половой жизни приблизительно у 10% подростков. Мальчики-подростки делают попытки попробовать самые различные психоактивные средства - от алкоголя и ингалянтов до конопли и галлюциногенов.

Отличительной чертой среднего школьного возраста является под­ражание лидеру и ориентация на взрослые образцы подведения. Такое поведение школьники оправдывают мотивами «любовь», «любопытство», «желание скорее стать взрослым». Обучение здоровью этих подростков должно соответствовать принципу «обучения воздержанию», то есть быть превентивным как в отношении употребления алкоголя и наркоти­ков, так и вступления в ранние половые связи.

Второй тип аудитории представлен учащимися средней школы 15-17 лет. В этом критическом возрасте отмечается довольно частая смена половых партнеров, сопровождающаяся увеличением риска заражения и реальным ростом заболеваемости ИППП. Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой группе выступает единство интересов в отношении получения новых сведений, касающихся сексу­альности, партнерства, профилактики нежелательной беременности и ИППП.

Для юношей на первое ранговое место выдвигаются вопросы сексу­альной культуры. Второе ранговое место стабильно занимают пробле­мы наркоманий и токсикомании, контрацепции и планирования бере­менности. Профилактика ИППП, включая ВИЧ/СПИД, и планирование семьи находятся на третьем месте. На последнем (шестом) месте оказа­лись вопросы профилактики пьянства и алкоголизма.

Девушки этой возрастной группы наибольший интерес проявляют к проблемам контрацепции и планирования семьи. На четвертое ранговое место они ставят вопросы сексуальной культуры и становления семьи. Профилактика ИППП, ВИЧ/СПИД и наркоманий для девушек менее зна­чимы, чем для юношей, и занимают последние 5-6 места.

Третьим типом аудитории являются учащиеся» ПТУ и техникумов. Опыт половой жизни (свыше 40% имеют сексуальные контакты, как и процент приобщения к алкоголю и наркотикам у них значительней выше, чем у школьников. Чтобы преодолеть субъективность восприятия медицинской информации в этой аудитории, необходимо дать новое содержание или представить относительно новую интерпретацию уже известных данных о проблеме.

Четвертым типом аудитории является студенческая молодежь в воз­расте от 17 до 25 лет, объединяющим для этой аудитории становится форма обучения, возрастные и психологические особенности, а также особенности усвоения медицинской информации. Для этой группы ха­рактерна ярко выраженная «молодежная субкультура» по отношению к вопросам секса и наркотикам.

Студенты в большем проценте случаев приобщены к алкоголю и нарко­тическим веществам. В студенческой аудитории в основном проявляется интерес к проблемам профилактики ВИЧ-инфекции и других ИППП и от­части - к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Пятым типом аудитории являются студенты педагогических высших учебных заведений. Эта группа выделяется особо в связи с профессио­нальной подготовкой студентов - будущих педагогов. Студенты этих ВУ­Зов проходят курс по программе «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» для педагогических ВУЗов России, утвержденной Министерствами образования, здравоохранения и МЧС в 1995 г.

Безусловно доминирующим мотивом восприятия медицинской ин­формации здесь выступает единство интересов в получении базовых знаний по здоровому образу жизни, которые могут быть ими востребова­ны в учебно-воспитательном процессе в ходе самостоятельного обучения учащихся школ. Помимо профессиональной заинтересованности, им также не чужда «молодежная субкультура» в отношении ценностных ори­ентации в вопросах пола, употребления алкоголя, наркомании, венери­ческих заболеваний.

Типология работающей молодежи прежде всего определяется тем, что этой группе присуща относительно большая самостоятельность в формировании своей личности, и она образует специфическую авто­номную общность со своими резко выраженными признаками, без учета которых нельзя составить обоснованную программу по первичной про­филактике употребления наркотиков.

Важнейшей составляющей системы управления информационным потоком в первичной профилактике употребления наркотиков является лекция (урок, занятие). Их объем и содержание определяется прежде всего степенью новизны, детализацией, понятийным аппаратом, фак­тами и нарастающим объемом информации, которые должны нахо­диться в прямой зависимости от типологии аудитории и ее познава­тельных возможностей. Известно, что лекционный материал усваива­ется слушателями в пределах 5-15%. Поэтому и используются интен­сивные методы и обучающие средства воздействия: ролевые игры, различные тренинги, тематические аудио-видео материалы, обучаю­щие модули, обучающие с тестированием знаний компьютерные про­граммы, наглядные материалы и т.д.

Важнейшим типом аудитории является аудитория, состоящая из врачей разных специальностей, преподавателей, кураторов групп, учи­телей-предметников, физиологов, психологов и других специалистов. Эти специалисты становятся проводниками гигиенических и медицин­ских знаний среди учащихся. Они выступают экспертами как государ­ственных, так и альтернативных (авторских) программ по обучению здоровью школьников, студентов в различных региональных и муници­пальных организациях и образованиях.

Эти специалисты должны обладать знаниями о психоактивных ве­ществах, особенностях их воздействия на организм, о признаках (сим­птомах, синдромах) появления при отдельных наркотических вещест­вах.

Следует знать и косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости, а также территориальную и жаргонную терминологию.

В вузах важна роль кураторов групп, молодежных общественных организаций, волонтеров, которые должны интересоваться характером межличностного общения студентов в процессе учебных занятий и досугового времени. Это не должна быть слежка, но стремление вы­явить лидера и группы рискованного поведения студентов и прервать цепочку распространителей белой смерти. Необходима планомерная разъяснительная работа и помнить, что «шоковая терапия» не прино­сит успеха.

Сформировать адекватное здоровому образу жизни поведение у подростков и молодежи сразу не реально, но возможно, т.к. поведение поддается коррекции. Для этого существуют такие социальные инсти­туты как семья - школа - вуз. Но декларативные призывы к молодежи вести здоровый образ жизни не результативны. Попутно заметим, что и многие руководители образовательных учреждений, понимая важ­ность работы по формированию здоровья подрастающего поколения, не имеют должной мотивации к осуществлению такой деятельности.

С 1 января 1997 года в России действует Уголовный кодекс.

В соответствии со статьей 288 УК РФ незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств и психо­тропных веществ в крупном размере взрослыми правонарушите­лями наказывается лишением свободы до 3 лет.

Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовле­ние, переработка, перевозка, пересылка, либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы от 3-7 лет; совершенное неоднократно - наказывается лишением сво­боды на срок от 5 до 10 лет.

Такое деяние, как склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, совершенное в отношении заведомо несо­вершеннолетнего с применением насилия или угрозой его применения наказывается лишением свободы от трех до восьми лет (ст. 230 УК РФ).

С 1998 года начал действовать принятый Государственной Думой и подписанный Президентом страны Федеральный закон «О наркотиче­ских средствах и психотропных веществах». Согласно статье 40 этого закона в России запрещается потребление наркотических средств и психотропных препаратов без назначения врача.

В соответствии со статьей 54 этого закона государство гарантирует больным наркоманией оказание медицинской помощи, которая вклю­чает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

Указом Президента РФ в 2003 г. создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Комитет должен стать ударным от­рядом государства по разгрому наркопреступности на территории на­шей страны. Сегодня все общество должно противостоять наркоокку­пации. Как бы ни была опытна и мощна созданная структура, без опо­ры и поддержки небезразличного общества, в одиночку беды не одо­леть.

В настоящее время в нашу страну ввозятся новые синтетические наркотики (группа психотропных препаратов). Эти наркотики будут представлять наибольшую опасность в ближайшем будущем, так как они обладают высокой фармакологической активностью, дешевизной, простотой введения (вдыхание порошка, глотание капсул), легким со­крытием.

Существует и проблема нелегальных «дизайнерских наркотиков», то есть преобразованных в другой вид наркотика с похожим эффектом, но отсутствующих в списке запрещенных веществ. Таким образом, существуют широкие возможности синтеза новых модификаций препа­ратов с высокой наркогенной активностью, которые за отсутствием серьезного контроля, могут производиться в огромных количествах с низкой себестоимостью при использовании промышленного химиче­ского оборудования.

 

4.1. НЕКОТОРЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И НАР­КОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

 

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не всегда могут служить ориентиром, так как они не аб­солютны. Эти нижеуказанные признаки не относятся к наркоманам с небольшим стажем, а относятся только к наркоманам регулярно и длительно употребляющим наркотические вещества, а именно:

=>   длинные рукава одежды независимо от времени года и об­становки;

=>   неестественно узкие или широкие зрачки независимо от ос­вещения;

=>   отрешенный тусклый взгляд;

=>   неряшливый вид, сухие, ломкие волосы, отекшие кисти рук;

=>   темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;

=>   невнятная, «растянутая» речь;

=>   неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

=>  следы от уколов, возможно увидеть только на кистях рук, кото­рые выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен. Для каждого наркотического вещества имеются как общие, так и специфические признаки для отдельных препаратов.

Советы родителям и педагогам. Необходимо проявлять макси­мальную «наркотическую настороженность» в случаях:

обнаружения у детей ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных препаратов;

нахождения приспособлений для инъекций (уколов) - шприцев, игл, жгутов, а также следов от инъекций по ходу вен в области локтевых сгибов и других местах;

наличия дома различных химических веществ, растворов, реактивов, особенно органических растворителей, клеев, пятновыводителей, а также характерного химического запаха, исходящего от волос, рук, одежды детей;

появления у детей различных приборов, деталей, приспособлений для обработки, перегонки, очистки химических веществ.

Нужно учитывать и другие косвенные признаки потребления нар­котиков или токсических веществ. Это немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни: разрыв отношений с известными родителям друзьями, большая часть времени пребывание вне дома, «с новыми друзьями», зачастую в ущерб школьным занятиям, прежним увлечениям. Или, наоборот, он часто остаётся дома, всё дольше залё­живается в постели с утра. Меняются прежние отношения с родителя­ми. Ребёнок начинает лгать и скрывать, где он проводит время. В речи появляется несдержанность, грубость, цинизм. Следует обращать вни­мание на возможные изменения психического реагирования: свое­образные «приступы» неадекватной весёлости, дурашливости или по­давленности, агрессивности, озлобленности и др.

4.2. СЛОВАРЬ СЛЕНГОВЫХ (ЖАРГОННЫХ) ВЫРАЖЕНИЙ

Одним из важнейших способов конспирации наркоманов является тайная речь - сленг, а именно:

Барыга - торговец наркотиками

Пушер - торговец наркотиками, активно пытающийся приучить к наркотикам новичков и расширить сеть своих клиентов-наркоманов

Баш - доза гашиша, обычно около 1 г

Децила - небольшое количество наркотика, которое помещается между двумя черточками на шкале шприца

Джеф, мулька - эфедрон

Коктейль Джеф - эфедрон

Дороги - «цепочка» дыр», по ходу вен на руках (ногах)

Дыры - следы уколов

Кайф (эйфория) - блаженное, радостное настроение человека, находящегося под воздействием наркотиков

Колеса - любые препараты в виде таблеток

Коробок или «корабль» - спичечный коробок, объемная мера марихуаны для продажи на рынке

Косяк - папиросы или сигареты с коноплей. Окурок от косяка называется «пяткой», пустая «беломорина» называется «штакет»

Кислота - ЛСД

Литература, книжка, травка, сено - марихуана, конопля

Мария, ханка - опий

Машийа (иногда «баян») - название шприца у наркоманов

План, дурь, грязь - гашиш

Сенцо, сено, соломка - маковая соломка

Сесть на иглу - пристраститься к внутривенным инъекциям

Стекло - препараты, в том числе наркотиков и снотворных в ампулах

Струна - игла для инъекций

Учитель - опытный наркоман, обучающий приготовлению самодельных препаратов

Шустрила - член группы наркоманов, активный в добыче нар­котиков

• Адам, бобы - «экстази»

ЛИТЕРАТУРА

Бабаян Э.А. Наркомания и токсикомания // Руководство по психиатрии. - М.: Медицина, 1988. -Т. 2. -С. 169-218.

Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987.

Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1994. - 554 с.

Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г, Подростковая наркология. - М.: Медицина, 2002. -256 с.

Рохлина М.Л. Клиника наркоманий и токсикомании // Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. - М.: Медпрактика-М.,2002.-Т. 1,-С. 269-366.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

Сирота Н.А., Цетлин М.Г., Ялтонский В.М. и др. Основные направления работы в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Российской Федерации // Вопросы нар­кологии. -2001. -№ 1. -С. 71-76.

8 Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шамота A3. и др. Состояние нар­кологической помощи несовершеннолетним в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // Вопросы наркологии - 1997 -№4.-С. 31-39.

 
Copyright © 2006