Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  Детальная информация как стать донором спермы в беларуси здесь.

 

Родина которую ты защищаешь Версия для печати Отправить на e-mail

Учебные цели  занятия:

 

 - ознакомление молодых воинов с героической историей нашей Родины, ее конституционным устройством, особенностями  развития;

- разъяснение основных норма морали, регулирующих отношение гражданина и человека к Родине, своему народу, народам других   стран.

        

Воспитательные цели  занятия:

 - формирование глубокого понимания сущности и содержания российского государственного патриотизма, его значения в настоящее время;

 - развитие  лучших духовных качеств воина-гражданина, стремления

  всегда и везде  самоотверженно отстаивать национальные интересы   Российской Федерации, быть всегда готовым к ее вооруженной защите;

 - формирование и укрепление у воинов личной ответственности за добросовестное выполнение воинского  долга.

 

          Время на изучение темы - 2 часа.

          Метод проведения занятия  - рассказ-беседа.

        

          Основные вопросы:

1.    С чего начинается Родина?

2. Основные вехи героического прошлого нашего   Отечества.

3.    Наша Родина - Российская Федерация.

 

         Занятие целесообразно проводить методом рассказа, с элементами непринужденной, доверительной беседы. Необходимо учитывать, что у слушателей фактически еще нет служебного опыта,  и  они недостаточно адаптированы  к  новой для них армейской среде. Это предполагает необходимость формирования у них знаний и установок по самым элементарным вопросам темы.

          Важно выявить и учесть возможные ошибочные, негативные воззрения и настроения отдельных призывников. Поэтому особое значение имеет обратная связь с аудиторией, учет эмоциональных реакций и реплик; своевременное изменение формы изложения материала. Эффект может дать повторение основных положений.

          Рекомендуется обратить особое внимание на уяснение слушателями понятий, содержащихся в этой и последующих темах учебного плана. Рассказ должен соответствовать уровню подготовки слушателей. При изложении необходимо избегать излишнего теоретизирования. Следует говорить свободно, просто, эмоционально (о Родине нельзя говорить равнодушно). Важно подобрать оптимальное количество выверенного и яркого фактического материала: широко использовать исторические факты и примеры сегодняшних дней, произведения художественной и мемуарной литературы, фрагменты кино-, теле-, видеофильмов и аудиозаписей.

          Начать занятие можно, к примеру, с прослушивания какой-либо песни о Родине или с демонстрации соответствующих видеофрагментов, рассказа о ярком факте, декламации стихов об Отечестве и т.п.      

Главное сразу же захватить внимание слушателей и вызвать интерес к теме занятия.

          Во вступительном слове, при изложении актуальности темы, рекомендуется попросить слушателей назвать книги, песни, любимые ими, в которых тема Родины выражена наиболее весомо. Можно попросить вспомнить наиболее понравившиеся кино-, теле- и видеофильмы по рассматриваемой проблеме. При этом руководителю занятия желательно продемонстрировать аудитории знание современной российской эстрады и кинематографа. Задача этих приемов - вовлечь воинов в разговор, убедить в том, что  для российского человека любовь к Отечеству и его защита всегда были и будут на первом плане.

          Вариант вступительного слова.

Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Идет сложный процесс политических и экономических преобразований. К сожалению, он сопровождается экономическим  и социальным кризисом. Начавшаяся военная реформа идет в условиях негативных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров) и ограниченных материальных и финансовых возможностей государства. В этих условиях каждому гражданину, воину армии и флота особенно необходимо сохранить и укрепить чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и самосознание.

 Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу. Мы служим России в рядах Вооруженных Сил. Рассматриваемая тема - разговор о самом сокровенном в душе, о том, что объединяет нас всех, взывает к чувству ответственности и  воинского долга.

Всем воинам, призванным для прохождения воинской службы, предстоит принять Военную присягу. Принося клятву на верность Родине, каждый обязан глубоко осознавать, что же предстоит защищать, во имя чего служить. Невозможно любить то, что не знаешь, что не прочувствовал душой. Невозможно защищать то, что не любишь, чему не предан всем сердцем. 

Сегодняшний разговор  дает повод  еще раз осмыслить Россию,  ее нелегкую и героическую судьбу, наконец, свое отношение к ней...  Ведь воин начинается с понятий «Родина», «Отечество», и тех духовных ценностей, которые связаны с этими высокими понятиями.

         

        1. С чего начинается Родина?

         

          Приступая к изложению первого вопроса, целесообразно отметить, что во все времена о Родине поэты слагали свои лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем освящают свои славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя, люди мирных профессий и воины - наиболее преданные  сыны Отечества. С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, совершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было, за любимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, - жизнь.

Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? Когда и как зарождается в сердце человека любовь к Родине? Как она становится той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг? Почему порой Родину забывают и предают? Все это важные и непростые вопросы.

          Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.  А.Н. Толстой очень точно писал: “Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории”.

          Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

          Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, например, привязанность к привычному имеется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством.

          Условно различают большую и малую Родину. Под большая Родина - это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина - это место (село, город) становления человека как личности. Это место, которое навсегда остается в нашей душе и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях.

                  Наша Родина - это еще и русский язык, богатый и могучий, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Стоит человеку попасть за границу своей Родины (даже если язык страны, где он находится, не совсем чужд ему), как он тот час замечает, что здесь не только все называется по-другому. Здесь все по-другому думают. Может возникнуть психологический комплекс растерянности, неуверенность, тревога.

Вот почему мы должны ценить свой язык - неотъемлемый атрибут Отечества. Язык, на котором мы впервые сказали слово «мама» и «люблю». Язык наших душевных российских песен. Язык, на котором мы произносим слова торжественной клятвы на верность Родине.

Русский язык является и языком межнационального общения,  наша приверженность к нему, однако, предполагает уважение к языкам всех наций и народностей объединенных российской границей. Это закреплено в Конституции Российской Федерации и Конституциях входящих  в ее состав республик.

          Родина - это и наши великие, знаменитые на весь мир литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, а также наука - одним словом, наша российская духовная культура, Руководитель занятия может привести примеры наиболее известных художественных произведений российских авторов и научных открытий. При подборе примеров следует учесть национальный состав воинов подразделения.

Любовь к  Родине, Отечеству (стране отцов) сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Следует однако отметить, что человек может прожить жизнь и “не найти своей Родины”, не стать  человеком, любящим свое Отечество, то есть - патриотом. Как есть плохие сыновья своих матерей, так есть и плохие граждане своей страны,  лишенные чувства патриотизма.

          Осознание своей Родины, чувство любви к ней, возникает не сразу. И у каждого по-своему. Вспоминаются, например. мелодия и слова задушевной песни:

 

                       С чего начинается Родина?

                       С картинки в твоем букваре,

                       С хороших и верных товарищей,

                       Живущих в соседнем дворе.

 

                        А может, она начинается

                        С той песни, что пела нам мать,

                        С того, что в любых испытаниях

                        У нас никому не отнять.   

 

          Наверное, у каждого человека, любовь к Отечеству возникает в разное время. Одно несомненно - с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот.

          Что такое патриотизм? Патриотизм  (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

          Патриотизм - это прежде всего развитое чувство принадлежности человека к своему Отечеству и любви к нему.

          Каждый воин должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, но преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм - это и естественное волнение волнение, переживание за  успехи и горечи Отечества, его победы и поражения.

          Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему.

          У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей понятия “патриотизм” и “воинский долг” неразрывно взаимосвязаны, по сути дела являются синонимами.

          Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей; или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.    

          Античный  афоризм гласит: «Дым Отечества ярче огня чужбины». Здесь заложен глубокий смысл. В разные годы немало наших соотечественников по разным причинам уехало за границу. Многие там оказались по воле злого рока. Большинство из них до конца своих дней мучительно боролись с болезнью, имя которой ностальгия, тоска по Родине. И.С. Тургенев, долгие годы проживший вдали от Отечества, писал: “ Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится”.

          Князь Сергей Евгеньевич Трубецкой, вынужденный, как и миллионы наших соотечественников покинуть Родину после октябрьской революции, с болью писал в своих воспоминаниях: «Россия - наша Родина и наше Отечество - страна, где мы родились, страна, созданная нашими предками! Всем этим мы от рождения дышали, как воздухом, - воздухом которого даже не замечаешь, но без которого жить невозможно.».

          Вдумайтесь в эти выстраданные слова. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на материальные блага, привыкание к чужой природе и быту.

          В связи с этим не могут не вызывать тревогу высказывания некоторых юношей, готовых не задумываясь покинуть страну, переехать на постоянное место  жительства за рубеж. Это серьезный повод для беспокойства. Увы, понимание того, что Родину нельзя купить ни за какие деньги, и никакие деньги ее никогда не смогут заменить, порой приходит очень поздно. Неужели, для того, чтобы осознать значение Отечества, его надо потерять?

          Ни территория, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Это не только географическое понятие, но и внутреннее, духовное явление, связанное с чувством, называемым патриотизмом. . Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать. Необходимо вырасти до этого уровня!

         К сожалению, следует отметить, что для отдельных людей альтернативой патриотизму являются пренебрежение интересами Родины и даже порой прямое предательство. Однако изменников на Руси презирали всегда.

          Руководителю занятия целесообразно привести соответствующие факты, показать, как бесславно сложилась судьба таких людей, как изменилось к ним отношение родных, близких, друзей и товарищей.

          Руководитель занятия должен отметить, что помимо морального осуждения, установлена уголовная ответственность за эти и сходные преступления.  Так в Уголовном кодексе РФ предусматривается наказание за государственную измену - лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 275); за шпионаж - от 10 до 20 лет (ст. 276); за разглашение государственной тайны - до 7 лет лишения свободы (ст. 283).

          Законодательство Российской Федерации (как и любой иной страны) предусматривает ответственность и за правонарушения, подрывающие в той или иной мере обороноспособность Отечества. В  разделе  XI Уголовного кодекса РФ (В главе 33: ст. 331- 352) сформулирован перечень преступлений против военной службы.

          Руководителю занятия необходимо подчеркнуть и такой аспект темы. Любить свою Родину - совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией. Однако не стоит слепо преклоняться перед всем заграничным, впадать в самоуничижение. Нашему великому народу  есть чем гордиться. Надо верить в Россию, в ее творческий, созидательный потенциал, в ее неизбежное возрождение!

Действительно нравственный человек любит Родину, даже если он видит ее несовершенства. Родина у человека одна, и он несет свою, пусть маленькую, долю ответственности за то, какова она есть.

          Сегодня, когда общество политически разобщено, необходимо помнить, что чувство Родины глубже интересов классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. «Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», - отмечал известный русский философ Н.Бердяев.

          Несомненно, что именно идея патриотизма должна выступать ключевой, объединительной силой людей противоположных взглядов. Да мы все такие разные. Однако Россия у нас одна. Нам вместе жить на этой земле. Нам служить в одних Вооруженных Силах.

          Вооруженные Силы несут ответственность перед российским  народом и руководством страны. Эта ответственность распространяется на каждого из нас и ко многому обязывает. Так было и будет во все времена.

         

            2. Вехи героического прошлого нашего Отечества.

 

          Родина - чрезвычайно емкое понятие... Нет, и не может быть истинной любви к Родине, если любовь эта лишена временной протяженности, исторической памяти. А память народа - это его история. Именно она и объединяет всех нас. Человек без памяти - ничто. Народ без истории немыслим.

Подлинный патриотизм зиждется на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для созидания будущего. Именно отечественная  история воспитывает в человеке так необходимое чувство патриотизма и национальной гордости. Настоящий гражданин-патриот должен знать историю своей Родины. Это в полной мере относится и к воинам Вооруженных Сил России.

          Отечественная история - сложная и разная. К ней необходимо подходить бережно, не допуская перекосов и искажений. Нельзя бросаться в крайности. К истории нельзя относиться однобоко, односторонне, вычеркивая из нее те или иные периоды, либо рассматривая их только сквозь черные или, напротив, сквозь розовые очки. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в нашей истории немало славных страниц, наполняющих души россиян чувством гордости за прошлое нашего Отечества.

История свидетельствует, что Россия всегда была вынуждена защищаться от врагов. Наша история полна примерами мужества и героизма российских воинов. Приходят и уходят поколения, а бессмертная память народа несет эстафету подвига все дальше и дальше.

Руководителю занятия следует отметить, что героика российского воинства отражалась еще в летописях и народных былинах о князе Владимире красном Солнышке, Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке. Русскому народу приходилось жить буквально, не выпуская из рук оружия. Уже с 1055 по 1462 год насчитывается 245 известий о нашествиях различных врагов на Русь. За время, прошедшее с Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в сражениях 334 года. И во всех боях доблестный русский солдат защищал родную землю, умножал славу и величие Отечества.

История борьбы с врагами всегда давала великую моральную силу веры в будущее. Славное прошлое передавалось из поколения в поколение и служило могучим фактором воспитания российских воинов. И сегодня мы чтим славные победы русского оружия и защитников Отечества.

          Руководителю занятия целесообразно сделать краткий исторический обзор наиболее ярких, героических страниц нашей истории, обращая внимание на то, как во все времена самоотверженно защищали Родину наши соотечественники.

          X - XI вв.- борьба с набегами кочевников печенегов и половцев. XIII век - нашествия монголов, затем - Невская битва ( в 1240 г.) и Ледовое побоище (1242 г.), когда русские дружины под руководством Александра Невского дали сокрушительный отпор шведским и немецким захватчикам. 1380 г. - Куликовская битва, в которой русские войска под предводительством Дмитрия Донского разбили полчища монголо-татарского хана Мамая. Свержение монголо-татарского ига (1480 г.) при Иване III. Начало XVII века - борьба против польской и шведской интервенции. Конец XVII - начало XVIII веков - реформаторская деятельность Петра I, превратившего Россию в могучую державу и создавшего регулярную армию и флот. В XVIII веке укрепление Российского государства связано с победами великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. 1812 год - нашествие Наполеона, когда в Отечественной войне русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова при активной поддержке народа разгромили врага. Севастопольская оборона 1854-1855 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.  и  т. д.

          Руководителю занятия рекомендуется привести примеры героического поведения российских солдат и офицеров на поле боя. Так, в 1787 году в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. Героем Аустерлицкого сражения стал Семен Старичков, спасший знамя Азовского мушкетерского полка. Геройски погиб в 1840 году в Михайловском укреплении в боях с горцами гренадер 77-го пехотного Тенгинского полка Архип Осипов, взорвав  себя вместе с неприятелем в пороховом погребе и т. п.

          Важно донести до слушателей мысль, что, даже когда русская армия терпела поражение, наши воины всегда сражались мужественно и умело. Например, период русско-японской войны 1904-1905 гг. до сих пор вызывает досаду. В Цусимском сражении наш флот потерпел поражение. Однако и сейчас удивляет боевой накал и высокий героизм российских воинов. Матросы и офицеры шли на смерть, заведомо зная, что они погибнут, но шли, ибо дороже жизни для них была честь Родины. Это хорошо описано в романах В. Пикуля “Крейсера”, “Три возраста Окини-сан”.

Пользуясь случаем, можно порекомендовать воинам, прочитать по теме занятия подобные произведения и других авторов, имеющиеся в  библиотеке части.

Важно постоянно подчеркивать мысль, что свою храбрость и героизм воины проявляли во имя Родины. Когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные им в 1943 году:

«Я не дам свою Родину вывезти

  За простор чужеземных морей!

  Я стреляю - и нет справедливости

  Справедливее пули моей!»

А вот, фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 года рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел... . “Не листай, мама, знакомые листы древних книг, не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь... . Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий”.

Эти проникновенные строки не могут оставить равнодушным никого.

Далее руководителю занятия рекомендуется попросить слушателей вспомнить имена наиболее запомнившихся героев Великой Отечественной войны и кратко описать их подвиги.

Обращаясь к новейшей истории и сегодняшним дням нашей Родины, руководитель занятия может отметить, что,  конечно, в результате распада Советского Союза наше Отечество в последнее десятилетие коренным образом изменилось. Изменилось, но не исчезло, поскольку, потеряв гражданство СССР, россияне стали гражданами Российской Федерации. Тем более не погибла наша Родина, которая навсегда связывает нас с землей предков, с исторической памятью.

Беспримерная кампания конца 80-х - начала 90-х годов по самобичеванию страны и ее истории не только способствовала углублению негативного образа России за рубежом. Она спровоцировала возникновение у самих россиян своего рода комплекса национальной неполноценности («страна дураков», «страна воров», «с нашим народом каши не сваришь» и т. д.).  Вместе с тем народ наш отнюдь не глупее и не ленивее прочих, он талантлив и самобытен.

 Руководителю занятия целесообразно напомнить слушателям о выдающихся изобретениях и открытиях наших соотечественников. Россия первой «дала» миру паровую машину, электрическую лампочку,  радио, первый самолет и ранцевый парашют, первый искусственный спутник Земли и первого космонавта и т. д.

Все дело в том, что политические потрясения, экономические перекосы, атмосфера жесткого диктата, уравниловки и несвободы, вели к тому, что способности и деловитость личности зачастую оставались невостребованными.

Для оздоровления нашему обществу предстоит преодолеть глубокий духовный кризис. А для этого как никогда важен патриотизм, ответственность, целеустремленность, и терпение.

Чтобы Родина быстрее преодолела трудности и окрепла, сегодня, как никогда, необходим самоотверженный ратный труд каждого российского воина, ясно осознающего, во имя чего он служит, что он сегодня защищает.

 

3. Наша Родина - Российская Федерация.

 

            Этот вопрос следует рассматривать, используя географическую карту Российской Федерации.

           Отечество - не только прошлое, не только общность исторической судьбы. Это, прежде всего, настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего определенное конституционное устройство.

          Россия - крупнейшее по площади, населению и экономической мощи государство Евро-Азиатского континента.  Она раскинулась на площади свыше 17 миллионов квадратных километров ( 17,4 млн. кв. км.) и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Руководителю занятия рекомендуется свой дальнейший рассказ сопровождать показом на карте.

          Протяженность территории России в меридиональном направлении  - 2,5 - 4 тыс. км., в широтном - 9 тыс. км. Самая западная точка - на границе с Польшей, а самая крайняя восточная - на острове Ратманова, в группе островов Диомида в Беринговом проливе. Крайняя южная точка находится на границе с Азербайджаном, крайняя северная - на островах Земли Франца Иосифа (остров Рудольфа).

           Россия граничит с 18 государствами трех  континентов, омывается 12 морями и 3 океанами. Общая протяженность ее границ  составляет 60 933 км., из них 14 510 км. - сухопутных, 7141 - речных, 475 км. - озерных и 38807 км. морских.

          Просторы страны пересекают крупнейшие реки - Волга, Дон, Печора, Обь (самая длинная река России - 5410 км. от истока Иртыша),  Енисей (самая многоводная река - 19 800 куб. м. в сек.), Ангара, Лена, Амур. Гордость России - самое глубокое в мире озеро Байкал (1620 км.; содержит 1/5 пресной воды всех водоемов земного шара).

         Руководителю занятия рекомендуется кратко назвать некоторые достопримечательности России. Самое крупное в России соленое море-озеро - Каспийское море (371 тыс. кв. км.). Самое крупное по объему воды водохранилище - Братское (169,3 куб. км.). Самое крупное по площади водохранилище - Куйбышевское (5900 кв. км.). Самая высокая вершина России - Эльбрус (5624 м.).  Самый высокий действующий вулкан России - Ключевская сопка (4750 м.).

          Разнообразна природа нашей страны - от арктической пустыни, тундры до степей, лесов и субтропиков. Около 70 % площади занято обширными равнинами. Горные области с сильно пересеченным рельефом и большими амплитудами высот преобладают на востоке и местами на юге России.

Велики запасы полезных ископаемых подземных российских кладовых, от угля и нефти до драгоценных металлов. В недрах сосредоточены основные ресурсы минерального топлива бывшего СССР (свыше 70 % разведанных запасов угля, свыше 80 % разведанных запасов газа, 91 % общих запасов торфа, большие запасы железных руд, 100 % апатитов и т. д.)

          На долю России приходится 3/4 территории и свыше 1/2 населения, 2/3 промышленной и около 1/2 сельскохозяйственной продукции СНГ. Ее отличают высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука.

          Принимая военную присягу, каждый воин клянется защищать  народ. По состоянию на 1 января 1994  г. население составляло 148,4 млн. чел., из которых 108,4 млн. жителей городов (73,1 %) и 40 млн. сельских жителей (26,9 %). На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них - 120 млн. чел. - русские (82,5 % общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек, - татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвин - 1,1 млн. чел.

          78 % населения нашей страны живет в ее Европейской  части, а 22 % в Азиатской (в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке).

          Среди стран мира Россия занимает шестое место по количеству населения после Китая (1188 млн. чел.), Индии (880 млн. чел.), США (255 млн. чел.), Индонезии (191 млн. чел.), Бразилии (154 млн. чел.).

          В России насчитывается 1067 городов, в т. ч. 13 с числом жителей свыше 1 млн. чел., 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов.

          В состав  Российской Федерации входят 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Далее руководителю занятия рекомендуется  отметить, что           принимая военную присягу, каждый российский воин торжественно клянется “...мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России...”.

Конституция - это основной Закон, устанавливающий основы государственного устройства, права и свободы граждан. Она является правовой базой для всех других нормативных актов государства. Ее положения обязательны для всех государственных органов и должностных лиц, для всех политических партий и общественных организаций, для всех граждан, включая военнослужащих.

         Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования (референдума) и отражает волю населяющих ее народов. Согласно конституции Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

         Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция регулирует общественные отношения и определяет общественный строй в стране. Понятно, что все законы и любые подзаконные акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации, не должны и не могут противоречить Конституции России. Однако Конституция - не только правовой акт. В ее преамбуле и статьях содержатся нравственные ориентиры для нашего общества и государства.

          Каждый гражданин страны, каждый российский военнослужащий обязан знать содержание Конституции Российской Федерации и соблюдать ее.

 Руководителю занятия целесообразно зачитать преамбулу Конституции, т. е. вводную часть, предшествующую тексту глав. Преамбула не содержит правовых норм. Однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей.

          В преамбуле констатируется, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле. В ней подчеркивается особое значение этого закона для дальнейшего развития государства и общества.

          В  Преамбуле называются 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека;

- утверждение гражданского мира и согласия;

- сохранение исторически сложившегося государственного единства;

- возрождение суверенной государственности России;

- утверждение незыблемости государственных основ Российского          

  государства;

- обеспечение благополучия и процветания России.

          Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.

          Далее, рекомендуется очень кратко раскрыть роль и значение института  Президентства, Федерального собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Правительства РФ, судебной власти, органов местного самоуправления.

          Руководитель занятия должен нацелить слушателей на то, что более глубокое изучение Конституции Российской Федерации будет проводиться в ходе дальнейших занятий по общественно-государственной подготовке.

           Затем целесообразно рассказать о государственных символах России.

          Герб Российской Федерации был утвержден Указом Президента РФ  № 2050 от 30 ноября 1993 г. “О государственном гербе Российском Федерации”. Необходимо продемонстрировать изображение российского герба и зачитать выдержку из положения о нем.

          Руководителю группы желательно кратко  рассказать о символике Вооруженных Сил, своего рода войск, своей части. При этом отметить, что Указом Президента РФ № 46 от 28 января 1997 года определена эмблема Вооруженных Сил России. Она представляет собой двуглавого орла с одной короной по центру. В правой лапе он сжимает меч, в левой - лавровый венок. На щите, прикрывающем грудь двуглавого орла - изображение Георгия Победоносца. Важно подчеркнуть, что солдат (матрос) должен гордиться и дорожить нашей военной символикой.

          Флаг Российской Федерации был утвержден Указом Президента РФ  № 2126 от 11 декабря 1993 г. Необходимо рассказать воинам, что бело-сине-красный флаг сегодняшней России впервые появился на свет в рисунках Петра I и был утвержден им еще в 1705 году.

          Зачитав выдержку из положения о Государственном флаге РФ, необходимо отметить, что в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, впервые поступивший на военную службу (или не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы), приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части.

          Пользуясь возможностью, руководителю занятия  необходимо кратко остановиться на роли и значении Боевого знамени воинской части (военно-морского флага). Испокон веков оно являлось святыней. Верность знамени - боевая традиция Вооруженных Сил.

          Необходимо напомнить воинам, что Красное знамя Победы сегодня утверждено Президентским указом. В дни боевой славы ему должны отдаваться почести наравне с государственным бело-сине-красным флагом.

          Гимн Российской Федерации утвержден Указом президента России № 2127 от 11 декабря 1993 г. “О государственном гимне Российской Федерации”. Утверждена музыкальная редакция Государственного гимна и Положение о Государственном гимне. Необходимо пояснить воинам, что государственным гимном России является мелодия, созданная на основе “Патриотической песни” М.И. Глинки. Пока  еще не утвержден текст гимна. Государственная комиссия рассматривает ряд вариантов.

          Целесообразно пояснить слушателям, в каких случаях  исполняется Государственный  гимн Российской Федерации. В том числе в Вооруженных Силах:

- при воинском приветствии Президента и Министра обороны РФ

  (УВС ВС РФ, ст. 47);

- при проведении общей батальонной (полковой) вечерней проверки

  (УВС ВС РФ, ст. 237);

- при приведении военнослужащих к Военной присяге (УВС ВС РФ,

  приложение 1);

- при проведении проводов военнослужащих, уволенных в запас или

  отставку (УВС ВС РФ, приложение 9);

- на парадах войск (УГ и КС ВС РФ, ст. 318);

- при отдании воинских почестей при погребении (УГ и КС ВС  РФ, ст.

  353);

- при возложении венков, отдании воинских почестей памятникам и

  могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость

  Отечества (УГ и КС ВС РФ, ст. 360);

          При исполнении Государственного гимна военнослужащие находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды, а командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору (УВС ВС РФ, ст. 50).

         Руководителю занятия рекомендуется назвать важнейшие государственные праздники Российской Федерации. Следует обратить внимание на недавно установленные (12 июня - день принятия Декларации о государственном суверенитете РФ (День независимости), 7 ноября - День примирения и согласия, 12 декабря - День Конституции РФ и т. п.).

          Необходимо ознакомить воинов с Федеральным законом “О днях воинской славы России” (Принят 10 февраля 1995 г.), напомнить о профессиональных праздниках характерных для (данной воинской специальности, вида ВС...) будущей деятельности воинов, рассказать о дне части.

          Целесообразно отметить, что все, о чем говорилось в этом вопросе (территория, природные богатства, людские ресурсы,  производство, наука и т. д.) - это наше общее достояние. Оно досталось нам от наших предков, создавших Россию своим самоотверженным трудом и защищавшим ее  от врагов.

          Важно подвести слушателей к мысли, что сегодня нам как никогда необходимо сильное государство; сильное в экономическом, духовном, интеллектуальном и военном отношении.

          Мы, российские воины, из какой бы республики, края, области ни были мы призваны, ответственны за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. От нас зависит, что мы оставим нашим потомкам.

В заключение целесообразно сделать краткие выводы по теме. В них важно отметить, что для каждого честного человека судьба Родины не пустой звук. Она слита с личной судьбой. Жизнь и судьба каждого  человека зависят от судьбы его Родины. Без патриотизма невозможно воспитание ратного сознания. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах, и, прежде всего - в верности своему конституционному долгу. Этой теме будет посвящено следующее занятие по общественно-государственной подготовке.

 

 

Дополнительная литература для руководителя занятий:

 

- Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993 г.

- Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” (1993 г.).

- Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” (1993  г.).

 - Закон Российской Федерации “ О днях воинской славы России”   ( 1995 г.).

- Послание по национальной безопасности Президента  Российской Федерации. 

- Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

- Путь к современной армии (сборник “Военная реформа”) Выпуск 1, 1997, 214 с.

- На службе Отечеству. Об истории Российского государства и армии, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы (Книга для чтения...).-1997.

- О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов и статей. - М.: Воениздат, 1990 - 368 с.

- С. Рыков. Патриотизм - источник духовной силы российского воина. - Ориентир- 1996, № 2.

- Н. Печень. Патриотизм: источник духовной силы. - Армейский сборник, 1994, № 1.

- Н. Устякин. Чувство Родины нас к подвигу зовет. - Ориентир, 1994, № 12.

- С. Павленко. Патриотизм: истоки и современность. - Красная звезда, 24 апреля 1996 г.

 
Copyright © 2006