Особенностью жизнедеятельности человека является трудовая деятельность. Эта
особенность, с одной стороны, представляет содержание жизни, с другой - этапы
совершенствования интеллектуального и физического развития.
«Труд - источник всякого богатства. Он - первое основное условие всей
человеческой жизни». Именно поэтому трудовая деятельность занимает приоритетные
позиции в социальных ориентациях человека. Как биологическая категория труд -
важная функция организма, характеризующаяся определенной физиологической
стоимостью, «...как бы ни были различны определенные виды полезного труда или
производственной деятельности, с физиологической стороны - это функции
человеческого организма».
В процессе трудовой деятельности в значительной степени реализуются все
достижения человечества: социальные, творческие, нравственные, физическое
совершенствование и другие, которые позволяют человеку высокопроизводительно
трудиться, раскрыть профессиональные качества, использовать свой потенциал с
наименьшими потерями.
Для выполнения главной социальной функции - вносить свой трудовой вклад в
развитие общественно-экономической формации - человек должен быть здоров. Для
этого на всех жизненных этапах необходимо рациональное использование природных
возможностей организма человека не только без ущерба для его здоровья, а с целью
его сохранения и укрепления.
1. Физиологические основы трудового процесса
Все, чем богато человечество, создается его трудом. Невозможно представить себе
все многообразие видов трудовой деятельности, которые, в конечном итоге,
превращаются в машины, одежду, продукты питания, технику и оборудование, жилые,
производственные и культурно-массовые объекты и т.д.
Несмотря на разнообразие профессиональной деятельности, по видам труда они
классифицированы на четыре группы на основе физиологических показателей мышечной
активности. По энергетическим затратам к легким видам труда относят работы,
требующие затрат энергии 150 ккал/час, а к тяжелым - энерготраты, которые
составляют более 250 ккал/час.
Формы интеллектуального (умственного) труда, представленные профессиями как в
сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры,
операторы), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники,
студенты, учащиеся и др.), относят к I группе по интенсивности труда.
Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема
разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых
ситуаций. При этом мышечные нагрузки незначительные. Дня данного вида труда
характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности и
повышение эмоционального напряжения.
Ко II группе относят профессии, связанные с мелкими однообразными движениями (на
конвейере, автоматических линиях). При этом погружены мышцы предплечья, реже -
плеча. У этих работников поза статичная, напряжены зрение и внимание.
Третья группа включает широкий круг профессий, связанных со станками,
механическими приспособлениями, инструментами - станочники. Труд этих рабочих
механизирован, но приходится применять физические усилия.
Четвертая группа - это профессии, связанные с тяжелым физическим трудом -
каменщики, грузчики, лесорубы, кузнецы, формовщики и др., прилагающие большие
физические усилия за рабочую смену.
На каком бы участке народного хозяйства ни трудился человек, какой бы
профессией он ни владел, эффективность трудовой деятельности в значительной
степени зависит от его работоспособности.
На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются
четким ритмическим колебаниям. Эти ритмы называются биологическими часами. Смысл
ритмов состоит в том, что они, не подчиняясь воле, обеспечивают активность и
трудоспособность человека днем, а ночью налаживают восстановительные процессы
организма. Большинство физиологических функций наиболее активны днем, поэтому
дневное время наиболее благоприятно для работы. Высокий уровень
работоспособности организма отмечается в утренние часы (с 8 до 12), затем
наступает некоторое снижение и повторное повышение в 16-18 часов. В вечерние
часы функции организма значительно снижаются. Ночное время суток сопровождается
низкой работоспособностью.
Однако биологические часы человека не всегда совпадают с его функциональным
состоянием, которое подчиняется другим законам в период бодрствования и труда.
Во время трудовой деятельности функциональная способность организма
(работоспособность) и производительность труда, основанные на физиологических
закономерностях, изменяются на протяжении рабочего дня: происходит чередование
подъема и спада работоспособности.
На первом этапе трудового дня организм приспосабливается к режиму работы,
настраивается на нужный темп, определяется оптимальная рабочая поза, улучшается
координация, точность и скорость движений, устанавливается экономичный режим
работы органов и систем и, прежде всего, дыхательной и сердечно-сосудистой. Это
фаза врабатывания. Она сменяется фазой устойчивой работоспособности,
характеризующейся сочетанием наивысшей эффективности работы со стабильностью или
даже снижением физиологических функций. Через 3 часа работоспособность снижается.
В этой фазе продолжение трудового процесса не эффективно из-за развития
утомления. Такое состояние появляется ближе к обеденному перерыву.
Следующий этап производственной деятельности вновь начинается с фазы
врабатывания, но эта фаза более короткая, чем в начали трудового дня. Состояние
устойчивой работоспособности во второй половине дня длится меньше и вновь
переходит в фазу утомления.
Перед концом работы наблюдается кратковременное повышении работоспособности -
так называемый конечный порыв.
Такова динамика работоспособности независимо от вида производства. Но в
зависимости от характера труда, индивидуальных особенностей организма, его
тренированности, степени нервно-эмоционального напряжения, условий работы фазы
подъема и снижения работоспособности и развития утомления могут увеличиваться
или уменьшаться.
Снижение работоспособности с точки зрения физиологии объясняется тем, что в
работающем организме в процессе длительной нагрузки истощается запас энергии и
требуется новый «заряд», т.е. возникает усталость. Другими словами, субъективное
чувство усталости появляется, когда расход энергии превышает приход. При
продолжающемся расходе энергии (работе) усталость переходит в утомление и
переутомление.
Утомление - естественное состояние организма. Его положительная роль состоит в
доминирующей роли центральной нервной системы (ЦНС). Согласно феномену утомления
(по И.М. Сеченову), «Источник ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении
деятельности нервных клеток мозга».
В соответствии с концепцией И.П. Павлова при утомлении в ЦНС| возникает разлитое
торможение, носящее охранительный характер для корковых центров работающих
органов. Эта защитная реакция проявляется в физиологических механизмах
ограничения работоспособности. Иными словами, утомление - временное понижение
работоспособности клетки, органа, всего организма, наступающее в результат те
работы и выражающееся в снижении качественных и количественных производственных
показателей. Утомление - это сигнал того, что организм нуждается в отдыхе. После
отдыха симптомы утомления исчезают. Время, которое протекает от окончания работы
до наступления первоначального состояния, носит название восстановительного
периода. Продолжительность восстановительного периода зависит от интенсивности
работы и длится от нескольких минут до часа и более.
Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и
физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении
умственная работа малопродуктивна, и, напротив, при умственном утомлении падает
мышечная работоспособность.
Снижение физической работоспособности выражается в замедлении темпа, нарушении
ритмичности работы, точности и координации движений, в ослаблении внимания и
увеличении числа ошибок. Эти явления исчезают и работоспособность
восстанавливается после отдыха.
Однако при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной
деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая
доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и
истощение ЦНС, чем при физической нагрузке. Это, прежде всего, относится к
наиболее массовым профессиям современности, относящимся к I группе по
интенсивности труда (педагогам, врачам, ученым, конструкторам и др.), чей труд
сопряжен с деятельностью коры головного мозга, постоянными контактами с людьми,
повышенной ответственностью, часто с дефицитом времени и информации для принятия
адекватного решения.
Труд учащихся и студентов - это тоже умственная работа, относящаяся к числу
самой трудной деятельности. Учебная нагрузка требует длительного напряжения
клеток коры головного мозга, вынужденной позы, напряжения одной группы мышц при
полной бездеятельности других. Интенсивная и длительная умственная деятельность
способствует снижению работоспособности. А, как известно, первичные
функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают,
прежде всего, в динамике изменений высшей нервной деятельности. Под влиянием
умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В
начале работы улучшается внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых
задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка
оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции
внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и
долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). В зоне
прогрессивного падения работоспособности недопустимо выполнение интенсивной
нагрузки, так как при этом происходит истощение энергетических ресурсов
организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью,
наблюдаются тахикардия, повышение кровяного давления, изменения ЭКГ, увеличение
легочной вентиляции и потреблении кислорода, повышение температуры тела,
изменение обменных процессов, сдвиги гормональной системы и др.
Указанные сдвиги в психической сфере и функциональных параметрах организма в
динамике умственной работы свидетельствуют об утомлении.
Н.Е. Введенский считал, что «устают и изнемогают не столько от того, что много
работают, а от того, что плохо работают».
Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого
уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального
напряжения.
Н.Е. Введенским сформулированы общие основные физиологические условия
продуктивной умственной работы.
1. В работу следует «входить постепенно». Это обеспечивает последовательное
включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень
работоспособности.
2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, который способствует выработке
навыков и замедляет развитие утомления.
3. Следует придерживаться последовательности и систематичности в работе, что
обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного
труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.
5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности,
обеспечивающей упражнение и тренировку.
Отмечая важность ритмичного чередования работы и отдыха, И.М. Сеченов
подчеркивал: «Для работы без устали необходимо совершенно определенное
соотношение между факторами работы (частотой и силой движения), а также
величиной преодолеваемых препятствий и продолжительностью периодов покоя».
Физиологически обоснованный режим труда и отдыха призван обеспечить такое
чередование периодов работы и отдыха, при котором высокая производительность
труда сочетается с высокой работоспособностью и не вызывает чрезмерного
утомления.
|