Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Здоровый образ жизни Версия для печати Отправить на e-mail
  Существует единственный, безальтернативный путь преодоления последствий НТП в области труда, быта, потребления - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни — это деятельность по оздоровлению условий жизни для более полноценного выполнения индивидом человече­ских функций. В современных условиях формирование здорового образа жизни рассматривается как ситуационная адаптация. Воспитание здорового образа жизни остается одним из основных приоритетов политики ВОЗ на Европейском континенте в XXI веке, от­раженном в ее программе «Здоровье-21». Эта политика имеет одну постоянную цель - чтобы все люди могли в полной степени реализовать свой «потенциал здоровья». Этой цели подчинены две основные цели: - укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей жизни; - снижение распространенности и уменьшение страданий, вызван­ных основными болезнями, травмами и увечьями. Основным постулатом, на который опирается ВОЗ в своей про­грамме, является поведенческий фактор. Формирование здорового поведения, лежащее в основе приоритетов деятельности ВОЗ на ближайшие годы и имеющее глобальное значение, способствует решению снижения (или даже ликвидации) наиболее значимых инфекционных и широко распространенных неинфекционных заболеваний, обуслов­ленных факторами риска: - среди инфекционных заболеваний - малярия, туберкулез, ВИЧ/СПИД-инфекция; - среди неинфекционных болезней - рак, патология сердечно-сосудистой системы, диабет, психическое здоровье; - среди факторов риска для здоровья - табакокурение, безопасность пищевых продуктов и крови как потенциальных источников инфекций и важного компонента лечения. Определение (понятие) здорового образа жизни продолжает остается объектом теоретических дискуссий социал-гигиенистов, медиков, философов, других ученых. «Здоровый образ жизни - это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» (Ю.П. Лисицын). В трактовке Д.А. Изуткина здоровый образ жизни - это способы ак­тивной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в макси­мальной и непосредственной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличии благоприятных социальных и природных условий. Е.Г. Жук рассматривает ЗОЖ в другом аспекте. В соответствии с его концепцией здоровый образ жизни - «это осознанное в своей не­обходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепле­ния и сохранения индивидуального и общественного здоровья, как ос­новы высокой и продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде». Таким образом, понимание ЗОЖ Е.Г. Жуком основано на соблюдении медико-гигиенических норм, которые создают предпосылки укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Научно обоснованные медико-гигиенические нормы определяют ус­тойчивую способность индивида следовать стандартам поведения, т.е. необходимости выработки типовой модели здорового поведения. С учетом комплекса индивидуальных особенностей человека такая мо­дель здорового поведения способна элиминировать влияние негигие­нических условий внешней среды и поддерживать равновесие между ней и адаптационными возможностями организма. Таким образом, здоровый образ жизни - это не только специальная деятельность, а организация всей жизнедеятельности человека, спо­собствующей сохранению и укреплению здоровья. Формирование здорового образа жизни — многоэтапный процесс. Его конечной целью является такой уровень здоровья, который обес­печивает активную долголетнюю трудовую деятельность, свободу дей­ствий, здоровый дух. Этапы формирования здоровья представляют комплекс информационно-мотивационных и поведенческих характеристик: информиро­ванность (уровень знаний) - мотивации (убеждения, установки) - го­товность - навыки (привычки) - здоровье. Ключевым моментом в цепи элементов, формирующих здоровье, является информированность. Известно, что в 30-40-е годы и в послевоенный период именно ши­рокая информированность населения сыграла решающую роль в борьбе с распространенными инфекционными болезнями - сифили­сом, гонореей, трахомой, туберкулезом, тифами, дифтерией и др. Мониторинг уровня знаний о способах сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний, проводимый среди различных контингентов населения в разных регионах многими исследователями свидетельствует о неудовлетворительной гигиенической грамотности. Даже в середине 80-х годов, на пике пропаганды ЗОЖ по всем каналам массовых коммуникаций и признания его значения как такового, уро­вень медицинской грамотности был менее 50%, а среди низкообразованного населения еще ниже. Так, 34,7% населения отрицали влияние неправильного поведения на здоровье, более 2/3 населения (79,6%) были недостаточно информированы о факторах риска и здо­ровом образе жизни. Характерно, что при массовом распространении полезней сердечно-сосудистой системы 66,1% респондентов не совсем точно (32,8%) или совсем не знали (33,3%) о факторах риска воз­никновения указанной патологии. 41,8% опрошенных вообще не знали уровень своего артериального давления. Более половины населения (53,2%) по самооценке имели представление о здоровье и здоровом образе жизни. Однако эти мнимые мнения не находили воплощения в жизни и расходились с истинными (маниями, реализуемыми в повседневном поведении. Реальное поведение (утреннюю гимнастику регулярно выполняли 11,7%, нерегулярно 36,5%; низкую физическую активность имели 59,6-62,0% человек; режим дня соблюдали 21,4%; ночной отдых 7-8 часов имели 54%; на­рушения питания отмечали более половины респондентов; широкую Распространенность имели вредные привычки) свидетельствует о не-1игиеническом поведении, являющемся объективным отражением де­фицита медико-гигиенической грамотности. Однако среди небольшой группы с достаточно высоким уровнем информированности по вопро­сам охраны здоровья в большем проценте случаев население вело с гигиенической точки зрения правильный образ жизни. Положительный взгляд молодежи на проблему охраны здоровья (К7%) также не соответствовал поведению, способствующему его со­хранению. Утренней зарядкой молодежь пренебрегала, регулярно ее выполняли лишь 7% (преимущественно юноши), а 34% делали ее иногда; физической культурой вне учебного регламента занималось 25% ниц, выполняя ее в большинстве случаев нерегулярно, по своему ус­мотрению и без достаточной нагрузки. В общем комплексе двигатель­ной активности лишь 17% студентов имели необходимую, соответствующую возрастным потребностям нагрузку (8 часов), 53% студентов имели низкую физическую нагрузку. Хронически не высыпались 33% ниц, внутреннее напряжение испытывали 24% студентов. Проблемы мигания возникали у 80% молодых людей. Указанные тенденции среди молодежи и взрослого населения со­храняются и в настоящее время. Показательно, что 30,6% лиц с гипертонической болезнью и 65,9% лиц с пограничной гипертонией не знают о наличии у них повышенного артериального давления. Отсутствие знаний о факторах риска и здоровом образе жизни остается основной причиной широкого распространения болезней современности и высокой смертности. Объективная информация по различным аспектам ЗОЖ, адекват­ная индивидуальному состоянию здоровья, является прерогативой врачей лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время опасность получения информации по разным проблемам охраны здо­ровья из сомнительных популярных источников, которых множество, предлагающих «новые» методы оздоровления без учета объективных данных о состоянии здоровья, может быть намного серьезнее, чем ее отсутствие. Следовательно, информированность в широком понимании сохра­нения здоровья является пусковым механизмом в цепной реакции дос­тижения цели. Небрежное отношение к своему здоровью значительной части на­селения является не только следствием информационной ниши, но и недостаточными или неправильными мотивационными установками, а точнее - их отсутствием. Отношение к здоровью зависит от ценности здоровья как такового. В наши дни разрушены многие прежние понятия, которые неизбеж­но развиваются в реформируемом обществе и требуют переосмысле­ния. В сложных новых условиях бытия в системе ценностей и приори­тетов произошли смещения акцентов. Если в дореформенном периоде заботу о здоровье населения брало на себя государство, то в после­дующие годы здоровье людей стало предметом их собственной забо­ты. Так, в 80-х годах 1/3 населения не уделяла внимания здоровью, а 15% респондентов даже не считали необходимым обращать внимание на здоровье. 28% населения продолжали работать в случаях болезни или занимались самолечением (24%). Только ухудшение здоровья (44,4%) побуждало заботиться о здоровье. Однако это была вынуж­денная забота о здоровье, а не осознанная. Аналогичная тенденция была характерна и для молодежи. Уделяли внимание здоровью только 21% юношей и девушек. Медицинская ак­тивность имела место менее чем в 20% случаев. Забота о здоровье оставалась декларативной и в меньшей степени определялась актив­ностью молодежи и истинным вниманием к своему здоровью. Опти­мизм молодежи в отношении благополучия здоровья базировался на недооценке здоровья как доминирующей ценности в жизни: старались сохранить здоровье лишь 47% молодых людей, 30% - вели образ жиз­ни, подрывающий здоровье, широкое распространение получили вред­ные привычки - 57%. В середине 90-х годов ценности здоровья стали придавать большее значение, и в ранжированном ряду приоритетов ему принадлежит ве­дущая позиция (хотя и не абсолютная) независимо от возраста, соци­альной принадлежности, образования (76,9-77,5%). Особую ценность приобретает здоровье у лиц старше 35 лет, когда, как считают врачи, происходит «скачок» в ухудшении здоровья и возникают трудности в получении квалифицированной медицинской помощи, приобретении дорогих лекарств, в трудоустройстве. Сегодня на материальный достаток и престижную работу ориенти­ровано более половины населения: подростки (63,3%) и взрослое тру­доспособное население (до 50 лет - 55,4-60,7%, старше 50 лет -43,9%). Эти параметры занимают 2 и 3 места в наборе жизненных цен­ностей. Осознание ценности здоровья не гарантирует его сохранения и ук­репления, так как в суждениях о здоровье и реальном поведении имеются так называемые «ножницы» (знаю, но не умею; умею, но не вы­полняю). Этот разрыв между знанием и поведением обусловлен отсутствием в мотивационной сфере личности установок на здоровое пове­дение, о чем свидетельствуют качественные характеристики. Правильные установки на здоровый образ жизни имеют менее половины респондентов. Твердое убеждение о влиянии гипокинезии на возникновение заболеваний имеют 42,1% опрошенных, переедания - 39,4%, избыточной массы тела — 40,8%, курения — 43,9%, употребления алкоголя - 41,6%, физического перенапряжения - 33,3%, стрессовых си|уаций-40,3%. Известно также, что у больного человека нет саногенного мышле­ния. Даже ухудшение здоровья не является критерием для 18,9% населения к изменению взглядов на гигиеническое поведение, на оздо­ровление. Решение многоэтапной проблемы укрепления здоровья возможно путем вытеснения из сознания человека патологического мышления, Формирующего нездоровое поведение. Система знаний о здоровье и ЗОЖ, глубокое убеждение в необходимости быть здоровым стимули­руют, побуждают ответственно, осознанно относиться к общечелове­ческой ценности. Потребность в здоровом образе жизни на основе внутренних, психологических убеждений через преодоление неразум­ных удовольствий представляет достаточно высокий уровень психологической зрелости в аспекте здоровья. Кульминационным моментом психологической зрелости является готовность к действиям, т.е. готовность вести здоровый образ жизни. Готовность - это тот «толчок», который направляет мыслительную деятельность к анализу преимуществ или недостатков, пользы или проигрыша того или иного поведения, базирующихся на определенном информационном багаже. Переосмыслению, переоценке подлежат укоренившиеся традиции (чаще нездоровые), отношение социума (одобрение или неодобрение), вознаграждение (здоров или болен, успехи в труде, семейный статус, внешний вид и др.). Этот психоэмоциональный барьер - готовность - пожалуй, самый трудный, самый и сильный, опосредованный предыдущим воспитанием, требует ломки закрепленных стереотипов поведения и не всегда бывает позитивным и устойчивым. Так, попытки изменить образ жизни предпринимаются небольшим числом желающих: бросить курить (15,4%), изменить пита­нии (29,7%), увеличить физическую активность (40,2%, в основном лица до 30 лет). А 50% лиц с избыточной массой тела даже не пытаются ее снизить. Демонстративны результаты антиникотиновой кампании, проводимые в стране в рамках Европейского регионального бюро ВОЗ и 1994, 1996, 1998 и 2000 годах. Количество участников акции, желающих отказаться от курения в эти годы соответствовало. 28700; 8400; 16800; 28400 человек. Цель акции краткосрочная - воз-держание от курения в дни акции, в течение месяца и стратегическая - полный отказ от курения в течение полугода и года. Из числа старто­вавших в разные годы через год не курили в среднем только 12-32%. Несмотря на невысокие показатели, эксперты ВОЗ оценивают резуль­таты акции положительно по причине сложности самой проблемы (та­бачной зависимости). Однако в этой проблеме имеют место и мотивационные установки (недостаточно твердые убеждения в необходимо­сти отказа от курения), не сформированная готовность к отказу от ку­рения и личностные качества - недостаточная сила воли. Но все же 12-32% курильщиков сумели преодолеть все барьеры и вступить в число приверженцев здорового образа жизни. Следствием позитивной психологической мотивации и готовности являются непосредственно действия - навыки, привычки. Навык (по И.П. Павлову) — динамический стереотип. Он возможен, если разрозненные действия следуют одно за другим в строгой после­довательности. По сути это отработанные до автоматизма формы по­ведения личности на основе условных рефлексов. Привычка (в словаре) - «образ действий, поведение или склон­ность, усвоенные за определенный период жизни, ставшие обычными, постоянными для кого-либо». Привычки возникают в любых сферах деятельности, в которых про­исходят повторяющиеся процессы, и охватывают все стороны жизни человека. Привычки могут быть продуктом направленного (действия) воспитания - мытье рук, вежливость, аккуратность, дисциплинирован­ность, но часто могут складываться неосознанно, стихийно (грызть ног­ти, ручку, говорить громко и др.). С точки зрения социальных норм одни привычки расцениваются как полезные, ведущие к формированию положительных черт характера, помогающие человеку плодотворно трудиться, жить. Другие привычки - вредные, приводящие к дурным наклонностям и поступкам. Особую группу составляют привычки, пагубно влияющие на здоровье (упот­ребление алкоголя, наркотиков, курение). В аспекте здорового образа жизни рассматриваются только позитивные навыки (привычки). Между навыками и поведением огромная дистанция. Как отмечал пе­дагог А.С. Макаренко, формирование привычки следует рассматривать как одно из самых действенных средств воспитания. Другой педагог К.Д. Ушинский добавлял, что и убеждения лишь тогда начинают влиять на поведение, когда они переходят в привычки. Целенаправленное, комплексное и последовательное обучение и воспитание студентов Башкирского педагогического института в тече­ние всех лет обучения является яркой демонстрацией преломления знаний, убеждений, навыков ЗОЖ в повседневной жизни, результатом которого стали позитивные тенденции в уровне заболеваемости. Про­грамма педвуза по данному разделу была расширена и акцентирова­на на формирование навыков здорового поведения. При разработке такой программы гипотетически предполагалась стабилизация заболеваемости. Результаты превзошли ожидания: заболеваемость (об­щая, с ВУТ, по отдельным классам болезней) статистически достовер­но снижалась к окончанию вуза вопреки общим тенденциям - росту заболеваемости. Темп прироста заболеваемости по обращаемости в случаях у студентов педвуза составил 7,6% и -2,5% в днях нетрудоспо­собности. Аналогичная ситуация сложилась в Красноярском политехническом институте: частота заболеваемости снизилась на 27,8%, а число дней in1 трудоспособности уменьшилось на 26,9%. Таким образом, конечный результат - уровень здоровья – достигается преодолением негативных стереотипов мышления и поведения и формированием высокого уровня гигиенической культуры. Это трудный и продолжительный процесс, но вполне преодолимый дня достижения цели. В этом процессе нужно следовать заповеди К.С. Станиславского: трудное сделать привычным, а привычное - легким и приятным. Критериями гигиенической культуры, гигиенического стиля жизни как субъективной стороны ЗОЖ являются потребность и способность человека повышать уровень развития своего здоровья, физиологиче­ской и психологической защиты, что имеет значение в его взаимодействии с природной и социальной средой. Уровень здоровья, с одной стороны, является объективным критерием гигиенического воспитания, а с другой, - здоровье позволяет на основе совершенствования знаний, стойких мотиваций и навыков последовательно улучшать его показатели, т.е. укреплять. Здоровье необходимо, чтобы быть здоровым. Но это не должно быть самоцелью. Здоровье ради здоровья, по мнению Н. M. Амосова, не нужно. Оно ценно тем, что позволяет плодотворно трудиться, гармонично развиваться, быть социально и духовно актив­ным. Здоровый образ жизни как элемент общей культуры, как система гигиенических знаний, убеждений, действий формирует здоровье. В этом аспекте здоровый образ жизни является ценностью как для личности, так и для обновляющегося общества в целом. Здоровый образ жизни единственный безальтернативный способ сохранения и укрепления здоровья.  
 
Copyright © 2006