Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  дополнительная информация здесь

 

Уклонист – это вполне законно Версия для печати Отправить на e-mail

Уклонист – это вполне законно

27.07.06 09:01 AM

 

Более 7164 человек уклонились в этом году от воинской службы. 4713 из них были отловлены и 483 человека отправлено на службу. Об этом на заседании городского правительства сообщил новый военный комиссар Петербурга Игорь Бескровный. Отмена целого ряда отсрочек от армии и более жесткий подход к призывникам, продемонстрированный военкоматами в период весеннего призыва, казалось бы, свели шансы большинства «уклонистов» на нет.

Повестки на призыв, которые большинство молодых людей начинают получать уже в 16 лет (сначала приписка, потом призыв, увольнение в запас, военные сборы), полны угроз об уголовной ответственности за уклонение от исполнения «святого гражданского долга». Весь призыв построен по принципу угрозы: либо два года служи в армии, либо три-четыре на «альтернативке», либо два года сиди (а потом еще и служи). Однако, как выяснил корреспондент «Фонтанки», от службы по-прежнему можно уклониться совершенно законно. А учитывая вышеизложенное – честно. С 1 июля 2006 года это стало сделать еще и легче.

Знай и люби закон

Для начала надо запомнить несколько базовых принципов. Причем два из них прописаны в любимом военкомами федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Во-первых, решение призывной комиссии может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня получения его копии. Жалобу можно подавать сначала в городскую призывную комиссию или сразу же в районный суд. Второе, и главное: выполнение решения районной комиссии до вынесения решения по жалобе (вступления в законную силу судебного решения) приостанавливается.

Нельзя забывать и о святом праве на здоровье. В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан каждый пациент имеет право на выбор врача, а также выбор лечебно-профилактического учреждения.

Четвертый принцип закреплен в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который вступил в силу 1 июля. Если рассмотрение указанного в обращении вопроса не входит в компетенцию органа, получившее такое письмо, оный орган должен зарегистрировать обращение и переслать его компетентному лицу, уведомив заявителя. Грубо говоря, если вы написали в Минсельхоз о необходимости перекрасить Эрмитаж в фиолетовый цвет, то сельскохозяйственное ведомство должно перенаправить его, например, в Минкультуры, а копию сопроводительного письма – подателю столь одиозного предложения.

Нога, у кого надо нога

Итак, 18-ти летний парень получает повестку и бодрым шагом идет в военкомат. Правда в здании малоприятного учреждения начинает прихрамывать. И вежливо объясняет медику в погонах или комиссару: «Я мечтал служить всю свою сознательную жизнь! Готов к боевой и политической подготовке! Но, понимаете ли, в левой ноге у меня перелом...» Понятно: рентгены, снимки и т.п. Врачи смотрят со всех сторон, а перелома не видят. Вердикт – годен.

Но такое решение призывник считает неправильным, а потому в тот же день отправляет заказным письмом с уведомлением заранее подготовленную жалобу в городскую комиссию. Копию лучше сдать персонально на имя ее председателя – Валентине Ивановне (окно канцелярии в первом подъезде Смольного). Призыв автоматически приостанавливается – до получения ответа из городского военкомата можно использовать все повестки и вызовы по их не очень прямому назначению.

Детали позже. Городская комиссия признает нашего героя годным, что не мешает оспорить уже вдвойне несправедливый вердикт в районном суде, заплатив родному государству пошлину в размере 100 рублей. Суд будет рассматривать дело эдак месяцев шесть, а если истец или его адвокат приболеют – и год, и два... Поскольку никаких переломов в левой ноге ни один эксперт не обнаружит, то суд, скорее всего, признает призывника годным.

Решение районного суда вступит в силу, только если не будет обжаловано в горсуде. Пошлина – 50 рублей. И еще шестимесячная пауза. Вердикт вполне предсказуем...

Но вот уже 20-ти летний мужчина с отказом во всех инстанциях приходит в призывную комиссию к тому комиссару: «Ну что, пацан, послужим!», – торжествует погононосец. – «Да, рад, желаю! Так хорошо, что левая нога у меня цела. Не знаю, как Вас благодарить. Но, понимаете, пока мы тут это все выясняли, я правую сломал...».

Атака века

Но все описанное – не лучший для призывника сценарий. Потому что вряд ли дело дойдет до судебного решения, про правую ногу даже говорить не придется, а уже на уровне городской комиссии нашего героя комиссуют.

Во-первых, призывник может открыто заявить, что не верит ни военкомовскому рентгенологу, который фотографировал его левую ногу, ни такому же хирургу «в штатском», который снимок оценивал. А потому в целях установления истины просит отправить его на обследования, например, в ЦМСЧ-122. За счет, разумеется, военного бюджета. Вряд ли у родной армии на оплату пребывания парня в этой или иной престижной клинике хватит средств. А право выбора врача – безусловное право пациента. Нет независимого заключения – ни о каком решении «годен» и думать не стоит.

Во-вторых, вряд ли комиссия вообще захочет тратить силы и время на парня, которого им в любом случае призвать не удастся. Дабы ускорить принятие положительного решения, надо вспомнить о четвертом принципе – праве на жалобы. А потому призывник отправляет жалобы на действия районной комиссии не только в городскую и Валентине Ивановне, но и во все мыслимые и немыслимые инстанции – будь то Минсельхоз, Минкультуры, МИД, а также лично Митволю, Онищенко и Хинштейну. И все государственные инстанции в недельный срок должны переправить жалобу призывника – в городской военкомат. И по каждой жалобе комиссар города обязан будет дать ответ. А ему это нужно?

Прецеденты уже есть: призывнику по примерно такому сценарию предоставили отсрочку до исполнения им 27-летия. Причем когда он лет в 25 зашел в военкомат за справкой для ОВИРа, сотрудницы оформили все документы не спрашивая фамилии, а комиссар района личная вышел посмотреть на «того самого экс-призывника К».

Альтернатива есть

Кроме медицинских проблем можно найти и менее сложную – убеждения. Военные сделали все, чтобы россияне не захотели служить «на гражданке». И даже создали специальную комиссию, которая будет оценивать убеждения призывника, проверять справочки от настоятелей храмов, упрашивать и т.д.

Но только все эти комиссии и ее решения – фикция. По той простой причине, что в Конституции Российской Федерации сформулированы два незыблемых принципа: «Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы ... имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (статья 59); «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29). А сие означает, что вы просто приходите в военкомат и говорите: «Мои убеждения противоречат несению военной службы. Почему? Не должен объяснять». Вам откажут в «альтернативке», что не мешает обжаловать такое решение в городскую комиссию, районный и городской суд, а уж потом сломать ногу...

Конечно, может быть и иначе. Нашего героя банально и тривиально повяжут, побреют и отправят в часть. И качай права... Тут сложно дать однозначных рецептов. Для предупреждения подобной ситуации лучше уведомить РУВД и прокуратуру, что мол «вы законопослушный гражданин, ждете принятия объективного решения компетентными судебными инстанциями». И что просите родную милицию «послать военкома, который боясь проиграть дело в суде, хочет нарушить закон, втянув правоохранительные органы в уголовное преступление». Участковому это надо?

Павел Нетупский

 

 
Copyright © 2006