Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Педагогическое взаимодействие как фактор военно-патриотического образования учащихся Версия для печати Отправить на e-mail

Педагогическое взаимодействие как фактор военно-патриотического образования учащихся

 

В.Ю. Микрюков

 

Военно-патриотическое образование учащихся в настоящее время во многом зависит от педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

Сущностью педагогического взаимодействия является обменный процесс в ходе которого проявляется возможность согласовывать свои усилия и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере учащихся.

Для объединения усилий различных министерств и ведомств в военно-патриотическом образовании учащихся, необходимо ходатайствовать перед Государственной Думой РФ о разработке государственного документа (закона, постановления) о взаимодействии образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений. Такой документ должен стать основой для организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений в интересах военно-патриотического образования учащихся. При этом в целях упорядочения педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений необходимо разработать на государственном уровне правовые нормы, определяющие права и обязанности администраций образовательных учреждений, командований воинских частей, руководителей общественных объединений и организаций, глав религиозных объединений по привлечению к совместному труду своих представителей, использованию материально-технических баз и финансированию взаимодействия.

При организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений необходимо, прежде всего, разработать принципы и определить требования к этому взаимодействию.

Принципы педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и поддержании взаимодействия.

Прежде всего, представители администраций образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений должны иметь достаточные полномочия по организации и поддержанию взаимодействия и нести ответственность за полноту и качество взаимодействия, правильное использование материальных и финансовых средств. Этот принцип базируется на необходимости разработки государственного документа (закона, постановления) о взаимодействии образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений. Без него невозможно вести речь ни о каком взаимодействии образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

С этим принципом тесно связан принцип ответственности органов государственной власти за всестороннее обеспечение и надлежащий контроль педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

Так как педагогическое взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений включает комплекс мероприятий, проводимых по единому замыслу и плану, то в целях повышения эффективности этого взаимодействия очень важно, чтобы администрация образовательных учреждений, командование воинских частей, руководители общественных объединений и организаций, главы религиозных объединений хорошо представляли себе цели и задачи взаимодействия, реально оценивали свои людские, материальные и финансовые возможности, знали методы, формы и способы взаимодействия. Поэтому единство взглядов администраций образовательных учреждений, командований воинских частей, руководителей общественных объединений и организаций, глав религиозных объединений на содержание, роль и место педагогического взаимодействия — один из важнейших принципов его организации.

Принцип полноты учета возможностей педагогического взаимодействия предусматривает максимальную реализацию материального и людского потенциала образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений в интересах эффективного военно-патриотического образования учащихся.

Одним из важнейших принципов педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений является принцип обеспечения непрерывности взаимодействия, который предусматривает не одноразовое проведение отдельных мероприятий военно-патриотической работы (учебные сборы, соревнования и т.д.), а постоянный целенаправленный процесс военно-патриотического образования учащихся.

Наряду с перечисленными выше принципами взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений нельзя забывать и научные принципы, такие как системный подход, предвидение, адаптацию, перспективность, постоянное совершенствование.

Исходя из принципов, требованиями к педагогическому взаимодействию образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений, являются следующие.

Прежде всего, взаимодействие между образовательными учреждениями, воинскими частями, общественными объединениями и организациями, религиозными объединениями должно быть высокоэффективным, т.е. быть организовано так, чтобы обеспечить максимальное использование их возможностей в военно-патриотическом образовании учащихся.

Это требование напрямую связано с такими принципами взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений, как достаточность полномочий администраций образовательных учреждений, командований воинских частей, руководителей общественных организаций и объединений, глав религиозных объединений по организации и поддержанию педагогического взаимодействия и их ответственность за полноту и качество этого взаимодействия, правильное использование материальных и финансовых средств.

Так как военно-патриотическое образование учащихся напрямую зависит от регулярности и систематичности проводимых мероприятий и характеризуется большой временной продолжительностью, то одним из требований является непрерывность педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений. Она достигается за счет устойчивости управления взаимодействующими образовательными учреждениями, воинскими частями, общественными объединениями и организациями, религиозными объединениями и взаимного обмена информацией между ними и вытекает из таких принципов педагогического взаимодействия, как системный подход и непрерывность.

Сложность работы по военно-патриотическому образованию учащихся предопределяют такое требование к педагогическому взаимодействию образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений, как гибкость. Это требование заключается в дифференциации и индивидуализации проводимых мероприятий военно-патриотической работы, согласованности проводимых мероприятий, их содержания и вытекает из таких принципов педагогического взаимодействия, как полнота учета возможностей, адаптация, перспективность и постоянное совершенствование. Гибкость педагогического взаимодействия обеспечивается своевременным реагированием на изменение потребностей и возможностей общества, уровень развития педагогической науки и практики.

Эффективность педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений во многом зависит от степени его централизации и целенаправленности, которые, в свою очередь, вытекают из такого принципа, как единство взглядов представителей администраций образовательных учреждений, командований воинских частей, руководителей общественных объединений и организаций, глав религиозных объединений на цели, задачи, методы, формы и способы взаимодействия.

Централизация педагогического взаимодействия предполагает наличие единого органа, который осуществляет управление и координацию действий образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений по единому замыслу и плану и вытекает из такого принципа, как ответственность органов государственной власти за всестороннее обеспечение и надлежащий контроль педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

Целенаправленность педагогического взаимодействия предусматривает его организацию в интересах военно-патриотического образования учащихся, а не в интересах получения дополнительных доходов, ставок, разрядов и прибавок к жалованию в отдельных образовательных учреждениях, воинских частях, общественных объединениях и организациях, религиозных объединениях.

Ну и, наконец, никакое педагогическое взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений не будет эффективным, если у них нет для этого достаточных сил и средств. Это требование к взаимодействию вытекает из такого принципа, как ответственность органов государственной власти за всестороннее обеспечение и надлежащий контроль педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

С учетом перечисленных выше требований к педагогическому взаимодействию образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений конкретизируем цель, задачи, виды, формы, методы и способы организации и поддержания этого взаимодействия.

Организация педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по планированию и управлению военно-патриотическим образованием учащихся.

Цель организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений состоит в наиболее полном и эффективном использовании их возможностей в решении совместных задач по военно-патриотическому образованию учащихся.

Цель организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений достигается:

§          правильным пониманием всеми звеньями управления взаимодействующими образовательными учреждениями, воинскими частями, общественными объединениями и организациями, религиозными объединениями стоящих перед ними задач по военно-патриотическому образованию учащихся;

§          непрерывным согласованием способов решения этих задач;

§          знанием администраций образовательных учреждений, командований воинских частей, руководителей общественных объединений и организаций, глав религиозных объединений общественных потребностей, правильной оценкой собственных возможностей, целей и задач педагогического взаимодействия;

§          систематическим взаимным обменом информацией;

§          поддержанием устойчивого педагогического взаимодействия;

§          предвидением и целесообразным применением перспективных методов, форм и способов педагогического взаимодействия в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей и возможностей педагогической науки и практики;

§          применением мер по всестороннему обеспечению педагогического взаимодействия.

Организация педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений включает:

Определение порядка педагогического взаимодействия заключается в том, что для каждого взаимодействующего образовательного учреждения, воинской части, общественного объединения и организации, религиозного объединения ставятся задачи педагогического взаимодействия и определяются методы, формы и способы совместной военно-патриотической работы, а также место и время проведения совместных мероприятий по военно-патриотическому образованию учащихся.

Планирование педагогического взаимодействия заключается в детальной разработке совместных мероприятий военно-патриотической работы образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений и их документальному оформлению в виде планов, инструкций и других документов.

Доведение задач взаимодействия до конкретных исполнителей осуществляется путем личного общения, путем совместных совещаний и т.д.

В общем случае педагогическое взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений можно подразделить на следующие виды:

1. Учебный процесс (совместное обучение учащихся учителями образовательных учреждений, военнослужащими воинских частей, инструкторами общественных объединений и организаций, священниками – учебные занятия, экскурсии, сборы, оборонно-спортивные лагеря и т.п.).

2. Материальный взаимообмен (предоставление на безвозмездной основе учебно-материальной базы образовательными учреждениями, воинскими частями, общественными объединениями и организациями, религиозными объединениями для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим образованием учащихся, а также предоставление в пользование техники, технических средств, тренажеров и др.).

3. Информационный взаимообмен (доведение до сведения выходящих документов, касающихся военно-патриотического образования; взаимный обмен сведениями по учащимся: морально-нравственные и физические качества, отношение и годность к военной службе, целесообразность поступления в военно-учебные заведения и др.).

Важной характеристикой организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений являются формы ее осуществления (практической реализации). Под формами организации педагогического взаимодействия понимают порядок наиболее рационального использования сил и средств для достижения цели взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений может быть организовано в следующих формах:

1) согласование усилий (действий) взаимодействующих образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений в интересах военно-патриотического образования учащихся;

2) распределение задач между взаимодействующими образовательными учреждениями, воинскими частями, общественными объединениями и организациями, религиозными объединениями.

Основными методами работы по организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений могут быть метод совместной работы, распорядительный метод и их сочетание.

В утилитарных целях содержание взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений можно описать следующими способами:

1) личные профессиональные контакты;

2) дни открытых дверей;

3) факультативные занятия и кружки;

4) педагогическая деятельность военнослужащих, инструкторов, священнослужителей в образовательных учреждениях;

5) совместная работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;

6) совместное проведение мероприятий, связанных с военно-патриотическим образованием учащихся (экскурсии по музеям боевой славы, военные сборы, оборонно-спортивные лагеря и др.);

7) совместное участие в военно-патриотических конференциях, семинарах, конкурсах и других мероприятиях;

8) совместное использование имеющихся учебно-материальных баз и инфраструктур.

 

 

 
Copyright © 2006