В.Ю. Микрюков Научно-педагогические основы военно-патриотической работы с учащимися образовательных учреждений включают в себя цели, принципы, функции, психолого-педагогические условия, виды, формы, средства и методы. Учитывая, что образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося, его готовность и способность к выполнению своего конституционного долга и обязанности по защите Отечества, мы определили следующие цели военно-патриотической работы: 1. Формирование гармонично развитой личности, способной по своим физическим, умственным, духовно-нравственным качествам выполнять должностные обязанности в рядах Вооруженных Сил. 2. Начальная военная подготовка (изучение состава, видов Вооруженных Сил и родов войск, системы руководства и управления Вооруженными Силами, воинской обязанности и системы комплектования Вооруженных Сил личным составом, порядка прохождения военной службы, основ тактической, огневой и строевой подготовки, уставов Вооруженных Сил, военной топографии, гражданской обороны). 3. Формирование системы ценностей, влияющих на жизненное самоопределение (знание истории русской армии, воинской славы России, российских воинских традиций, понимание значения свободы и независимости государства и его граждан и необходимости их защиты). К основополагающим принципам военно-патриотической работы мы относим следующие: § принцип научности, состоящий в ориентации на рекомендации и выводы, выработанные мировой и отечественной наукой и практикой; § принцип непрерывности, предусматривающий постоянное воздействие на психологию учащихся не только в учебное, но и в неучебное (культурно-досуговое) время; § принцип уровневого подхода, предполагающий организацию военно-патриотической работы на трех уровнях: в начальной, средней школе и старших классах; § принцип преемственности, выражающийся в линейно-циклической структуре проводимой работы в начальной, средней школе и старших классах; § принцип интеграции, проявляющийся в сближении и связи всех образовательных дисциплин для приобретения целостных общественно-политических знаний, воспитания духовно-нравственных качеств личности; § принцип практической ориентации (преобладание практических занятий с тренажерами, техникой, встречи с ветеранами, сборы на базе воинских частей, походы по местам боевой славы и т.п.). Основными функциями военно-патриотической работы, соотносящимися с выше названными целевыми ориентациями, являются: § познавательно-обучающая, направленная на углубление знаний истории российского государства, состава и структуры его Вооруженных Сил, системы руководства и управления Вооруженными Силами, порядка комплектования Вооруженных Сил личным составом и прохождения военной службы; § культурного наследия, принимающая на себя воспитательную функцию, обеспечивающая приобщение учащихся к воинской славе России и российским воинским традициям; § развивающая, обеспечивающая формирование и совершенствование физических и духовно-нравственных сил и способностей учащихся; § адаптивная, обеспечивающая жизнестойкость личности в различных условиях жизнедеятельности; § преобразующая, ориентированная на удовлетворение запросов не только личности, но и общества; § прогностическая, которая обуславливает работу с упреждением, учитывая вероятные изменения в жизни общества и государства. Психолого-педагогические условия военно-патриотической работы с учащимися: § диагностика гражданских позиций учителей и преподавателей и определение их соответствия проводимой ими работе; § непрерывное повышение уровня общественно-политических знаний учителей и преподавателей, постоянное совершенствование их профессиональных качеств; § диагностика индивидуальных особенностей учащихся и их родителей и на этой основе внесение необходимых корректив в проводимую работу. Военно-патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов, форм, средств и методов, целью которых является развитие у школьников гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремления к выработке необходимых свойств и качеств защитника Отечества. В современных условиях можно выделить следующие основные виды военно-патриотической работы с учащимися: 1. Военно-историческая подготовка. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особую роль играет военная история, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. В условиях, когда у нас в стране была предпринята попытка деидеологизации общества, в том числе и в системе образования и воспитания, военно-историческая подготовка в определенной мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса военно-патриотического образования подрастающего поколения. 2. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности. Все граждане нашей страны, в том числе дети и подростки, в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и др.) должны быть готовы защитить себя и окружающих людей, оказать посильную помощь пострадавшим. Необходимость этого обуславливается сложными современными условиями окружающего нас мира. Цель данного вида военно-патриотической работы – освоение учащимися правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях. 3. Прикладная физическая подготовка, целью которой является обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке. 4. Подготовка по основам военной службы. Необходимо сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках. В этот вид подготовки входит изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Общевоинские уставы ВС РФ), а также огневая, строевая, тактическая и топографическая подготовка. 5. Военно-техническая и специальная подготовка. Виды Вооруженных Сил и рода войск оснащены современным оружием и боевой техникой. Качественные изменения вооружения и военной техники, рост их мощности и сложности управления вызвали необходимость помочь учащимся правильно разобраться в проблеме соотношения человек-техника. В этом плане необходимо разъяснить учащимся, что определяющим лицом современной армии является человек, призванный на защиту Родины и ставший властителем современной боевой техники и оружия. Необходимо сформировать у школьников правильное представление о назначении боевой техники, ее особенностях и возможностях, помочь желающим освоить военно-техническую специальность, подготовить кандидатов к поступлению в военные учебные заведения по избранной специальности. В настоящее время используются самые разнообразные формы военно-патриотической работы: кружки, клубы, секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки «Мужества», фестивали, праздники, конкурсы, викторины, слеты, игры, сборы, лагеря и др. Исходя из такого многообразия форм, назрела необходимость их объединения в характерные группы и ранжирование каждой группы и каждой формы внутри группы по степени влияния на достижение цели военно-патриотической работы с учащимися образовательных учреждений. Для этого был проведен эксперимент по оцениванию различных форм военно-патриотической работы учителями и учащимися ГОУ СОШ № 136 и 144 г. Москвы. Результаты оценки представлены в таблице. Таблица Результаты оценки различных форм военной патриотической работы № п/п | Формы военно-патриотической работы | Значение (мнение учителей) | Значение (мнение учащихся) | I. Поисково-исследовательские | 0,19 | 0,18 | | 1. | Возрождение памяти забытых имен защитников Отечества, поиск следов без вести пропавших солдат и офицеров | 0,32 | 0,31 | 2. | Поиск и захоронение останков воинов, павших во время Великой Отечественной войны | 0,26 | 0,19 | 3. | Поисково-исследовательская работа на местах былых сражений | 0,21 | 0,42 | 4. | Исследовательская работа в архивах и музейных фондах | 0,21 | 0,08 | II. Учебно-познавательные | 0,32 | 0,14 | | 1. | Встречи с ветеранами войн и труда | 0,21 | 0,14 | 2. | «Уроки мужества» | 0,14 | 0,02 | 3. | Посещение воинских и трудовых коллективов | 0,17 | 0,15 | 4. | Кинофестивали, просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике | 0,15 | 0,24 | 5. | Походы и экспедиции по местам боевой славы Отечества | 0,20 | 0,34 | 6. | Посещение музеев, мемориальных комплексов | 0,13 | 0,11 | III. Творческо-игровые | 0,16 | 0,40 | | 1. | Тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края, Отечества | 0,20 | 0,13 | 2. | Театральные постановки военно-патриотической направленности | 0,16 | 0,08 | 3. | Творческие конкурсы (песни, рисунка, плаката, фотографии и др.) | 0,18 | 0,14 | 4. | Военно-спортивные праздники («Сыны Отечества», «Салют Победа» и др.) | 0,13 | 0,18 | 5. | Военно-исторические и военно-спортивные игры («Зарница», «Орленок», «Юный пограничник», «Юный спасатель» и др.) | 0,15 | 0,27 | 6. | Комбинированные эстафеты и марш-броски | 0,08 | 0,09 | 7. | Соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта | 0,10 | 0,11 | IV. Деятельностные | 0,22 | 0,18 | | 1. | Создание музеев и комнат боевой славы, пополнение их фондов | 0,14 | 0,09 | 2. | Сооружение и охрана памятников полководцам, героям войн и боевых действий | 0,06 | 0,06 | 3. | Шефство над инвалидами и ветеранами войн | 0,21 | 0,16 | 4. | Торжественные проводы призывников | 0,03 | 0,12 | 5. | Работа военно-патриотических и военно-спортивных кружков и клубов | 0,20 | 0,18 | 6. | Сборы по основам военной службы | 0,23 | 0,20 | 7. | Оборонно-спортивные, оздоровительные и трудовые лагеря | 0,13 | 0,19 | V. Церемониальные | 0,11 | 0,10 | | 1. | Торжественные построения у памятных мест | 0,12 | 0,24 | 2. | Парады и смотры | 0,21 | 0,16 | 3. | Празднование Дней воинской славы России | 0,24 | 0,52 | 4. | «День памяти павших», «Неделя Боевой Славы», «Месячник оборонно-массовой работы», «Вахта Памяти» и др. | 0,43 | 0,11 | | | | | | | |
Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. Наиболее значимыми формами военно-патриотической работы, по мнению учителей, являются учебно-познавательные и деятельностные, а по мнению учащихся, – творческо-игровые и деятельностные. Среди поисково-исследовательских форм военно-патриотической работы приоритет, по мнению учителей, имеют возрождение памяти забытых имен защитников Отечества и поиск следов без вести пропавших солдат и офицеров, а по мнению учащихся, – поисково-исследовательская работа на местах былых сражений. Наиболее значимыми среди учебно-познавательных форм, по мнению учителей, являются встречи с ветеранами войны и труда, а также походы и экспедиции по местам боевой славы Отечества, причем этой форме военно-патриотической работы отдано предпочтение и большинством учащихся. На первое место по значимости среди творческо-игровых форм военно-патриотической работы учителя поставили тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края, Отечества, а учащиеся – военно-исторические и военно-спортивные игры. Важнейшими среди деятельностных форм военно-патриотической работы, по мнению и учителей и учащихся, оказались сборы по основам военной службы. Среди церемониальных форм военно-патриотической работы, по мнению учителей, приоритетное значение имеют такие формы, как «День памяти павших», «Неделя Боевой Славы», «Месячник оборонно-массовой работы», «Вахта Памяти» и др., а по мнению учащихся, – празднование Дней воинской славы России. В целом следует отметить, что данные результаты оценки значимости различных форм военно-патриотической работы являются осредненными и будут меняться в зависимости от региона, условий, уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений, их преподавательского состава, контингента учащихся и др. Военно-патриотическая работа с учащимися предполагает использование различных средств, к которым относятся учебные аудитории, классы и кабинеты, музеи, места сражений, памятники, захоронения, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, аудио— видеоаппаратура, а также соответствующие средства массовой информации, учебники и учебные пособия, произведения литературы и искусства. Если говорить о методах военно-патриотической работы с учащимися, то основными методами в образовательном учреждении, наш взгляд, должны стать наглядные и практические (а не словесные, как в большинстве школ!). Меньше всего в военно-патриотической работе с учащимися следует уделять словесным методам. О том, что воспитание и обучение вербальными методами обладает чрезвычайно низкой эффективностью, стало ясно уже в XVII веке, благодаря выдающимся трудам Я.А. Коменского. В плане использования наглядных и практических методов военно-патриотической работы с учащимися целесообразно максимальное использование всех перечисленных выше форм военно-патриотической работы, не зацикливаясь только лишь на некоторых из них, а внося наибольшее разнообразие в деятельность учащихся. С точки зрения психологии методы военно-патриотической работы – это пути воздействия на сознание, волю и чувства учащихся. В зависимости от преимущественного воздействия на ту или иную сферу их психики можно выделить три тесно взаимосвязанных между собою метода: метод убеждения – путь преимущественного воздействия на сознание учащихся для выработки правильных общественных, нравственных представлений, понятий и взглядов, отражающих отношение будущего гражданина и воина; метод формирования активного отношения к Родине и практической готовности к ее защите – путь преимущественного воздействия на волю учащихся; метод стимулирования и торможения как внешней, так и внутренней деятельности – путь преимущественного воздействия на чувства учащихся.
|