Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях Цель военно-патриотического образования — формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в его сознании патриотических ценностей, взглядов и убеждений, выработка у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени. Для реализации этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 1. Создание скоординированной системы целенаправленной деятельности государственных структур, образовательных учреждений всех уровней, различного рода общественных организаций и религиозных объединений, семьи, трудовых коллективов по выработке у большинства населения страны, начиная с молодого возраста: § важнейших качеств личности гражданина-патриота: преданности Родине, честности, целеустремленности, мужества, решительности, доброты и человечности, способности активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании основ российского общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой; § глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народов Российской Федерации; § готовности к служению Отечеству; § необходимых качеств, знаний, умений и навыков для защиты Отечества в основных сферах социально значимой деятельности, связанных с обеспечением безопасности и могущества Родины; § положительного отношения к труду, развитие потребности в творчестве; § уважения к Конституции Российской Федерации и другим российским законам; § уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества; § внутренней потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании. 2. Повышение престижа военной службы, как одно из направлений в деятельности государственных структур, образовательных учреждений, военных и общественных организаций и учреждений, религиозных объединений в современных условиях, воспитание уважения к Вооруженным Силам России, защитнику Отечества, воину. 3. Актуализация и популяризация идей патриотизма, любви к Отечеству в деятельности государственных структур, общественных организаций и религиозных объединений, образовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации. Активное противодействие антипатриотизму, антиармейской пропаганде, манипулированию информацией, пропаганде «западных» образцов жизни, искажению и фальсификации истории Отечества. 4. Решение на государственном уровне вопросов программного, научно-методического, информационного, материально-технического и финансового обеспечения военно-патриотического образования учащихся. 5. Разработка на государственном уровне программы взаимодействия образовательных учреждений с воинскими частями, религиозными объединениями, организация широкой взаимошефской работы. Основу концепции военно-патриотического образования учащихся должна составить национальная гордость. Каждый учащийся должен гордиться своим именем Россиянина, чувствовать, что он живет в великой стране и понимать, что его предназначение – служить великому общему делу во благо процветания своей Родины и ее народа. Национальная идея, которая может стать основой военно-патриотического образования учащихся, — возрождение России, построение экономически мощной, политически стабильной державы. Эффективность военно-патриотического образования учащихся зависит, прежде всего, от того, насколько оно соответствует объективно действующим законам и закономерностям. Для того чтобы правильно использовать законы (закономерности), их надо знать. Поэтому вскрытие и познание законов (закономерностей) военно-патриотического образования учащихся является основой систематизации знаний и построения моделей этих процессов и выработки правильных рекомендаций для их практической реализации. Вместе с тем одного только знания объективных законов (закономерностей) военно-патриотического образования учащихся недостаточно. Необходимо уяснение механизма действия законов (закономерностей) и форм их проявления, а также правильное использование их на практике в конкретных условиях обстановки. Творческое применение законов (закономерностей) позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, ставить обоснованные и реальные задачи и эффективно управлять процессом военно-патриотического образования учащихся. В процессе военно-патриотического образования учащихся проявляют свое действие как общие, так и специфические закономерности учебно-воспитательного процесса. Общие закономерности учебно-воспитательного процесса выражают наиболее существенные связи между обучением и воспитанием и другими явлениями общественной жизни. К общим закономерностям учебно-воспитательного процесса относятся: 1. Зависимость цели учебно-воспитательного процесса от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей. 2. Зависимость содержания учебно-воспитательного процесса от общественных потребностей, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения и воспитания, материально-технических и экономических возможностей учреждений и организаций, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. 3. Зависимость эффективности каждого нового этапа учебно-воспитательного процесса от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, организационно-педагогического воздействия обучающих и воспитывающих, индивидуальных особенностей обучаемых и воспитываемых, времени обучения и воспитания. Специфические закономерности военно-патриотического образования, базируясь на общих закономерностях обучения и воспитания, выражают наиболее существенные связи и отношения различных аспектов этого процесса. На данном уровне разработки проблемы можно выделить две основные группы объективно существующих, повторяющихся связей и отношений различных сторон военно-патриотического образования учащихся. Первую группу закономерностей составляют зависимость содержания военно-патриотического образования учащихся от: § предназначения и структуры организаций и ведомств, осуществляющих эту работу, их материально-технических и экономических возможностей; § уровня подготовки преподавательского состава; § контингента учащихся; § выбранных видов, форм, методов и средств военно-патриотической работы; § учебного и внеучебного (факультативного) времени, отводимого на эту работу. Вторая группа закономерностей проявляется в процессе военно-патриотического образования учащихся. Закономерности этой группы выражают зависимость от: § соответствия цели военно-патриотического образования учащихся потребностям, уровню и темпу развития общества; § соответствия содержания учебных программ, учебников и учебных пособий проводимой военно-патриотической работе; § всестороннего обеспечения процесса военно-патриотического образования учащихся; § эффективности управления военно-патриотическим образованием учащихся. Принципы военно-патриотического образования учащихся — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и проведении этой работы. Их отличие от закономерностей состоит в том, что закономерности существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы же, вытекающие из закономерностей, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Они как бы «переводят» на язык практики объективные закономерности взаимодействия. В общем случае можно выделить следующие основополагающие принципы военно-патриотического образования учащихся: § гражданственность; § надклассовость; § надпартийность; § надкорпоративность; § общенациональность; § веротерпимость; § приоритетность общественно-государственных интересов над личными; § преемственность исторического и культурного наследия России, ее духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; § гуманизм; § многообразие видов, форм, методов и средств; § адаптивность; § постоянное совершенствование; § тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического образования учащихся призвана обеспечить у них позитивное отношение к военной службе, готовность и способность к достойному выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Необходимо отметить, что перечень рассмотренных выше принципов военно-патриотического образования учащихся не претендует на законченность, абсолютную стройность, а также на равноценность самих принципов. Нельзя считать познанными все принципы военно-патриотического образования учащихся. Кроме того, на определенном отрезке времени тот или иной принцип может менять значимость и даже содержание в зависимости от изменившихся политических, социально-экономических условий в стране. Тем не менее использование перечисленных выше принципов позволяет повысить эффективность военно-патриотического образования учащихся на современном этапе и обоснованно подойти к формулированию требований к этому процессу. Требования вытекают из принципов и, в зависимости от условий, сами могут становиться принципами военно-патриотического образования учащихся. Исходя из принципов, можно сформулировать следующие требования к военно-патриотическому образованию учащихся в современных условиях: централизация, системность, целенаправленность, непрерывность, плановость, активность, гибкость. Чтобы объединить усилия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений, нужна единая государственная политика в области военно-патриотического образования учащихся и соответствующая этой политике государственная система, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Все это предопределяет такие требования к военно-патриотическому образованию учащихся, как централизация и системность. Требование целенаправленности в военно-патриотическом образовании учащихся предполагает использование различных форм и методов военно-патриотической работы в зависимости от возрастного уровня учащихся, а также разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, образовательное учреждение, этнокультурная среда, регион проживания, с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общество в целом. Требования непрерывности и плановости предполагают, что работа по военно-патриотическому образованию учащихся должна вестись постоянно, а не от случая к случаю и не стихийно, а в строгом соответствии с заранее продуманными, согласованными и утвержденными планами проводимых мероприятий. Требование активности предусматривает настойчивость и инициативу в трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России. Требование гибкости предполагает учет региональных условий в военно-патриотической работе и предусматривает пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, организации, клубу и т.д. Эти требования взаимосвязаны и реализуются в единстве. Основными направлениями военно-патриотического образования учащихся являются: § историческое – познание истории образования государства Российского и его развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и приумножение его достояния, в том числе и путем выполнения конституционного и воинского долга; § духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения; § патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству; § морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения будущей военной или других видов государственной службы. Методологической основой военно-патриотического образования учащихся является учение о диалектике, которое раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, способствует познанию закономерностей построения и применения педагогических влияний на конкретного человека, семью (социальную группу). На гносеологическом уровне методологического анализа существенным является выявление такого, в частности, инварианта научного знания, каким являются факторы военно-патриотического образования учащихся. Многофакторный процесс формирования человека основан на теоретических знаниях и прикладных аспектах реализации интересов общества в создании предпосылок для стабильного социально-экономического роста, прогресса в развитии всех социальных групп населения, укрепления в конечном итоге российской государственности. Факторы военно-патриотического образования учащихся, как сложная совокупность тесно взаимодействующих и взаимообусловленных своими функциональными особенностями компонентов представляют собой те движущие силы, которые способны повлиять на изменение качественных параметров конкретного человека. Геополитические процессы, функционирование общества и государства, средства массовой информации, образовательные учреждения и общественные организации, религиозные объединения, учителя и преподаватели, семья и ближайшее окружение человека – создают объективные условия формирования и развития востребованных временем и реалиями среды обитания, жизнедеятельности людей, качеств и свойств отдельной личности. Социальная педагогика, реализуя свои теоретико-познавательные и прикладные функции, рассматривает систему факторов военно-патриотического образования учащихся как важнейший институт совершенствования человека, различных сторон его связей и отношений с окружающей действительностью. Учитывая взгляды философии, психологии, педагогики, необходимо заметить, что социально-педагогический подход к пониманию сущности военно-патриотического образования позволяет рассматривать различные обстоятельства формирования личности как взаимосвязанную систему мега-— макро-— мезо-— микрофакторов (по А.В. Мудрику, В.Г. Бочаровой) преобразующего влияния на сознание, чувства, волю и поведение конкретного учащегося и его социум. Среди них выделены следующие: деятельность государственных (негосударственных, частных) учреждений и организаций; функционирование организаций, движений, общества; самодеятельность творческая, культурно-досуговая деятельность учащихся в условиях микросоциума; деятельность структур учебно-воспитательной работы различных министерств и ведомств, общественных организаций; участие в военно-патриотической работе религиозных объединений, представляющих традиционные вероисповедания в России и др. К факторам военно-патриотического образования учащихся относят те существенные обстоятельства, которые оказывают непосредственное (или опосредованное) влияние на личность, обусловленное заинтересованностью общества в овладении его членами востребованными нормами поведения, в проявлении активности в жизни общества, его позитивном преобразовании. Обширная совокупность факторов военно-патриотического образования учащихся может быть структурирована по ряду признаков, а именно: идеологическому; социально-экономическому; национально-этническому, культурологическому, возрастному; половому и др. Теоретико-методологические основы военно-патриотического образования учащихся реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры и органы. Система военно-патриотического образования учащихся включает: 1. Органы управления военно-патриотическим образованием учащихся. При этом основным органом управления военно-патриотическим образованием учащихся, обеспечивающим управление этим процессом, функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Основными звеньями государственного института военно-патриотического образования учащихся являются министерства и ведомства, Федеральное Собрание, администрации субъектов Федерации, местные органы власти и управления, органы и организации Вооруженных Сил, военкоматы. Каждое из этих звеньев имеет свою структуру, обеспечивающую на своем уровне практическое решение задач военно-патриотического образования учащихся на основании принимаемых ими законов, директив, указаний, планов, инструкций, отдаваемых приказов и распоряжений. 2. Образовательные учреждения, общественные организации и движения, религиозные объединения, оборонно-спортивные и военно-технические клубы и кружки, творческие союзы и др., деятельность которых в той или иной мере направлена на формирование личности гражданина и защитника Отечества. 3. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными организациями с использованием различных видов, форм, средств и методов. Перечисленные компоненты системы военно-патриотического образования учащихся взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются взаимосоответствующими и образуют единое целое. Система военно-патриотического образования учащихся охватывает все уровни учебно-воспитательной деятельности, начиная с семьи, образовательных учреждений и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию военно-патриотической работы как на федеральном и региональном уровнях, в образовательных учреждениях и общественных организациях, так и проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися. Система военно-патриотического образования призвана обеспечить активную жизненную позицию учащихся, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, преодолению чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Ответственность за функционирование системы военно-патриотического образования учащихся лежит на государстве, что, однако, не снимает моральной ответственности за ее функционирование с других органов, организаций и учреждений и с каждого учащегося. Достижение требуемого уровня эффективности и результативности функционирования системы военно-патриотического образования учащихся достигается совокупностью определенных условий, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К таким условиям, прежде всего, относится всестороннее обеспечение военно-патриотического образования учащихся. Для того чтобы система военно-патриотического образования учащихся могла эффективно функционировать необходимо ее нормативно-правовое, научно-теоретическое, педагогическое, методическое, информационное, кадровое и финансово-экономическое обеспечение. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя совершенствование законодательной базы и определение роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации, объединения, как составных элементов единой системы военно-патриотического образования учащихся с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни страны за последние годы. Научно-теоретическое обеспечение заключается в обогащении содержания военно-патриотического образования учащихся важнейшими достижениями социально-гуманитарных наук, а также военной науки. Педагогическое и методическое обеспечение заключается в использовании всего многообразия педагогических форм и средств военно-патриотического образования учащихся, разработке учебных программ, учебников, учебных пособий, методической литературы по этой проблеме с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта. Информационное обеспечение заключается в активном использовании средств массовой информации, литературы и искусства, преодолении при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана и противодействии всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей; активное привлечение к военно-патриотической работе с учащимися ключевых министерств и ведомств Минобрнауки России, Минобороны России, Минкультуры России, Минздравсоцразвития России, а также известных государственных, политических и религиозных деятелей. Кадровое обеспечение включает не только базовое обучение руководителей и организаторов военно-патриотического образования учащихся, но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации. Финансово-экономическое обеспечение означает оказание финансовой поддержки в реализации программ военно-патриотического образования учащихся за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств; привлечение производственных и предпринимательских структур к обеспечению проведения мероприятий по плану военно-патриотической работы с учащимися; финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета; финансирование мероприятий региональных и местных программ за счет соответствующих средств. Создание перечисленных выше условий будет способствовать повышению эффективности функционирования системы военно-патриотического образования учащихся и совершенствованию управления этой системой. Управление системой военно-патриотическим образованием учащихся есть целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, образовательных и культурно-досуговых учреждений, обеспечивающая формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в его сознании патриотических ценностей, взглядов и убеждений, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени. Содержание управления системой военно-патриотического образования учащихся включает: планирование, организацию, контроль, прогнозирование и корректирование военно-патриотической работы с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач учебно-воспитательной деятельности; подбор, обучение и расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности военно-патриотической работы и информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач военно-патриотического образования учащихся; научную организацию труда субъектов военно-патриотического образования учащихся и внедрение прогрессивных видов, форм и методов военно-патриотической работы. Управление системой военно-патриотического образования учащихся осуществляет государство. В процессе управления государство широко использует общественные институты. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом военно-патриотического образования учащихся, действуют в пределах своих полномочий и согласовывают свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования. Правительство Российской Федерации обеспечивает выполнение государственных программ, планов военно-патриотического образования учащихся, осуществляет меры по всестороннему обеспечению военно-патриотической работы субъектов военно-патриотического образования, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по функционированию системы военно-патриотического образования учащихся. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации и государственных программ военно-патриотического образования учащихся; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) военно-патриотической работы и организуют их выполнение. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения государственных программ и планов военно-патриотического образования учащихся; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы военно-патриотического образования учащихся; разрабатывают перспективные региональные программы (планы) военно-патриотической работы и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления привлекают к решению задач военно-патриотического образования учащихся общественные организации и религиозные объединения; обеспечивают финансирование мероприятий региональных и местных программ.
|