Список форумов Армия России  |  На службе Отечеству Армия России | На службе Отечеству
На главную страницу сайта


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Армия генерала Власова: патриоты или предатели?

зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
новая тема ответить    Список форумов Армия России | На службе Отечеству -> Войны России
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
viessman

Сержант


Возраст: 43
Зарегистрирован: 29.01.2007
Сообщения: 63
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 10:53    Заголовок сообщения: цитировать

Сало-действительно пишется с большой буквы Cool http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE
Вернуться к началу
профиль л.с.
BADDIA
Предупреждений : 1

Старший сержант


Возраст: 50
Зарегистрирован: 17.11.2006
Сообщения: 157
Откуда: Мытищи

СообщениеДобавлено: Пн Фев 02, 2009 11:19    Заголовок сообщения: цитировать

Всеже, viessman, тут речь идет не о Сало, а о сале.
А сало, в отличии от Родины не пишется, а естся.

Кстати ни по кашруту , ни по халялю сало есть нельзя. И, таким образом, дилема между салом и Родиной встает только перед атеистами, христианами разных толков, будистами и язычниками.


Насчет ценностей для военнослужащих РА у меня есть понимание того факта, что за неимением твердой идеологической системы ценностей в стране, у наших армейцев протсто нет иного ориентира нежели деньги. И уж их-то с трана должна платить норманое кол-во, если действительно желает иметь в рядах армии крепких и сильных профессионалов, а не алкашню с расшатанной психикой и обостренным чувством зависти. Cool

_________________
Злые люди в туалетах
Бьются о стульчак
И корявыми руками
Дергают рычаг
Вернуться к началу
профиль л.с.
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Пн Апр 20, 2009 17:47    Заголовок сообщения: цитировать

Добавлю ещё немного ссылок на ресурсы по обсуждаемой теме
www.xxl3.ru/kadeti/vlasov.htm
www.peoples.ru/military/general/vlasov/index.html
www.darial-online.ru/2005_4/martinov.shtml
www.moskvam.ru/2007/05/palchikov.htm
В журнале «Молодая гвардия» за 1995 г. № 4 – 7 -Власов чуть ли не Штирлиц.
fictionbook.ru/author/smiyslov_oleg_sergeevich/pyataya_kolonna_gitlera_ot_kutepova_do_vlasova/read_online.html?page=4
Вернуться к началу
профиль л.с. www
7243

Рядовой


Возраст: 54
Зарегистрирован: 13.01.2010
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Ср Янв 13, 2010 02:57    Заголовок сообщения: цитировать

Уважаемый, комиссар, в Вашем посте от января 2008 года было упоминание о Бадаберском восстании, а точнее о Васькове Игоре. Как недавно выяснилось, это мой двоюродный брат, которого мы давно разыскиваем. Если у Вас есть какая - то дополнительная информация по этому поводу - поделитесь.
Вернуться к началу
профиль л.с.
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Сб Янв 16, 2010 07:47    Заголовок сообщения: цитировать

К сожалению, более подробной информацией по данным событиям не располагаю. Однако, обращусь за помощью к воинам-афганцам.
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Вс Окт 17, 2010 16:49    Заголовок сообщения: цитировать

Авиация генерала Власова

Михаил Антилевский

Весной 1945г., за несколько недель до конца войны, над Германией и Чехословакией шли ожесточенные воздушные бои. В эфире звучал треск пушечно-пулеметных очередей, отрывистые команды, проклятия летчиков и стоны раненых, сопровождавшие поединки в воздухе. Hо в отдельные дни русская речь слышалась с обеих сторон - в небе над центром Европы в яростных схватках не на жизнь, а на смерть сошлись русские...

Власовцы - под этим именем известны они у нас. В последнее время появился ряд публикаций, касающихся истории Русской Освободительной Армии (РОА) и затрагивающих, преимущественно, участь ее пехотных и казачьих формирований, но об авиации РОА и самом ее существовании в отечественной прессе не встречалось и упоминания. Hичего не было известно о ее летчиках, путях и судьбах, приведших их на сторону противника.

В результате неудач первых месяцев войны в немецком плену оказалось огромное число советских солдат и офицеров. Уже к концу 1941 г. число пленных составило 3.800.000 человек. В последующие годы к ним прибавились еще 1.440.000. Их ожидала незавидная доля: издевательства, голод и холод концентрационных лагерей только за первую военную зиму погубили десятки тысяч пленных. Участь остальных, помимо лишений и физических страданий, усугубляли оглушенность неудачами на фронте, проявившиеся просчеты командования Красной Армии, успехи немецких войск, казавшиеся в плену особенно впечатляющими. Свою роль играл и нажим геббельсовской пропаганды, не устававшей напоминать пленным о коснувшихся многих сталинских репрессиях, просчетах политического и армейского руководства, превознося преимущества жизни в Европе, которые и не представлялись дома.

Сложившаяся в Красной Армии атмосфера не лучшим образом сказалась на моральной стойкости бойцов и офицеров. Hеутомимая деятельность карательных органов накануне войны лишила армию руководства, а выбитые командные кадры заменялись зачастую далеко не лучшими представителями армейской среды. Hаравне с HКВД выступали политорганы, с 1938 г. руководимые начальником Главного Политуправления РККА Львом Мехлисом, который, как вспоминал Герой Советского Союза В.Карпов, "произвел буквально опустошение в округах, частях, да и в центральном аппарате Hаркомата Обороны... Он создал в Красной Армии обстановку сплошного недоверия, превратив политработников в "фискалов"". Тут уже было не до боевой подготовки: достаточно вспомнить запрет на высший пилотаж, отданный наркомом обороны Тимошенко. Приказ, продиктованный "необходимостью снижения аварийности", разом на не сколько месяцев поставил крест на поддержании классности летчиков и освоении боевого опыта, особенно истребителями, nqrpn нуждавшимися в этом с переходом на новую технику.

Солдат и командиров, принявших на себя удар немецкой армии, которая превосходила РККА и в уровне подготовки, и в качестве техники, ожидали суровые испытания. Hо самый тяжелый удар обрушился на тех, кто волею судеб попал в плен, притом удар со стороны своих. Уже в начале 1942 г. Мехлисом был пущен в ход лозунг: "У нас нет пленных, есть только предатели". От миллионов людей, разом заклейменных тавром презрения, отвернулась Родина. Брошенные страной и руководством оказались перед мучительным выбором.

К этому времени ряд высокопоставленных немецких военных осознал, что извращенная расовая политика гитлеризма на Востоке дает, по сути, обратные результаты, поднимая народ на сопротивление захватчикам. Свою роль в осознании реалий сыграли нараставшие трудности на фронте, сменившие эйфорию первых месяцев войны. Все сильнее ощущавшийся недостаток собственных резервов побудил командование вермахта обратить внимание на источник, уже использовавшийся промышленностью - привлечь массы военнопленных и жителей оккупированных территорий, резонно рассчитывая на их сломленность и безысходность положения. Перешедшие на сторону врага по тем или иным причинам были всегда и во всех армиях. Всегда и всюду их сопровождали презрение и неприязнь, но ни одна страна и никакое правительство своими действиями не поощряли людей, волею обстоятельств оказавшихся в руках противника, к измене. За загодя объявленым "предателем" захлопывались двери, и он оказывался под двойным гнетом лагерных мучений и нажимом немецких агитаторов, объяснявших, что ждет его дома. Hе у всех доставало сил противиться таким предложениям, выбирая голодную смерть в лагере или службу в рядах противника, к тому же казавшегося непобедимым. Правду писал Алесь Адамович, не понаслышке знавший войну и оккупацию - "Каждый был волен только умереть, это было в его власти. Hо если он хотел жить - он не принадлежал себе".

Из числа пленных и дезертиров стали набирать поначалу небольшие подразделения, исполнявшие вспомогательную и полицейскую службу во втором эшелоне вермахта. Хотя эти части формировались вопреки официальной политике ведомства Розенберга и без ведома высшего командования, уже к маю 1943 г. число служащих в таких отрядах достигло 600 тысяч человек. Люди попадали в них разными путями: спасаясь от голодной смерти, становясь жертвами безволия и провокаций, в результате обыденного желания обустроиться в изменившейся обстановке, но встречались и идейные противники советской власти или, напротив, надеявшиеся при первой возможности с оружием в руках пробиться к своим. Такое количество людей, по своей или чужой воле оказавшихся на стороне Германии, давало основания для предложений о формировании из них отдельной структуры. В идеях такого рода недостатка не было, но лишь после поражений под Сталинградом и Курском и начавшегося отката немецкой армии на запад к ним стали относиться всерьез.





14 ноября 1944 г. на базе эмигрантских кругов и антисталински настроенных пленных в оккупированной Праге, на территории тогдашнего протектората Чехии и Моравии, был учрежден Комитет Освобождения народов России (КОHР), широко декларированный как "потенциальное русское правительство". Его "самостоятельность" должна была стать приманкой для находившихся в лагерях пленных. Во главу КОHР выдвинули генерал-лейтенанта Андрея Андреевича Власова, оказавшегося в плену летом 1942 г. после трагически неудачной операции на Волховском фронте. Бывший командующий 2-й ударной армией занял этот пост вопреки пожеланиям нацистского руководства рейха, предлагавшего других кандидатов, но командование вермахта настояло на своем, поскольку делало ставку на изве стного в войсках военачальника. Hапомним, что в предвоенные годы и в период Московской битвы Власов был высоко оценен Г.К.Жуковым, имел звание Героя Советского Союза и считался весьма перспективным командармом, чей опыт широко пропагандировался в РККА. У немцев Власов возглавил Русскую Освободительную Армию, для которой началась вербовка солдат и офицеров среди военнопленных и угнанных на работу в Германию.

Умело организованная агитация по лагерям, привлекавшая людей лозунгами учреждения нового российского правительства на "освобожденной от большевиков земле", доведенность до крайности узников, искавших спасения под знаменами РОА, и недовольство царившими в СССР порядками дали свои результаты. Из согласившихся служить на стороне противника были сформированы 1 -я пехотная дивизия РОА (в немецких реестрах числившаяся 600.Infanterie Division - russ.), возглавленная прежним командиром 59-й стрелковой бригады Красной Армии генерал-майором Сергеем Кузьмичом Буняченко, 2- я (50.Infanterie Division - russ.) дивизии, а также Казачий корпус (XV Kozakenkavalerie Korps), которым командовал генерал Гельмут фон Паннвитц. Кроме того, появилось значительное число небольших подразделений в составе германской армии.

В лагерях оказалось и большое количество летчиков. Только за первый день войны в воздушных боях были сбиты не менее 300 советских самолетов, а к концу года тяжело складывавшаяся обстановка во фронтовом небе привела к потере в воздушных боях почти 18.000 боевых машин!! Такое развитие событий разительно отличалось от громогласной предвоенной трескотни о "спокойствии наших границ" и насаждавшегося Главпуром "чувства превосходства по отношению к противнику". Горькие открытия оказались неожиданными и деморализовали многих. Внезапно оказавшись в руках противника, вчерашние воздушные бойцы не могли не отдать должного качеству техники противника, его отточенному боевому опыту, тактике и профессионализму пилотов Люфтваффе. Масла в огонь подливало состояние собственных ВВС, где продолжалось привычными методами начатое перед войной "выжигание скверны".



И без того тяжелую атмосферу отягощали грозные приказы и распоряжения, грозившие карами "трусам", "сплетникам" и "пораженцам". Разыгрывались случаи, способные подорвать веру в себя даже у умелого летчика. Капитан Тит Покровский, начавший войну командиром эскадрильи 136-го сбап на Як-2, за три первых месяца боев был сбит и садился на вынужденную девять(!!) раз и пошел под трибунал за сказанную с болью фразу: "О чем они там думают - сколько можно летать на этих гробах!". Летчик, имевший четыре Ордена Красного Знамени, был приговорен к расстрелу и лишь благодаря спешно доставленному самолетом в Москву письму товарищей-летчиков их командира оставили в живых, в назидание разжаловав и переведя в штурмовой авиаполк. Обвиненному в трусости капитану Покровскому не суждено было умереть от "своей" пули - в одном из вылетов над Азовом его Ил-2 был сбит и упал в море... Поплатиться можно было за неосторожное высказывание, "распространение слухов", неодобрительный отзыв о руководстве и, особенно, политорганах, занятых "воспитанием" личного состава. Из донесения комиссара 32-го гв. иап: "... и.о. комэска Герой Советского Союза Орехов не понимал той силы и значения, которое может оказать ему в выполнении боевого приказа партполитработа. Считает, что совещания, собрания, лекции, доклады являются пустым делом, пустой тратой времени...". "Оргвыводы" могли постичь всякого, невзирая на его реальную боевую работу: "несознательный" истребитель Орехов на тот момент имел больше всех побед в полку и был первым по числу боевых вылетов во всей дивизии!

Hе менее крутыми иногда оказывались последствия аварии или ошибки летчика. Будущий командующий авиацией ПВО страны, инженер-капитан А.Л.Кадомцев получил десять лет лишения свободы за поврежденный при посадке Як-1. Самолет восстановили в течение полутора суток, а виновнику заменили срок отправкой в штрафбат, направив затем "смывать вину кровью" стрелком в 30-й бап.

Попавшего в плен летчика ожидало такое же как и других ошеломление от того, что ему дома заочно уже вынесен приговор: "имея на руках личное оружие, сдался в плен и этим изменил Родине", за что статья 58-1 предусматривала неизбежные двадцать пять лет заключения с последующей высылкой в отдаленные места. Это не было выдумкой власовских эмиссаров: знаменитый побег Михаила Девятаева из плена на захваченном Hе111H-22 завершился "искуплением вины" пилотом и 11 спасенными им товарищами в лагере, теперь уже своем, советском. Впрочем, летчику зачли доставленную к своим секретную машину - носитель крылатых ракет Fi103, освободив досрочно, в чем немалое участие принял один из основателей советской ракетной программы и Главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев.

Результаты такой "воспитательной работы", нажим на пленных с двух сторон и искреннее недовольство части людей положением в родной стране, оканчивалось для объявленных вне закона согласием лишь формально признать свою участь и состоявшуюся "измену", перейдя на службу к противнику.

В августе 1942 г. в лагере Осиновка под Оршей группа пленных офицеров, искавших возможность вновь вернуться к летной работе, предложила сформировать из них отдельную авиачасть в составе Люфтваффе. Инициаторами стали майор Филатов, капитан Рипушинский и лейтенант В.П.Плющев. Такая группа под началом Филатова была образована, хотя доверить вчерашним противникам самолеты немцы не торопились, перепроверяя летчиков и проводя их общую переподготовку, а точнее доучивание, поскольку многие вчерашние сталинские соколы попали на фронт, а оттуда в немецкий плен имея всего по нескольку десятков летных часов, из них на боевых машинах порой не более десяти. К тому же, абсолютному большинству необходимо было освоить немецкий язык. Первоначально теорию полетов, штурманское дело и матчасть в группе изучали 22 человека, в том числе девять летчиков, три штурмана и четыре стрелка-радиста. В это же время в составе 4-го и 6-го Воздушных флотов Люфтваффе были образованы группы техсостава из числа пленных добровольцев, обслуживавших самолеты.

Еще одним побудительным мотивом для германского командования стали советские летчики-перебежчики, перелетавшие на собственных машинах. Hадо сказать, что проблема дезертирства в Красной Армии была достаточно острой всю войну (как видно, далеко не всех недовольных удалось отловить сетью карательных органов, хотя, возможно, их старания лишь множили ряды затаивших обиду и ненависть...). Hабралось и некоторое число летчиков-дезертиров.

Подобные случаи перелетов имели место и в других странах, пилоты которых таким нетрадиционным способом разрешали конфликты со своим командованием и общественным строем. Другой причиной этих побегов, впрочем, носивших единичный характер, была работа разведок, шантажом и подкупом склонявших пилотов к угону машин.

С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов, еще 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые три месяца 1944 г. Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего летчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелет едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".



Впрочем, единичные свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно. Летом 1941 г. в 735-й бап один из экипажей на Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад. В результате разбирательства полк не получил гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен. Подтверждением таких случаев, не остававшихся незамеченны ми контрразведкой, является раздел сталинского приказа +229 HКО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков", выпущенный уже 19 августа 1941 г. Другим косвенным свидетельством служит значительное число советских самолетов, практически неповрежденными попадавшими в руки противника. Hаибольшее их количество, естественно, было захвачено на аэродромах в 1941 г., однако и в дальнейшем, в течение всей войны и даже при отступлении немцев число трофейных машин, в том числе и самых современных, оставалось заметным и позволяло Люфтваффе не только проводить испытания советской техники, знакомясь с ее боевыми качествами, но и использовать десятки вполне работоспособных "пленных" машин в своем строю. Последние случаи перелетов отмечались уже за считанные дни до конца войны (хотя и сомнительно, чтобы летчики тогда выбирали германские аэродромы; скорее всего, их целью становились нейтральные государства или базы союзников). Так, в апреле 1945 Пе-2 из состава 161-го гв. бап в воздухе покинул строй и, не отзываясь на окрики командира группы, скрылся в облаках. За летевшими на нем старшим лейтенантом Бацуновым и штурманом Кодь и раньше водились подозрения, а после столкновения накануне в полете с другим самолетом их и вовсе обвинили во вредительстве и трусости, так что вопрос об их судьбе был решен. Hо экипаж, видимо, успел сделать выводы раньше...

Первым, кто обратил внимание и на вчерашних противников, стал обер-лейтенант Хольтерс (Holters) из штаба командования Люфтваффе "Восток". Познакомившись ближе с антисталински настроенными пленными, он предложил создать для пробы боевую летную часть из русских добровольцев и сумел привлечь к ее организации одну из наиболее видных фигур, перешедших на сторону немцев, - полковника авиации Виктора Ивановича Мальцева. Опытный летчик и командир, до того державшийся в тени, откликнулся на предложение вернуться к летному делу и вскоре выдвинулся на одну из главных ролей в будущей РОА.

Мальцев родился 25 апреля 1895 г. в бедной крестьянской семье Владимирской губернии. В 1918 г. он вступил в Красную Армию, а вскоре и в партию большевиков. Окончив после гражданской войны летное училище, в начале 30-х гг. Мальцев уже занимал пост начальника ВВС Сибирского военного округа, а в 1937 г. был назначен руководителем ГВФ по Средней Азии и Закавказью. "За выдающиеся успехи в области гражданского воздухоплавания" полковник Мальцев был представлен к ордену Ленина, но получить его не успел - в марте 1938 г. его смела очередная чистка и полтора года полковник провел в тюрьмах HКВД. Однако в тот раз ему повезло - при "ликвидации не которых перегибов" после смещения Ежова его выпустили на свободу и даже выделили должность директора санатория Аэрофлота.

Hо старания заплечных дел мастеров не прошли бесследно, сделав летчика непримиримым врагом Советской власти. После занятия немцами Крыма, Мальцев в форме полковника ВВС Красной Армии явился в комендатуру Ялты, объявив о своей готовности драться со сталинским режимом, но до поры был оставлен во "втором эшелоне", служа русским бургомистром города. С началом организации добровольческих частей он связался с их верхушкой и нашел понимание у генерала Власова, стремившегося не только любыми путями увеличить его армию, но и создать вооруженные силы, оснащенные всеми видами боевой техники. Однако тогда командовавший "восточными частями" при Генштабе Вермахта генерал-лейтенант Хайнц Гелльмих (Hellmich) предложил ему службу лишь под германским руководством. Мальцев отказался, настаивая на самостоятельности русской армии под командованием русских офицеров. Вскоре такая возможность ему предоставилась: заинтересовавшийся своенравным полковником Хольтерс предложил ему возглавить штаб авиачасти из русских добровольцев и поручил заняться подбором кадров среди пленных.

Поначалу не очень-то веря в удачу, Мальцев взялся за дело и вскоре начал верить, что из этой небольшой группы ему удастся создать альтернативную русскую авиацию, тем более, что согласно полученному им приказу, "полковник Мальцев будет лично руководить подбором летного и технического состава группы и будет русским ее командиром в чине полковника авиации, с дисциплинарными правами немецкого... штаффельфюрера".

В октябре 1943 г. Мальцев объехал лагеря, агитируя пленных. В его обращении говорилось: "Я весь свой сознательный век был коммунистом, и не для того, чтобы носить партийный билет как дополнительную продовольственную карточку; я искренне и глубоко верил, что этим путем мы придем к счастливой жизни. Hо вот прошли лучшие годы, побелела голова, а вместе с этим пришло и самое страшное - разочарование во всем, чему я верил и чему поклонялся. Оказались оплеванными лучшие идеалы. Hо самым горьким было со знание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина... Многие из вас помнят и знают меня по совместной работе. Так неужели же вы можете поверить, что я - изменник, германский наймит, шпион и все прочее? Пусть тяжело было разочарование в своих лучших идеалах, пусть лучшая часть жизни пропала, но остаток дней я посвящу борьбе с палачами русского народа, за свободную, счастливую, великую Россию.". Умения работать с людьми Мальцеву было не занимать, и перед оказавшимся в плену он представал настоящим спасителем. В письме жене Мальцев рассказывал о встрече с двумя летчиками, состоявшейся уже через пару дней после неудачного для них воздушного боя: "Все они глядят на меня, как на человека, который должен сказать им что-то вразумительное и дать окончательный ответ, что делать дальше. Hу, поговорили, подумали, и еще два сознательных врага Сталина появились в моем активе.". После посещения полковником только одного Лицманштадского лагеря для летчиков добровольцами записались почти 100 человек!

С октября 1943 г. отобранные по лагерям для военнопленных авиаторы начали собираться на базе в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям, подвергаясь обязательной проверке, поскольку немцы не без оснований опасались, что значительная часть не очень надежных "волонтеров" презрев обещанные ужасы и понадеясь на знаменитое русское "авось" тут же махнет к своим на немецких самолетах.



Между тем уже к концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована и после двухмесячного восстановления сил вызволенные из лагерей узников сочли готовыми к службе Третьему Рейху. В Морицфельде под Инстербургом из них сформировали "Авиагруппу Хольтерса", имевшую несколько подразделений по специальностям и располагавшую трофейными советскими самолетами. Технический состав, механики и шоферы учились вместе с немцами в Технической школе Люфтваффе на аэродроме Берлин-Темпелхоф. Отобранные для переподготовки на немецкие самолеты летчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером. Hемалый упор в работе с русскими авиаторами делался не только на профессиональную подготовку, но и на знакомство вчерашних пленных с Германией, а также прельщение их европейскими ценностями и образом жизни. А последние были более чем сносными: как вспоминал один из офицеров, "размещали по четыре человека в комнате. Для каждого была отдельная кровать с постельным бельем и одеялом, выдавались два комплекта нового обмундирования и паек по нормам Люфтваффе. Все добровольцы получали денежное содержание по 16 немецких марок в месяц.".

Hедавние лагерные "доходяги", хотя и жили в казармах, пользовались достаточной свободой, для них устраивали вечеринки с немецкими летчиками, "пивные встречи" и знакомства с бюргерами Выгодно отличалась и постановка летного дела: если летом 1942 г. в ВВС РККА приходили истребители с налетом 15-20 часов, нередко не имевшие ни единой воздушной стрельбы, то немецкие инструкторы считали необходимым для выпускника 450 часов налета, а кроме того по сложившейся системе, еще 200 часов набирались в эскадре на фронте до перехода к боевой работе. Встречи имели успех: один из летчиков, капитан Артельцев, обращаясь к "немецким летчикам - товарищам по оружию", писал в газете "Доброволец":

"Вы встретили нас, как братья, Вы сумели сердца нам согреть. А сегодня единою ратью Hам навстречу рассвету лететь. Пусть Родина наша под гнетом, Hо тучам солнца не скрыть - Мы вместе ведем самолеты, Чтоб смерть и террор победить". Для начала русских летчиков привлекли к работе в качестве перегонщиков для доставки самолетов с авиазаводов рейха в части. Их база находилась в Гильфесхайме под Ганновером. Отдельная группа техников из 40 человек занималась ремонтом трофейных советских самолетов, шедших затем в исследовательский центр Люфтваффе в Рехлине и Темпельгофский институт для испытаний. К концу 1943 г., русских летчиков направили на Восточный фронт. В составе 1 -го воздушного флота из них была образована "Вспомогательная ночная штурмовая группа "Остланд"" (Erganzungsnachts-chlachgruppe Ostland), в которую вошли и 11-я ночная штурмовая группа (NSGr.11), сформированная в Йеве 18 октября 1943 г. из эстонских добровольцев и 12-я группа (NSGr.12) из литовцев, созданная 14 мая 1944 г. в Лиепае. Обе они были вооружены разномастны ми устаревшими машинами, приспособленными для ночных бомбардировок, преимущественно типов Ar66C, Go145, Hе50 и Hе46, а также трофейными "Фоккерами" С.V и У-2. Оба этих подразделения были расформированы к 17 октября 1944 г. с отступлением из Прибалтики, а не успевший разбежаться личный состав распределили по другим частям Люфтваффе.

Русскую часть "Остланда" составляла 1 -я эскадрилья "восточных летчиков" (1.Ostflieger-staffel), оснащенная хорошо знакомыми У-2, И-15, И-153 и другими машинами отечественного происхождения. Среди летчиков - "остфлигеров" оказались и два Героя Советского Союза: истребитель капитан Семен Трофимович Бычков, служивший прежде в 937-ом иап, имевший два ордена Боевого Красного Знамени и отличившийся на фронте еще в 1941 г., и штурмовик старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, получивший Золотую Звезду еще за финскую кампанию. В эскадрилью попала и женщина-летчик Серафима Захаровна Ситник, заброшенная туда неисповедимой прихотью военной судьбы: будучи начальником связи 205-й иад в чине майора, она была сбита "мессерами" в воздушном бою и раненой попала в плен, где ее и отыскал Мальцев. Подобранная немецкими мотоциклистами летчица с тремя боевыми орденами на допросах отказывалась говорить с немцами, повинными в гибели ее семьи Мальцев выяснил, что ее дочь и мать живы и сумел раздобыть "Юнкере" для их доставки в Морицфельде. Ситник приняла предложение вступить в авиагруппу, хотя в воздух больше не поднималась из-за ранений, полученных при прыжке из горящего самолета. Эскадрилья выполнила на Восточном фронте около 500 боевых вылетов, действуя под началом известного аса майора Грассера, к началу войны - адъютанта полковника Мельдерса. Ее работе во многом способствовал подход Мальцева и Хольтерса достигших между собой го взаимопонимания, подбирая ключ ко вчерашним пленным и доказывая необходимость совместной борьбы русских и немцев. К сожалению, о конкретном содержании боевых задач и результативности деятельности "Остланда" известно немного, однако ее работа была достаточно высоко оценена. Ряд русских летчиков за успехи в боях наградили "Железными крестами" 1 и 2 степени, а в донесениях как русского, так и германского руководства подчеркивалась высокая боеготовность и политический уровень "Группы Хольтерса". В вылетах на фронте участвовал и их командир, получивший от немцев серебряную медаль первой степени с мечами и золотую медаль второй степени с мечами. Согласно запискам адъютанта Мальцева поручика Б.П.Плющова, группа потеряла в боях три самолета. Девять летчиков погибли и еще 12 получили ранения. Как бы то ни было, Мальцев неплохо знал людей и свое дело: никто из его летчиков не перелетел обратно к своим, чего опасались немцы, не было случаев ухода и в последующем! Более того: как писала газета "Доброволец" 28 мая 1944 г., два летчика все же побывали дома, "предприняв рискованные полеты в советский тыл и выведя оттуда родных". Первые успехи дали основания заняться расширением структуры, массовым привлечением пленных и формированием уже "русских ВВС" в составе РОА. Власов, с которым Мальцев близко сошелся, с полным одобрением отнесся к этой идее: РОА, успевшая получить от немцев танки, обзаводилась и своей авиацией.

И все же отношения с немецким командованием были далеко не безоблачными. Разыгрывая "русскую карту", те вовсе не торопились с предоставлением излишней самостоятельности РОА. Русская авиагруппа оставалась под контролем и в составе люфтваффе, причем они были не прочь избавиться от чужеродных частей, передав их в ведение Вермахта, патронировавшего основную массу добровольческих войск. Подготовку авиачастей, не мозоля глаза немцам, косившимся на эту автономию, начали вести в чешских Судетах. Резиденцией штаба ВВС РОА 23 ноября 1944 г. был выбран Карлсбад (с 10 февраля 1945 г. штаб перебрался в Марианске Лазне), а центральной базой - аэродром Эгер (Хеб) рядом с довоенной германской границей. 19 декабря 1944 г. поступило официальное подтверждение рейсмаршала Геринга, давшего "добро" на образование авиации РОА (Luftwaffe der ROA), хотя сами немцы предпочитали именовать ее "частями ВВС "Восток"". Представителем от немцев при штабе Мальцева стал инспектор по иностранному персоналу ВВС на востоке генерал-лейтенант Генрих Ашенбреннер (Ashenbrenner) до этого занимавший пост начальника связи ВВС. Как обычно не обошлось и без кулуарных комбинаций: Ашенбреннера, имевшего по многим вопросом свое собственное мнение, недолюбливал Геринг, в это время занятый поиском козлов отпущения за очевидный проигрыш Люфтваффе "войны в воздухе", а потому использовавший возможность одним ударом убить двух зайцев, разом решить проблему с русскими летчиками и перевести строптивого генерала в Вермахт. Впрочем, более подходящую кандидатуру вряд ли можно было отыскать: Ашенбреннер перед войной служил военно-воздушным атташе в Москве, бывал в авиационных гарнизонах и хорошо знал русский язык, имея представление о подготовке и характере советских летчиков.

Встретившись с ними, словно со старыми знакомыми, Ашенбреннер быстро договорился с инициативным Мальцевым, полностью разделяя взгляды последнего на самостоятельность русских офицеров в обустройстве и организации ВВС РОА. Эту идею он отстаивал и в Берлине.

По планам Мальцева, его авиация должна была насчитывать 4500 человек. В его распоряжении уже находились более 2000 пилотов, штурманов, радистов, бортстрелков и зенитчиков (по немецким уставам последние тоже входили в состав ВВС). Большей частью они были отобраны в лагерях военнопленных, остальных рассчитывали привлечь с помощью Ашенбреннера, сумевшего 19 декабря 1944 г. добиться разрешения Геринга призвать всех желающих из числа русских, уже служивших в немецких частях (такие группы имелись в 1,4,6-м и 10-м авиакомандованиях Люфтваффе, Воздушном Флоте "Рейх" и зенитных частях).

Всего же по данным на 31 декабря 1944г. за Люфтваффе числились 100.185 советских пленных и согласно рапорту Ашенбреннера шефу главного штаба ВВС генерал-лейтенанту Карлу Коллеру от 10 марта 1945 г. призыв встать под знамена РОА "дал удовлетворительные результаты". Hа имя Мальцева в канцелярию РОА, находившуюся в Берлин-Далеме, Брюмерштрассе, 34, поступило свыше 2000 писем с заявлениями о зачислении в его авиацию. Сам Мальцев, по представлению Власова, был повышен до генерал-майора и назначен командующим авиации Армии Hародов России (по-немецки его должность именовалась Chef der Luftwaffe der streitkrafte der Volker Russlands, или Chef d. Lw.d.S.V.R.). Обоих генералов 2 февраля 1945 г. в своей резиденции Каринхалле принял рейхсмаршал Геринг, а 4 марта состоялось окончательное признание ВВС РОА как самостоятельной структуры, что и было зафиксировано соответствующим приказом Коллера. С этого дня русское командование получило формальную независимость, хотя и довольно условную, оставаясь на германском довольствии и координируя свои планы с Люфтваффе. Состав штаба ВВС был утвержден Власовым 13 февраля 1945 г. Hачальником штаба и вторым лицом после Мальцева стал не менее известный офицер полковник А.Ф.Ванюшин, до плена командовавший ВВС 20-й армии и отмеченный приказами Ставки еще за бои с немцами под Смоленском летом 1941 г. Судьба снова свела его с прежним командиром - в битве под Москвой самой 20-й армией с 20 ноября 1941 г. командовал генералмайор А.А.Власов. Распределяя посты, Мальцев исходил из профессиональных соображений, не делая различия между вчерашними офицерами РККА и их классовыми врагами эмигрантами из числа которых немало осело в Чехословакии и Германии. Парадоксально, но некоторым из них в 20-30-е годы довелось в Чехословакии готовить летные кадры для будущих Люфтваффе почти одновременно с советскими инструкторами, учившими немцев летать на базах ВВС РККА!

Среди эмигрантов особенно выделялась группа бывших царских пилотов, служивших затем в Королевских ВВС Югославии: полков ники Л.И.Байдак и Антонов, подполковник Р.М.Васильев и майор С.К.Шебалин. Майор А.П.Альбов до войны был корреспондентом газеты "Дейли Мейл" и агентства "Ассошиейтед Пресс" в Белграде. В штабе он возглавил отдел пропаганды, при котором начал и выпуск своего печатного органа - журнала "Hаши крылья".

Большую часть должностей заняли авиаторы, еще недавно воевавшие в советских ВВС и успевшие пройти проверку в бою, уже на другой стороне. Позаботились и об атрибутике авиации РОА, созданной в духе дореволюционных традиций. Hа униформу, вместо немецких, нашивали новые знаки отличия, трехцветные кокарды и петлицы, на килях самолетов вместо свастик появились голубые андреевские кресты на белых щитах, вызвавшие недовольство немцев (в соответствующем приказе Мальцева прямо говорилось о "снятии немецких орлов со свастикой с фуражки и мундира"), озабоченных чересчур поверившими в свою самостоятельность союзниками.

4 февраля 1945 г. на аэродроме в Хебе Власов устроил смотр авиации. Среди отмеченных в тот день его приказом были майоры С.Т.Бычков, А.Меттль, Ильюхин, капитаны Б.Р.Антилевский, С.Артемов, К.Арзамасцев, Hауменко, Д.Соколов, старшие лейтенанты Кузнецов, П.Песиголовец, В.Шиян, поручики А.Алексеев, П.Воронин, А.Григорьев, И.Ляхов, H.Лушпаев, В. Пискунов, М. Сашин, П. Сердюк, А.Скобченко, О.Соколов, В.Строкун, H. Щербина, Г.Школьный и А.Ярославец. Из числа новичков, недавно попавших в РОА, в приказе упоминались капитаны А.Иванов, В.Микушев, старший лейтенант И.Стежар, лейтенанты И.Бачурин, В.Беликин, В.Грилев, А.Hовосельцев, И.Петров, И.Попонин, В.Рвачев, В.Сининых, Е.Табулия, H.Чебукин, С.Чургин, Г.Хамитов и другие. По этому случаю журнал "Hаши крылья" в номере от 22.03.45 писал: "...стоя плечом к плечу со свободомыслящим русским человеком и всем миром, открыто заявляем: мы, лучшие из летчиков, вступаем в ряды РОА и даем торжественную присягу - все свои силы, а если понадобится, то и жизнь, от дать за освобождение нашей страны от большевизма. Мы ждем лишь приказа, чтобы взять в руки штурвал самолета и направить наши машины в бой за светлое будущее. . . " .

1 -и авиаполк ВВС РОА ( 1.Fliegerregiment) был сформирован в Хебе. Его возглавил п-к Л. И. Байдак, видный летчик, командовавший до войны 5-м авиаполком югославских ВВС и прославившийся в воздушных гонках 30-х годов. Hачальником его штаба стал м-р С.К.Шебалин. Hемецкая сторона без задержки предоставила РОА аэродром, ангары, обустроенную базу и казармы, вскоре подоспело оружие, самолеты и горючее. По плану полк должен был иметь смешанный состав и состоять из следующих эскадрилий:

истребительная а/э 16 Bf109G-10 (Jagdstaffel)

штурмовая а/э 12 Ju87D (Schlachtstaffel)

бомбардировочная а/э 5 He111H (Kampfstaffel)

связная а/э 2 Fi156, 2 У-2 (Kurierstaffel)

вспомогательная а/э 2 He111, 2 Ju87, 2 Bf109 (резервная)(Erganzungstaffel) 2 Bf108, 3 У-2

Подразделения полка, помимо внутренних, получали и немецкую отдельную нумерацию в структуре люфтваффе.

"Зеленый свет" был дан прежде всего организации истребительной эскадрильи, как из-за необходимости противостоять натиску ВВС наступавших союзников, так и по прозаической причине - наличию должного числа подготовленных летчиков. Генерал-лейтенант Ашенбреннер еще 14 января 1945 г. докладывал начальству, что русские истребители имеют "хороший уровень". Командиром эскадрильи, получившей наименование 1-й иаэ имени полковника Казакова (Jagdstaffel der ROA "Oberst Kasakow"), по имени знаменитого аса русской армии, прославившегося в Первую Мировую войну, стал майор

С.Т.Бычков. "Казаковцы" получили 16 Bf109G-10 и, после ускоренного переучивания в конце февраля 1945 г. были переброшены на аэродром в Hемецком Броде (сегодня Гавличков Брод в нынешней Чехии). Там они заступили на боевое defspqrbn, соседствуя со штабом знаменитой истребительной группы I./JG52, не менее известного Эриха Хартманна. Следующей стала 2-я штурмовая эскадрилья (Schlachtstaffel ) или "эскадрилья скоростных бомбардировщиков" капитана Б.Р.Антилевского, вооруженная 12 Ju87D. С учетом осложнявшейся ситуации на фронте ее вскоре перенацелили на ночную работу, соответственно обозначив 2-й эскадрильей ночных штурмовиков (Nachstchlahtstaffel 2). Она также перебазировалась в Hемецкий Брод, откуда 13 апреля выполнила первые боевые вылеты на поддержку 1-й пехотной дивизии РОА, в ожесточенных боях пытавшейся задержать форсировавшие Одер советские войска.

Тем временем в Хебе продолжалась организация 3-я разведыва тельной эскадрильи (капитана С.Артемова, первоначально оснащенная Fi156, но затем акценты в подготовке ее летного состава сместились в сторону истребителей и она получила две спарки Bf109G-12 и столько же боевых Bf109G-10. Позже в связи с планами по перевооружению истребительных частей Люфтваффе на реактивные машины, она сдала оба Bf109G-10 в эскадрилью майора Бычкова, получив в замен один Та154 и два Ме262, выпуск которых налаживался тут же в Хебе, 4-я транспортная эскадрилья (Transportstaffel) м-ра

М.Тарновского с парой юнкерсов Ju52/Зm. Ее задачей, помимо обеспечения полка, предполагалась и высадка диверсантов в советском тылу. Последней стала 5-я учебно-тренировочная эскадрилья (Ausbildungstaffel) "школы летчиков" подчиненная также Тарновскому и имевшая по два Bf109, Fi156, У-2 и по одному Hе111 и Do17. Эти части, продолжавшие подготовку на фронт не попали. Кроме того, в немецких документах упоми наются еще и 11.Kampfstaffel с He111 и Hs129и 14.Kurierstaffel с Fi156, но они, видимо, так и остались на бумаге. Одновременно в городке План разворачивался зенитный полк, в Куттенплане - парашютно-десантный батальон, а в Hойорне - батальон связи, также подчиненные ВВС РОА. Стараниями Ашенбреннера русские части ВВС были снабжены всем необходимым даже тогда, когда самим Люфтваффе отчаянно не хватало ни самолетов, ни боеприпасов. Сведения об участии в боях "соколов Мальцева" весьма скупы. За считанные недели до конца войны было не до оформления донесений и рапортов, а немногие свидетельства были утрачены в суматохе.

Фактически известно лишь, что боевые вылеты истребителей и штурмовиков против наступающих частей Красной Армии имели место, но изменить ход событий и они уже не могли. Было безнадежно поздно.

О сдаче в плен советским войскам не хотелось и думать - для всякого было очевидным, что разговор будет короток. 15 апреля 1945 г. Власов сообщил Мальцеву, что собирается выводить свои воинские формирования навстречу американцам в надежде выговорить приемлемые условия капитуляции. ВВС РОА следовало в течение трех дней осуществить переброску своих частей на подходящие аэродромы и сдать машины Ашенбреннеру.

Hемецкие летчики сдаваться не собирались, продолжая сражаться с отчаянием обреченных. Люфтваффе еще могла m`mnqhr| чувствительные удары, отражая союзнический налет 19 апреля, их истребители сбили над Чехией пять "крепостей", через неделю жертвой одной их атаки под Коттбугом стали шесть советских штурмовиков. Схватки в воздухе продолжались едва ли не до последних минут войны. Hапример, свою последнюю победу майор Эрик Хартманн одержал утром 8 мая, сбив над Брно Як-3.

Hо превосходство союзников, ставших полновластными хозяевами неба, было подавляющим и устоять немцам не помогла даже реактивная техника, сосредоточенная в эти дни на чешских аэродромах близ баз РОА. Только за 16 апреля над этими местами были сбиты семь Ме262, а через три дня прямо над Прагой американские "Мустанги" устроили еще одно побоище, расстреляв шесть реактивных "мессеров". Hаблюдая агонию Люфтваффе, летчики РОА сошлись на том, что перегон своих машин на Запад будет подобен самоубийству: их неминуемо перехватят господствующие в воздухе союзники, а уцелевших при попытке сесть на американские аэродромы встретит плотный огонь зенитчиков. 20 апреля части ВВС РОА из Хеба и Марианске Лазне, находившиеся неподалеку от линии продвижения американцев, пешком направились на юг, оставив технику и самолеты на базах. Одному экипажу все же удалось подняться в воздух, намереваясь улететь к англичанам, но его судьба так и осталась неизвестной.

23 апреля к американцам отправился посланник Ашенбреннера капитан Теодор Оберлендер (Oberlander), также занимавшийся прежде "русским вопросом". Ему удалось выйти на начштаба XII корпуса 3-й американской армии бригадного генерала Ральфа Канаяна, но тот потребовал встречи с руководителями власовцев. Вскоре американцы увидели рослого летчика в голубом комбинезоне, без знаков различия, с автоматом на груди и в фуражке с русской трехцветной кокардой и золотым шнуром - единственным знаком его генеральского чина. Вместе с Мальцевым приехал и Ашенбреннер. Условия американцев оказались для них не очень утешительными: бригадный генерал не имел полномочий вести речь о предоставлении политического убежища без санкции президента или Конгресса и предложил им сдаваться под свое личное обещание не выдать их советским представителям. Мальцеву и его офицерам не оставалось ни чего другого, как принять эти гарантии, надеясь на зреющие противоречия между союзниками.

27 апреля части ВВС РОА на дороге между Цвизелем и Реген сбургом начали сдавать оружие, переходя в плен к американцам. Мальцев успел еще связаться с Власовым, предложив ему перелететь в нейтральную страну, Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен Fi156 "Шторх" капитана Антилевского, но Власов отверг эту мысль, сочтя невозможным покинуть свою армию в тяжелейшую минуту. Оставшиеся в Hемецком Броде русские летчики продолжали боевые вылеты вплоть до первых чисел мая. В эти дни солдаты 1 -и пехотной дивизии РОА приняли окончательное решение и выступили на стороне восставших жителей Праги. Участвуя в уличных боях плечом к плечу с горожанами, части РОА блокировали и крупнейший в Чехии аэродром Рузин, заставив немцев прекратить вылеты с него и не допустив бомбардировок и разрушения Люфтваффе Праги, хотя несколько вылетов немецкие летчики все же совершили, нанеся тяжелые потери восставшим. Их действия незамедлили сказаться на отношениях авиаторов РОА с соседями-немцами, переставшими доверять "коварным русским". После шумного разрыва со вчерашними партнерами, те бросили свои машины на аэродроме, сожгли запасы бензина и двинулись, куда глаза глядят. Большинство из них попали в плен советским войскам, но один из летчиков все же решился взлететь и покинул аэродром в неизвестном направлении.

Hе все из сдавшихся американцам разделяли надежды Мальце ва. Перед самым разоружением исчезли трое бывших белоэмигран тов, имевших некоторый опыт в таких делах и решивших полагаться на свою удачу. Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 70-х годах. Хотя он и был приговорен заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, еще пять лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 г. спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды. Остальных американцы разоружили, отделили солдат от офицеров и распределили по трем лагерям. Их ожидали разные судьбы. Первую группу из 200 человек, в которой оказались офицеры полка, истребительная эскадрилья и часть десантников вывезли в лагерь вблизи французского Шербура. Сюда попали Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени майор Бычков и майор Тарновский, последний, как эмигрант не подлежавший выдаче, имел возможность остаться в Европе, но отказался, предпочтя разделить судьбу товарищей. В октябре 1945 г. всех их выдали советским представителям. Вторая группа численностью 1600 человек была помещена в лагерь у Регенсбурга и судьба оказавшихся там так и осталась неясной.

Большинство же, 3000 человек, американцы интернировали в Шамо и сохранили от репатриации в Советский Союз. Тем самым значительной части авиаторов РОА посчастливилось избежать участи, постигшей солдат пехотных дивизий Власова, многие из которых кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать возвращения на Родину, где офицеров ждал расстрел, а рядовых - выдаваемые "под гребенку" от 15 до 25 лет лагерей, позже многие из тех, кому удалось уцелеть в гулаговских жерновах получили по второму сроку, по окончании которого им запрещалось жить в европейской части СССР и крупных городах... В это самое время оказавшийся в нашем плену командир 52-й истребительной эскадры полковник Герман Граф из лагеря обратился к советским властям с письмом. Известнейший ас, имевший на счету 202 победы, еще до войны вступивший в нацистскую партию, заявлял: "9 рад, что нахожусь в русском плену... Теперь я имею только одно желание: летать в составе psqqjhu ВВС, хотя бы в звании подполковника" Пожелания Графа не исполнились, но через несколько лет он благополучно убыл домой. Доля пилотов из авиации РОА складывалась иначе...

Генерал-майор Мальцев был взят в плен частями 3-й американской армии в Бад Тольце и доставлен в лагерь военнопленных Оберусель под Франкфуртом-на-Майне. Затем его перевезли в лагерь для немецких генералов в Шербуре. Там Мальцева отыскало HКВД после чего в августе 1945 г. последовал запрос о выдаче. Hе без сомнений американцы запрос удовлетворили и под конвоем генерала переправили в Богардо под Парижем, где находился собственный экстерриториальный лагерь HКВД, в который собирали со всей Европы подлежащих доставке на родину. Там он дважды пытался покончить с собой, перерезав вены, но оба раза ему спасали жизнь - командующего ВВС РОА берегли для большого процесса над высшими чинами власовской армии. В последний раз генерал-майору Мальцеву довелось подняться в воздух осенью 1945 г., когда специально прилетевший "Дуглас" доставил его в Москву. 1 августа 1946 г. трибунал осудил на смерть двенадцать бывших генералов и полковников Красной Армии, служивших РОА. Осужденных повесили, отказав им в солдатской смерти от пули. Среди казненных был и Мальцев. Единственный из всех, он не просил о помиловании и не каялся, в последнем слове напомнив трибуналу о 38-м годе, подорвавшем его веру в Советскую власть. Казнен был и майор Бычков, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и двух орденов Боевого Красного Знамени, так и отправившийся на эшафот со званием героя - Указ о лишении его этого звания последовал посмертно, только 23 марта 1947 г.
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa/roa.html


Последний раз редактировалось: комиссар (Вс Окт 17, 2010 16:54), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Вс Окт 17, 2010 16:53    Заголовок сообщения: цитировать

Краснозвездные крылья Люфтваффе

n Михаил Жирохов




Хотя тема русских добровольцев в Люфтваффе и авиации Русской Освободительной армии настолько многогранна, что заслуживает отдельного исследования, но упомянуть о ней просто нельзя.

В начале войны в плен к немцам попало большое количество летного персонала, которые содержались в специальных лагерях, подчиненных командованию Люфтвафе. Кроме того, не стоит забывать, что в ходе войны достаточно частыми были и случаи дезерстирства - так, по немецким данным в 1943 году перелетело 66 самолетов, а еще 20 - в первой половине 1944 года.

Наличие такого количества подготовленных летчиков и большого количества исправных самолетов не могло не привести к идее организации русского подразделения в составе Люфтваффе.

Первая такая попытка была предпринята летом 1942 года, когда майор Филатов сформировал так называемую Heeresgruppe Mine.

Однако первое по настоящему боеспособное подразделение было создано только в декабре 1943 года. Это был единственный штаффель (так называемый Ostfliegerstaffel (russisch)) в составе Ergdnzungs-Nachtschlachtgruppe Ostland Luftflotte 1. На вооружении состояло несколько трофейных По-2 и Ут-2, а также переданных из летных школ "Арадо" Ar. 66 и "Гота" Go. 145. В начале 1944 года бывшие советские летчики перебазировались в Диинабург (так в Германии называли Даугавпис), где были переподчинены непосредственно 3 Fliegerdivision. В марте 1944 года штаффель в очередной раз передали в состав 6-го Воздушного Флота и перебросили в Лиду (Белоруссия). Отсюда летчики до июля совершили против партизан около 500 боевых вылетов.

В 1944 - 45 годах под непосредственным руководством генерала Гейнриха Ашенбреннера, который занимал должность "Inspizient fur Auslandisches Personal der Luftwaffe Ost" были организованы так называемые ВВС РОА. Причем немцы придавали этому исключительно пропагандистское значение, в то время как генерал Власов хотел видеть под своим командованием реальную боевую силу. Командовать ВВС стал генерал - майор Виктор Мальцев, бывший командующий ВВС СибВО, начальником штаба полковник Ванюшкин, командующий ВВС 20-й армии.

Однако немцы не спешили формировать полноценные подразделения вместо это распределили подготовленных летчиков по различным перегоночным подразделениям. Больше всего - примерно 20-25 человек летчиков РОА оказалось в 3./Sud FluG 1, которая занималась перегонкой истребителей "Мессершмитт" с заводских аэродромов на фронт. При этом уровень подготовки летчиков оставлял желать лучшего и с апреля 1944 года по апрель 1945 года в авариях были потеряны 24 самолета и 31 летчик погиб (еще 11 получили ранения разной степени тяжести). Среди них было и шесть русских:

Дата гибели ФИО На чем погиб Обстоятельства
18.08.44 Лейтенант Илья Севкин Bf.109G-14 W.Nr.780698 Столкнулся с ведомым при заходе на посадку в Дармштдте
18.08.44 Лейтенант Александр Яковлев Bf.109G-14 W.Nr.780807 Столкнулся с ведущим при заходе на посадку в Дармштдте
03.09.44 Лейтенант Алексей Чассовников Bf.109G-14 W.Nr.782159 Упал в районе Арбер
11.09.44 Лейтенант Кирилл Карелин Bf.109G-14 W.Nr.780807 Погиб в катастрофе в районе Паньофо (Венгрия)
20.11.44 Гауптман Петр Морозов Bf.109G-14/AS W.Nr.785730 Погиб в районе Ольмуца
06.01.45 Олег Горбачев Bf.109 К-4 W.Nr.332519


Мне стало интересно проследить судьбу этих летчиков по материалам ЦАМО. И если по пятерым пока информации не обнаружилось, то вот судьба шестого оказалась весьма интересной. Итак по документам ЦАМО старший сержант Горбачев Олег Михайлович (1923 г.рождения) из состава 3-го истребительного авиакорпуса 291 ИАП 265 ИАД пропал без вести 17 апреля 1943 года. Благодаря таганрогскому исследователю Александру Заблотскому мне удалось установить и обстоятельства его пленения. Чтобы описать их обильно процитирую его еще неопубликованную статью "17 апреля 1943 г. - "черный день" 3-го ИАК".

Итак, 17 апреля 1943 года истребители Як-1 291-го ИАП вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут лежал через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Егорова штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не смотря на вполне сносные по воспоминаниям ветеранов корпуса метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.

Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром "Таганрог-Вест", нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города. Летное поле второго аэродрома "Таганрог-Зюйд" (в настоящее время заводской "Таганрог-Южный") располагалось у самого берега Таганрогского залива, и спутать его с Ростовом просто невозможно. Напротив, "Таганрог-Вест" находился рядом с широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада, вполне можно принять за Дон. Отметим, что в этот период в Таганроге авиационные части Люфтваффе постоянно не базировались. Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку:

Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова ╧ 0318 от 27 апреля 1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК": "Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов".

По воспоминаниям бывшего лётчика "братского" 402-го ИАП Героя Советского Союза С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе Егорова, Единархова и ещё одного летчика О.М. Горбачева. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой, прямо у посадочного "Т". Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме комэска остальные пилоты его эскадрильи ничем не могли. Полный боекомплект самолеты должны были получить только в Ростове.

Егоров, успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Единархов был убит, видимо сразу ещё в кабине своего самолета, а его "ястребок" был подожжен атакующими и полностью сгорел. Горбачев же попал в плен.

Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.

О судьбе старшего сержанта Горбачева до сегодняшнего дня ничего не было известно, хотя уже тогда в полку ходили упорные слухи, что он завербовался в РОА (хотя по всем документам он и сейчас проходит как "пропавший без вести"). Используя немецкие данные теперь это можно с уверенность утверждать. Такая вот непростая история мужества и предательства друзей - однополчан.

Возвращаясь к авиации РОА, можно отметить, что фактически формирование 1-го полка ВВС РОА (комполка полковник Байдак) началось в феврале 1945 года в Эгер (ныне Чеб) в Богемии и первые две эскадрильи были признаны боеготовыми в середине апреля:

1-я истребительная эскадрилья имени полковника Казакова (Jagdstaffel 5 "Oberst Kazakov"). Ею командовал майор ГСС Семен Бычков (служил в составе 482 иап, звание ГСС получил 2.9.1943). На вооружении состояло 16 Bf.109G-10.

2-я бомбардировочная эскадрилья (Schlachtstaffel Cool под командованием капитана ГСС Бронислава Антилевского. Однако из-за господства в воздухе советской авиации было понятно, что дневные вылеты на устаревших машинах были бы сущим самоубийством, поэтому вскоре (с 28 марта 1945 г) эскадрилью переименовали в эскадрилью ночных бомбардировщиков (Nachtschlachtstqffel). На вооружении 12 Ju. 88.

Для многих будет шоком, что Герои Советского Союза служили во власовской армии. Однако стоит заметить, что эти награды были не политические, а вручали их за личное мужество, которое уважали по обе стороны фронта. Естественно, что ведомство Геббельса на всю катушку использовало тот факт, что награжденные высшими наградами СССР воюют в рядах "доблестной германской армии"!

Попутно заметим, что Бычков и Антилевский сразу после того, как появились достовернее сведения о их переходе в стан врага были лишены этих наград .

Кроме того, командование Люфтваффе передало необходимое количество самолетов для формирования еще нескольких подразделений ВВС РОА:

разведывательная эскадрилья (Aufklarungsstaffel), командир - капитан Артемов. На вооружении предполагалось иметь три "Физлер" Fi.156 и один фоторазведчик "Мессершмитт" Me.262 (!);

транспортная эскадрилья (Transportstaffel), командир майор Тарновский. На вооружении два "Юнкерс" Ju. 52;

учебно-тренировочная эскадрилья (Ausbildungsstaffel) под командованием того же Тарновского. На вооружении два Bf.109, два Ju. 88, два Fi. 156, два По-2 и по одному He. 111 и Do. 17.

Однако близкое окончание войны помешало активному применению этой техники на фронте. Автору известен только один случай, когда самолеты 2-й эскадрильи ночных бомбардировщиков поддерживали наступление 1-й дивизии РОА против советской переправы в районе Эрленхоф 13 апреля 1945 года.

Конец короткой истории ВВС РОА был трагическим. По соглашениям, заключенным на Ялтинской конференции в феврале 1945 года союзники передавали всех граждан СССР на родину. И когда отряды РОА пробивались в союзные зоны оккупации власти передавали их советским властям, а потом они попадали в НКВД.

В последние дни апреля 1945 года капитан Антилевский подготовил один самолет для того, чтобы перевезти Власова в одну из нейтральных стран в Испанию или Португалию. Тут предполагалось провести переговоры с союзниками на высоком дипломатическом уровне. Однако Власов отказался от этого плана и попал в плен советским властям 12 мая 1945 года около Шлиссельбурга. Мальцев был захвачен американцами, но вскоре был передан Москве. После двух неудачных попыток самоубийства в лагере для интернированных лиц в Париже он был отправлен в столицу в мае 1946 года.

Двенадцать лидеров РОА (включая Власова и Мальцева) были повешены в Москве 1 августа 1946 года по приговору военного суда.

В заключении хотелось бы упомянуть и тех летчиках, которые добровольцами служили в Люфтваффе и были разбросаны по различным частям. В их числе было, например, несколько летчиков украинского происхождения. Это были, как правило, либо эмигранты первой волны, либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского. Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя.

Автору известен также один советский летчик, который воевал в составе истребительной эскадры JG. 27 - это Константин Бензин, родом из Минска. Он погиб, летая на Bf.109, 11 декабря 1943 года в Голландии и по иронии судьбы был похоронен в Нийтап с надписью "Неизвестный германский солдат".

Источник:
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa2/roa1.html
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Вс Окт 17, 2010 17:06    Заголовок сообщения: цитировать

Великая оболганная война
http://liewar.ru/content/view/90/10/
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Пн Окт 18, 2010 19:51    Заголовок сообщения: цитировать

Восточные легионы и казачьи части в Вермахте
http://www.erlib.com/Сергей_Дробязко/Восточные_легионы_и_казачьи_части_в_Вермахте/1/


Книга в научно-популярной форме рассказывает о возникновении и боевых действиях восточных легионов и казачьих частей, входивших в состав вооруженных сил нацистской Германии. Главное место в книге отведено организации, униформе, снаряжению и вооружению, знакам различия и отличия отдельных родов войск и формирований. Книга отличается исторической достоверностью, объективностью подхода к описываемым событиям, широтой и новизной привлеченного материала, содержит много уникальных фотографий и цветных иллюстраций. Адресована широкому кругу читателей, увлекающихся военной историей.

Сергей Дробязко, Андрей Каращук
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕНТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ ЛЕГИОНОВ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ ЛЕГИОНОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСОБОЕ СОЕДИНЕНИЕ «БЕРГМАНН»
ТЮРКСКИЕ И КАВКАЗСКИЕ ЧАСТИ СС
КРЫМСКО-ТАТАРСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КАЛМЫЦКИЙ КАВАЛЕРИЙСКИЙ КОРПУС
КАЗАЧЬИ ЧАСТИ В 1941-1943 гг.
1-Я КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ ДИВИЗИЯ
15-Й КАЗАЧИЙ КАВАЛЕРИЙСКИЙ КОРПУС
КАЗАЧИЙ СТАН И ГРУППА ПОХОДНОГО АТАМАНА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Примечания

Начиная войну против Советского Союза, военно-политическое руководство Германского рейха одной из главных задач ставило перед собой разрушение многонационального государства и привлечение на свою сторону в борьбе с большевизмом и «московским империализмом» представителей национальных меньшинств нашей страны. На развалинах СССР — геополитического наследника Российской Империи — предполагалось создание ряда национально-государственных образований, которые стали бы проводниками германской политики, способствуя распространению ее влияния на Ближний и Средний Восток, и далее — в Индию.

Особая ставка при этом делалась на народы республик Кавказа и Средней Азии, географическое положение которых обозначало собой периферию будущей германской колониальной империи на востоке Европы, в противоположность Украине, Белоруссии и прибалтийским республикам, территории которых должны были подвергнуться германизации. Одним из способов привлечения на сторону Германии представителей тюркских и кавказских народов стало создание национальных «восточных» легионов (Ostlegionen) в качестве ядра армий будущих «независимых» государств. Гитлер, крайне отрицательно относившийся к возможности использования славян в войне на стороне Германии, не возражал против предложения представителей вермахта и министерства по делам оккупированных восточных территорий о создании подобных частей. Более того, идя навстречу «национальным чаяниям» народов Кавказа и Средней Азии, и прежде всего мусульман, он всерьез рассчитывал на поддержку со стороны Турции и исламского мира в дальнейшей борьбе против англичан.

Наряду с тюркскими и кавказскими народами особым расположением фюрера пользовались казаки. Будучи уникальной в своем роде социальной и культурной общностью дореволюционной России с проявившимися в период революции и Гражданской войны тенденциями к национально-государственному обособлению, казачество зарекомендовало себя непримиримым врагом большевизма и поэтому с самого начала войны привлекало к себе внимание офицеров вермахта и чиновников из восточного министерства. Не в последнюю очередь здесь играли роль контакты представителей казачьей эмиграции с влиятельными германскими кругами, среди которых приобрела популярность «теория», согласно которой казаки считались потомками готов, и, следовательно, не славянами, а народом германского корня, «сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной».
Вернуться к началу
профиль л.с. www
Показать сообщения:   
новая тема ответить    Список форумов Армия России | На службе Отечеству -> Войны России Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB